Введение
Во введении в наш курс мы рассмотрим, что такое «Церковное право» по его существу и сообщим сведения о науке Церковного права.
А. Существо Церковного права
Из самого названия «Церковное право» для нас вытекает обязанность выяснить: I что такое право; II что такое церковь и III показать соотношение между правом и церковью.
I. Содержание и элементы права вообще
Область явлений человеческой жизни, которая составляет содержание права, весьма обширна и сложна; вследствие этого понятия о праве чрезвычайно разнообразны. Исследователи обыкновенно останавливаются на какой-нибудь части этой области явлений, составляющей содержание права, на одном элементе и отсюда выводят вообще понятия о праве. Всестороннее рассмотрение существа права составляет предмет особой науки философии права или энциклопедии.
Для нашей цели достаточно будет остановиться на рассмотрении существенных элементов права, а именно: а) субъективного, б) объективного, в) элемента отношений, г) общественного элемента, д) формального и е) идеального.
а) Субъективный элемент права
Основной источник всякого права есть природа человека. Природа человека, как и всякого существа, находящиеся в мире, есть совокупность свойств и сил, обладающих способностью развиваться по присущим им законам. Свойства человека обнаруживаются и разбиваются проявлением потребностей. Проявлением и удовлетворением потребности человек, как и всякое другое органическое существо, развивает свою природу и это составляет цель и благо жизни. Развитие природы человека основывается как на врожденных качествах, так и на самодеятельности каждого индивида. Поэтому, потребности человека, смотря по их происхождению, могут быть разделены на природные или общие всем людям, и индивидуальные или особенные.
В развитии и проявлении природных и индивидуальных потребностей состоит жизнь всякого существа в мире. Но человек отличается от всяких других живых существ тем, что он имеет две природы: физическую и духовную; та и другая обнаруживает своеобразные потребности. Поэтому и потребности человека делятся на физические, или материальные, и духовные, или психические. Те и другие потребности, при своем развитии, следуют особым законом, присущим им. По духовной своей природе, человек обладает разумом и свободой, благодаря которым он может сознавать свои потребности и удовлетворять им разумно и свободно, для чего необходимо сознавать себя лицом, субъектом прав, имеющим возможность, способность и силу разумно и сознательно достигать целей своей жизни. Сознание существования потребностей и понимание возможности, способности и силы удовлетворять им и есть субъективный элемент права. Каждая сознаваемая человеком потребность, при условии возможности удовлетворять ей, может быть производительной силой права.
Субъекты прав. Сознавая себя имеющим возможность, способности и силу разумно и свободно достигать целей своей жизни, человек тем самым сознает себя субъектом прав. Достигать своих целей, удовлетворять своим сознанным потребностям человек может или личными, единичными своими силами, или в совокупности с другими лицами. Поэтому субъектом прав может быть лицо физическое, т. е. каждый человек в отдельности и юридическое, например, учреждения, корпорации и союзы и т. п.
Значение субъективного элемента в праве. Потребности человека – необходимый элемент права, но не составляет его исключительного содержание. Человек остается субъектом прав, хотя бы не сознавал своих потребностей или неправильно стремился к их удовлетворению. Сама потребность, по своему существу, еще не есть право; она причина возникновения прав в сознании человека и субъективное основание их. Удовлетворение потребностей было бы немыслимо без предметов, без объекта, отсюда – в праве необходимо является второй элемент – объективный.
б) Объективный элемент права
Объектом права называется все то, что может служить к свободному удовлетворению сознаваемых разумом человека потребностей или что служит к достижению целей его жизни и имеет для него цену блага или добра. К удовлетворению потребностей человека и к достижению целей его жизни могут служить: 1) личные блага человека – здоровье, честь, свобода и т. п. 2) вещи в самом обширном значении понятия и в 3) действия человека, из которых слагается содержание обязательного права. Каждый предмет может служить целям человека лишь согласно своей природе. Следовательно, природой объектов права условливается возможность удовлетворения потребности человека. Совокупность свойств, составляющих природу объекта и содержание его, которым удовлетворяются потребности человека, и сумма условий, при которых объект, по самой природе своей, может быть средством к удовлетворению потребностей человека, и есть объективный элемент права.
Значение объективного элемента в праве. Без объекта, т. е. без предмета, немыслимо удовлетворение потребности и, следовательно, немыслимо и невозможно осуществление и самое существование субъективного права.
в) Элемент отношений
Субъект и объект – необходимые элементы в праве. Но они и в природе, и в мысли человека могут стоять совершенно отдельно и независимо друг от друга. Для возникновения же права известного лица на определенную вещь, необходимо, чтобы это лицо и это вещь находились между собою в известном соприкосновении и связи. Эта связь – есть совокупность отношений между субъектом и объектом права. Область этих отношений составляет также существенный, необходимый элемент во всяком праве.
г) Общественный элемент в праве
Право нередко определяется, как форма внешнего общежития людей. В этом определении заключается совершенно верная мысль. Но тот ошибается, кто полагает, что этим определением обнимается все существо, все содержание права. Общежитие есть один из признаков, один из существенных элементов содержание права, – без него нет права: но оно не есть исключительный элемент права. Стремясь к удовлетворению своих потребностей, человек, как единичная личность, неизбежно входит в соприкосновение с другими людьми. Неизбежное присутствие общественного элемента в праве зависит от многих причин, обусловливающих самое возникновение человеческих общежитий. Ближайшее рассмотрение как физической, так и духовной природы человека, привело к тому убеждению, что человек не может жить отдельно от других людей. Кроме того, самая ограниченность территории земли должна была привести людей к совместной жизни. При такой зависимости людей друг от друга, человек не может пользоваться безусловным правом на обладание внешними предметами или объектами прав, т. е. субъективное право не может проявляться безусловно, без всякого препятствия со стороны других людей. Когда соприкосновения людей сопровождается борьбой их интересов, то необходимо разграничение этих интересов.
