Источник

Глава XXII. Призвание к архиерейскому служению

В конце декабря 1989 года пришлось мне проводить в «путь всея земли» верного на протяжении всей моей жизни Друга, мою незабвенную матушку Александру.

В связи с этим трагическим событием обратился я к своей пастве с небольшим словом:

– В 3 часа 30 минут ночи, с 23-го на 24-е декабря 1989 года, посетил меня Господь внезапной кончиной моей неоценимой Матушки.

Человек редкий по своей скромности, чуткий, при любых жизненных обстоятельствах встречавший каждого с улыбкой сердечной доброты, всегда спокойный, с 5-летнего возраста участница хорового пения, неутомимая в трудах и заботах о храме Божием и семье, никогда никого не обременившая просьбами или жалобами на свои недомогания, человек редкого – подлинно русского – гостеприимства, строгий в вопросах нравственности, строго принципиальный в вопросах, касающихся Церкви, – этот верный друг и спутник в течение 55 лет моей жизни так неожиданно покинул меня и всю любимую ею семью.

Внезапный удар! Горе, боль, незаживаемая глубокая рана!

Лично, и от всей нашей с Матушкой семьи, приношу глубокую благодарность всем, кто личным участием в молитвах о почившей или в письмах разделили нашу – мою и всей семьи – скорбь.

Смиренно приношу глубокую благодарность Ее Высочеству Вере Константиновне; высокопреосвященному владыке Митрополиту Виталию, совершившему в 9-й день кончины в нашем св. Серафимовском храме заупокойную Литургию и разделившему с семьей и прихожанами поминальную трапезу, приготовленную дочерьми почившей Матушки; владыке Архиепископу Лавру, не только прибывшему на заупокойную литургию 3-го дня и совершившему с сонмом духовенства отпевание почившей, но и встретившему в храме Свято-Троицкой обители гроб с почившей, с братией обители совершившему панихиду, проводившему моего незабвенного друга к месту ее упокоения, предложившему всем сопровождавшим покойную приготовленную обильную трапезу; владыке Архиепископу Антонию Сан-Францисскому и всечестной игуменье матушке Ариадне за их внимание и молитвы; принявшим участие в панихидах, в отпевании и Литургиях всечестным собратиям во Христе: о.о. А. Охотину, Г. Влескову, Г. Ларину, Б. Киценко, Г. Котлярову, игумену Гурию, иеромонаху Петру, о. А. Микрикову, Г. Калауру, С. Клестову, М. Бурачку и протодиаконам: Е. Бурбело, И. Ярощуку, А. Папкову, Н. Мохову, И. Онопко, В. Кичакову; хору храма преп. Серафима и семинарскому хору.

Великое русское «спаси Бог» всем, кто прикоснулся к глубокой ране моего и моей семьи сердца. В ваших письмах Вы пишете:

«Внезапная смерть поражает сознание человека своей неожиданностью».

«Весть о внезапной кончине милой Матушки поразила нас. Я все время в мыслях с Вами и в волнении о Вас».

«Это большое горе для всех нас... Желаю крепости сил, утешайтесь тем, что многие так тяжело переживают утрату Матушки, а также любовью Вашей семьи».

«Я ведь знаю Матушку более 40 лет и очень любила и ценила ее. Это совершенно особый светлый человек, всех любящая, всем помогающая. Хотелось бы Вам помочь, но как? Только сказать, что все мы Вас любим и молимся, чтобы дал Вам Господь сил, и плачем с Вами».

«Примите от нас наши чувства соболезнования и нашей глубокой скорби в постигшем Вас горе, скажу, в нашем общем горе. Так внезапно ушла от нас Матушка – благодатью именуемая знавшими ее, оставив боль в сердцах наших... Вот оно – «житейское море», постоянно «воздвигаемое напастей бурею».

«Всей душой сочувствуем Вам в этом неизмеримо тяжелом горе и не находим слов для утешения. Бог и молитва – это источники утешения, и ничто иное земное не поможет».

«Братски разделяю глубокую скорбь о Почившей в Бозе, столь любимой и кроткой и о всех заботливой Матушке-псалмопевице, незаменимом, со всеми приветливом, всегда молодом друге и бабушке. Воля Божия не всегда бывает нам понятна, нельзя, однако, нарекать на нее. Радуйтесь о том, что почившая заслужила и у Господа, и у всех знавших ее – вечную славу. В этом великое твое утешение».

