Источник

Глава 16

Прощальная беседа Господа с учениками (окончание: 1–33).

1. Ин. 16:1.

Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились.

Ин. 16:4, 13:9, 14:29; Мф. 13:21.

2. Ин. 16:2.

Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.

Ин. 9:22, 12:42; Мф. 10:17; Деян. 7:58, 8:1, 3.

Сие сказал Я вам: по связи речи, сие относится ко всему, что выше сказано о ненависти мира к ним и к Нему и об обетованной им помощи свыше. – Дабы вы не соблазнились (ср. прим. к Мф. 5:29, 13:21): чтобы не поколебалась ваша вера и чтобы вы крепче стояли против злобы и ненависти мира. Эта злоба и ненависть выразятся в таких действиях неприязненных в отношении к апостолам, что могут поколебать веру нетвёрдую, и Господь как бы некоей бронёй покрывает учеников Своих ввиду этой борьбы, предстоящей им. К сказанному о ненависти мира к апостолам Господь присовокупляет ещё более определённые предсказания о неприязненных действиях мира в отношении к ним, именно – отлучении от синагог и насильственной их смерти. – Изгонят вас из синагог: то же, что – отлучат от синагоги; см. прим. к 9:22; 12:42. Речь идёт о выражении ненависти к апостолам собственно со стороны неверующего иудейского мира. Для апостолов отлучение от синагоги – ничто, ибо самая синагога иудейская для них – ничто; но это действие представляется здесь образом разных преследований и притеснений, так как отлучённый, как бы отделённый от избранного народа Божия, претерпевал разные поругания. – Даже наступает время: оно настало вскоре по вознесению Господа, когда открылись жестокие со стороны иудеев, а потом и язычников, гонения последователей Его. – Будет думать и пр.: высшая степень ослепления, когда воображают, что служат Богу, совершая такое действие, в коем выражается вражда на Бога. Так случилось с гонителями христиан, которые, преследуя невинных, воображали, что они тем делают угодное Богу, что пролитием крови учеников Христовых, по их мнению, богохульников и нечестивцев, они приносят как бы умилостивительную жертву Богу. Иудейский фанатизм дошёл в этом отношении до того, что постановил как бы закон: «кто проливает кровь нечестивых, тот делает то же, что приносящий жертву». Так поступали потом и языческие гонители христиан, воображая, что истреблением их они служат своим богам. Первый пример такого мнимого служения Богу со стороны иудеев показан был в побиении камнями первомученика Стефана (Деян. 7:1 и далее), когда даже Савл, впоследствии – первоверховный апостол, думал, что, участвуя в этом убийстве, он делает угодное Богу (Деян. 8:1, 22:20, 26:9).

3. Ин. 16:3.

Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня.

1Кор. 2:8.

4. Ин. 16:4.

Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придёт то время вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами.

Ин. 16:1.

Так будут поступать и пр.: не указывая более частных черт выражения ненависти мира к ученикам Своим, Господь снова указывает им только на причину сего, для утешения их и ободрения, дабы они знали, что эти страдания их ради Бога и Христа составляют высочайшую славу их. – Потому что не познали и пр.: см. прим. к 15:21. – Я сказал вам сие, т. е. о предстоящих ученикам страданиях, о ненависти к ним мира по отшествии Господа и пр., для того, чтобы укрепить веру учеников. Тяжки будут эти страдания, но, вспоминая о том, что Господь и Учитель их предсказывал им о них, они должны укрепляться духом в этой борьбе против мира, а не ослабевать. Ибо если эти предречения Господа должны сбыться, то сбудутся и предречения Его о победе Его и их над враждебным им миром (ср. прим. к 13:19). – Не говорил же сего вам сначала: т. е. с начала общественного служения Своего, по избранию учеников (15:27). Господь и прежде и даже не раз говорил ученикам Своим о предстоящих им страданиях и бедствиях, и в чертах не менее сильных, чем здесь (ср. Мф. 5 и далее; Лк. 6 и далее; Мф. 10 и далее; Лк. 12 и далее; Мф. 21 и далее; Мф. 24:9); но прежде Он не выяснял им так полно ни причины предстоящих им страданий, ни тесной связи их со всем делом Своим. Причина, почему так именно Он говорит им обо всем этом теперь, а не прежде, та, что Он был прежде с ними, а теперь отходит от них. Когда Он Сам был с ними во всё время Его общественного служения, вся вражда мира обращена была против Него Самого, ученики оставались как бы в стороне; но с отшествием Его они будут представителями дела Его на земле, а потому на них обратится вражда мира, направленная прежде против Него; они должны будут на себе выносить удары этой вражды (ср. Злат., и Феофил.). Потому, для укрепления их в этой предстоящей борьбе, Он и открывает им теперь с возможной полнотой и в связи со всем делом Своим характер предстоящей им деятельности, вместе с обетованиями и успокоениями.

5. Ин. 16:5.

А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идёшь?

Ин. 16:28, 13:36, 14:5, 28.

