Глава 15
Прощальная Беседа Господа с учениками (продолжение: ст. 1–27).
1. Ин. 15:1.
Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь.
Ис. 5; Пс. 79:9,15 д.; Мф. 21 п.
2. Ин. 15:2.
Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.
3. Ин. 15:3.
Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.
Со словами: встаньте, пойдём отсюда Господь с учениками Своими, вероятно, оставил горницу пасхальную, воспев заключительные пасхальной вечери псалмы (Мф. 26:30; Мк. 14:26; ср. прим. к Мф. 26:2). – Я есмь истинная виноградная лоза и пр.: если предполагать, что Господь взял внешний образ для дальнейшей речи Своей, как нередко делает Он, из окружавшей и бывшей пред глазами действительности, то можно полагать, что образ виноградной лозы заимствован от разведённых по рёбрам горы Елеонской виноградных садов. Это был прекрасный образ для раскрытия и разъяснения ученикам тех отношений внутренних, духовных, в каких они всегда должны находиться к Нему, тем более, что этот образ так часто был употребляем в ветхозаветных писаниях (Ис. 5 и далее; Иер. 2:21; Иез. 15 и далее; Иез. 19:10 и далее и др.), и ученикам, вероятно, был известен как образ для изображения духовных отношений. Пункт сравнения между виноградной лозой и Христом есть органическое единство, в каком находится ствол виноградной лозы с её ветвями и по которому ветви могут жить только жизнью ствола и приносить плод (как и во всяком, впрочем, растении). Как ветви живы и приносят плод лишь постольку, поскольку питаются соками ствола, так и ученики и все последователи Христовы могут быть духовно живы лишь постольку, поскольку они эту силу духовной жизни заимствуют от Господа. По идее совершенно таков же употребляемый св. Ап. Павлом образ главы и членов тела (Еф. 5:30; Кол. 2:19). – Истинная виноградная лоза: т. е. Я истина того в духовном смысле, что в природе представляет, например, виноградная лоза. – Отец Мой виноградарь (ср. Мф. 21:33 и парал.): как собственник виноградника, возделывающий его и Сам и чрез других. Он послал в мир Сына Своего – Мессию, привлекает в общение с Ним верующих (6:44 и парал.) и возделывает виноградник Свой – Царство Своё на земле чрез Сына Своего и Духа Святого и чрез органы их, избранных людей. Как на виноградной лозе бывают и плодоносные и бесплодные ветви, так и в обществе (внешнем) Христовом, в Церкви Его на земле, бывают и могут быть и такие, которые приносят плод, т. е. веру свою доказывают делами, как плодами веры, вообще – сообразной вере жизнью (ср. Феофил.), и такие, которые в этом же смысле бесплодны. Последние отсекаются виноградарем, первые очищаются, чтобы более приносили плода. Отсечение бесплодных совершается или извержением их из общества верующих ещё в настоящей жизни (так случилось с Иудой в малом обществе Христовом), или смертью, или по смерти, окончательно совершится в день судный (ср. ст. 6). Очищение совершается силой и действием Святого Духа в верующих, иногда – искушениями, страданиями и т. п., с целью более и более совершенствовать их нравственную жизнь (ср. Злат., и Феофил.). – Таковы в тогдашнем малом обществе Христовом все (кроме Иуды). И в то время, когда говорил им сие Христос, они были уже очищены чрез слово, которое Господь проповедовал им, т. е. чрез всё учение Господа, которое они слышали от Него, так как учение Господа, с верою приемлемое и осуществляемое в жизни, имеет очищающую силу в отношении к духовной природе человека (ср. 5:24; 8 и далее; 12:48). Принятое ими в сердце учение Господа, как выражение чистоты, святости, духовности, оно стало в руках виноградаря – Бога орудием очищения их духа, чтобы со временем они принесли ещё более плодов духовных в своей жизни и деятельности. Это очищение чрез слово не окончательное, не совершенное, не исключающее дальнейшего нравственного очищения, каковое и совершилось излиянием на них Духа Святого и совершалось более и более во всей их жизни (ср. ст. 4); но это очищение чрез слово положило, так сказать, основу для будущего их совершеннейшего очищения, или чистоты.