Да, мои дорогие во Христе братие и сестры, и в скорби радуюсь о духовном облике моего мудрого почившего Друга, но никак не могу радоваться о себе самом, сознающем мое недостоинство перед ушедшей.

* * *

...Прошло немного времени после кончины моего Друга, и из Синода поступило предложение продолжить мое церковное служение в епископском достоинстве. Мой отказ не разрушил намерение церковного руководства. Последовало второе предложение. И на это я ответил отказом.

«Его Высокопреосвященству, Высокопреосвящен-

нейшему Митрополиту Виталию, Первосвятителю Русской Зарубежной Церкви.

Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко!

Свидетельствуя перед Вами все усиливающееся мое тяжелое душевное состояние, вызванное призывом моего недостоинства к апостольскому служению в сане епископа, смиренно прошу разрешить меня от возлагаемого послушания...

Взвешивая многое из жизни нашей Церкви и деяний на протяжении десятилетий нашего Священного Синода, предвижу, что я могу явиться в составе Преосвященных нашей Зарубежной Церкви Российской мало полезным и лишним.

Повергая вопль моей души смятенной Вашему вниманию и вниманию Преосвященных Владык Архиерейского Собора, испрашиваю Ваших Святительских молитв.

Вашего Высокопреосвященства недостойный послушник – прот. М. Зноско».

Но и этот письменный отказ не повлиял на окончательное решение высшей церковной власти. 13/26 октября 1992 года было принято постановление:

«Преосвященным членам Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей.

Согласно постановлению Архиерейского Собора от 25 апреля / 8 мая 1990 г. о кандидатуре на епископскую кафедру протопресвитера о. Митрофана Зноско-Боровского, мы приступаем к его хиротонии (после пострижения в монашество) на кафедру викарного епископа Восточно- Американской и Нью-Йоркской Епархии.

Хиротония о. Митрофана намечается в дни торжественных богослужений в г. Монреале по случаю 10-летнего юбилея обретения Иверской Мироточивой Иконы Божией Матери.

Наречение о. Митрофана состоится вечером в понедельник 10/23 ноября с. г., а хиротония будет совершена во время Божественной Литургии в Свято-Николаевском кафедральном соборе во вторник, 11/24 ноября.

Председатель Архиерейского Синода Митрополит Виталий».

Во время наречения во епископа я по традиции обратился к участникам со словом:

– Ваше Высокопреосвященство, святители Христовы, всечестные отцы, братья и сестры! Повинуясь зову Божию, вашими устами, святители Церкви Христовой, призывающему меня на пажити новые, предстою пред Вами в великом смущении, сознавая мою греховность, немощь и ограниченность душевных сил и способностей.

Сознаю трудности предстоящего мне служения в дни великой скорби страждущей Матери Церкви Российской. Сознаю ту ответственность перед Пастыреначальником, которую возлагает на меня великий апостольский чин.

Предстоя пред великим таинством, исповедаю пред вами путь моей жизни.

Родился я в духовной семье в 1909 году в Брест-Литовске, где всё овеяно жизнью и подвигами преподобномученика Афанасия, великого борца против злосчастной унии, против насилий, творимых латинянами над Православием.

Но «душа человека по природе христианка». Этот росток веры возрастал и развивался во мне в храме, под влиянием молитв и образа жизни моих благочестивых родителей.

В городе Ельце, Орловской губернии, прошли мои детские и отроческие годы. Там я закончил церковноприходскую школу и два класса гимназии уже в годы воцарения над Россией власти тьмы, мирового сатанизма. В эти страшные годы брат мой Арсений принимает священство. В 1925 году, измученный допросами и истязаниями, он скончался.

На слезы отца при чтении им извещения о кончине Арсения, помню, я откликнулся словами: «Я стану на место Арсения...»

По окончании в Брест-Литовске русской гимназии появилась возможность получить полную стипендию в Богословском Институте в Париже. Не благословил мой мудрый отец поездку в Париж.

«Не могу допустить, чтобы сын мой, будущий пастырь, впитывал знания из отравленного источника».

Что этот источник действительно отравлен, подтвердил при встрече со мной в Париже профессор А. Карташев.

По воле отца поступил я на Богословский факультет Варшавского университета. Это было время начала насильственной полонизации Православной Церкви и русского населения страны.

На этой почве произошел в студенческой столовой острый спор между студентами Богословского факультета и одним из профессоров.

