Источник

О творениях святого Афанасия Великаго

Когда ты встретишь книгу Афанасия, то если у тебя нет бумаги, запиши ее хотя на твоей одежде (Козма, Pr. spir. XL).

Обстоятельства происхождения творений святого Афанасия и величие их

Почти все творения святого Афанасия Великого писались по поводу живых обстоятельств церковно-религиозной жизни его времени. Великий переворот, совершавшийся во всех сферах мировой жизни его времени чрез смену язычества христианством, особенно сильно проявлялся в центре умственной жизни древняго мира – в Александрии. Все люди мысли и слова спешили так или иначе высказаться во время этого движения. Не мог отказаться от своего горячаго стремления высказать святую истину, долженствовавшую сменить языческую ложь, и юный Афанасий. И вот первым плодом его богословского ума и христианского одушевления было его сочинение под названием «Слово на язычников».

Встав потом лицем к лицу с Арием и арианами, святый Афанасий всю мощь своих сил употребил на ниспровержение страшной ереси этой, а вместе и на упрочение исконного истинного учения о Божестве Иисуса Христа. Чаще он действовал в этом направлении делом и словом, но нередко прибегал и к письменному выражению и изложению своего учения о Боге вообще, о всех Лицах Святой Троицы в частности, и о Сыне Божием в особенности. И от многих его писаний уцелели драгоценнейшие письменные памятники веры Александрийского архидиакона, а потом и святителя Афанасия, а вместе и многочисленной, верной православию его паствы, находившей в творениях святого Афанасия выражение своей веры, раскрытие ее и обоснование ее на разных незыблемых основах христианского учения, преимущественно же на Слове Божием. Таковы были творения святого Афанасия: «Слово о воплощении Бога Слова», «Изложение веры», четыре «Слова против ариан», два «Слова против Аполлинария», «Послание о вере к императору Иовиану». Все это были сочинения по преимуществу вероучительные (догматические). В тех же целях раскрытия истинного учения и ниспровержения заблуждений святой Афанасий нередко весьма подробно, а иногда и кратко объяснял многия места Священного Писания. Таковы, напр., его беседы на текст «Вся Мне предана суть Отцем Моим», «Послание к Маркеллину об истолковании псалмов» и самое «Толкование на псалмы», беседы на Евангелия от Матфея и Луки.

И как архипастырь, Афанасий нередко должен был выступать с письменным словом назидания и увещания, тем более, что в то время представители важнейших Церквей вообще имели обыкновение писать окружные послания не только по поводу разных выдающихся обстоятельств, но даже почти во все праздники Пасхи. Из этого рода творений св. Афанасия должно назвать «Жизнь св. Антония», «Сказание об аввах Феодоре и Паммоне». А сколько в своей многотрудной и разнообразной событиями жизни писал он посланий и писем к разным лицам, начиная с императоров и оканчивая простыми иноками? Многие из сих посланий сохранились доселе и служат драгоценнейшими источниками нравоучения и основами правой веры. Таковы, напр., послание об определениях Никейского собора, Апология к императору Констанцию, Апология о своем бегстве, 4 послания к Серапиону, послания к Аммуну, Руфиму, Драконтию и многие другие.

Изложение творений св. Афанасия, их внутренний характер, направление и главный предмет

