ГЛАВА XXXI. О НЕПРОИЗВОЛЬНОМ ПО НЕВЕДЕНИЮ
Многое мы делаем по неведению, причем, после действия испытываем радость, как, например, если кто-нибудь невольно (нечаянно) убьет врага, радуется по поводу убийства. Это и подобное ему называют не добровольным, однако и не невольным. С другой стороны, мы делаем что-либо по неведению и по совершении испытываем огорчение. Это уже называют765 невольным, так как за совершением его следует печаль (огорчение). Итак, есть два вида действий по неведению: первый – не добровольное (то ουχ εκουσιον), второй – невольное (то ακουσιον)766. Теперь предстоит сказать об одном только невольном. Ведь недобровольное больше подходит к добровольному, будучи смешанным: так, принципиально (по началу) – оно невольно, а, с точки зрения результата (по концу) – добровольно: невольное становится добровольным благодаря исходу (результату). Поэтому невольное определяют еще так: невольное есть то, которое помимо того, что не добровольно, еще причиняет скорбь и раскаяние767.
Кроме того, иное дело – совершать что-либо по неведению, и иное – в неведения. Так, если причина неведения находится в нашей власти, то мы действуем в неведении, но не по неведению. Ведь, когда делает что-либо дурное пьяный и раздраженный, то он имеет причиной своих поступков, с одной стороны, опьянение, а с другой – вспыльчивость, что было (вызвано) добровольно. Ведь мог же он не напиваться! Таким образом, он сам является причиной своего собственного неведения. Итак, не говорится, что это делается по неведению, но что оно совершается в неведении, а это происходит не невольно, но добровольно. Вот почему поступающие так порицаются благородными людьми. Ведь, если бы (человек) не был пьян, не сделал бы (этого): он напился добровольно, следовательно, добровольно сделал это768. По неведению же мы поступаем всякий раз, когда не мы сами порождаем769 причину незнания, но когда так случится (само собой): например, если кто-нибудь, стреляя в обычном месте, случайно попадет в проходящего мимо отца – и убьет его. Из сказанного следует, что и тот, кто не знает, что полезно, а тем более – тот, кто дурное принимает за доброе, не невольно поступает770: ведь такое незнание проистекает из его собственной негодности (неспособности); по крайне мере, и он порицается, – а порицание относится только к добровольному771.
Итак, невольное неведение не может относиться к всеобщим и родовым обстоятельствам772 или к тем, которые происходят по выбору, но лишь – к единичным. Ведь, единичного (частного) мы не знаем невольно, а общего – произвольно. Определив это таким образом, следует далее сказать, что такое единичное (частное). Оно есть то, что называется у риторов обстоятельственными частицами: кто, кого, что, чем, где, когда, как, почему773, – как например: личность, дело, орудие, место, время, образ, причина. Личность – тот, кто действует, или – тот, на ком сосредоточено действие, – как если бы, например, сын в неведении убил отца; дело – то самое, что сделано, – если, например, желая дать пощечину, ослепил; орудие, – если бросил камень, думая, что это пемза; место, – если огибая тесный проход (переулок), нечаянно толкнул встретившегося; время, – если ночью (в темноте) убил друга, приняв его за врага; образ, – если ударив слегка, с небольшой силой, убил: ведь он не знал, что тихий удар причинит смерть774; причина, – если один дал лекарство – с целью излечения, а другой, приняв, умер, вследствие того, что лекарство оказалось ядом. Но всего этого вообще даже и какой-нибудь безумец не мог бы не знать. А кто не знал многого из этого или самого главного775, тот сделал по неведению776. Самое же главное в этих случаях есть то, ради: чего и что именно делается, то есть – причина и дело (поступок).
* * *
Буквально: «назвали» (έκάλεσαν).
Ср. Aristotle Ethic Nicomach., III, 2, откуда вообще заимствованы Немесием все основные мысли настоящей главы.
Определение Аристотеля (ibidem, III, 2).
См.: Aristotle, ibidem, III, 2 и 7.
У пер.: доставляем – ред.
Буквально: с греч. «страдает» (πάδος ύπομενει); лат. agere.
См.: Aristotle, Op. cit. III, 2. Между тем, по Сократу, «никто добровольно не зол!» Ср. Aristotle, ibid. III, 7 и примеч. 4-е на стр. 136.
Иначе: случаям, действиям, вещам: в лат. добавлено «rerum».
Греч. τίς, τίνα, τί, τίνι, που, πότε, πώς, διατι. Ср. И. Дамаскина, Op. cit. стр. 104 по рус. пер. См. у Aristotle Ethic. Nicomacb., III, 2; отсюда же взят Немесием и конец настоящей главы.
Буквально: «что ушибленный слегка – умрет».
На основании D. 1, А. 1 и 2, Con., Vall.
Ср. Plotin Ennead. VI, 8, 1.