В результате этой схватки очутился я благодаря м. Дионисию в конце января 1932 года в Белграде на положении стипендиата Святейшего Патриарха Варнавы.

В эти годы не существовало для меня ничего, кроме храма, лекций и Митрополита Антония, у стоп которого провел я несколько лет. Радуюсь о том, что суждено было мне встретиться и общаться с исповедником Православия Митрополитом Пантелеймоном (Рожновским), Архиепископом Симоном Черниговским, Вениамином Полтавским, Иоанном Шанхайским, со многими достойнейшими пастырями, на которых еще почивала печать Святой Руси.

С особой благоговейной благодарностью вспоминаю Авву и отца нашего Митрополита Антония и Митрополита Анастасия.

Годы моего священства протекали в Польше, в России (СССР), в Германии, очень коротко во Франции, в Северной Африке и в США.

...Обнимая общим взором всю минувшую жизнь, приношу хвалу и благодарение Богу за все испытания и за все благодеяния, явленные мне в течение истекшего периода моей жизни.

Не баловала меня жизнь от отроческих лет и до сего дня, за 58 лет моего пастырского служения, но всегда чувствовал над собой простертую Десницу Господа.

Он меня вел, вразумлял и укреплял, что особенно чувствовал в годы от начала войны 1939 года. Обильную радость и моральную поддержку черпал я в общении с подъяремным русским народом, в великом множестве хлынувшем со своими скорбями и душевными ранами к св. Николаю, в храме которого в г. Бресте я священствовал.

Это были годы напряженной тревоги за паству, за храм и семью. И в то же время это были годы радости и подъема, чего нельзя сказать о годах немецкой оккупации.

Всегда удручала меня происходящая в церковной ограде подмена соборности раболепством. Мы, пастыри, как бы глухи к зову Пастыреначальника – «отымите лукавство от душ ваших». И как бы мимо пролетают слова св. апостола Иакова: «дружба с миром, лежащим во зле, не может не быть враждою против Бога».

В этом грехе повинна не только часть иерархии нашей Российской подъяремной Церкви, но, увы, и поместные свободные Церкви в лице их предстоятелей.

Слушая на протяжении многих десятилетий, да и ныне, льстивые заявления некоторых иерархов Московской Патриархии, мы как бы в ответ им слышали слова св. Пророка Исайи: «Горе тем, кто зло называет добром, а добро – злом; тьму называет светом, а свет – тьмой, горькое называет сладким, а сладкое – горьким» (Ис. 5,20).

Мы знали и знаем, что их подъяремный голос не был голосом Церкви, что их высказывания не выражали подлинного голоса паствы всея Руси, не имеющей в свободном мире ни помощника, ни печальника, ибо сам так называемый свободный мир, утопая в могучем потоке лжи, превратился в преддверие ада.

И в то же время знаем, что взоры подлинно русского народа обращены на Церковь как на последнюю надежду, какая осталась у него на земле; на Церковь, которая, несмотря на грехи и преступления своих возглавителей, не перестает источать из своих благодатных недр мир и братство для всех верных во Христе.

В своем пастырском служении пастырь неутомимо просит Всемилостивого Спаса, кроткого и любящего Христа, о даре любви, ибо любовь, в которой нет самопревозношения, творит чудеса.

И поскольку по зову Господню мы воинствуем за Церковь и ее свободу, нам особенно необходимо сознавать себя единым организмом, связанным союзом любви и взаимного благожелательства.

Должны мы терпеливо и смиренно, в союзе любви и мира нести на нас Божиим Промыслом возложенную миссию до тех пор, пока зарубежная часть Церкви Российской не вольется в лоно Матери Церкви после ее полного освобождения от всё еще продолжающегося тяжелого пленения.

Среди духовно мертвой пустыни обезбоженного мира взор наш должно радовать полное жизни пробуждающееся подрастающее поколение в России, которое с радостным упованием устремляется ко Христу.

Преклоняя главу мою, святители Церкви Христовой, отдаюсь водительству Промысла Божия, прося прощения грехов, помощи и милосердия.

Верю и надеюсь, что всесильная Десница Господня по заступничеству Пречистой Девы Богородицы, по молитвам преп. Сергия Радонежского и преп. Серафима Саровского и вашими, святители Христовы, молитвами даст мне – духовно и физически слабому – силы быть для верующих и неверующих примером в житии, чистоте и смирении, дабы не посрамленным предстать пред лицом Судии Праведного.