Когда же совместное обладание многих лиц одними и теми же объектами прав может содействовать наилучшему удовлетворению их одинаковых потребностей, то образуется общение или соединение людей. Совокупность лиц, организованных в общество, считает себя в праве регулировать права и отношение отдельных лиц к объектам, признавать за определенными лицами права на известные действия, в которых они выражают свои отношения к объектам прав; и такое признание также составляет существенный и необходимый признак всякого права. Оно определяет долю свободы каждого члена, находящегося среди общества, в области его отношений к объектам прав.
Совокупность условий, при которых отдельные лица могут достигать обладания или пользования объектами прав в обществе, и составляет общественный элемент права.
Из вышесказанного следует, что для лучшего удовлетворения потребностей и пользования теми или другими благами жизни, люди группируются в разнообразные соединения.
Эти соединения различаются по роду потребностей, по роду объектов и по самой своей природе. По роду потребностей соединения получают названия – ученых обществ, художественных, акционерных и т. д.; по роду объектов могут быть общества взаимного кредита и др.; по самой природе соединений бывают семейные соединения (семья), церковные, государственные и т. д.
д) Формальный элемент права
Все люди имеют равное право свободно развивать свою природу через удовлетворение своих разумных потребностей. Между тем объекты, могущие служить их целям, по своему количеству ограничены. Во избежание столкновений между людьми из-за обладания объектами, необходимо должен существовать какой-нибудь порядок для субъектов в способах приобретения, пользования и распоряжения и отчуждения объектов. Порядок этот должен утверждаться на основаниях, имеющих авторитет и значение для всех людей. Такой нормой для отношений субъектов и объектов является порядок, определяемый внешним образом со стороны общества. Нормы права бывают различны по происхождению: одни возникают путем обычая – обычное право, другие путем законодательства – писанное право. Формальный элемент права составляет необходимую часть содержания права. Но эта форма, как и всякая другая, обуславливается содержанием; без содержания она немыслима. Содержание, наполняющая собою формальный элемент права, состоит из идеи правды и справедливости. Идея правды и составляет идеальный элемент.
е) Идеальный элемент права
Вся видимая природа как в общем своем составе, так и в отдельных частях подчинена законам. В исполнении этих законов состоит правильное течение жизни вселенной и ее частей. Человек и в отдельных индивидах, и во всем человечестве есть часть вселенной. Следовательно, и человеческой природе, несмотря на свободу, присущую духовной стороне ее, также даны определенные законы, в исполнении которых и должна выражаться его правильная жизнь. Таким образом, тот и может верно развивать свою природу, кто поймет законы, по которым должна развиваться жизнь человека. Но людям не открыты эти законы, установленные для правильного развития их жизни. Если бы им были известны установленные законы и если бы люди могли наверно знать, как они, не теряя своей свободы, должны поступать правильно и согласно законам, удовлетворять свои потребностям и через то развивать свою природу по законам, то в таком случае на земле было бы известно абсолютное право, т. е. совершеннейшая правда. А если бы все люди стали жить по этим открытым законам абсолютной правды, то в человечестве воцарилась быть полная правда, т. е. полное соответствие жизни людей тем самым законам, которые даны человеческой природе. Человек, одаренный умом и волей, стремясь к развитию своей нравственной и физической природы, посредством удовлетворения своих потребностей, должен сам своим умом и своей свободной деятельностью отыскивать законы правды для его жизни и должен сам свободно устанавливать свое положение в среде других людей по законам открываемой им правды. Отыскивать же действительную абсолютную правду, при ограниченности ума человеческого, оказывается крайне трудным, не только для отдельных лиц, но и для целых народов. Осуществление же правды абсолютной невозможно по ее неизвестности. Но человеческий род перед трудностью отыскивания правды не останавливается. Человечество идет к правде медленно, разнообразными путями и вековыми трудами, ни на минуту, не останавливаясь в одном положении. В сознании людей устанавливается постепенно более или менее приблизительное понятие о правде и справедливости и в общем смысле и в частности (т. е., в применении к отдельным случаям жизни). Таким образом справедливость, понимаемая в общем смысле, есть не что иное, как сознаваемая в данное время человеческим умом степень правды, абсолютной справедливости, степень понимания законов, данных для человеческой природы. Понятно отсюда, почему справедливость поднимается различно в разные времена, различными лицами и даже всем человечеством. Отдельные лица, на основании потребностей своей нравственной и физической природы и на основании понимания общественной справедливости, находят возможность осуществлять ее во вне, среди других людей, в силу свободы, присущей человеческой природе. Это осуществление справедливости каждого лица и выражается в форме права. Справедливость же, сознаваемая в целых союза, обществах и государствах, принимает положительные формы и выражается в юридических обычаях и законах, которыми устанавливает порядок общежития или, что тоже, права в формальном смысле. Справедливость, сознаваемая и выражаемая обществом и отдельными лицами в форме права, научным образом разъясняется наукой права или юриспруденцией.
Определение права
Выяснив себе таким образом, существо главнейших элементов права, мы можем теперь сделать его научное определение.
В области юридических наук право определяется в 3-х различных направлениях: в субъективном смысле, в объективном и в смысле науки.
а) В субъективном смысле право есть нравственная прирожденная или приобретенная способность, возможность или власть лица (физического или юридического) на то или другое внешнее действие или положение для достижения своих целей, – основанная на правде и справедливости и признаваемая за таковую со стороны общества и государства. Такое понятие права мы выражаем, например, словами «я имею право защищаться» и т. п.
б) В объективном смысле – право есть определенная норма для внешних действий или отправлений свободы воли отдельного человека и общества, основанная на требованиях правды и справедливости и признаваемая в государстве.
в) Право в смысле науки есть идеальное и систематическое изложение справедливых и законных норм, положении, действий и отправлений свободы воли лица, какие признаются за ним в обществе и государстве, и до каких пор в состоянии достигнуть на основании сознаваемой в обществе и государстве правды и справедливости.
II. Религия и вера
В человеке есть врожденная, ничем неистребимая потребность разъяснить и установить свои отношения, как существа разумного и свободного ко всему сущему. Потребность эта служит психическим основанием бытия того явления в человеческом роде, которое и называется религией и верой2.