6. Ин. 16:6.

Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше.

Ин. 14:1, 28.

7. Ин. 16:7.

Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошёл; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам,

Ин. 7:39, 14:26.

Эта речь Господа о ненависти мира к Нему и Его последователям, о предстоящих сим последним бедствиях и страданиях (15 и далее), несмотря на успокаивающие обетования Его, скорбью и печалью исполнила сердце учеников, ещё не твёрдых, ещё не усовершившихся до той степени, на каковую вошли они с принятием Святого Духа в день Пятидесятницы. Отшествие от них Господа, несмотря на обетования нового пришествия Его к ним, понималось ими более с точки зрения разлуки с ними и продолжало смущать их, даже после не раз повторённого – не смущайтесь. Потому Господь снова обращает внимание их на великие плоды для них Своего отшествия от них, вновь соединяя с ним обетование о ниспослании им, вследствие Его отшествия, иного Утешителя. Утешая Своих учеников, Господь Сам скорбел, что мысль о Его отшествии только смущает их, потому что они более заняты только этим отшествием Его и разлукой с Ним, а не той высокой целью, по которой Он отходит от них, и вот Он, напомнив им, что идёт к пославшему Его Отцу Небесному, как бы с упрёком говорит им, что никто из них не спрашивает: куда Он идёт? Он хочет этим замечанием обратить внимание их более на утешительную, чем опечаливающую их, сторону Своего отшествия от них. Пётр спрашивал Господа: куда идёшь (13:36), но спрашивал не с мыслью о великих плодах Его отшествия, а с мыслью о возможности последовать тотчас за Ним. На эту же светлую, утешительную и обильную великими следствиями сторону Его отшествия мысль учеников ещё не обращалась ими самими, и с этой мыслью никто из них не спрашивал Его – куда идёшь. Желая новым указанием на эту утешительную сторону ослабить и изгнать из сердца учеников печаль их, Господь этим упрёком вызывает учеников расспрашивать Его о Его отшествии с этой стороны, чтобы вновь раскрыть им сей предмет. – Я сказал вам это: т. е. сказал о Своём отшествии от них и о бедствиях, коим они подвергнутся после Него. – Печалью исполнилось сердце ваше: поскольку они обращали своё внимание при этом более на разлуку с Ним, чем на великие плоды Его отшествия, на которые Он и указывает снова теперь, совокупляя их в одном, – обетовании пришествия к ним другого Утешителя вследствие именно Его отшествия, указывает с силой и некоторым как бы напряжением удостоверения (Я истину говорю вам). Для них – учеников – нужно, чтобы Он отошёл от них к Отцу, ибо это – непременное условие сошествия Святого Духа, силою и действием Которого они победят враждебный им мир. – Если Я не пойду и пр.: образ речи условный; если бы можно было представить, что Я остался бы с вами на земле, то другой Утешитель не пришёл бы к вам. Причина – та, что Господу нужно было чрез Свои страдания и смерть прославиться как Искупителю человечества, чтобы оно сделалось способным к принятию даров Святого Духа; мысль – та же, что 7:39; см. примеч. «Если Я не умру за мир и не пойду к Отцу, предав Сам Себя в жертву и умилостивление за грехи мира: то Утешитель не придёт. Ибо, как Он придёт, если вражда не прекратится чрез умерщвление греха, если Отец не примирится с естеством человеческим?» (Феофил.). – Пошлю Его к вам: см. примеч. к 15:26.

8. Ин. 16:8.

и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде:

9. Ин. 16:9.

о грехе, что не веруют в Меня;

Ин. 15:22, 8:24, 3:18.

10. Ин. 16:10.

о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня;

1Ин. 2:1; Деян. 3:14.

11. Ин. 16:11.

о суде же, что князь мира сего осуждён.

Ин. 12:31; 1Ин. 5:8.