4. Ин. 15:4.
Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.
5. Ин. 15:5.
Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
6. Ин. 15:6.
Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.
Мф 3:10, 13:1 д. Иез. 15 д.
Пребудьте во Мне и пр.; для поддержания, сохранения и усовершения этой духовной чистоты, составляющей необходимое условие духовного плодоношения, необходимое условие есть постоянное пребывание во Христе, – в духовном общении с Ним, как плодоносящая ветвь – с виноградной лозой. – И Я в вас, т. е. пребуду, под условием, если вы во Мне пребудете. – Как ветвь не может и пр.: дальнейшая речь есть подробное разъяснение, посредством того же образа, слов – пребудьте во Мне. – Без Меня, т. е. отделившись от Меня, не имея духовного общения со Мною, не можете делать ничего, т. е. такого, что обещало бы плоды духа, т. е. истинное христианское нравственное совершенство. – Извержен будет вон: отсечён будет или внешне или внутренне от общества Христова и от общения со Христом, как отрезанная ветвь выкидывается вон из виноградника. – Засохнет: окончательно утратит жизненную силу и, следовательно, всякую способность приносить плод. Так и не пребывающий в общении со Христом, и не удержавшийся в таковом общении утратит и не будет иметь даже способности к истинному христианскому нравственному самоусовершенствованию, умрёт духовно. – Собирают и бросают в огонь: время, в которое говорил это Господь, было в Палестине временем очистки виноградных садов и, может быть, пред глазами Господа и учеников были огни, на которых горели сухие ветви виноградных лоз. Это был выразительный образ засохших духовно вне общения с Христом людей, которым готовится огонь геенны в День суда. Господь представляет как бы в настоящем то, что будет с таковыми засохшими ветвями в будущем – на последнем суде или после последнего суда Христова. – Собирают: т. е. служители, приставленные господином к винограднику, под которыми, в приложении к людям, не могущим быть в блаженном общении с Богом в Царстве Небесном, разумеются Ангелы, по словам Иисуса Христа, имеющие собрать и ввергнуть в огнь вечный плевелы (Мф. 13 и прим.). – Огонь: разумеется геенна (Мф. 13:42, 25:41, 3:10, 7:19, 5 и др.). – И горят: наглядно и выразительно при краткости; не – сгорят, а горят, т. е. вечно (настоящее время в смысле вечности; 8:58).
7. Ин. 15:7.
Если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.
8. Ин. 15:8.
Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками.
От угрозы снова обращается Господь к увещанию, утешению и обетованиям. Образ виноградной лозы и ветвей почти оставляется (ст. 8. 16), и речь идёт менее образная, более точная. – Если пребудете во Мне: в смысле предшествующей образной речи, как ветви на виноградной лозе; если пребудете в духовном внутреннем общении со Мною. – И слова Мои в вас пребудут: речь менее образная; если т. е. возьмёте учение Моё правилом всей вашей жизни и деятельности, будете осуществлять Моё учение в жизни. Постоянное хранение в мысли учения Господа и размышление о нем содействует пребыванию в общении с Господом, так как оно имеет оживляющую духовно силу. – Чего ни пожелаете, конечно, такого, что сообразно с волей Божией, просите во имя Господа Иисуса Христа (14:13–14), и будет вам: будет исполнено, – просимое получите. Постоянное хранение в сердце учения Господа побуждает верующего к молитве веры, а такая молитва легко восходит к небу, к престолу Божию, по силе её всё получается. – Тем прославится Отец Мой и пр.: новое побуждение к тому, чтобы ученики пребывали в общении с Господом. Честь виноградарю, если его виноградник, с любовью возделываемый им, приносит много плодов. Виноградарь есть Бог, и многоплодностью учеников Христовых в их жизни и деятельности Он прославится в мире. Той же многоплодностью, которая выразится в их деятельности, направленной к продолжению и распространению на земле дела их Учителя и тем – к славе Отца Небесного, они докажут, что они истинно Христовы ученики, вполне достойно носят имя учеников Господа (ср. 14:13).