Религия и вера по своему существу в субъективном или психическом смысле есть форма личных отношений человека ко всему сущему и нравственного его настроение, образующегося под влиянием воззрений на эти отношения. Но в каждом религиозном обществе есть еще положительные учения, догматы веры. Такие положительные учения признаются членами этого религиозного общества за истины, которые открытые им от самого Бога. Каждое из таких вероисповеданий или учений есть религия в объективном смысле. Таким образом религия в объективном смысле есть совокупность положений о Боге, открытых самим Богом, об отношении Его к людям и о нравственной жизни людей. К числу положительных религии относится и христианская вера. Религия или вера христианская есть религия или учение, установленное самим Сыном Божиим и распространенное Его апостолами. Эта религия получила в истории такое значение, с нравственной силой которого не может сравниться никакая другая религия.
По существу своему вера или религия христианская есть воссоединения с Богом падшего рода человеческого, уклонившегося от тех законов, которые ему даны и которые для него определены.
Вероисповедные общества
Религия служит основанием для особого вида общественных союзов или религиозных обществ. Религия, понимаемая в субъективном смысле не есть только чувство или известное нравственное настроение, как это думают известные юристы и философы.
Религия есть не только учение, но и жизнь, обнимающая все силы души человека и обнаруживающаяся под влиянием его стремлений к Верховному Существу во внешней форме, во внешней жизни. Человеческая жизнь изменяется совершенно в духе его религии; все душевные силы человека развиваются под влиянием его религиозных убеждений. Религиозный, набожный человек имеет определенное религиозное мировоззрение его религия служит ему основанием его нравственных стремлений, его личная деятельность и деятельность в отношении к другим людям является выражением его религиозного настроения. Таким образом, религия человека необходимо обнаруживается и во вне, в его жизни, действиях и в отношении к другим лицам. Она является, следовательно, в жизни человека в виде особенной области его отношений3.
Религия положительная или религия в объективном смысле не есть произведение или создание одного человека, но есть естественное явление духовной природы человеческой, исторический факт, существовавший в том или другом виде у всех народов и во все времена, как выражение народного сознания и духа. Каждая положительная религия (истинная и ложная) является достоянием не одного лица, но многих и при том всегда выражается во внешних проявлениях общественной жизни народа или иначе: всякая положительная религия, как исторический факт является определенным учреждением. Это учреждение дает основное богатое содержание и формы для происхождения, существования и развития особой области общежития людей или особого круга общественных интересов.
Здесь в религии необходимо должна явиться солидарность религиозных интересов и людей, проникнутых религией.
Люди, признающие одну и ту же религию, соединяются для удовлетворения личных религиозных потребностей в своеобразные союзы, которые называют религиозными или вероисповедными обществами. Религия, по выражению некоторых юристов (Пухта), по существу своему, есть нечто общественное. Вероисповедные общества получают соответствующее своим религиозным верованиям и потребностям то или другое устройство, вырабатывают свои уставы и правила, свои учреждения и имеют определенный порядок управления своими делами и нормы для отношений к другим союзам, вне их стоящим. Частичное название религиозных обществ заимствуется или от основателя вероисповедания, например, мухомеданство, или от народа, который держится известного вероисповедания, например, Иудейство. Последователи веры Христовой с первых времен ее распространения по вселенной также составили общества, из совокупности которых образовалась соборная или вселенская церковь.
Христианская церковь заключает в себе всех лиц, неизменно верующих в учения Иисуса Христа в том виде, каком оно преподано от апостолов. Но уже в начале первых веков вышли из нее некоторые лица, которые не хотели оставаться в ней, и образовали особенные религиозные общества, имели своих последователей. Эти общества, впрочем, не удерживали за собой названия церкви, а в Римской Империи, и немного позже в других государствах, эти общества назывались еретическими. Но впоследствии стали выделяться из вселенской церкви и такие общества, которые удерживали за собой название церкви.
Так в V веке отделились Несторианская, Армяно-Грегорианская церкви, в IX веке образовалась Римско-Католическая церковь, в XVI в. – Лютеранская и т. п.
Образовывалось и существует множество религиозных сект, которые не усвояют название церкви, но принадлежат к последователям веры Христовой, а некоторыми из них и усвояется это название. Отпадение всех обществ происходило вследствие уклонения их от догматического учения, сохраняющегося во Вселенской Церкви.
Что же такое церковь? Понятий о церкви довольно много; с точки зрения науки – это понятие определяется следующим образом. Русское название «церковь», у славянских народов – «црква», «цирковь», немецкое – «Kirche», шведское – «kyrka», английское – «church» (черч), итальянское – «chiesa» (кьезе), производится от греческого прилагательного «κνϱιακὸν», т. е. οίκία или κνϱιακον, т. е. οίκόν, что значит «дом Господень» и по употреблению своему совершенно соответствует греческому же слову – «ξκκληϭία», более употребительному у римлян и реманских народов (ecclesia, iglesia, eglise). По смыслу греческих классиков это слово означает правильно созванное общественное или народное собрание (от гл. «ξκκαλεἵν»), в котором присутствуют равноправные члены. В книгах нового завета «ξκκληϭία» означает 1) особое установление или учреждение, созданное Иисусом Христом для верующих в Него, как сына Божия; сюда относятся, например, слова Христа: «Созижду церковь мою и врата адовы не одолеют ю»; 2) общество или собрание людей, верующих в Иисуса Христа, – например «… аще же и церковь прослушает» и т. д. и 3) то и другое нераздельно. В письменных памятниках христианских писателей первых веков, под церковью поднимается основанное Иисусом Христом организованное во внешнем устройстве и внутренне объединенное общество христиан, принадлежность к которым обуславливалась определенными внутренними качествами, как то: знанием вероучения христианского, жизнью по закону Христову и внешними, – крещением, следованием известным правилам, за неисполнение которых грозило отлучение. Таково понятие о церкви, составленное не юристами, но самими верующими под влиянием их богословских христианских воззрений. С течением времени понимание церкви в ее существенных чертах начало разнообразится; тогда явилось несколько главных понятий о церкви. Из них мы укажем только на три: на понятие православной церкви, Римско-Католической и Евангелическо-Лютеранской.
Православная церковь определяет свое название следующим образом: «Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, священноначалием и таинствами». Нужно заметить, что такого понимания христианской церкви православная церковь точно придерживалась через всю историю и лучшее определение едва ли можно составить. Это определение есть догматическое учение Христианской церкви, и оно было общим всем последователям Христа до IX века.
В IX в. с образованием Римско-Католической церкви, с ее особенностями в вероучении и устройстве, в понятие о церкви вошел новый элемент, именно понятие о верховном главенстве папы. Схоластические теории запада выработали следующее определение церкви, которое до сих пор удерживается не только в догматике, но и в канонах, по их мнению, церковь есть общество, в коем невидимый глава его Господь, действует Духом Святым через постановленных им приемников Апостолов, имеющих видимого главу в лице Римского наместника Иисуса Христа на земле, приемника Апостола Петра. Другие определения еще более резко выставляют этот элемент. Так, Гинцель в своем учебнике церковного права прямо говорит, что церковь есть общество, которое состоит под видимым управлением видимого главы церкви, т. е. Римского папы.
В 16-м веке некоторые протестовали против верховных прав Римского папы в церкви и составили новое понятие о церкви. По вероучению протестантов, церковь есть общение лиц, соединенных между собой верованием в Господа и живущих в Нем. Нужно заметить, что протестантское понятие о церкви возбуждает множество споров и общего разъяснения понятия о церкви до сих пор нет. Они разделяют церковь на видимую и невидимую, но иначе понимают эти выражения, нежели православная церковь. Под видимой церковью православная церковь понимает общество верующих на земле, а под невидимой ту, которая состоит из существ бесплотных (духовных) и из лиц умерших. По протестантскому же вероучению, невидимая церковь есть совокупность, общения всех истинных христиан, живущих на земле; видимую же церковь составляют все христиане одного вероисповедания, которое составляет устроенное общество. Таких церквей множество, а не одна, как учит Римско-Католическая церковь. В последнее время протестантские богословы дошли до того, что развивают настоящее устройство Церкви (в особенности в Пруссии) совершенно согласно с понятием православной церкви, так что теперь устройство их церкви несравненно более соответствует истинному пониманию церкви.
Таким образом, история показывает, что с происхождением каждого нового вероисповедания составляется особое понятие о церкви самим вероисповедным обществом на основании его догматических верований. А так как догматическое учение вероисповедных обществ различно, – и догматическое понятие о церкви различается. Научным образом разъяснить и изложить предметы, относящиеся до вероучения, стало быть, и вопрос, как нужно понимать церковь, составляет область догматического богословия, а не юриспруденции. Впрочем, в истории юриспруденции и положительных законодательств были и до сих пор есть попытки составлять понятие о церкви независимо от различия вероисповедных воззрений, не на основании догматики богословов, а рассудочным путем, на основании философских воззрений, посредством отвлечения признаков общих всем вероисповедным обществам и соединения их в одно общее логическое определение с опущением всех признаков частных, которые могут принадлежать одному или нескольким вероучениям. Но подобного рода приемы совершенно не допускаемы. Нужно изучить само общество, найти в нем признаки, составляющие его особенность; – в самом религиозном обществе должны лежать основы для определения его.
Наука и государство, следуя одним логическим приемам никак не могут вывести общее понятие о церкви, под которое можно бы подвести все религиозные общества, потому что религиозные общества чрезвычайно разнообразны и не хотят знать о тех определениях, какие желают навязать им философы и юристы. К тому же есть такие религиозные общества, которые вовсе не желают называть себя церквами, например, иудейское, ламайское, магометанское общества и прочие, словом, все не христианские общества.
Некоторые и из христианских обществ, например, у нас общества старообрядческие, прямо говорят, что нет настоящей на земле церкви, потому что нет благодати, а между тем они составляют из себя союзы и довольно крепкие, так что им нельзя отказать в некоторых правах. Нельзя допустить общего определения и потому, между прочим, что существуют и вновь возникают такие религиозные общества или секты, которые вредны для общественной и государственной жизни и терпимы быть не могут. Неужели такие общества должны получить в государстве те же права, как и другие? Несравненно правильнее, если законодательство и наука, усвояя некоторые права одним обществам, отказывают в них другим, имея в виду самое существо религиозных целей.
Наше русское законодательство совершенно основательно сохраняет за религиозными обществами те самые названия, которые они сами себе усвояют. Так оно составляет название церкви за церквами: Православной, Римско-Католической и Евангелическо-Лютеранской; но Евангелическо-реформатское общество, старообрядческие, еврейское, магометанское, ламайское и т. п. общества ни сами себя не называют церковью, ни законодательство наше не усвояет им такого названия.
Таким образом, наша постановка данного вопроса с точки зрения науки Церковного права оказывается в согласии с пониманием этого предмета русским законодательством.
Но есть некоторые внутренние основания, по которым сами, те или другие общества религиозные, усвояют себе название церкви. Есть такие положения, которые усвояются всеми религиозными обществами, называющими себя сим именем. Обратимся к рассмотрению этих внутренних оснований.
В догматическом учении и устройстве тех религиозных обществ, которые усвояют себе название церкви, существуют следующие признаки:
а) Вера во Христа. Те общества, которые не признают Иисуса Христа сыном Божиим, не называют себя церквами и государству нет надобности навязывать им это название.
б) Богоучрежденность религиозного общества.
в) Признаки необходимости иерархического устройства, по крайней мере, в главных чертах, на основании Священного Писания Нового Завета. Такие христианские общества, которые отрицают иерархическое устройство внутри себя, не называются церквами.
г) Обязательность для каждого члена общества одного общего учения и одинаковых нравственных законов. Собственно говоря, не может быть общества, если в нем не признается каких-либо общих правил, обязательных для всех членов этого общества. Тоже самое нужно заметить по отношении к религиозным обществам, – и здесь необходим авторитет власти, установляющий обязательные нормы. Иначе является не религиозное общество, а собрание, собрание временное, не постановляющее ничего обязательного4.
На основании указанных признаков, название церкви носят церковь Англиканская, Монофизитская, Коптская и т. д.; другие же христианские общества, не заключающие указанных признаков, не называются церквами.
Таким образом, на основании указанных признаков, согласно с нашими законодательствами и указанными соображениями, оставляем за религиозными обществами (права которых будут излагаться) те названия, которые общества сами себе усвояют, и те понятия о церкви, которые выработаны самими церквами, мы принимаем в их неприкосновенности и на основании их излагаем учение о правах церкви. Но, относя понятие о церкви к догматическому учению и к области вероисповедных воззрений, мы, однако, извлекаем из этих понятий то, что может и должно составлять предмет права. Если же понятие о церкви, с одной стороны, принадлежит к догматам веры, к богооткровенным истинам, а всякое право, с другой стороны, отыскивается людьми и носит на себе всегда отпечаток людского несовершенства, то возникает вопрос: Какое отношение между правом и церковью? Может ли даже быть церковь предметом права? Отсюда – возможно ли самое церковное право? Решение этих вопросов укажет нам следующая глава.
III. Право и Церковь
I. Отношение между церковью и правом
Из сопоставления существенных признаков права и церкви мы можем представить отношение между церковью и правом в следующих положениях:
а) Мы видели, что основание происхождения права в субъективном смысле лежит в самой природе человеческой. В природе человеческой есть много различных потребностей, в удовлетворении которых человек чувствует настоятельную необходимость; человек чувствует необходимость в обладании и пользовании объектом права для удовлетворения сознаваемых им потребностей. Следовательно, исходный пункт права есть сознание человеческих потребностей. В нас есть потребность к религии, и эта потребность есть сила, ничем неистребимая и выражающаяся во внешних действиях людей. При этом, каждая положительная религия имеет надобность в различных вещественных предметах, которые и могут служить объектом права. Следовательно, потребность религиозная также может служить основой права, подобно тому, как и всякая другая потребность человека. Но религиозная потребность лиц, исповедующих христианскую православную веру, может удовлетвориться через посредство церкви. Следовательно, христианская религия дает основу для происхождения права в области, обнимающей религиозную жизнь церкви. Или иначе, христианская религия служит основанием права церкви.
б) Христианская церковь, как видно из предшествующего определения, есть установленное Богом общество людей, соединенных православной верой, священноначалием и таинствами. Но при разъяснении права было сказано, что субъектом права могут быть или физические, или юридические лица. Между юридическими лицами мы встречаем общества, учреждения и союзы. Следовательно, христианская церковь, как общество и учреждение, может быть субъектом права.
в) В устройстве христианской церкви есть много установлений, которыми люди могут пользоваться только лишь при соблюдении определенных условий с их стороны. Стало быть, тут есть объект, которым люди могут пользоваться при соблюдении известных условий, что есть также признак права.
г) Всякий общественный союз, который устанавливается в государстве, есть форма общежития людей для достижения цели жизни членов этого союза. Стало быть, всякий общественный союз имеет свое особенное устройство; всякий союз устанавливает нормы для достижения целей этого союза, но нормы, определяющие жизнь людей, составляют содержание права. Христианская церковь, как общество, состоящее из множества лиц, преследует свои интересы и имеет свое особенное устройство. Следовательно, и она заключает в себе такое содержание, которое относится к области права.
д) Всякий общественный союз, созидающийся и образующийся для определенных целей, занимает определенное положение в государстве и других союзах. Но, вместе с тем, всякий общественный союз, созданный для определенных целей, становится объектом права и входит в соотношение с государством посредством юридических органов. Христианская церковь, как союз, тоже должна пользоваться таким же положением, – следовательно и она может служить содержанием права, как объективного, так и субъективного.
Указанными положениями ясно доказывается, что церковь может быть рассматриваема с точки зрения права или с точки зрения юридической. Так или иначе, Христианская церковь, как своеобразный общественный союз, является особой областью в жизни людей, которая может быть регулируема правовыми нормами. Следовательно, Христианская церковь может давать содержание для особенной области прав, рассмотрение которых и составляет предмет того, что называется наукой церковного права.
2. Определение Церковного права по его существу
Церковное право по его существу может быть понимаемо, как и всякое другое право: в смысле субъективном, объективном, идеальном и формальном, т. е. все значения права, которые можно находить при рассмотрении сущности права вообще, могут быть приложимы и к церковному праву.
В субъективном смысле. Церковное право есть установленная, согласно с природой и целями церкви, на основании справедливости и признанная в обществе и государстве, возможность, способность и власть церкви иметь свое самостоятельное устройство и самоуправление соответственно природе своей и достигать своих религиозных целей посредством определенных действий и отправления согласно ее назначению и религиозными потребностями ее членов. Но спрашивается, действительно ли церковь может быть понимаема в субъективном смысле, или иначе, действительно ли церковь может обнаруживать право, может выражать потребность, которая служит основанием субъективного права?
Этот вопрос возникает в виду того, что некоторые полагают, что все, что церковь может иметь, она получает от государства, и что сама по себе она не может иметь никаких прав.
Доказательства противного следующие:
1) Выше было сказано, что для успешного достижения целей, доступных человеческой природе, для удовлетворения потребностей человеческой природы, люди соединяются в общества. Образование человеческих обществ для удовлетворения сознаваемых разумом потребностей и целей есть естественное явление и ничем не отвратимое. Как бы государство ни стесняло образование общества, оно не может остановить его естественного развития.
Общества эти приобретают права на существование по своим силам. Церковь есть общество, существование которого вызывается потребностью нравственной природы. Точно также и потребность к религии коренится в природе человеческой, и свидетельствует о величии человеческого духа. Вследствие этого она не может проявлять себя во внешней форме. Являющаяся совокупность лиц, проникнутых христианской верой, соответствует в высшей степени духовным потребностям человеческой природы, и если эти лица образуют церковь, то едва ли возможно отказать этому обществу в праве на существование. Если же признается право на существование, то необходимо дать уже право устроить организацию, при которой члены общества могут удовлетворить свои религиозные потребности. Таким образом, церковь имеет естественную возможность, способность и нравственную силу существовать и проявлять себя. Подобная возможность и способность и есть право в субъективном смысле.
2) Христианская церковь сама по себе есть великая нравственная сила, отрицать которую нельзя ни на основании опыта, ни на основании истории, ни на основании разума и существа права; уничтожить церковь невозможно, и история показывает, что попытки к ее уничтожению в тех обществах где есть религиозная жизнь, привели к обратным результатам, именно, к возвышению нравственной силы церкви. Только нравственная сила, воплотившись в организм общественный, и есть субъективное право.
3) Христианская церковь, по верованию ее членов, основанному на обещании ее основателя, столько имеет жизни и силы для содействия человеческому развитию на законе любви к ближнему, что открыто свидетельствует о том, что она – источник нравственной силы, поэтому усвояет себе право не только существовать, но и действовать. Это право основывается на верование в обещание, дарованное ей ее основателем.
4) Известно, нравственность людей есть необходимая и важная сторона в природе человека, право общества и государства немыслимо и не может существовать без уважения нравственной стороны в природе человека. Но нравственность без религии едва ли может иметь какую-либо твердость и на следующем основании:
В философии права можно встретить значительное число попыток, как-нибудь самостоятельно поставить нравственность на крепких началах, которые бы уважались большим или меньшим количеством людей. Так может быть личная нравственность. Но она субъективна и не заключает в себе обязанности для других лиц. Установить общие нравственные правила, которые бы считались обязательными для всех, конечно, легко, но в действительности сделать их обязательными государство может не иначе, как по принуждению. Но нравственность по принуждению не есть чистая нравственность, она ведет к лицемерию, а, следовательно, и к безнравственности. Но оказывается, что никакая философская теория не в состоянии дать достаточной силы к исполнению нравственных требований; побуждения их в сравнении с религией весьма слабы. Между тем, как всякое религиозное общество, и еще более христианская церковь, есть хранительница нравственных идеалов и правильного понимания нравственных законов человеческой жизни. Нет, не было, да и не найдется впредь средства у людей для созидания общих нравственных понятий, нравственных идеалов, независимо от веры.
Поэтому церковь заботится о сохранении нравственных идеалов, о проведении их в жизнь, как частных людей, так и в общественных явлениях, дает необходимую силу для права и государства. Поэтому она справедливо считает з собой право на существование и деятельность в государстве, и государство не может считать себя в праве отказать в этом церкви, в особенности, христианское государство христианской церкви.
5) Государство и общество, уважая заслуги и значение церкви для жизни народа и отдельных лиц, признает за церковью право, которое она стяжала себе в истории и на котором основывает она свое действующее положение.
И так, несомненно, что церковь может иметь право в субъективном смысле, а, следовательно, может быть и понимаема в субъективном смысле.
В объективном смысле церковное право понимается в том же самом значении, как и право в объективном смысле по отношению ко всем другим областям жизни. Церковное право в объективном смысле есть совокупность институтов – как объектов права, существующих в общественном союзе, подразумеваемом под церковью, и совокупность условий, при которых человек может пользоваться этими институтами для своей религиозной цели в религиозном общественном союзе соответственно назначению церкви5.
В смысле материальном, идеальном и формальном – церковное право есть совокупность, основанных на правде и справедливости норм, регулирующих общественный союз, называемый церковью, норм устройства того союза, как учреждения его общественных отправлений жизни для религиозных целей, и норм отношений этого союза к народу, государству и обществу и среди других государственных союзов.
Таким образом, ясно, что существует такая особая область явлений жизни, которая по своему содержанию наполняет религиозный. самостоятельный своеобразный общественный союз – церковь. Эта та область явлений, которая может быть подведена под понятие права церкви, и может быть выражена в известных нормах, правилах, совокупность которых составляет церковное право. Эти нормы или совокупность их являются предметом собственной науки. Так как эта область явлений жизни, составляющая содержание церкви, своеобразна и самостоятельная, то и самая наука, изучающая ее, самостоятельна. Эта наука и называется Церковным правом, Каноническим правом или Церковным законоведением.
Б. Церковное право, как наука
1. Названия науки Церковного права
Наука, занимающаяся исследованием религиозного общежития по христианским началам, носит различные названия: ее называют каноническим правом, церковным законоведением и церковным правом.
Необходимо разобрать эти названия: откуда они получили свое начало, в каком смысле употребляются и на сколько они соответствуют содержанию и сущности нашей науки.
Наука наша иногда называется каноническим правом. Название Каноническое право произошло от греческого слова Κανόν. Первоначальное значение этого слова у классических римских писателей – прямой шест, прямая палка, все прямое, на что можно опереться, в переносном смысле оно означало правило, руководство, образец для деятельности в искусстве и в общественной жизни. Так в области музыкальной слово Κανὼν обозначало – аккорд, в пластике – образцовые статуи, в грамматике – главные правила, в изящной литературе – собрание классических писателей.
В христианской церкви и в Священном Писании слово Κανόν весьма рано стало употребляться в значении правила жизни (например, в послании к Гал.6:16). Еще чаще в таком значении слово Κανόν употреблялось у писателей 1-го века, например, у Климента Римского. Затем у христианских писателей каноном стали называть совокупность книг Священного Писания, потому что они должны служить руководством в вероучении. В богослужении каноном стали называть совокупность известного рода писем. Весьма рано слово канон употребляется в смысле правила не только нравственности, но и в смысле общественного правила, в смысле законов, изданных церковью. Таким образом, в смысле права канонами стали называться правила, установленные для устройства и отправления церкви, как особого религиозного учреждения и общественного союза. Такие правила были установлены не только апостолами, но и соборами вселенскими и поместными, а также отдельными отцами церкви. С XIV века, постановления, правила, установленные и принятые церковью для ее устройства и управления, стали называться Κανόνεϛ канонами, в противоположность законам, издаваемым от государства, которые и назывались νόμοι. Это различие между канонами и законами со времен Юстиниана до Х-го века весьма твердо установилось в римской юриспруденции и было принято во всех греческих сочинениях. Стало быть, канонами следует называть те правила, которые установлены в церкви церковью и притом приняты или утверждены соборами. В виду такого значения «канон», каноническое право есть система изложения правил, установленных или принятых и утвержденных церковью, как собственное ее законодательство, и относящихся до внутреннего устройства и ее управления. Теперь спрашивается: можно ли это название приложить к науке, которая исследует Церковное право? Из рассмотрения содержания предмета науки церковного права следует, что эта наука излагает и должна излагать право церкви не только на основании канонов, но также на основании государственных законов, общественного и обычного права. Именно потому, что право церкви во многих случаях нормируется не только церковью, но и государством и обществом. Следовательно, название «каноническое право» не вполне соответствует содержанию и сущности нашей науки.