И Он, придя и пр.: Господь в кратких, решительных чертах изображает ту нравственно-духовную победу, какую Дух Святой чрез них одержит над миром и князем мира сего. Эта победа выражается словом – обличит. Общее значение слова – вывести наружу, или – довести до сознания неправоту, преступление, грех (ср. Ин. 3:20, 8:9, 46; 1Кор. 14:24; Тит. 1:9; Мф. 18:15; Лк. 3 и др.); таковое обличение есть то же, что нравственный суд над миром, следствием которого может быть или обращение ко Христу, под условием покаяния (ср. 1Кор. 14:24), или совершенное духовное ослепление и ожесточение (Деян. 24:25; Рим. 11 и далее). Это обличение мира Духом Святым совершится посредством проповеди и действий тех, которые приимут Его в себя, т. е. действиями и проповедью прежде всего апостолов, а потом и вообще верующих, как живых органов Его действий. Три предмета представляются как предметы обличения мира Духом Святым: грех, правда и суд; но эти предметы обнимают собою всю совокупность христианской истины и все уклонения от неё, так как эти предметы существенные. Лучшее объяснение всего этого обетования Господня представляет речь св. Ап. Петра в день Пятидесятницы и её действие на слушателей (Деян. 2). – Первый предмет обличения мира Духом есть грех, и именно грех неверия в Господа как Мессию: о грехе, что не веруют в Меня. Этот грех, грех неверия, доведён будет до сознания мира Духом Святым именно как грех и самый существенный, и самый тяжкий. Когда у иудеев речь была о грехе, под ним разумели преступления буквы закона, оскорбление субботы и пр. Это довело до того, что Святейшего сочли грешником (9:24). Дух Святой проповедью апостолов обличит мир в этом грехе, т. е. доведёт до сознания его, что коренной тяжкий грех, в котором как бы совокупляются все другие грехи, состоит в неверии в Иисуса как Христа, совершившего искупление всего мира; потому он коренной и тяжкий, что именно в нём выражается самым ясным образом вражда мира против Бога (15:22–24). Это именно выразительным образом даёт чувствовать иудеям св. Ап. Пётр (Деян. 2:36 и далее; Деян. 3:12 и далее), и некоторые из них чувствуют силу сего, каются и обращаются ко Христу (2 и далее), другие не следуют сему. Таким образом, совершается нравственный суд над миром вообще таковым обличением мира о грехе; одни вследствие такого обличения обращаются к вере во Христа чрез покаяние, другие ещё более ослепляются духовно и ожесточаются, или «грешат не веруя» (Евф. Зиг.). – Второй предмет обличения мира Духом Святым – правда: о правде, что Я иду к Отцу Моему. Если мир заблуждался в своём представлении о грехе, то не менее заблуждался и в своём представлении о правде, и – в этом обличит его Дух Святой устами апостолов. На взгляд мира, например иудейского, праведность представлялась под образом по внешности безукоризненного исполнителя закона Божия – фарисея. Дух Святой покажет миру другой истинный образ правды в лице праведника, Которого мир счёл грешником, беззаконником и как такового умертвил (18:30); но Он был совершеннейшим праведником (ср. 1Ин. 2:1, 29, 3:7; 1Пет. 3:18), и эта праведность Его засвидетельствована Богом особенно в том, что Он спосадил Его одесную Себя на небесных (Еф. 2:6), дав Ему всякую власть на небе и на земле (Мф. 28:18), что́ и засвидетельствовано Духом Святым чрез проповедь апостолов, и таким образом мир обличён о правде (ср. Злат., и Феофил.). – И уже не увидите Меня: телесно, по вознесению. Вознесение Господа с прославленным телом на небо есть действительно сильнейшее доказательство Его праведности и неправды мира в отношении к Нему. На это именно указывает опять св. Ап. Пётр иудеям, говоря о воскресении и вознесении Господа (Деян. 2:24–36), и это опять – то же, что нравственный суд над миром, вследствие которого одни обращаются, другие ожесточаются. – Третий предмет обличения мира Духом Святым есть собственно суд над князем мира сего: о суде, что князь мира сего осуждён. – Князь мира – дьявол или сатана: см. прим. к 12:31; 14:30. При обличении мира Духом Святым возможны два выхода: обращение обличаемых к вере во Христа чрез покаяние и – совершенное ожесточение; первые могут спастись, последние подлежат осуждению. Таковому осуждению подлежит особенно отец таковых ожесточённых (8:44) и владыка над ними, князь мира сего – дьявол, главный исконный враг Христа и Его Царства, – и Дух Святой проповедью апостолов доведёт до сознания мира, что дьявол уже осуждён. Осуждён – тем, что Господь совершил дело искупления человечества, вследствие чего верующие по вере во Христа освобождены от власти дьявола и поставлены в общение со Христом. Это – та же мысль, которая несколько прежде выражена Господом в словах: князь мира сего изгнан будет вон из мира (12, ср. прим.). Это – невидимое событие из области духовного мира, коего сущность – в кресте Христовом, а действия простираются на весь мир, будет возвещено миру чрез проповедь апостолов Духом Святым, и тем обличится мир о суде.

12. Ин. 16:12.

Ещё многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить.

Ин. 16:29.

13. Ин. 16:13.

Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.

Ин. 16:7, 14:17, 8:32; 1Ин. 2:27; 1Кор. 2:10, 12:49, 14:26, 7:1 д.