9. Ин. 15:9.
Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей.
10. Ин. 15:10.
Если заповеди Мои соблюдёте, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.
Как ученики Господа, они составляют постоянный предмет Его любви, и во имя этой любви к ним Он к увещанию – пребывать в Нём – присовокупляет особенное увещание – пребывать в любви Его, чему условием или средством указывает соблюдение Его заповедей, по образу отношений Его Самого к заповедям и любви Отца Небесного. – Как возлюбил Меня Отец (ср. Мф. 3 и парал.), и Я таковою же любовью возлюбил вас, а потому пребудьте, останьтесь постоянно, в этой любви Моей к вам; самое действительное средство к сему есть соблюдение Моих заповедей (ср. прим. к 14:15, 23–24). – Я соблюл заповеди Отца Моего, т. е. творил и творю волю Его во всей Моей деятельности (ср. 8:29; 10:17–18; 14 и парал.) и за то пребываю в любви Его: ср. 10:17.
11. Ин. 15:11.
Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.
Сие сказал Я вам: всё, что сказал Он им о взаимном духовном общении между Им и ими (ст. 1–10) и в частности – о любви к ним Его и любви к Нему Отца (ст. 9–10), имеет ближайшей целью вселить в них то же чувство радости, какое исполняло Господа. – Да радость Моя в вас пребудет: т.е. та радость, которою Я исполнен при мысли о любви ко Мне и вам Отца Моего Небесного, будет и вашей радостью, перейдёт от Меня к вам. Это – то святое, радостное настроение духа, которое торжествует над всеми бедствиями жизни, радуется в самых страданиях, каковы бы они ни были (ср. 1Кор. 7:30; 2Кор. 13:11; Флп. 2 и далее; Флп. 4:4; Рим. 14:17; Гал. 5 и др.). В силу этого сообщения ученикам радости Христовой радость их достигнет высочайшей степени, будет совершенна (ср. 3:29) по чистоте, силе, победоносности (ср. 1Ин. 1:4; 2Ин. 1:2).
12. Ин. 15:12.
Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.
13. Ин. 15:13.
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.
Ин. 10:11; 1Ин. 3:16; Рим. 5:6.
Сия есть заповедь Моя и пр.: см. прим. к 13:34. Выражением пребывания учеников в любви Христовой служит взаимная их любовь друг к другу, такая любовь, какой Он возлюбил всех их, т. е. любовь, готовая к самоотвержению до смерти. Ибо это – высшая степень любви, и нет больше и сильнее той любви, как если кто положит душу свою (ср. 10:11) за друзей своих. Эту высшую степень любви явил Господь Сам, принесши Себя в жертву за весь мир; в самоотвержении до смерти должна выражаться и любовь друг к другу учеников Христовых. Этим они покажут, что любят друг друга так же, как и Христос возлюбил их. – Св. Ап. Павел говорит, что Христос умер за нечестивых и грешников (Рим. 5:5–8), и с этим нисколько не стоит в противоречии рассматриваемое изречение, что Господь положил душу Свою за друзей Своих. Апостол говорит вообще о греховности мира, во искупление от которой Христос умер за всех, так как греховность эта простиралась и простирается на всех; Господь же говорит в частности о близких только Своих, о том малом обществе друзей, с которыми Он теперь беседовал и которые также, конечно, не свободны были от этой простирающейся на всех греховности.
14. Ин. 15:14.
Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.
15. Ин. 15:15.
Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.
Быт. 18:17; Иак. 2:23; Рим. 8:15, 17:8, 14:10.
