ГЛАВА XXIX. О ПРОИЗВОЛЬНОМ И НЕПРОИЗВОЛЬНОМ741
Так как мы часто упоминали о добровольном и невольном, то необходимо рассудить также относительно того и другого, чтобы мы не погрешали против точного (истинного) их смысла. Но намеревающийся говорить о непроизвольном и добровольном должен сначала742 изложить некоторые правила и критерии743, благодаря которым было бы известно744, произвольно ли, или непроизвольно сделано что-либо. Поскольку же все добровольное состоит в каком-либо действии и то, что считается невольным, также состоит в действии, – что будет показано немного погодя, – между тем как некоторые и то, что действительно непроизвольно, полагают не только в страдании, но также и в действии, – то необходимо, прежде всего, определить, что такое действие. Действие есть разумная деятельность. За действиями, далее, следует похвала или порицание; и одни из них совершаются с удовольствием, другие – с огорчением (печалью); одни – вожделенны для совершающего, другие – избегаются745; и из вожделенных одни – всегда вожделенны, а другие – в известное время746; подобным образом также и из тех, которые избегаются. Затем, одни из действий вызывают сострадание и получают прощение, а другие ненавидятся и наказываются. Итак, критерием добровольного может служить то, что за ним во всяком случае следует похвала или порицание, а также то, что оно совершается с удовольствием, и то, что действия для совершающих их бывают вожделенными – или всегда, или – тогда, когда они совершаются. А критерием (признаком) невольного747 служит то, что оно удостаивается прощения или сожаления, а также то, что оно совершается с печалью, и то, что эти действия не бывают вожделенными748.
Выяснив это таким образом, скажем сперва о непроизвольном.
* * *
Общее заглавие: «Περί εκουσίου και ακουσίου» – De eo, quod sponte et invite fit. В изд. Con. начинается 1-я гл. 5-й книги: «De voluntario et involuntario. De definit. actus hmnani"… etc. Эта глава (XXIX) представляет собой общее введение, за которым следуют пространные рассуждения Немесия о волевой деятельности.
У пер.: наперед – ред.
Γνώμονας – буквально: показатели, масштабы.
Лат. Ant. «можно было бы разузнавать"…
По учению стоиков, добро – αιρετόν, а зло – φευκτόν. Ср. сократовское положение о том, то «никто добровольно (εκών) не зол». («Тимей» 86 D). См. о том же у Aristotle Etbic. Nicomacb, III, 7.
Κατά τίνα χρόνον – буквально: «в некоторое время».
Т.е., действия, как и выше – «добровольного»; можно понимать и отвлеченно.
Эта вступительная глава о добровольном и невольном целиком заимствована у Немесия св. И. Дамаскиным, ibidem, гл. 24. Дальнейшие пространные рассуждения Немесия о добровольном, о невольном по насилию и неведению, заключающиеся в последующих трех главах, воспроизведены Дамаскиным в той же (24) главе «Точного изложения…» очень кратко и несистематично (стр. 103–105 по рус. пер.). Сам же Немесий много заимствует в этом отделе из Aristotle Etbic. Nicomach., lib. III, особенно cap. 1, 2 и 3.