Ещё многое имею сказать вам и пр. В продолжение этой же беседы Господь указывал ученикам, что Он не всё говорит им, что имел бы сказать и что нужно знать им для распространения в мире Его учения и вообще деятельности их в мире после Него (14:25), что более полное и совершенное познание обо всем дарует им другой Утешитель, когда придёт. – В сущности, Он сказал им всё (15:15), но только в сущности, и насколько могли принять и понять они. Он посеял в душах их семя истины, возрастит же и оплодотворит его другой Утешитель. Многое требовало бы ещё откровения и разъяснения в целой области христианской истины, и многое ещё имеет Учитель объяснить ученикам, но теперь не объясняет. Причина та, что они не могут теперь вместить этого многого. Чтобы вместить это многое, теперь умалчиваемое, нужно особенное озарение их духа, каковое и совершит Дух Святой со временем, когда, по прославлению Господа, Он изольётся в сердца их (ср. 7:39). Под этим многим разумеется вообще всё, что раскрыто в писаниях апостольских на основании учения Христова, но что именно в частностях, решать не безопасно, и совершенно справедливо замечание о сем блаженного Августина: «когда Христос Сам умолчал о сем (что такое – многое), кто же из нас может сказать, что это – то или то?» – Не можете вместить, т. е. понять, уразуметь и провести в жизни. Они теперь были ещё как бы в детском периоде духовного развития; совершенный мужеский период настанет для них, когда придёт к ним иной Утешитель, т. е. со дня Пятидесятницы. – Дух истины: см. прим. к 14:17. – Наставит вас: греческое слово означает – путеводить, и таким образом Дух Святой представляется под образом путеводителя, который указывает путнику дорогу в неизвестной ему местности или стране. Эта страна есть область христианской истины, область нового творения Божия, которую Сам Господь, так сказать, показал им издали, в образах, притчах и подобиях, а Дух Святой сообщит им полное и совершенное ведение о ней и будет Сам руководить их в этой области. – Всякую истину: во всей этой обширной области истины христианской вообще не останется ни одной частной истины, относительно которой апостолы остались бы без просвещения Духом, без Его руководства и озарения. Истинность и непогрешимость этого наставления и руководства основываются на том же, на чём и непогрешимость учения Господа, – учении не от Себя, а от Бога Отца (ср. 7 и далее и прим.). Все Его откровения, всё Его учение будет почерпнуто Им из сокровищ божественной мудрости, как и учение Иисуса Христа; следовательно, это учение будет то же, что и учение Христово, только полнее, так как ученики будут способнее воспринять его полнее. – Будет говорить, что услышит: как и Христос говорил то, что слышал от Отца (3:32; 5 см. прим.); слышание – в смысле непосредственного и достоверного знания тайн божественных. – Услышит, т. е. от Отца и от Меня. Дух Святой представляется образно как бы свидетелем таинственной беседы между Отцом и прославленным Сыном и научающим учеников тайнам сей беседы. Значит, Его учение есть согласное учение всей достопоклоняемой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа. – И будущее возвестит: предметом Его научения будет, между прочим, и будущая история Царства Христова, которая существенно относится к области целой христианской истины (всякую истину). Вся эта истина изложена в писаниях апостольских, насколько то нужно для веры во Христа и достижения спасения, и сим изречением, несомненно, доказывается богодухновенность всех апостольских писаний (ср. Вас. В. 3, 233).

14. Ин. 16:14.

Он прославит Меня, потому что от Моего возьмёт и возвестит вам.

15. Ин. 16:15.

Всё, что имеет Отец, есть Моё; потому Я сказал, что от Моего возьмёт и возвестит вам.

Ин. 17:10.

Он прославит Меня (ср. прим. к 13:31–32): действиями Духа Святого в апостолах и верующих, а чрез них и во всём мире, прославится Христос, потому что Он будет учить тому же, чему учил Христос, и таким образом всё Его учение, всё Его дело как бы оправдается в мире Духом (1Тим. 3:16), и тем прославится Сын Божий как истинный Христос. Отец ввёл Сына Своего и по человечеству в славу небесную, божественную, Дух Святый прославит Его на земле. Сын ищет только славы Отца, Дух прославляет Сына и Отец прославляет Его (ср. Вас. В. 3, 302). – От Моего возьмёт: основание действий Духа Святого в мире есть совершение Иисусом Христом дела искупления человечества (7:39), без которого невозможно было бы такое действие Духа Святого (ср. ст. 7). Это дело совершено Господом во исполнение воли Отца Небесного (3 и парал.), и, таким образом, в христианской истине явилась миру божественная истина; нет христианского, что не было бы божественным, нет божественного, что́ не было бы христианским. Вследствие сего и в действиях Святого Духа в христианстве выражается дело Христа и Бога Отца. В этом – смысл слов Господа: от Моего возьмёт, и – всё, что имеет Отец, есть Моё. Я по праву называю (так можно перефразировать слова Господа) божественную истину, которую возвестит вам Дух Святой, Моею, Моим достоянием, ибо всё, что в этом отношении имеет Отец (ср. Ин. 1:14; 1Кор. 15:27; Евр. 2:8; Кол. 1:19, 2:39), принадлежит Мне, как Сыну, который от Отца исшёл (8:42), освящён от Него и послан в мир (10:36) и пребывает в Отце и Отец в Нём (10:38; 17:10). – Возьмёт: собственно – берёт или принимает; означается деятельность Святого Духа как постоянная в единении с Сыном, а вместе и с Богом Отцом. «Не думайте же, что Его учение – иное. И оно – Моё, и увеличивает славу Мою, ибо одна воля Отца и Сына и Святого Духа» (Злат.).

16. Ин. 16:16.

Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, ибо Я иду к Отцу.

Ин. 14:19, 28, 13:33.

Вскоре вы не увидите Меня и пр.: от будущего отдалённого взор Господа снова переносится на ближайшее будущее, именно на предстоящую вскоре разлуку с ними и вскоре же предстоящее новое пришествие Его к ним. Мысль та же, что и в недавно сказанном ученикам подобном же изречении (14:19). – Вскоре не увидите Меня: речь о смерти Господа, когда гроб сокроет Его от очей их. – И опять вскоре увидите Меня: речь ближайшим образом о явлениях Господа апостолам по воскресению Его, но главным образом о духовном таинственном пришествии Его к ученикам в Духе Святом (ср. прим. к 14:19–20); на это последнее здесь прямо указывает выражение: ибо Я иду к Отцу, ибо это отшествие есть необходимое условие ниспослания ученикам Святого Духа (ст. 7), чрез Которого Господь войдёт в теснейшее духовное общение с учениками, что означается словом – увидите (14 и прим.). «Разлука Моя (с вами) не на долго, а пребывание Моё с вами, которое затем наступит, вечно» (Феофил., ср. Злат.).

17. Ин. 16:17.

Тут некоторые из учеников Его сказали один другому: что это Он говорит нам: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, и: Я иду к Отцу?

18. Ин. 16:18.

Итак они говорили: что это говорит Он: «вскоре»? Не знаем, что говорит.

Ин. 7:36.

Эта речь Господа показалась некоторым из учеников Его загадочной, и они пришли в недоумение о смысле слов Его, только что сказанных. Пункт недоразумения для них составляло слово – вскоре и изречение – иду к Отцу. В этом опять видно ещё несовершенство духовного разумения учеников Его в это время. Господь уже разъяснил им сие в этой же беседе с ними, но они всё ещё не понимали и, как видно, держались предрассудка о земном царстве Мессии. Несколько времени тому назад один из учеников на подобную речь Господа высказал довольно прямо этот предрассудок (14:19–22); теперь некоторые из учеников выражают также недоумение относительно подобных слов, в основе коего лежит опять тот же предрассудок. Если Господь хочет основать на земле Царство Своё, то зачем Он отходит? Если Он не хочет основать такого царства, то зачем опять обещается прийти? Что значит: вы увидите Меня потому, что Я отхожу? Что значит, наконец, это – вскоре – вскоре, которыми выражаются такие противоположности, как отшествие и новое пришествие к ним Учителя? – Не знаем, не понимаем, что говорит, заключают ученики свой недоуменный разговор между собою. «Вероятно, печаль, овладевшая их душою, изглаждала из памяти их то, что говорилось, или непонятливость нашла на них от неясности самых слов» (Феофил.).

19. Ин. 16:19.

Иисус, уразумев, что хотят спросить Его, сказал им: о том ли спрашиваете вы один другого, что Я сказал: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня?

Уразумев: Сам в Себе (ср. 6 и прим.), по силе Своего всеведения. – Хотят спросить Его: может быть, вследствие упрёка, недавно высказанного им Господом, что никто из них не спрашивает Его (ст. 5), они решились предложить своё недоумение на разрешение Учителя, но Он предупредил их вопрос и дал ответ. Но как на подобное же недоумение одного ученика Он не дал прямого ответа, предоставляя ученикам из хода всей речи уразумевать смысл слов Его (14 и далее), так и теперь сначала не отвечает прямо на недоумение об отшествии Своём, ибо после упрёка в том, что не спрашивают Его о сем, Он довольно объяснил им сие. Он обращает теперь внимание только на недоумение их о том, что значит – вскоре – вскоре, и объясняет им не самый факт быстрого изменения событий, а быструю перемену в их настроенности душевной. Это было для них успокоительнее, чем указание на самые факты, имеющие совершиться вскоре и вскоре, ободрительнее и для совершенствования веры их действеннее.

20. Ин. 16:20.

Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет.

Иер. 31:13; Пс. 29:12.

21. Ин. 16:21.

Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришёл час её; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир.

Ис. 26:17, 21:3.

22. Ин. 16:22.

Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас;

Лк. 24:41, 52; Ис. 35:10, 66:14.

Вы восплачете и пр.: прикровенная речь о страданиях и смерти Господа, соответствующая выражению – вскоре вы не увидите Меня. Так действительно и было, как видим из евангельской истории: в таком состоянии духа были они после смерти Господа (Мк. 16:10 и парал.). – А мир – все враждебные Христу и Его делу, представителями которых были начальники народные, доведшие Господа до смерти – возрадуется: потому что, по-видимому, он одержал победу над ненавистным ему, как казалось ему, врагом его, умертвив Его. Гроб Христов, бывший причиною слез учеников (ср. 20:11), был причиной радости врагов Его. Но вскоре всё это изменится: печаль ваша в радость обратится, а радость врагов – в печаль и страх. Речь – о воскресении Господа, соответствующая выражению – опять вскоре увидите Меня. Это действительно и видим из евангельской истории (ср. 20:20), видим и то, что эта радость не оставляла их даже тогда, когда они расставались со своим Учителем и Господом при вознесении Его (Лк. 24:52), и достигла полной степени по сошествии на них Духа Святого, даже до того, что и страдания за Христа они начали переносить с радостью (Деян. 5:40–41). – Для показания силы этих чувств печали и радости Господь сравнивает их с чувствами рождающей женщины. Образ сей в этом смысле нередко употребляется в ветхозаветных книгах (Ис. 21:3, 26:17, 37:3, 66:7; Ос. 13 и др.). Пунктом сравнения чувств апостолов с чувствами рождающей женщины служит здесь именно только сила чувств и быстрая их смена; все же остальные черты служат только украшением речи (ср. Феофил.). – Когда рождает: когда приходит время родить, когда настают роды. – Теперь имеете печаль: при этой прощальной беседе (ст. 6), при страданиях и смерти Господа до Его воскресения. – Я увижу вас опять: сначала по воскресению, потом по сошествии Святого Духа, когда Господь вступит в теснейшее духовное таинственное общение с учениками (ср. прим. к 14 и далее и парал.). – Никто не отнимет: она будет постоянно в сердце вашем, и никакие скорби, бедствия, гонения, враждебные люди не исторгнут её из груди вашей, – так будет она полна, совершенна. Всё это в точности исполнилось на апостолах, исполняется и на всех верующих.

23. Ин. 16:23.

и в тот день вы не спросите Меня ни о чём. Истинно, истинно говорю вам: о чём ни попросите Отца во имя Моё, даст вам.

Ин. 16:26, 14:20; 1Ин. 2:29; Ин. 14:13.

24. Ин. 16:24.

Доныне вы ничего не просили во имя Моё; проси́те, и полу́чите, чтобы радость ваша была совершенна.

Ин. 15:11.

Великим следствием этого будущего таинственного единения Господа с учениками во Святом Духе будет их полное духовное просвещение и исполнение всякой их молитвы во имя Господа Иисуса. – В тот день: или с того дня, в то время, когда придёт к ним другой Утешитель, в Котором придёт к ним Сам Господь и вступит с ними в постоянное таинственное духовное общение (ср. прим. к 14:20). – Не спросите Меня ни о чём: потому что чрез просвещение от Святого Духа духу вашему будет открыта всякая истина (ст. 13), так что не будете иметь нужды спрашивать Меня ни о чём (как теперь, ст. 19); всё тёмное и непонятное теперь тогда для вас будет ясно, ибо Святой Дух всё возвестит вам (ст. 14–15; ср. Феофил.). Сверх сего, тогда они получат силу молитвы, по которой всё им дано будет, чего ни будут просить во имя Господа: о чём ни попросите и пр.: см. прим. к 14:13–14): «Вы не будете нуждаться в посреднике, но довольно будет произнести только имя Моё, чтобы получить всё» (Злат., ср. Феофил.). – Доныне вы ничего не просили во имя Моё: доныне соответствует выражению – в тот день. До дня Пятидесятницы апостолы и верующие во Христа не просили ничего во имя Христа, ибо не совершено ещё было Им дело искупления и Он не вошёл ещё вполне в славу Свою и не послал им иного Утешителя. Когда всё сие совершилось, и излился Дух Святой на верующих, тогда стало возможно прошение во имя Господа Иисуса, как Искупителя мира, Которому дарована всякая власть на небе и на земле. – Проси́те, т. е. во имя Моё, и полу́чите. Это, так сказать, всемогущество их молитвы соделает то, что радость их будет совершенная, полная (ср. прим. к 15:11).

25. Ин. 16:25.

Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце.

Ин. 10:6; Деян. 1:3.

26. Ин. 16:26.

В тот день будете просить во имя Моё, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас:

Ин. 16:23, 14:20, 14:16; Евр. 7:25.

27. Ин. 16:27.

ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшёл от Бога.

Ин. 14:21, 17, 8:25, 17:8.

В этих стихах раскрывается та же мысль, что и в двух предшествующих, несколько подробнее и положительнее. – Доселе (с подлинника – сие) Я говорил вам притчами: сие, т. е. то, о чём Его спрашивали теперь ученики (ст. 17 и далее) и что Он ответил им на сие (ст. 20 и далее), именно – об отшествии Его, о новом пришествии к ним, об обстоятельствах и следствиях сего. Об этом Он говорил им притчами, т. е. приточными, не собственными, иносказательными выражениями (см. прим. к 10:6; ср. Мк. 12:1). – Но наступает время и пр.: по воскресении и, особенно, по просвещении их духа Духом Святым, такая приточная не собственная речь о Боге прекратится и тайны божественные возвестятся им прямо. Ибо они тогда способны будут понимать эту истину и не под покровом образа, притчи, не собственной речи (ст. 12–13). Речь здесь относительная, а не безусловная; она не значит, что образная речь не будет иметь места в устах апостолов, а значит только, что их ведение о Боге и тайнах божественных, по сошествии на них Святого Духа, будет полнее, совершеннее, точнее, определительнее, многое теперь непонятное будет ясно. – В тот день: см. прим. к ст. 23 и 14:20. – Будете просить: см. прим. к ст. 24 и 14:13–14. – Не говорю вам, что Я буду просить Отца за вас и пр.: изречение не значит, что Господь не будет просить Отца об услышании и исполнении молитв их, а значит только, по связи речи, что Отец Небесный становится Сам к вам в столь близкое отношение, что Моё личное посредство становится как бы уже не нужным. Прошение во имя Господа само собою уже предполагает посредство Его, но новое личное посредство Его при каждой их молитве делается при таких их отношениях к Богу Отцу как бы ненужным, хотя, конечно, сим оно и не исключается. «Отец настолько любит вас, что вы не будете уже иметь нужды в Моём посредничестве» (Феофил.). Изречение это не противоречит другому: Я умолю Отца (14:16; ср. 17:9); в последнем изречении говорится о молитве Господа прежде сошествия Святого Духа на учеников и именно о ниспослании Его, а здесь о молитве после уже сошествия Святого Духа. И при сем Господь всегда остаётся ходатаем за всех верующих в Него и прибегающих к Нему (ср. 1Ин. 2:1; Рим. 8:34; Евр. 7:25). – Причина, почему Господь может не просить Отца об услышании и исполнении молитвы учеников, та, что Сам Отец любит их, и по этой любви к ним исполнит всякое их прошение во имя Христово (см. прим. к 14:21, 23). Причина же, по которой Сам Отец любит вас, – та, что вы возлюбили Меня: ибо Отец не может не любить того, кто любит вечный предмет Его любви – Сына Его Единородного (14:21, 23). – И уверовали, что Я исшёл от Бога, как посланный от Отца в мир (13 и парал.), т. е. уверовали, что Я обетованный и пришедший в мир Мессия. В этой вере в Господа как Мессию – содержание всей христианской веры (ср. 20:31).

28. Ин. 16:28.

Я исшёл от Отца и пришёл в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу.

Ин. 8:42, 13:3, 6:62.

Это основное содержание всей христианской веры Господь торжественно, кратко и ясно повторяет ученикам, – что Он есть истинный Мессия, разъясняя уже прямо их недоумение относительно Его отшествия к Отцу (ст. 17). Ср. прим. к 13 и парал. В этом кратком изречении с поразительной ясностью открыта ученикам тайна прежнего – до вочеловечения, настоящего – по вочеловечении и будущего – по вознесении бытия Христова. Лучи света истины о лице Господа, рассеянные по всем Его беседам, в этом изречении как бы собраны воедино и сосредоточены в один поразительно яркий луч. – Я исшёл от Отца, как вечное Слово, Единородный Сын Божий, и пришёл в мир, как Мессия, и, по совершении дела Мессии, опять оставляю мир телом Своим, и иду к Отцу – и по человечеству восхожу во славу, какую имел от вечности, как Бог (17:5).

29. Ин. 16:29.

Ученики Его сказали Ему: вот, теперь Ты прямо говоришь, и притчи не говоришь никакой.

Мк. 8:32.

30. Ин. 16:30.

Теперь видим, что Ты знаешь всё и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога исшёл.

Ин. 21:17, 2:25.

Этот сильный луч света истины произвёл поразительное действие на учеников: всё показалось им ясным, сомнения и недоумения, которыми они были заняты, показались им разрешёнными; они вообразили, что они теперь в полном свете и не имеют уже нужды в большем просвещении. Им показалось, что то время, о котором Господь сейчас сказал им, как ещё о будущем, когда Он не притчами, а прямо будет говорить с ними о божественных тайнах (ст. 25), уже настало для них теперь, и потому говорят: вот теперь Ты прямо говоришь, и притчи не говоришь никакой. Тем, что Господь прямо ответил им (ст. 28) на вопрос, который их занимал, но которого они Ему не предлагали сами (ст. 17–19), они были так поражены, что подумали, что то время, о котором сейчас говорил им Господь как о будущем, когда они не будут Его спрашивать ни о чём (ст. 23), настало уже теперь, и говорят: видим теперь, что Ты знаешь всё и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. – Поэтому, заключают они, веруем, что Ты от Бога исшёл, т. е. что ты истинно Мессия. Не то значит изречение сие, что только теперь они уверовали в мессианское достоинство своего Учителя; они и прежде этому веровали и не раз исповедовали Его Мессией прямо (ср. ст. 27; 6:60; Мф. 16 и др.). Изречение означает только, что вере своей в Его божественное происхождение и мессианское достоинство они нашли теперь новую опору в Его прямой речи о Боге и в Его всеведении.

31. Ин. 16:31.

Иисус отвечал им: теперь веруете?

32. Ин. 16:32.

Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною.

Мф. 26:31, 56 п.; Ин. 8:16, 29.