Вы друзья Мои и пр.: чрезвычайная духовная близость Учеников к Господу, в силу которой Он называет их друзьями Своими, обусловливается, однако же, исполнением Его заповедей вообще и в частности заповеди о взаимной любви между ними самими (ст. 12). Эта взаимная любовь делает их друзьями между собою; а так как союз этой взаимной любви их – во Христе, Который возлюбил их той же любовью, какою и они должны любить друг друга, то они, делаясь друзьями между собою, делаются друзьями и Христа. В силу этой любви Он открыл им всю волю Божию, и – это служит доказательством, что они уже не рабы, а действительно друзья Христовы. Это и объясняет им Господь, пользуясь образом, заимствованным от обыденных отношений господина и раба. – Раб не знает, что делает господин его: он может видеть, что делает господин, и догадываться о смысле дела, но знать, т. е. понимать дело, побуждения, причины, сущность его не может, если не объяснит ему господин его; раб берётся здесь только как орудие исполнения дела господином его. – Сказал вам всё и пр.: т. е. всю волю Божию относительно того великого дела, ради которого Господь пришёл на землю (слышал: см. прим. к 5 и парал.). Конечно, ещё многое относительно сего остаётся открыть им (16:12); но если Он ещё не всё открыл им, то потому, что они ещё не способны теперь более понять, и другой Утешитель восполнит им это откровение, а не по недостатку доверия дружеского к ним со стороны Господа. Впрочем, сущность всего дела Господа им открыта и объяснена, насколько они могли понять его (ср. Феофил.). Вследствие сего откровения им Господом сущности дела Своего, как довереннейшим лицам, Он не называет уже их рабами, которые не понимают дел господина своего, а называет друзьями – ближайшими довереннейшими людьми. Господь и прежде называл ближайших учеников Своих друзьями (Лк. 10:4) и после говорит как о рабах (ст. 20), и это не стоит в противоречии с рассматриваемым изречением, потому что ученикам и прежде, преимущественно пред другими, открываема была постепенно воля Божия, и в этом смысле они могли быть названы друзьями, и – после пред величеством Господа как Бога они, как и все люди, были рабы, как и сами себя они называли так (ср. Деян. 4:29; Рим. 2:1; Гал. 1:10; Флп. 1:1 и парал.). Рассматриваемое изречение есть только выражение чрезвычайной близости к Нему учеников.
16. Ин. 15:16.
Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Моё, Он дал вам.
Ин. 6:70; 1Ин. 4:10; Ис. 43:22; Мф. 28:19, 14:13.
И при этом высоком достоинстве, означаемом выражением – друзья Христовы, они не должны забывать своей полной зависимости от Него и соединённого с сим высокого назначения, которое они должны осуществить в своей жизни. – Не вы Меня избрали, как учители ученика, а Я вас избрал, как Учитель учеников (6:70; 13:18). Речь идёт об избрании их Господом Себе в апостолы, о котором повествуют евангелисты (Лк. 6 и далее; Мф. 10 и далее; Мк. 3 и далее). – И поставил вас, т. е. уполномочил, как учеников Своих, на особенное дело жизни, – чтобы вы шли и приносили плод, шли для распространения и утверждения Евангелия в мире, приводили мир к вере в Меня и таким образом приносили плод в винограднике Моём, в духовном Царстве Моём, или Церкви (ср. Лк. 10:3; Мф. 28:19), и чтобы плод ваш пребывал (ср. 4:36), т. е. чтобы следствия таковой вашей деятельности не уничтожались, но пребывали постоянно, продолжались в Церкви Христовой непрерывно и постоянно (ср. 5:38). Средство к такой плодоносной в мире деятельности вашей есть молитва к Отцу во имя Христово; при таковой молитве, по которой всё дано будет вам, успех ваш в вашей деятельности будет несомненен, вы принесёте много плодов (ср. ст. 8). – Чего ни попросите и пр.: см. прим. к 13:13–14.
17. Ин. 15:17.
Сие заповедаю вам, да любите друг друга.
18. Ин. 15:18.
Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.