Св. Афанасий, как уроженец Египта и житель Александрии, преимущественно говорил на господствующем языке страны, т.е. коптском. Но как человек высокообразованный и архиепископ одного из восточных патриархатов, он весьма часто говорил и на общем языке образованных людей того времени, т.е. греческом. К этому побуждало его и то, что он часто и подолгу живал в разных концах империи: в Палестине, Костантинополе, в Риме и Милане, где язык греческий был господствующим, особенно в кругу духовенства и в высших сословиях. С ранних лет владея греческим языком как родным, св. Афанасий на нем писал и свои творения. Писал он большей части по требованию неотложных обстоятельств и не для того, чтобы пленять силою красноречия своего, но чтобы засвидетельствовать древлепреданную истину и обличить лжеучение. А потому изложение его творений вообще отличается простотою и безыскуственностью речи. Не всегда в его творениях заметна систематичность, но зато он всегда строго логичен, внутренно последователен, и речь его вообще отличается необыкновенной точностью. Вместе с тем, несмотря на высоту и непостижимость излагаемых им предметов веры, он во всем ясен и силен, так что его слова нельзя ни извращать, ни перетолковывать6. Выразивши ту или другую истину положительно, он весьма часто показывает ее верность чрез ниспровержение тех ложных мыслей, которыми лжеучители старались заменить или извратить ее. От этого приема почти все важнейшия произведения св. Афанасия носят характер догматико-полемический, т. е. тот характер, которым отличалась и вся жизнь его, исполненная непрерывной борьбы с врагами истины и стремления утвердить православных в непоколебимых правилах истинной веры и чистой жизни. Тот же и существенный предмет всех главнейших творений св. Афанасия, а именно Божественное достоинство Лица Иисуса Христа, Единосущного Отцу Сына Божия. Этим главным предметом веры и упования жизни св. Афанасия в разной мере одушевлены все главные письменные труды его, и таким образом все они направлены к ниспровержению ариан и созиданию истинной веры в Сына Божия, Господа Спасителя нашего, и Его Святой Церкви. Посему верно сказал блаженный патриарх Фотий о творениях св. Афанасия, что они представляют полный трофей победы над ересью арианскою (Bibl. cod. CXLI).

Значение творений святого Афанасия Великаго

Труды святого Афанасия Великого имели наибольшее значение в свое время. Тогда, по словам святого Кирилла Александрийскаго, они были «как бы целительный бальзам, оживлявший вселенную», страдавшую многими недугами лжеучений.

Но сущность многих лжеучений того времени нередко возвещается и ныне, а потому многие мысли и доводы св. Афанасия Великаго, особенно о Божественном достоинстве Иисуса Христа, и ныне имеют весь свой глубочайший смысл и полное значение. И ныне, как и прежде, в творениях св. Афанасия Великого, как светлого вселенского учителя, могут находить образцы глубокомысленного толкования все изъяснители Св. Писания, богопросвещенного тайнозрителя – богословы, опытного пастырского собеседования – пастыри, назидательного руководителя – учители и верного хранителя вселенского церковного единомыслия – все христиане. На творениях св. Афанасия Великого воспитались все последующие вселенские великие учители. Иметь с ними знакомство, хотя бы ради исторических познаний, обязаны и все просвещенные христиане. Главнейшее значение творений св. Афанасия, конечно, обусловливается тем, что он был одним из древнейших христианских писателей, и потому в писаниях его можно находить отражение христианской веры не только IV века, но и первых трех веков, многоразлично просвечивающих во множестве фактов и явлений, записанных здесь. И помимо сего, творения св. Афанасия, как произведения одного из первых богословов, стяжавшего за свою многоценную вероучительную жизнь и деятельность название Великого, сами по себе имеют всестороннее историческое значение. Как богомудрый муж, св. Афанасий часто и подолгу углублялся в тайны Божественного учения. И по мере требования обстоятельств он выразил свои чувствования и мысли в своих бессмертных творениях. В послании к монахам он писал с свойственною ему скромностию: «Заключить в письмена все, что, по-видимому, постигал я, невозможно; и написанное мною есть только слабая тень того, что скрывалось в душе моей». Но так как он многократно вседушевно писал многим, то из общаго представления мыслей, чувств и всех духовных стремлений св. Афанасия получается величественный памятник христианской веры, упований и любви, достойных общего внимания.

Издания творений святого Афанасия

Лучшими сборниками творений святого Афанасия Великого считаются Монфуко 1698 года и аббата Минье 1857 года, изданные в Париже на греческом и латинском языках, а также каноника Брайта, изданный в Оксфорде 1881 года с введением.

Русский перевод всех сочинений святого Афанасия сделан Московской духовной академией; издан в Москве в 1851–4 годах, в 4-х томах (по 400–500 стр.).

Содержание творений святого Афанасия довольно подробно сообщается в сочинении профессора Е. Ловягина «О заслугах святого Афанасия для Церкви», в сочинении Филарета архиепископа Черниговскаго «Историческое учение об Отцах Церкви», а также в святоотеческой христоматии, составленной протоиереем Н. Благоразумовым, 1883 г. Немногие места из творений св. Афанасия приводятся в святоотеческой христоматии М. Поторжинского 1877 г., а именно: отрывок из беседы на слова «вся Мне предана суть...», из беседы о слепорожденном, равно как в книге Барсукова «Образцы святоотеческой и Русской проповеди», издан. 1887 г., а именно: «На ариан слово третье» (48 страниц), слово на текст «Вся Мне предана суть Отцем Моим» (5 страниц) и из «Слова о воплощении Бога-Слова» (2,5 страницы). Кроме этих собственно проповеднических отрывков, мы в своем сборнике по возможности помещаем замечательные творения святого Афанасия из всех родов их, чтобы таким образом дать возможность иметь всестороннее знакомство со всеми выдающимися творениями святого Афанасия Великого. Из сих творений самое обширнейшее и самое замечательное «На ариан слово третье», которое приводится вполне, как имеющее догматико-полемическое значение и ныне. «Житие преподобного Антония» сокращено несколько по преимуществу в тех частях, где излагается таинственное учение святого Антония о действиях злых духов, как не всем вполне доступное. «Слово на язычников» тоже несколько сокращено по неудобству частностей о языческих мифологиях и тому подобных. Из 1-го «Слова о воплощении Бога-Слова» по обширности его взята только некоторая часть, ибо подробное учение о Слове излагается в 3-м «Слове...», которое приводится почти все.

Можно думать, что в указанном составе творений святого Афанасия всякий найдет достаточно материала, полного самого насущного духовного интереса, а вместе и достаточное количество особенностей, коими отличаются произведения великого церковного учителя как со стороны их внешней формы и внутреннего содержания, так и метода их, которым особенно достославен гений святого Афанасия. Творениями святого Афанасия, можно сказать, положено было прочное начало тому подлинно научно-богословскому раскрытию христианских истин, которое по справедливости стяжало название золотого века христианской письменности.

Святой Афанасий первый ясно осознал невыгодные стороны прежней, по преимуществу философской постановки христианских произведений. Он первый вполне настойчиво обратился к наиболее подходящим способам христианского исследования, а именно к раскрытию и объяснению истин веры из положительных источников ее – Священного Писания и Священного Предания, и тем поставил христианскую науку на ту родную почву, на которой она последовательно процветает доныне. Таким образом, святый Афанасий был не только первым славным представителем золотого (IV) века, но и основоположителем новой эры богословствования.

Он говорил: «учение о Божестве преподается не в умственных доводах, но при посредстве веры и благоговейно-благочестивого помысла». И в его исследованиях вера всегда была руководительным началом, а рассудочные доводы имели значение только второстепенное. Он подчинял разум вере и чрез это явился великим учителем не своего только времени, но и вековечным образцом, достойным всеобщего подражания.

Истинно-богословский метод раскрытия истин христианского учения, выработанный святым Афанасием, вызывался потребностями времени, т.е. еретическими извращениями смысла Священного Писания, но это-то и составляет особенную ценность творений святого Афанасия, не теряющих посему значения своего и ныне, так как и ныне многие лжеучения держатся на извращенном понимании разных изречений Священного Писания, всячески расшатываемого современными рационалистами, совершенно отвергшими другой таковой же источник вероучения, т.е. Священное Предание. Но пока не упразднится способ раскрытия христианского учения,на- веки запечатленный в творениях святого Афанасия, пока вера не потеряет значения первоосновы в богословском учении, будут тщетны все подкопы под незыблемую твердость основных христианских истин, каковы учение о Святой Троице вообще и Сыне Божием в частности. Трудами святого Афанасия православие восторжествовало победу над арианством. И в будущем православные восторжествуют над разными проповедниками рационализма, если они будут усердно читать бессмертные творения мужественного и победоносного поборника православного учения, будут поучаться от святого Афанасия как вероучению, вполне истиннному и древнейшему, так и выражению его, самому естественному и общедоступному.

Никанор, Епископ Архангельский и Холмогорский.

2 мая 1893 года

* * *

6

Из сего очевидно, что св. Афанасий или твердо воспринял то, о чем учил, или он столь часто учил тому, о чем писал, что у него, несмотря на неудобство места составления многих творений, нет ни в чем противоречия или несогласия с собою а, напротив, везде неподражаемая сила слова и увлекательность.


Источник: Св. Афанасий Великий архиепископ Александрийский и его избранные творения / [Соч.] Никанора, еп. Архангельского и Холмогорского. - Санкт-Петербург : Изд. книгопрод. И.Л. Тузова, 1893. – 317, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle