Источник

Глава II. Источники церковного права

Источники церковного права разделяются: 1) на общие, имеющие значение для всех христианских исповеданий, и 2) на частные (особенные), имеющие значение в отдельных церквах.

§7. Общие источники церковного права

1. Св. Писание. По воззрению всех христианских исповеданий, Св. Писание есть главнейший по степени важности и обязательности источник права церкви. Но каноническая важность правил религиозно-общественной жизни, содержащихся в Св. Писании, неодинакова. На первом плане стоят предписания, данные церкви самим её Основателем, или от его имени Апостолами, как продолжателями божественного дела устроения церкви. Затем, следуют правила церковной жизни и дисциплины, предписанные Апостолами от своего собственного лица и ими же отличённые от правил божественных. Наконец, церковь находит для себя обязательными законы и в книгах Св. Писания Ветхого Завета, преимущественно в Моисеевом законодательстве. Критерием того, носит ли известное правило Св. Писания характер неизменяемости, или нет, служит ясно выраженное сознание Вселенской церкви, что известное правило или установление имеет сбой источник в божественной воле и относится к самому существу церкви.

2) Практика церкви (πράξις) которая выражается в двух видах: в предании и в обычае. Не все правила устройства и управления церкви, данные И. Христом и Апостолами, внесены в Св. Писание; многие из них преданы церкви или устно, или в каких-либо внешних формах – в виде обряда и т. п. Правила эти сохраняются в церкви чрез преемственную передачу их от одного поколения членов церкви другому. Эта преемственная передача и есть предание. Указания на этот источник права находятся в Св. Писании9 и в свидетельствах Отцов и писателей первых веков христианства (Св. Ириней, еп. лионский, III в.). В IV в. находим уже попытки собирания и закрепления преданий посредством их записывания.

Под именем церковного обычая разумеется повторение одного и того же действия в церкви при одинаковых условиях. Различие между преданием и обычаем состоит в том, что первое ведёт своё начало от известного авторитета, след. подходит под понятие законодательства (только неписанного), напротив, обычай непосредственно производится самою жизнью церковного общества. Обычай должен быть: 1) consuetudo rationabilis, т. е. должен быть согласен с духом и существом как всей церкви, так в частности и того института, которого он касается; 2) должен быть с. legitime prae- setripta, т. е. чтобы его существование и действие могло быть доказано за более или менее продолжительное время. По пространству действия обычаи бывают: общие и местные. По отношению к закону с. secundum legem, т. е. обычаи, соответствующие закону и служащие развитием и изъяснением его мысли; с. praeter legem, т. е. восполняющие недостаток писанного закона; с. contra legem, т. е. несоответствующие писанному закону.

3) Законодательство церкви. В силу положительного существа и устройства церкви, законодательство составляет важнейший и обильнейший источник права церкви. Отличительные свойства церковного законодательства следующие: 1) в своём содержании и действии оно ограничено чисто церковными делами и отношениями; 2) по своему направлению оно отличается строго консервативным характером; 3) оно отличается от законодательства государства своеобразностью санкции.

4) Законодательство государства. Все внешнее право церкви имеет своим источником положительное гражданское и государственное законодательство. Относительно внутренних церковных дел и отношений католическая церковь отвергает в принципе возможность определяющего участия государственной власти; напротив, православная, а также протестантская – допускает возможность такого участия, предполагая при этом , что законодатель сам принадлежит к церкви и действует в строгом согласии с основными и неизменными началами права церкви.

5) Научная деятельность правоведов, проявляющаяся в толкованиях и исследованиях церковных законов и обычаев (таковы: толкования знаменитых канонистов XII в.: Аристина, Зонары и Вальсамона; труды Арменопула и Властаря XIV в. и др.) Необходимыми условиями для признания обязательности мнений учёных правоведов служат: 1) твёрдое основание их на положительных правилах и законах церкви, или логически верный вывод из них; 2) признание важности их со стороны церковных установлений.

§8. Особые источники церковного права.10

В Православной церкви.

Кроме указанных общих источников, источниками церковного права Православной церкви признаются правила или постановления церковных соборов – вселенским и поместных. Вселенскими соборами называются собрания пастырей церкви по возможности из всех поместных церквей; поместными соборами называются собрания пастырей одной какой либо местности или страны.

Вселенских соборов признается в православной церкви семь: Никейский I. (325 г.), Константинопольский I. (381 г.), Ефесский (431 г.), Халкидонский (451 г.), Константинопольский II (553 г.)} Константинопольский III (680 г.), Никейский II (787 г.). Так как пятый и шестой всел. соборы занимались исключительно догматическими вопросами и никаких дисциплинарных канонов после себя не оставили, то пробел этот был восполнен созванным в 692 году собором, обыкновенно называемым Трулльским (он же не редко называется пято-шестым и просто шестым).

Правила поместных соборов первоначально имели значение только в тех церквах, пастырями которых они были составлены; но так как основания церковной жизни были тогда повсюду одинаковы, то впоследствии правила некоторых поместных соборов были признаны обязательными для всей церкви. Такое значение получили соборы: Ангарский (314 г.), Неокесарийский (314 г.), Антиохийский (841 г.), Сардикийский (344 г.), Гангрский (362– 370 г.) Лаодикийский (343–381 г.), Карфагенский (419 г.). Потом к ним присоединены ещё правила двух соборов Константинопольских – одного 861 г. в храме св. Апостолов (так наз. двукратного) и другого 879 г. в храме св. Софии.