19. Ин. 15:19.
Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.
Ин. 17:14; Мф. 5 д.; 1Пет. 4 д.; Гал. 1:4.
Сие заповедую вам и пр.: ещё раз напоминает Господь ученикам Своим об этой новой Своей заповеди – взаимной любви их между собою (13:34–35), имея в виду говорить с ними о той вражде, какой воскипит в отношении к ним мир, и укрепит их дух в борьбе их с этой враждой к ним мира. В обществе Моих последователей должна быть крепкая взаимная любовь и единство, – таков основной характер Моего Царства (13:35); но к этому есть и внешние побуждения: при такой любви и единодушии успешнее будет борьба Моих последователей с миром, которому в его нападениях на Царство Моё даст также единодушие вражда и ненависть к Богу и ко Мне, каковая ненависть обрушится на последователей Моих. Утешением и укреплением при сем последователям Христовым должна быть мысль, что эта ненависть и вражда мира направлена собственно против Христа и Отца Его Небесного, и, следовательно, если они будут страдать от этой вражды и ненависти, то это будут страдания за Христа и Бога, и за эти страдания будет великая награда, враждующим же – наказание. – Если мир – как совокупность всего враждебного Христу и Богу – вас ненавидит и пр.: см. прим. к 7:7. – Меня прежде вас: так как Я глава и Началовождь этого ненавистного миру общества верующих в Меня, первый положивший начало самому образованию этого общества. – Верою во Христа и единением с Ним ученики Его внесли в мир новое начало духовной религиозно-нравственной жизни, долженствующее иметь влияние и на все сферы жизни; мир находит это новое начало жизни чуждым для себя, ненавистным и стремится не допустить его в свою жизнь, уничтожить его насилием. Вот почему, если бы вы были от мира, водились бы его началами в жизни, проникнуты были его интересами и стремлениями, то он любил бы вас, как своё порождение, как ему принадлежащее; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, отделил вас от него, как носителей и представителей нового начала духовной религиозно-нравственной жизни, потому ненавидит вас мир, как представителей этого нового, ненавистного ему начала жизни. «Вам, говорит, напротив, нужно было бы скорбеть в том случае, если бы мир, т. е. злые люди, любили вас. Ибо, если бы они любили вас, это было бы знаком того, что и сами вы имеете с ними общение в той же злобе и лукавстве. А теперь, когда злые ненавидят вас, вы радуйтесь» (Феофил., ср. Злат.).
20. Ин. 15:20.
Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Моё слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.
21. Ин. 15:21.
Но всё то сделают вам за имя Моё, потому что не знают Пославшего Меня.
Ин. 16:3, 5:1 д.; Ин. 8:47, 54 д.; 1Кор. 2:8.
Помните слово и пр.; слово, сказанное в этот же вечер, после умовения ног учеников (13:16), которое, впрочем, и ранее ещё Господь говорил им (ср. Мф. 10:24). Применение этого слова здесь, впрочем, иное, чем по умовении ног, более сходное с тем, какое Он сделал при послании апостолов на проповедь, именно: раб не может рассчитывать и надеяться на жребий лучший, чем каков жребий господина его (образ речи заимствован от отношений между господином и рабом в древних восточных государствах); если господину хорошо, то и рабу хорошо, если господину не хорошо, то рабу не будет лучше, чем ему. Этот образ Господь тотчас же и поясняет применением к настоящей речи. – Если Меня гнали, т. е. враждебно отнеслись к Моему учению и преследовали Меня за него, то же будет и с вами; если Моё слово соблюдали, т. е. веровали Моему учению, принимали его и прилагали к жизни (ср. 14:15, 23–24), то же будет и с учением, которое вы будете проповедовать, потому что это учение – Моё учение, и вы сами в этом отношении заступите место Моё. Судьба ваша и вашего учения будет одинакова с Моей. – Но всё то: разумеются не благоприятные, а ненавистные отношения мира к апостолам и их учению, как видно из всего дальнейшего хода речи. – За имя Моё: имя того, кто сделал – вместо обозначения самого дела; название имени есть исповедание того дела, которое сделано лицом, носящим то имя. Из истории мы видим, что за одно призывание имени Христова мир влёк исповедников Его на казни и смерть. – Потому что не знают пославшего Меня: если бы они имели истинное познание о Боге, то приняли бы и Христа, потому что знали бы, что Он послан от Бога, а потому за имя Его не преследовали бы учеников Его. Это неведение, впрочем, не извиняет преследователей, потому что оно добровольное, а не невольное, и потому заключает в себе вражду и ненависть, чего нет в неведении невольном. Это Господь раскрывает в дальнейшей речи. Таким образом, эта вражда есть вражда не только против Христа, но и Бога Отца. «Посему, если не что иное, то это самое, что одни и те же суть враги вам и Мне и Отцу Моему, до́лжно служить к вашему утешению» (Феофил., ср. Злат.).
22. Ин. 15:22.
Если бы Я не пришёл и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своём.
23. Ин. 15:23.
Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего.
24. Ин. 15:24.
Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего.
Ин. 7:31, 9:32, 10:25, 38, 14:11.
25. Ин. 15:25.
Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно.
Если бы Я не пришёл и пр.: неизвинимый, непростительный грех, о котором говорит здесь Господь, есть грех ненависти неверующих ко Христу и Отцу Его Небесному (ст. 23:24). Это – тот же грех против Духа Святого, о котором ещё прежде говорил Господь, что он не простится человеку ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12:31–32; см. примеч.) – сознательное и упорное противление Христу и ненависть к Нему, несмотря на очевидные доказательства Его мессианского достоинства. Учение Господа и Его необычайные дела (чудеса) должны были открыть глаза неверующим в Него как в Мессию, тогда и грехи простились бы им; но так как они ослепили очи свои и в своём ослеплении с ненавистью и хулою отнеслись ко Христу, то впали в такой грех, который ничем нельзя извинить и который вследствие того не простится им, если не покаются. – Если бы Я не пришёл, с неба от Отца Моего на землю как Мессия – Искупитель человечества, и не говорил им, не изложил всего учения о Своём лице и Своём деле как Мессии, не предложил всего Учения об искуплении человечества Мною, то не имели бы греха неверия в Меня и Отца Моего и вражды против Нас; их грех был бы только грех неведения путей Божиих, который не ведёт к ожесточению и ненависти против Христа и Бога и который при покаянии может быть прощён. А теперь, когда Господь изложил учение о Себе и деле Своём, они не имеют извинения в этом своём грехе неверия и ненависти против Христа и Бога. – Ненавидящий Меня как Мессию ненавидит и Отца Моего, Который послал Меня в мир и с Которым Мы – одно по существу (8:30). «Так как они в своё оправдание везде ссылались на то, что гонят Его ради Отца: то этими словами Он отнял у них такое оправдание. Они не имеют никакого извинения» (Злат., ср. Феофил.). Если они не верили учению Господа о Себе и Своём деле (ср. 8 и далее), то должны были, по крайней мере, из Его необычайных дел – чудес увидеть, что Он истинно Мессия (ср. 10:25, 37–38 и прим. и парал.); но они и им не верили и с ненавистью отнеслись к чудотворцу (ср. 12 и далее). – Если бы Я не творил между ними, т. е. между неверующими иудеями, первыми представителями враждебного Господу мира, дел необычайных, таких чудес, каких никто другой не делал, так как они были столь необычайны и велики, что являли в себе именно дела Божии (ср. 5:36; 9 и далее; 10:37; 14 и др.), то не имели бы греха (см. прим. к ст. 22). – А теперь, когда эти дела совершены пред их глазами, – они их видели сами, но, вместо того, чтобы уверовать в Меня как Мессию, возненавидели и Меня и Отца Моего, потому что эти дела суть и Мои и вместе Отца Моего (10 и парал.). Но эта ненависть их ко Мне не имеет основания ни в учении Моём, ни в делах Моих, и потому они возненавидели Меня напрасно, как и предсказано было о том в их священных книгах. – Да сбудется слово: см. прим. к 12:40. – В законе их: см. прим. к 10:34. Изречение заимствовано из псалма 68 (ст. 5), в котором изображается невинно страждущий праведник, как прообраз страждущего невинно Мессии (ср. Пс. 34:19). Господь прилагает их к Себе в том же смысле, как и 13:18.