...Открылась новая страница моего служения Церкви Божией, Которой я посвятил свою жизнь с молодых лет. «Господи, не остави мене...»

* * *

«Нас зовут к слиянию со страждущей Матерью – с полоненной Церковью Российской. Пришло ли время для нашего воссоединения? Нет, ибо в России все еще господствует Советская власть – прикрытая словом «демократия».

Высказывания некоторых иерархов о якобы уже обретенной там Церковью свободе, это не что иное, как повторение той неправды, которую слышали мы из их уст во времена Сталина-Хрущева-Брежнева и Горбачева.

Попробуй скажи там, что Церковь несвободна... Церковь там все еще на пути борьбы за свою свободу.

Антихрист все еще свободно бродит по российской земле. Самое для него страшное – это Православие. Его он боится. Особенно боится он «русского» Православия. Не одолели его террором, не взяли «идеологией» – применяют новые способы к его уничтожению: дали свободу – свободу в понимании слова «свобода» правителями Америки и социалистических стран: свободу языку, свободу сексу, разврату, преступности, сектам, ересям и анархии.

Это свобода к убийству личности, к духовному и физическому убийству нации и государства.

Должно отметить, что этот смрадный поток свобод направляется в Россию с Запада мировым центром зла, поддержанным в этой акции против Православия и России патологически ненавидящим Православие и Православную Россию папским Ватиканом.

Еще существуют среди зарубежников слепцы, утверждающие дарование там свободы Церкви. В доказательство своей якобы правоты указывают на существование в России приходов зарубежного омофора. Смотрите, говорят они, власти разрешают организацию в России приходов и общин нашей Зарубежной Церкви.

Так говорят, а я вот думаю: данная возможность организации там приходов Русской Зарубежной Церкви не является ли одним из хорошо продуманных путей в борьбе с Церковью вообще и дискредитации Русской Православной Церкви Зарубежья, которую многие отечественные иерархи и верующий народ воспринимали как хранительницу чистоты Христова Благовестил, как путеводную для себя Звезду? Нет ли тут расчета предержащей власти на возникновение в церковной ограде новых провокаций, ссор, вплоть до раскола в доселе Единой Церкви Российской?

И вот возникает вопрос: что положительное вносят там в жизнь Церкви батюшки нашего омофора? Живут ли они между собой дружной семьей, являются ли они подлинно Христовыми благовестниками?

Увы, идут оттуда сведения об отсутствии мира и любви у батюшек «свободной церкви», о дрязгах, особенно при разделе посылаемой от нас помощи, о том, что не слово Божие оглашают многие, чтобы привести ко Христу и в Нем утвердить народ, а выступают как «агитаторы на подмостках» с грубыми обличениями подъяремных архиереев.

Там многие иерархи и народ жаждут общения с нами. Они нуждаются в моральной поддержке и деловой помощи Зарубежья. Нуждаются в нашей молитве, в наших советах, в нашем общении с ними в Любви, а не в обвинениях с гордой позой судьи, похваляющегося чистой своих риз.

Помочь нашей страждущей Церкви – это не только наша задача, это – наш долг.

Мы имели бы полное право и нравственное основание резко обличать и даже судить подъяремных иерархов страждущей Матери-Церкви, если бы сами, пройдя на их долю выпавшие испытания, вышли из них совершенно чистыми.

Наш долг скорбеть о их немощах и молиться за них.

Там ожидают, ибо в этом нуждаются, воссоединения Русской Зарубежной Церкви с Церковью Российской. Уверен в том, что о воссоединении говорить еще рано, но не приспело ли время для встреч, как говорят, «на всех уровнях»?

Этим мы окажем им моральную поддержку, получим возможность с любовью выправлять кривизны в их мышлении, достигать взаимного понимания, способствовать оздоровлению руководства Московской Патриархии.

Полагаю, желательны докладчики, «на всех уровнях», как с нашей стороны туда, так и к нам – оттуда.

Не «за круглый стол», которым заправляют неведомые духи, а к мирным встречам».

С этим словом вошел я в состав членов Архиерейского Собора, бывшего в 1993 году в Лесненской обители во Франции.

* * *

«Клевета и злоба человеческая

обратятся в славу Тебе»

На третий день по возвращении из Калифорнии, где провел я свыше месяца, участвуя в торжествах прославления Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского и в заседаниях Архиерейского Собора Русской Православной Зарубежной Церкви, получил скорбное сообщение о кончине в Варшаве моего брата – исповедника прот. Алексия.

