ГЛАВА XXX. О НЕПРОИЗВОЛЬНОМ
Из невольного одно бывает по причине насилия, другое – по причине неведения749. Производящее начало поступков непроизвольных по насилию бывает извне, потому что существует некая иная причина насилия, а не мы сами. Итак, определение непроизвольного по насилию таково: оно есть то, начало чего лежит вне, причем, – тот, кто принуждается, нисколько не содействует своим собственным стремлением (усердием). А началом называется здесь производящая причина.
Но спрашивается – можно ли назвать непроизвольным, например, выбрасывание груза, которое производят моряки, застигнутые бурей, или – когда кто-нибудь согласится сносить (терпеть) или предпринять постыдное дело ради спасения друзей или отечества? Эти поступки, однако, представляются, скорее, добровольными. Вследствие этого, именно, прибавлено к определению, что «принуждаемый нисколько не содействует своим собственным стремлением»750. Ведь, в этого рода случаях добровольно сами по себе (моряки) приводят в движение органические члены и таким образом бросают груз в море. Подобным же образом поступают751 и те, которые отваживаются на что-либо постыдное или чрезвычайное – ради большего добра, – как Зенон, сам откусивший свой язык и выплюнувший его Дионисию-тирану, чтобы никоим образом не высказать ему тайн; также – и Анаксарх-философ, который решился быть истолоченным тираном Никокреонтом, чтобы не выдать друзей.
Вообще, когда кто-нибудь из-за страха больших зол выбирает меньшее зло или принимает (допускает) меньшее зло752 в надежде на большее благо, которое не может быть иначе достигнуто, тот страдает или поступает не недобровольно, так как действует по выбору и намерению, и его действия вожделенны в тот момент, когда совершаются, хотя сами по себе и нежелательны. Они, таким образом, смешаны из непроизвольного и добровольного: они невольны – сами по себе, а добровольны – в тот момент753, благодаря обстоятельствам. Ведь, не будь этих754 обстоятельств, никто не стал бы так поступать. Что подобные действия добровольны, это обнаруживает сопровождающая их похвала или порицание; невольные поступки не вызывают, ведь, никакой похвалы или порицания. Хотя и не легко решить, что перед чем должно быть предпочитаемо, однако, должно в большинстве случаев постыдному предпочитать тягостное, как поступили Сусанна и Иосиф – хотя и не всегда. Так, Ориген, принесший жертву богам – для того, чтобы не подвергнуться позору со стороны эфиопов, отпал от самого главного755. Таким образом, распознавание (всего) подобного не так легко. А еще труднее этого – оставаться верным решениям756. В самом деле, не одинаково устрашает опасность ожидаемая и – уже наступившая. По крайней мере, иногда, решив (что-либо), мы, под влиянием бедствий757, отступаем от (своего) решения, – как случилось с некоторыми мучениками758. Так, будучи сначала весьма мужественными, они к концу ослабевали, изнемогая под тяжестью пыток759.
Пусть никто не думает, что страсть невоздержания или гнев относятся к невольным погрешностям – на том основании, что и они имеют вовне производящую причину760. Так, красота блудницы возбудила к невоздержанию того, кто увидел ее, и раздраженность761 вызвала гнев. Но хотя (эти действия) имеют начало извне, однако они проявляются сами по себе и посредством органических членов762 и не подходят под определение невольного, – коль скоро (люди) сами для себя служат начальной причиной 763, вследствие дурного764 воспитания легко пленяемые страстями. Ведь, делающие это порицаются как поддающиеся добровольному злу. А что это добровольно – несомненно, потому что от действия они получают удовольствие, – тогда как невольное, как показано, тягостно. Итак, о непроизвольном по насилию сказано; остается сказать о непроизвольном по неведению.
* * *
Почти все основные мысли этой главы заимствованы Немесием у Аристотеля из Ethic. Nicomach., III, 1.
Иначе: «отнюдь не поступает по собственному стремлению».
Глагол вставлен для ясности речи на основании лат. Ant., где читаем: «подобное же происходит (бывает) и с теми, которые"… и т. д.
В Ant. вм. κακόν здесь стоит καλόν (благо), что больше соответствует ходу речи. Но Matth. на основании М. 1 и Con., предпочитает κακόν (см. Var. lectiones, pag. 267).
Т.е. когда совершаются; τοτε ео tempore.
У пер.: помимо – ред.
Иначе: «пал в самом главном, существенном». Ориген был поставлен эфиопами в необходимость или осквернить свое тело блудом, или принести жертву идолам, – и выбрал последнее (см. об этом у Matth. pag. 268, у Gall, и Oxon. Annotationes p. 395).
Т.е., своим собственным определениям, намерениям, или убеждениям (δόξα). У Аристотеля в соответствующем, месте стоит: τοις γνωσθεΐσιν.
Буквально: находясь в бедствиях, несчастиях.
уквально: «как случается с некоторыми во время мучений» (т. е. за веру).
Буквально: «измученные испытанием (перенесением) страданий».
Буквально: начало (αρχήν).
Буквально: «тот, кто раздражился» (о παρόξυνας).
Буквально: частиц (μορίων).
Буквально: «сами себе доставляют причину начала"…
У пер.: благодаря дурному воспитанию – ред.