Далее, нашей науке дает название церковного законоведения. Название «церковное законоведение», по употреблению его в законодательстве русском, тождественно с названием «церковное право», но это название не вполне точно и не вполне соответствует содержанию нашей науки. Во 1-х название «церковное законоведение» не указывает на существование и содержание науки, как должно было бы указывать ее название, и только указывает на отношение изучающего лица к содержанию изучаемой им науки, притом оно указывает на отношение изучающего эту науку только к одному из источников – закону. Тогда как церковное право извлекается не только из законов, но и из жизни, из обычаев и из природы государства. Во 2-х, это название не точно, потому что оно дает понять, что будто бы сущность нашей науки состоит из системы норм, законов государственных о церкви и только; но предыдущее изложение достаточно показало, что такой взгляд на нашу науку не может быть верен. Следовательно, и это название не соответствует сущности и содержанию нашей науки.
Название, наиболее употребительное и соответствующее объему и содержанию нашей науки есть «Церковное Право». Причем в этом названии слева «право» должно пониматься совершенно так же, как во всякой другой юридической науке.
Название «Церковное Право» наиболее распространенное. На Западе Европы везде нашу науку называют «Kirchenrecht». Только Ультрамонтаны удерживают название Канонического права. Это зависит от их особенного воззрения на законодательную власть папы. Воззрение, что деятельность церкви нормируется только церковными законами, освященными верховной главой церкви, совершенно не верно. Какую бы законодательную власть каноническое общество не приписывало папе, все-таки церковь Римско-Католическая подлежит и должна подлежать влиянию государственного законодательства и общественного обычая.
И так единственно верным и уже наиболее распространенным названием нашей науки является – «Церковное Право».
2. Содержание курса науки Церковного Права
Содержание курса науки Церковного Права имеет своим назначением представить в научной и совокупной системе права всех вероисповедных обществ, терпимых в России, как христианских, так и не христианских. В виду того, что в этом курсе будут рассмотрены права всех вероисповедных обществ, христианских и не христианских, терпимых и даже нетерпимых, – то церковное право следовало бы назвать «Правом вероисповедания обществ», но это название еще не получило употребления. Да и притом в нашем курсе главным образом приходится говорить о христианской церкви.
Изложив содержание науки церковного права, можно перейти к определению этой науки и к разрешению того вопроса, какой она имеет характер.
3. Определение науки Церковного Права
Церковное Право есть наука, изображающая церковь, как Богом учрежденное для достижения христианских, религиозно-нравственных целей, общество людей, верующих во Христа, канонически и юридически организованное в его устройстве, в отправлениях и самоуправлении, и находящееся в определенных правовых отношениях к государству и к обществу.
Из этого определения, выведенного из понятия об отличительных правах церкви, можно выяснить и главное содержание, или точнее, предметы нашей науки. В ней должно быть изложено, во 1-х, учение об источниках Церковного Права. Затем во 2-х, учение об устройстве церкви; в 3-х об организации и предметах церковного управления, в 4-х наконец, о положении церкви в государстве и среди других общественных союзов. Но, прежде этого, должно рассмотреть характер науки Церковного Права.
4. Характер науки Церковного Права
Существовали и продолжают существовать различные воззрения на характер науки Церковного Права. Одни считают науку эту богословской наукой, другие – чисто юридической. Первые даже дают ей определение: «Внешней догматики» в смысле вероучения. Это различие взглядов на характер науки Церковного Права проявилось не только в Западной Европе, но даже и у нас. В предшествовавших параграфах было указано на отношения права к церкви.
Из этих разъяснений достаточно видно, что и мы допускаем в нашей науке богословский элемент. Но этот элемент не подлежит в нашей науке подробному рассмотрению, расследованию и принимается, как готовое.
Существенное же содержание нашей науки юридическая сторона церкви, или Церковное Право в самом тесном смысле. Следовательно, материал нашей науки такой же, каким располагает всякая другая область юриспруденции. Для приведения материала нашей науки к юридическому его значению, для ученой разработки, для изложения, для конструирования нашей науки, необходимы юридические приемы. Внешняя конструкция нашей науки должна быть сходна с конструкцией других юридических наук. Поэтому, Церковное Право есть наука чисто юридическая.
Но церковь есть не только юридический институт в строгом смысле, она есть и общество и должна быть рассматриваема также, как общественный союз. Наука, исследующая законы общества и общественных союзов, как известно, называется социальной наукой. Поэтому Церковное Право носит на себе черты и социальной науки. Следовательно, наука Церковного Права есть по своему характеру наука социально-юридическая, но стоящая в связи с богословием.
5. Задача науки Церковного Права
Что касается задачи науки Церковного Права, то она состоит, во 1-х, в систематическом изложении всей совокупности норм устройства Церкви, ее отправлений внутреннего управления и отношений церкви к государству и другим общественным союзам; и во 2-х, в том, чтобы выяснить внутреннее соответствие норм Церковного Права, как с целями церкви, так и с общими положениями науки права.
6. Методы научной разработки Церковного Права
Для выполнения указанных выше задач, в нашей науке употреблялись и употребляются различные методы, конечно, методы те же самые, какие употребляются при разработке других юридических наук. Так, в истории нашей науки требовали метод теоретический. Особенно метод теоретический, при разработке вопросов нашей науки практиковался в Германии в конце прошлого и в начале настоящего столетия. Этот метод появился под влиянием рационалистической школы философов, под влиянием воззрений Гегеля, Канта и др.
Теоретический метод в применении к нашей науке состоял в том, что, путем чисто отвлеченного, философского мышления, созидалась общая идея религиозного общества и эта идея тоже теоретически последовательно развивалась в разветвлении и приспособлении к различным проявлениям жизни отдельных, существующих поместных церквей. Так создавалась общая система Церковного Права или то, что в Германии называется «Allgemeines Kirchenrecht». В подобного рода научных системах все раскрывается чисто теоретическим образом, – не обращая никакого внимания на то, на сколько эти теоретические выводы соответствуют действительной жизни церкви и права. Вообще этот метод допускает в науке множество совершенно произвольных выводов, которые потом в жизни нисколько не оправдываются. Вообще одна теория, не извлеченная из жизненных отношений, не может быть принята ни в одной отрасли юриспруденции, а в особенности в Церковном праве. Церковное право в жизни соприкасается с такими чувствительными сторонами существования человеческого, как религия, которая требует чрезвычайно осторожного, осмотрительного обращения. Предел Церковного права – религия и самые истинные понятия о правде и справедливости. Поэтому, положения науки Церковного права должны быть составлены самым осмотрительным образом и носить на себе вполне положительный характер. Тогда только Церковное право может получить действительную силу и значение в жизни. Конечно, и в нашей науке должна быть теория, но теоретические положения нашей науки не должны быть созидаемы произвольно, а извлекаемы из самой жизни церкви и из тех высших начал, на которых развивается право церкви, выражая в себе идею правды и справедливости, и основываясь на началах высшего вероучения.
Затем для разработки нашей науки употребляется также метод сравнительный. Сущность сравнительного метода, по отношению к нашей науке, состоит в том, что равные отдельные предметы нашей науки излагаются по праву и учению различных вероисповеданий, или берется какой-либо отдельный институт в известной церкви и сравнивается с положением этого института в других церквах и вероисповедных обществах. Например, рассматривается понятие о браке в европейском учении, в христианском и т. д., или рассматривается форма установления брака в различных церквах. Сравнительный метод теперь господствует при изложении нашей науки в германских университетах. Там рассматривается обыкновенно право двух вероисповедных обществ: Римско-Католического и Протестантского. Что касается до достоинства сравнительного метода, то он дает наилучший материал для разъяснения предмета. При сравнительном способе разработки вопросов права приходят к выяснению более справедливых принципов и к выяснению того, как должен быть установлен тот или другой институт церкви.
Для нашей науки Церковного права необходимо отчасти пользоваться сравнительным методом, в виду того разнообразия вероисповеданий, которые существуют в России, а также и в тех случаях, когда, во 1-х, сопоставление права различных вероисповеданий гораздо лучше может выяснить идею известного института и, во 2-х, – при ознакомлении с правом и других вероисповеданий, а не только с правом Русской Православной церкви, и, в 3-х, иногда для того, чтобы указать, как можно относиться с точки зрения права к институтам существующим в различных вероисповедных обществах. Это весьма важно для практической деятельности юриста.
Кроме теоретического и сравнительного метода в разработке нашей науки употребляется еще Исторический метод. Но этому методу рассматривается и уясняется смысл юридического института путем рассмотрения его исторического развития. При этом указываются формы выражения института в то или в другое время, у того или другого народа, затем, изменение этих форм при известных условиях и изменение тех начал, которые выливались в эти формы. Посредством исторического рассмотрения институтов исследователь приходит к наилучшему выяснению современного положения их по действующему праву; этот метод разъясняет каким образом сложилось это положение. Затем, исследователь, при рассмотрении исторического развития того или другого института, видит, что через все эти временные видоизменения постоянно проходит та или другая мысль, существо института и в то же самое время видит те формы, в которые мог выразиться и выражался институт. Выяснив при историческом рассмотрении идею института и те формы, в которых он выражался и мог выразиться, исследователь делает заключение о том, в какой форме или виде он должен быть. Указанный исторический метод теперь применяется почти ко всем юридическим наукам и развился он в конце прошлого столетия, благодаря деятельности Савиньи и ближайших его последователей.
Употребляется еще в нашей науке метод, так называемый практический. Согласно этому методу от изложения науки требуют практических указаний, чтобы всякий, при практической его деятельности, мог пользоваться этими указаниями в применении к отдельным случаям; но в науке невозможно предугадывать все случаи действительности; наука должна представить теорию, общие начала и практик уже сам может приложить эти начала к случаям жизни; большего наука дать не может.
При занятиях наукой Церковного права нельзя пользоваться исключительно одним из указанных методов, а необходимо соединить все эти методы или некоторые из них и притом таким образом, чтобы объективно-научное понимание общих начал права церкви в современном его состоянии достигалось через указание, как теоретических начал, выразившихся в истории и современном действующем праве, так и на основании современного действующего законодательства и современных теоретических воззрений на права и церковь. Таким образом в нашей науке Церковного Права соединяется историко-догматический метод с сравнительным. Отдельно тот или другой метод можно употреблять тогда, когда при посредстве этого метода возможно наилучше разъяснить те или другие институты или положения науки.
Составители немецких учебников и руководств по Церковному праву излагают его, разделяя на три части: 1) об устройстве, 2) об управлении, 3) о внешних отношениях церкви, с присоединением к этому отделу учения об источниках.
План научного изложения Церковного Права. Нам же изложение науки церковного права представляется наиболее удобным и наиболее отвечающим требованиям методологии по следующему плану:
Об источниках Церковного права.
Об устройстве церкви.
О церковно-правительственной власти.
О предметах церковного управления и имущества.
Об отношении государства к церкви.
* * *
Слово «религия», происходит от латинского слова «religio». Слово же «religio» производится латинскими писателями то от глагола «religere» (Цицерон), то от глагола «religare» (Лактаций). По первому словопроизводству, в слове «religio» выражается та идея, что человек избирает себе Бога, как высшее благо, к достижению которого он стремится и в достижении которого находит себе успокоение. По другому словопроизводству «religio» выражает собой идею связи, соединения человека с высшим Существом. Последнее словопроизводство считается более правильным.
Это нужно непременно иметь в виду, так как протестанты, выходя из той же мысли что христианская религия есть самое внутреннее чувство и только чувства отрицают необходимость проявления этого чувства во внешней форме.
Где существует свобода образований религиозных обществ, свобода собраний и сходов, там часто являются такие временные религиозные собрания. Даже у нас подобного рода собрания составляют, так называемые «штундисты».
Объективное право церкви весьма часто сливается с субъективными ее правами. Например, приходская церковь, как известно, учреждение в приходе. может быть объектом права. Но так как она составляет часть известного самостоятельного прихода, то она может быть и субъектом права.