Упокоился он 15 июля 1994 года. В некрологе, посвященном моему брату, его б. ученик епископ Брацлавский Иеремия написал:

«Митрофорный протоиерей, доктор богословия о. Алексий Зноско принадлежал к тому поколению, которое испытало на себе безмерность боли и трагедии XX века.

Без всякого преувеличения можно определить всю жизнь о. Алексия как драму человека, пастыря и теолога. Это была драма, ведущей линией которой, определителем и критерием было желание служить Церкви.

Это было желание сохранения чистоты веры, красоты жизни Православной Церкви, особенно жизни литургической, красоты и универсальности теологической мысли Православия...

Он хотел активного, миссионерского, хорошо организованного

Православия, представленного достойным образом в общественной и политической жизни Польши.

У о. Алексия был всегда перед глазами идеальный образ Православия, и всю свою жизнь он видел, как этот идеальный образ был уничтожаем, притесняем и клеветан.

Он знал, что темные силы стремятся уничтожить Православную Церковь в Польше. Его внутренняя борьба, взлеты и падения, его мысли, желания, планы и действия, научная работа, а также семейная и личная жизнь были всецело определены этой драмой.

Окончив Брестскую русскую гимназию и Богословский отдел Варшавского университета, о. Алексий 31-го мая 1936 года был рукоположен м. Дионисием во иерея с назначением на должность воспитателя в интернате для студентов Православной Теологии в Варшаве; затем был настоятелем прихода в г. Свислочи.

В 1946 году он прибыл с семьей во Вроцлав и сразу приступил к организации православного прихода. 31-го августа 1947 года состоялся торжественный акт основания прихода Рождества Пресвятой Богородицы во Вроцлаве.

Наряду со священниками И. Попелем, С. Бегуном и В. Вежанским о. Алексий был главным инициатором и организатором жизни Православной Церкви в западных землях Польши и учреждения Вроцлавской епархии, которую возглавил епископ Михаил (Кедров), родной брат умученных в СССР епископов Аверкия и Пахомия (Кедровых).

В 1948 году о. Алексий был дважды арестован. Его обвинили в сотрудничестве с немцами, с польскими дореволюционными властями и во враждебном отношении к народной Польше. Был он приговорен к смертной казни с заменой на пожизненное заключение.

Выпущенный из тюрьмы 10.XII.1953 года, о. Алексий вновь трудится в Православной Духовной Семинарии, настоятельствует в г. Вельске, в Белостоке и с 8 декабря 1960 года в приходе св. Иоанна Лествичника, исполняя одновременно обязанности заведующего запущенным кладбищем на Воле.

Приведя кладбище в образцовый порядок, 1-го марта 1972 года митроп. Василием снятый с должности на Воле, поступает он на работу в Христианской Теологической Академии в Варшаве.

С самого начала своих трудов в Академии о. Алексий концентрировался на научной работе, на нем академическое руководство по изучению канонического права. Он читает лекции в этой области, переводит на польский язык и издает «Апостольские правила», каноны Вселенских Соборов (1 том), а также некоторых Поместных Соборов (2 том).

Он перевел на польский язык труд Мерзлюкина «О непорочном Зачатии Приснодевы Марии», его перу принадлежит «Обзор акафистного творчества Русской Православной Церкви».

Последние годы больше всего времени посвятил о. Алексий составлению церковно-славянско-польского словаря и успел сдать в печать две версии им составленного словаря.

Отец Алексий не боялся смерти. Зная, что болезнь (рак легких) немного оставляет ему времени, он был спокоен, продолжал свой труд до «ныне отпущаеши».

Создавалось впечатление, что миссионерское дело и издание словаря были для уходящего более важны, чем у изголовья стоящая смерть. Это было ярким выражением главной сущности его как человека, пастыря, верного слуги Христовой Церкви» («Православное обозрение», 1994. № 8).

* * *

Благодарю Господа, благословившего меня вступить в 60-й год моего пастырского служения совершением 1/14 сентября по просьбе Настоятеля Свято-Троицкой обители, Ректора Свято-Троицкой Духовной Семинарии молебна к началу Нового Лета Благости Божией и учебного года и обратиться к студентам Свято-Троицкой Духовной Семинарии – будущим пастырям Церкви Христовой – со следующим словом:

– Недомогающий Ректор Семинарии Высокопреосвященный владыка Архиепископ Лавр поручил мне передать вам его архипастырское благословение к началу занятий.

