ГЛАВА XXXII. О ДОБРОВОЛЬНОМ
В то время, как невольное – двояко: одно – по причине неведения, другое – по причине насилия, – добровольное – противоположно тому и другому. Ведь, оно происходит ни по причине насилия, ни по причине неведения777. Конечно, не по насилию бывает то, начало чего – в самих (действующих лицах), ни по неведению, раз не остается неизвестной ни одна из частностей, посредством которых (совершается) и в которых (состоит) действие. Итак, соединяя то и другое, мы определяем произвольное как то, чего начало778 находится в самом (действующем), знающем все частности779, в которых состоит действие780.
Но спрашивается: добровольно ли то, что происходит по природе, как, например, пищеварение и возрастание? Это представляется ни добровольным, ни невольным. Ведь, добровольное и непроизвольное относятся к тому, что в нашей власти (от нас зависит), тогда как пищеварение и возрастание – не в нашей власти. Отсюда, если даже известны нам все частности781, то вследствие того, что они782 не в нашей власти, они ни добровольны, ни невольны783. Действия же, происходящие под влиянием гнева и вожделения, как показано, добровольны. Действительно, если эти действия правильны, они одобряются, а если погрешительны784, порицаются или ненавидятся; притом, за ними следует удовольствие или печаль, и начало их785 – в самих (людях): от них, ведь, зависело не поддаваться легко страстям. Затем, подобные действия исправляются путем привычки. Кроме того, если они непроизвольны, то ни одно из неразумных животных, ни дети, не делают ничего добровольно786: но на самом деле это не так. Мы видим, ведь, что они добровольно приступают к пище, а не по принуждению, потому что они стремятся (к ней) сами по себе, и не в неведении787, потому что пища известна им788. По крайней мере, при виде пищи они испытывают удовольствие и стремятся (к ней) как к чему-то известному789 и если не достигают (не получают) – огорчаются. А признаком добровольного достигнутого служит удовольствие, недостигнутого же – огорчение (печаль), из чего ясно, что у них есть добровольное вожделение и гнев790: ведь, среди (во время) удовольствия бывает и гнев791. Кроме того, кто не согласен, что действия по гневу и вожделению792 добровольны, тот уничтожает нравственные добродетели. Ведь, эти последние состоят в умерении страстей793. Если же страсти непроизвольны, то непроизвольны и добродетельные действия794, – потому что и они происходят сообразно страсти. Но никто не назовет непроизвольным действие по разуму и выбору, по собственному стремлению и побуждению, при знании всех частностей795. Между тем, было показано, что и начало (таких действий) – в самих (делающих); следовательно, они добровольны.
Так как мы многократно упоминали о выборе и о том, что в нашей власти796, то необходимо поговорить и относительно выбора.
* * *
Ср. И. Дамаскин, ibidem, стр. 104 по рус. пер.
У Дамаскина в соответствующем месте добавлено: «т.е,, причина».
Τα καθ᾿ έκαστα – иначе: «все в отдельности».
Это определение, как и вообще главные мысли всей настоящей главы, заимствовано Немесием у Aristotle Ethic. Nicomach., III, 3.
Т.е., упомянутых процессов питания и роста. Вм. μη άγυοουμεν в Ant., у Gall, и некторых других стоит просто άγνοοϋμεν, без отрицания. Но мысль от этого почти не изменяется. Matth. замечает, что физические процессы как не зависящие от нашей власти (воли) не могут быть названы ни добровольными, ни невольными, независимо от того, знаем мы или не знаем все частности или подробности этих процессов (Var. lectiones, p. 275).
Т.е. указанные процессы.
В лат. Ant.: «то нельзя сказать, что мы поступаем добровольно или непроизвольно ».
Иначе: ошибочны.
Т.е., производящая причина.
См. Aristotle, Op. cit. III, 3.
Т.е. не по неведению (второй вид непроизвольных действий: см. начало главы).
Т.е., к ней они стремятся как к чему-то известному.
Греч.: ώς έπί πράγμα γνώριμον – буквально: «как К предмету известному».
Буквально: «что они имеют (т. е. вызывают) добровольно"… и т. д.
Иначе: «даже во время удовольствия возможен (бывает) гнев». Латинский перевод этого места неточен.
Т.е., под влиянием гнева и вожделения (чувственного пожелания).
Ср. Aristotle Ethic. Nicomach. II, cap. 5 и 6; ср. Stob. Eel. II, 6: ηθική δ᾿ εστίν αρετή μεσάτης παδών (по Domanski, Op. cit., S. 139), По Клименту Александрийскому, содержание добродетели с отрицательной стороны полагается как и у стоиков, в апатии (απάθεια), бесстрастии, или «состоянии бесстрастного тождества» (Stromata IV, 6; ср. VI, 14).
Буквально: «действия по (κατά) добродетели», соответствующие (лат. congruentes) добродетели.
Буквально: «когда известно все в отдельности».
Лат. Ant. – «что в нас положено» (in nobis est situm).