Иисус отвечал им и пр.: с живостью и одушевлением ученики выразили свою веру в Господа как Мессию. Это была искренняя и глубокая вера, но взор Господа видел ещё несовершенство таковой веры, ещё не озарённой Духом Святым. Несовершенство сие выразилось в одном их слове – теперь, и Господь видел его именно в этом слове, как видно из ответа Его, видел, что и представляемые учениками основы их веры теперь опираются на не совсем правильно понятых ими словах Его. «Дети ещё были, замечает блаженный Августин, до того ещё непонятливы, что не тотчас понимают даже и то, что они не понимают» (ср. Злат., и Феофил.). Тем не менее, это искреннее, глубокое, детское исповедание веры было дорого для Господа в эти решительные минуты. Эти одиннадцать простых галилеян чувством своим поняли и приняли и возлюбили Его как Мессию; этого довольно теперь, иной Утешитель придёт и просветит их ум и укрепит волю; теперь же и этого довольно, и Господь мог окончить беседу с ними благодарственной молитвой Богу Отцу Своему Небесному. Он так и поступает, но предварительно даёт понять ещё ученикам, что вера их со временем только, когда озарит её Дух Святой, будет совершенна для их высокого служения будущего, а теперь ещё не выдержит предстоящего ей искушения. Упоминая о сем близком искушении, Он, без сомнения, имеет в виду укрепить её, насколько это возможно с их стороны, против этого самого искушения. – Теперь веруете? Вопрошает Господь. Думаете, что теперь вера ваша в Меня достигла силы и крепости веры несокрушимой, вопреки словам Моим, что совершенства достигнете вы после Моего отшествия от вас, когда приидет к вам другой Утешитель? Нет, ваша вера теперешняя не выдержит первого же испытания, какому она в скором времени – через несколько часов – подвергнется. – Вот наступает час, и настал уже, т. е. весьма близко то время (ср. прим. к 12:23; 4:23), когда вы рассеетесь и оставите Меня одного. – Каждый в свою сторону: или каждый в своё место, кому куда случится. – (Кажется, Иоанн сокращённо передаёт здесь ту же речь, которую подробнее передают евангелисты Матфей 26:31–35 и Марк 14:27–31, при чём последовало второе предсказание Петрова отречения и уверение учеников в их преданности Ему до смерти, что вполне согласно с настроением учеников в сию минуту, по Иоанну, и с намерением Господа указать на несовершенство ещё её, по которому она не выдержит предстоящего ей искушения.) Исполнение этого предречения Христова точно указано евангелистами (Мф. 26 и парал.), когда при взятии Господа в саду Гефсиманском все ученики Его разбежались. – Я не один и пр.: см. прим. к 8:29. Временное оставление Богом Отцом Сына Своего в минуту страданий и смерти (Мф. 27:46) не противоречит сему, ибо в сию же минуту Господь торжественно изрекает: в руки Твои предаю дух Мой (Лк. 23:46).

33. Ин. 16:33.

Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир.

Ин. 15:7, 14:27; Рим. 5:1; Ин. 16:11, 14:30; 1Ин. 5:4.

Сие сказал Я вам, заключает Господь Свою великую прощальную беседу с учениками, чтобы вы имели во Мне мир. Всё, что Господь предложил им в этой беседе, имело главнейшей целью вселить в сердце учеников мир, спокойствие духа ввиду предстоящих событий (да не смущается сердце ваше, да не устрашается; 14:1, 27). Этот мир, это спокойствие духа они должны найти в Нём, в общении с Ним (14:27), в единении духовном с Ним. – В мире, враждебном Мне и Моему делу обществе людей, вы будете иметь скорбь, когда среди него будете продолжать дело Моё в распространении Моего учения и утверждении Моего Царства на земле, потому что этот мир враждебно относится и отнесётся к вам и ко Мне и к Пославшему Меня (15:18–21). Ненависть этого враждебного мира к вам причинит вам много скорби, на что Господь с силой указывал ученикам в этой же беседе (15:18–16:4); но при этой скорби, при этих бедствиях и страданиях мир духа их во Христе не только не должен умаляться, но должен возрасти до героизма, до величайшего дерзновения при их деятельности в деле Христовом. Это дерзновение, это мужество их должно иметь основание в уверенности, что Господь победил мир: победил совершением великого дела искупления человечества Своей смертью, вследствие чего и князь мира сего изгнан вон и осуждён (16:11). Победа над миром представляется духовному взору Господа уже совершившейся (как в 13 и парал.). Этим торжественно победным восклицанием: мужайтесь, Я победил мир оканчивается эта поистине великая последняя прощальная беседа Господа с учениками, начавшаяся также торжественно победной песнью: ныне прославился Сын Человеческий и Бог прославился в Нём!


Источник: Толковое Евангелие (в 3-х томахе) / Епископ Михаил (Лузин) - Издатель: Белорусский экзархат, 2004. - 1884 с. / Книга третья. Евангелие от Иоанна. ISBN 985-6503-70-1

Комментарии для сайта Cackle