26. Ин. 15:26.
Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать обо Мне;
27. Ин. 15:27.
а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.
Когда же приидет и пр.: ободряя учеников в этой борьбе с неверующим и ненавидящим их миром, Господь указывает им на всесильного свидетеля, который в обличение этой ненависти и вражды будет свидетельствовать о Нём, как о Мессии. – Утешитель: см. 14:16. – Когда приидет: разумеется день Пятидесятницы, когда сошёл на апостолов Дух Святой (Деян. 2 и далее). – Которого Я пошлю вам от Отца, или – что то же – Которого Отец пошлёт во имя Моё (14 и прим.). Разумеется временное послание в мир Духа Святого, вследствие искупительных заслуг Богочеловека (7 и прим.). Так как обильное излияние даров Духа Святого на человечество и могло только последовать после того, как Христос искупил человечество, то в сем смысле и говорит Господь, что Он пошлёт Духа Святого, «показывая собственное достоинство» (Григ. Б. 3, 127). – Дух Истины: см. 14:17. – Который от Отца исходит: говорится о вечном исхождении Святого Духа от Отца, а не временном, потому что иначе в речи Христовой было бы необъяснимое тождесловие. «Когда слышишь, что исходит, под исхождением не разумей посольство, как посылаются служебные духи; но исхождение есть естественное бытие Духа» (Феофил.). «Поскольку Он от Отца исходит: то – не тварь. Поскольку не есть рождённое: то – не Сын. Поскольку есть среднее между Нерождённым и Рождённым: то Бог» (Григ. Б. 3, 109). – Он будет свидетельствовать обо Мне: т. е. как об истинном Мессии, вопреки неверию и ненависти к Нему мира. Подробнее об этом свидетельстве Духа Святого о Христе говорится далее (16:7–15; см. примеч.). «Свидетельство Его будет достоверно, ибо Он – Дух истины. Как Дух истины, Он будет свидетельствовать об истине. Как исходящий от Отца, Он знает всё в точности; ибо Он – от Того, от Кого всякое познание. Слова: Которого Я пошлю показывают равенство Его с Отцом. А чтобы не подумали, будто Он восстаёт против Отца, когда посылает Духа иною властью, прибавил: от Отца. Пошлю Его Сам, но от Отца, т. е. по благоволению Отца и пошлю вместе с Ним. Ибо Я не извожу Духа из собственных недр, но от Отца Он подаётся чрез Меня» (Феофил., ср. Злат.). Дух Святой будет свидетельствовать о Христе, без сомнения, чрез апостолов, ибо Он будет говорить и действовать чрез них (Мф. 10:20; Мк. 13 и прим.); но так как они не были бессознательными орудиями действующего чрез них Духа, но, под влиянием Его состоя, были вместе и самостоятельными, лично свободными деятелями, то Христос говорит и о свидетельстве их собственном о Себе, потому что они сами были очевидцами Его дел и слушателями Его учения с самого начала Его общественной деятельности, и, таким образом, как бы независимо от Духа могли представлять и своё личное человеческое свидетельство о Нём как Мессии – Сыне Божием. – В этом смысле говорил после св. Ап. Пётр о свидетельстве Духа Святого о Христе и апостолов: свидетели Ему в сем мы и Дух Святый (Деян. 5:32). При различии свидетелей свидетельство их, однако же, совершенно одинаково, или одно по существу свидетельство (ср. Деян. 1:8; Рим. 8:16, 9:1).