С сегодняшнего дня, получив в молебном пении благословение свыше, вы начинаете новый учебный год. Одни из вас только начинают курс учения, другие его продолжают и заканчивают в текущем учебном году свое пребывание в стенах Семинарии.

Вы, несомненно, отдаете себе отчет в отличии учебного заведения, в которое привел вас Промысл Божий, от других – светских – учебных заведений. Любое светское учебное заведение дает своим учащимся сумму знаний, необходимых для полезной практической деятельности, необходимых для устройства личной жизни, не думая и не заботясь об обустройстве внутренней, духовной жизни учащихся.

В то время, как Духовная Семинария, сообщая и вкладывая в вас необходимые основы знания общеобразовательного характера, открывает перед вами путь и средства к восхождению к Свету – тому Свету, без Которого жизнь на Земле превращается в сплошную скорбь, в тоску, безумие и кошмар; одним словом, превращается «в дьяволов водевиль».

Духовная Семинария дает своим учащимся христианское мировоззрение, единственное – в ряде всех философских систем – мировоззрение, имеющее логичные и «Альфу», и «Омегу», Начало и Конец.

У писателя А.П. Чехова есть повесть «Скучная история».

Герой этой повести проф. Серебряков. Всю свою долгую жизнь трудился на профессорской кафедре, имея большой успех среди студентов. Но подошла старость. Перед смертью он задает себе вопрос: во имя чего, зачем я жил... и не находит ответа.

Профессор осознал, что его представления о жизни были мечтательно-расплывчатые, а его личная жизнь, даже при овациях студентов, это был лишь мираж счастья. Ощущение пустоты мучает его. Анализируя свою жизнь, профессор Серебряков обнаружил в себе отсутствие определенного ясного мировоззрения.

И когда его единственная дочь спрашивает отца, что ей делать, куда направить свои силы? – отец-профессор не может удовлетворительно ответить на ее вопросы. Таков кратко сюжет повести «Скучная история».

И вы, дорогие господа студенты, только что переступившие порог Духовной Семинарии и давно в ней обучающиеся, ДОЛЖНЫ дать себе ЯСНЫЙ ответ на вопрос: для чего вы сюда пришли и во имя чего собираетесь жизнь свою устраивать?

Если для фарисейского буржуазного самодовольства, так характерного для нашего времени, или, по образному выражению Ф.М. Достоевского, чтобы быть «навозом для будущих поколений», – вы, друзья, ошиблись в вашем выборе учебного заведения.

Человек, лишенный мировоззрения вообще, а мировоззрения христианского в особенности, – подобен полевой трости, во все стороны при ветрах и бурях склоняющейся.

Мы полагаем, что направил вас всех Промыслитель в стены нашей Свято-Троицкой Духовной Семинарии для подготовки к высочайшему и ответственнейшему в мире пастырскому служению. И вот тут-то важно и необходимо каждому из вас принять христианское мировоззрение и утвердиться в нем.

Христианское мировоззрение является надежной ладьей в нашем плавании по бурному морю житейскому, является благодатным источником здравого смысла и духовной силы для достижения человеком в себе Царства Божия, – «Царство Божие внутри вас», говорит Господь, – для достижения той внутренней свободы и внутреннего мира, над которыми не имеют власти никакие невзгоды, никакие бури житейские.

Приходим мы к христианскому мировоззрению и утверждаемся в нем соблюдением Божиих Заповедей. Соблюдение Заповедей – это путь к познанию Бога, это путь к жизни во Христе и со Христом. Соблюдение Божиих Заповедей – это путь незаметного для нас, постепенного слияния нашей воли с Волей Божией.

С этого, с соблюдения Заповедей, и начинайте и продолжайте ваше пребывание в Свято-Троицкой Духовной Семинарии и святой обители, в храме которой вы вводитесь в благодатную жизнь Христа-Спасителя, Пречистой Девы и великого сонма святых. Требуется от вас здесь строгое отношение к самим себе, иначе говоря – требуется постоянный строгий контроль мысли, чувства и порывов воли.

Как будущие пастыри, вы обязаны видеть подлинное лицо окружающего вас мира, должны видеть, как легко сытые люди так называемого «свободного мира» впадают в сети той лжи, которой с 1917 года окутана Россия, а ныне в нее вовлекаются многие народы.