Несколько канонов было составлено не соборами, а отдельными отцами церкви, которые писали их обыкновенно в виде ответов на вопросы, кем либо предложенные. Эти ответы или пастырские послания сначала имели значение частного мнения или местного распоряжения; но Трулльский собор 692 г. усвоил им значение правил обязательных, наравне с правилами соборными. 2-м правилом Трулльского соб. такое значение дано правилам свв.: Дионисия Александрийского († 265), Григория Неокесарийского († 270), Пётра Александрийского († 311), Афанасия Александрийского († 373), Василия Великого († 379), Тимофея Александрийского († 385), Григория Богослова († 389), Амфилохия Иконийского († 395), Григория Нисского († 395), Феофила Александрийского († 412), Кирилла Александрийского († 444), Геннадия Константинопольского († 471); впоследствии сюда же отнесено послание Тарасия Константинопольского к папе Адриану († 809).

Кроме того Трулльский собор включил в число канонов правило Константинопольского соб. при патриархе Нектарии 394 г., а также постановление Киприана Карфагенского и бывшего при нем Карфагенского собора 255 г.

Начиная с X в. органом законодательной деятельности в восточной церкви служит постоянный синод епископов при Константинопольской патриаршей кафедре.

2. В римско – католической церкви.

Западная половина христианской церкви, называемая теперь католическою, в период вселенских соборов составляла нераздельную часть вселенской церкви, поэтому главные источники церковного права в западной церкви были те же, что и в восточной; но были у неё и не маловажные особенности в атом отношении.11 Кроме того, на Западе признавались за источник права правила многочисленных поместных соборов , неизвестных на Востоке.

Со времени разделения церквей, создание соборов, именуемых на Западе вселенскими, не прекратилось. Всех вселенских соборов римско-католическая церковь насчитывает 22 (последний был в 1869–70 г. – Ватиканский), при чем особенное значение для римско-католической церкви имеют правила или декреты Тридентского собора (1646–1568 г.), пересмотревшего и упорядочившего во многих пунктах дисциплину западной церкви.

Постановления поместных соборов служат, по учению римско-католической церкви, источником права только тогда, когда они имеют в виду разъяснение или развитие законодательства вселенской (т. е. римско-католической) церкви или постановлений папы. С усилением власти папы, они должны были потерять всякое значение.

Главнейшим источником права римско-католической церкви является папское законодательство, получившее для себя разные формы внешнего выражения. Общее название папских законов – тоже самое, которое у римлян служило для обозначения императорских указов – constitutiones. Эти конституции являются в виде булл (с привесною печатью из свинца. или из золота – bulla), бреве (в менее торжественных случаях ), энциклик и др. Для актов , не имеющих общего значения, а относящихся к отдельному случаю иди к отдельному лицу, удержался римский же термин – rescriptum.

Постановления вселенских и поместных соборов, признаваемых римско-католическою церковью, а также некоторые конституции или декреталы пап собраны в кодекс , известный под названием Corpus iuris canonici.

С XIV в. абсолютизм папской власти стал колебаться. Движение против него началось со стороны светских государей, желавших пользоваться самостоятельностью в своих собственных делах; но, благодаря им, и поместные церкви старались и успевали приобрести некоторые права на автономию. Последствием этого движения является образование нового источника права римско- католической церкви – конкордатов иди договоров светских правителей с папой, в которых определялись отношения церкви к государству, а также степень и форма участия папского правительства в делах управления поместных церквей.

6. В армяно-грегорианской церкви.

Разрыв между греко-восточною и армяно-грегорианскою церковью начался со времени Халкидонского соб. 451 г. Армянская церковь не только не приняла догматических определений этого собора, но на своих поместных соборах – в Вагаршабаде 491 г., в Товине 596 г. и в Товине же 645 г. – предала его анафеме. Таким образом в армяно-грегорианской церкви источниками права служат правила трёх первых вселенских соборов и поместных от Анкарского до Сардинского включительно, а также правила местных армянских соборов (наиболее важными являются 38 пр. собора Товинского 527 г.) и постановления армяно-грегорианских патриархов-католикосов.

По присоединении части Армении к России и в частности города Эчмиадзина – местопребывания патриарха-католикоса – (в 1828 г.), при последнем учреждён постоянный синод. Постановления этого синода служат также источником права для армяно-грегорианской церкви, как находящейся в пределах, так и вне пределов России.

Для русской армяно-грегорианской церкви в частности имеет особенное значение устав армяне – грегорианской церкви (утверждённый в 1836 г.).

4. В евангелическо-лютеранской церкви особенными источниками церковного права являются:

1) Правила, в которых изложено вероучение этой церкви, так наз. Исповедания (Вekenntnissschriften), содержащие принципиальные учения относительно управления делами евангелическо-лютеранской церкви. Таковы у лютеран : Аугсбургское исповедание 1530 г. и его апология 1581 г., Шмалькальдепские артикулы 1587 г., катехизису; Лютера – малый и большой 1528 и 1529 гг. и отчасти формула соглашения (Coucordienformel) 1580 г.; у реформатов – Гейдельбергский катехизис 1562 г. и др.

2) Церковные уставы (Xirchenordimiigen), изданные светскими государями, а также имперскими городами и определяющие подробности церковного устройства и управления.

3) Государственное законодательство, дополняющее и изъясняющее эти церковные уставы.

Главным основанием устройства и управления протестантских общин в России служит устав 1832 г.

* * *

9

I. Кор. 11, 2.

10

11

Не все правила и не все вселенские соборы, признанные на Востоке, были признаны и на Западе.


Источник: Краткий очерк церковного права / Проф. М. Красножен. – Юрьев : Тип. К. Маттисена, 1900. – 160 с.

Комментарии для сайта Cackle