Как будущие Христовы пастыри, вы должны видеть, что не люди, а тени злой силы управляют ныне миром. Они отвергли личного Бога. Бог для них – философская формула, отвлеченное понятие. А раз нет личного Бога, нет личной ответственности пред Всевышним, великой фальшью звучат призывы к борьбе за права личности.

Как духовные деятели на Ниве Христовой, вы – независимо от вашей национальности – не должны говорить: нас не интересует судьба России, ибо от ее будущего – восстанет ли она как страна Православная – зависит судьба Христианства во всем мире.

С 80-х годов намечается в России начало Рассвета. Оттуда слышны молодые голоса:

а) «Нас родили без души, и теперь мы сами должны, бродя в потемках, искать ее. Счастлив тот, кто ее находит. Ее – собственную душу» – тут нужна ваша помощь, будущие молодые пастыри.

б) «С душой иль без души»? – ты задаешь себе вопрос. Так ты, друг, запиши, что «без души – ты только тлен, физический отброс».

в) «Смысл жизни и счастье совпадают, если жить по вере, в правде и в любви».

г) «А для меня смысл жизни в Боге. В нем я имею ВСЕ: и смысл, и счастье, и радость, и красоту жизни. В Нем я имею мир, которого у меня никто не отнимет и ничто не нарушит, в Нем я имею радость вечную».

Дорогие мои братья-студенты, вы слышите эти голоса? Они вас призывают к активности, к труду над собой, за которым последует в вашей жизни посев, уже вами, в мире Христова семени.

Вы, будущие духовные наставники, должны знать и помнить о том, что пастырь не имеет права ограничиться заботой только о своей семье: пастырь должен жить и интересами Богом ему врученных духовных чад – своих прихожан.

Он должен стараться мысленно заглянуть в душу каждого прихожанина, знать их думы, тревоги и надежды. Но чтобы иметь в этом успех, пастырь сам должен обладать ЯСНЫМ мировоззрением христианским, чистым сердцем и даже при невзгодах житейских – тихим благодатным состоянием души.

Плоды, результат вашего пребывания в Духовной Семинарии ЗАВИСИТ от вас, дорогие студенты, зависит от меры вашей духовной настроенности, от степени вашей серьезности в работе над собой.

Итак, дорожите временем, трудитесь над собой. Все вы должны с Божьей помощью создать каждый в себе крепкие духовные нравственные устои, которых не смогла бы сломить страшная стихия «духа времени». Бог вам в помощь!

«Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен,

не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог

твой везде, куда ни пойдешь»

(Нав. 1, 9)

1. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в лагере для перемещенных лиц (DP) в Менхегофе, 1946 г.

2. Отец Митрофан Зноско. Брест-ЛитовсКу 1943 год

3. Архимандрит Виталий (Устинов) и прот. Митрофан Зноско перед Курской-Коренной иконой Божией Матери. Лагерь Менхегоф, 1946 г.

4. Слева направо: о. Михаил Помазанскийу митрополит Анастасий Грибановскийу о. Митрофан Зноско перед Курской-Коренной иконой Божией Матери. Лагерь Менхегоф, 1947 г.

5. О. Иоанн Бруякин и о. Митрофан Зноско с церковным хором. Лагерь Менхегоф, 1947 г.

6. Духовенство лагеря Менхегос

7. День отъезда о. Митрофана Зноско из лагеря Менхегоф в Марокко 2 августа 1948 г.

8. На борту корабля в порту Касабланка церковный староста адмирал А.И. Русин встречает нового настоятеля. 2 сентября 1948 г.

9. Барачная церковь во имя Св.Троицы в Бурназеле. Марокко

10. На вокзале в Алжире с о. Василием Шустиным в 1951 году по пути из Туниса в Касабланку

11. Св. Успенский храм с подворьем Всех святых в земле российской просиявших. Касабланка, Марокко. Освящен 12/5 января 1958 г.

12. 35-летие Белой борьбы. Марокко

13. Свято-Серафимовский приход в Си-Клиффе. Штат Нью-Йорк

14. Второй день Пасхи. Си-Клифф, 1990 г.

15. Епископ Митрофан Бостонский, 1999 г.

16. После Пасхальной службы. Си-Клифф, 2000 г.


Источник: Хроника одной жизни : Воспоминания : Проповеди / Епископ Митрофан (Зноско-Боровский). - Москва : Изд-во Свято-Владимирского Братства, 2006. - 590 с., [5] л. ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle