Источник

Вступительная лекция. Необходимость и польза изучения науки церковного права

Наука церковного права по существу своему есть наука юридическая, так как она имеет дело с правом и соприкасается с науками политическими, юридическими и социальными. До последнего времени Церковное право считалось не важной наукой в ряду других юридических наук, но теперь пришли к убеждению в необходимости изучения ее для каждого юриста и вот на каких основаниях.

Во-первых, всякий из нас непременно принадлежит к какому-либо вероисповедному обществу, исповедует ту или другую религию. Нет государства, в котором бы допускались лица, не исповедующие никакой религии. Даже в Северной Америке, где, как известно, жизнь религиозная основана на самых широких началах свободы, и там немыслимо, чтобы был гражданин, не исповедующий никакой религии, не принадлежащий ни к какому религиозному обществу1.

По нашему законодательству, каждый гражданин необходимо должен исповедывать какую- либо религию, быть членом какого-нибудь религиозного общества. С принадлежностью к религиозной общине связываются известные права и обязанности, знание которых необходимо для каждого члена общины и тем более для члена со специальностью юридического образования.

Он должен не только сам знать свои права обязанности, а также строй общества, его отправления, круг компетенции и т. п., но должен разъяснять всем членам общества их обязанности, права, их отношение к своему и другим религиозным обществам и к государству.

Во-вторых, религия есть одна из важнейших сторон человеческой жизни, и у отдельной личности, и в обществе, и государстве. Во всех случаях жизни, при всех условиях, она будет иметь то или другое значение в обществе и государстве. Поэтому каждое религиозное общество, существующее среди народа, и в особенности, христианская церковь, такая заметная сторона общественной организации и жизни народа и государства, что без знакомства с наукой, уясняющей жизнь именно с этой стороны, юридическое образование будет не полное и одностороннее. От юриста следует ожидать, что бы он знал, понимал и разъяснял значение и права всякого религиозного общества, существующего и могущего существовать в государстве. Какое значение имеет та или другая церковь в государстве, в сфере юридической жизни общества, – это изучить и разъяснить и составляет одну из главнейших обязанностей юриста.

В-третьих, каждый юрист в теории и на практике необходимо встретиться с такими частными вопросами, при разрешении которых ему необходимо иметь в виду разрешение вопросов Церковного права. Церковное право имело влияние в истории и до сих пор сохраняет его в различных сторонах юриспруденции, которые без знакомства с ним научно необъяснимы.

В-четвертых, указанное значение Церковного права вообще, и в частности относительно понятия христианской церкви в истории и современном положении права научно не может быть объяснимо без знакомства с наукой Церковного права.

В-пятых, церковь есть один из общественных союзов и притом весьма своеобразный. Уже по одному этому юрист и социолог не может обойти его без изучения. Кроме того, религия довольно простая и чрезвычайно важная сила, служащая к объединению людей в обществе; вот почему законы возникновения и развития религиозных общений могут быть и должны быть приняты во внимание при исследовании социологами и юристами других общественных союзов.

В виду указанной важности для юридического образования изучения Церковного права оно ведено в состав преподавания на всех юридических факультетах университетов Европы и Северной Америки.

Необходимость и польза изучения Церковного права еще более выясняется, если мы посмотрим, в какой неразрывной связи находится церковное право с другими науками.

Отношение науки Церковного права к другим наукам

Церковное право, имея свое самостоятельное содержание, находится в определенных отношениях к наукам, состоящим в одном с ним разряде наук, именно к наукам юридическим, политическим, а также и к наукам богословским.

С важнейшими науками этого разряда Церковное право имеет то или другое соприкосновение, те или другие общие вопросы.

В энциклопедии права. Церковное право является как особенная наука в ряду юридических, политических и социальных наук, имеющая своим предметом своеобразный общественный организм и своеобразное учреждение в мире. В общих понятиях о праве, законе и нравственности, основные положения науки Церковного права должны быть приняты во внимание потому, что через церковь в жизнь государственную и общественную проникли новые нравственные понятия о праве; во всяком случае, нравственные понятия развиваются и хранятся в церкви. Кроме того, несомненно, что церковь так или иначе имеет громадное влияние на развитие гражданской и семейной жизни народов.

В истории философии права христианская вера и Церковное право занимает весьма видное место по своему влиянию на развитие нравственных понятий о праве в роде человеческом. Церковное право может дать весьма многое для разъяснений существа права вообще, и едва ли философия может дойти до действительности верного понятия в существе права, не изучив Церковного права; чтобы не говорили, а в Церковном праве есть много указаний на существо права, которые более ясны, чем те, какие даются другими отраслями юриспруденции.

При историческом изучении русского права изучения Церковного права является необходимостью, потому что Церковное право, по существу, имело громадное значение в развитии наших понятий о праве и нравственности. Первые теоретические понятия о праве в России взяты из Церковного права и долгое время разбивались под его влиянием. Поэтому, для извлечения из истории Русского права философских оснований, знакомство с Церковным правилом необходимо. История Русского права не может быть изучаемы без знакомства с Византийским и Русским церковным правом, так как большая часть институтов Русского права развивалось под влиянием постановления Церковного права. В частности, законодательства о наследстве, о брачном союзе находились под влиянием законодательства Церковного права.

С государственным правом Церковное право имеет общий отдел об отношении государства к церкви и к правам клира, как особого класса или института в государстве.

Гражданское право с церковным правом соприкасаться в вопросах о видах собственности, так как гражданское право рассматривает и виды церковной собственности, вопросе о брачном союзе и др.

Для разъяснения разных институтов гражданского права нужно познакомиться с историей Церковного права, так как многие институты гражданского права находились в ведении церкви и только впоследствии перешли в ведение государства, например, духовные завещания и проч.

Уголовное право в общей части разрешает вопросы: о преступлении, о наказании, о вменяемости; те же самые вопросы с точки зрения христианской нравственности рассматривает Церковное право. Церковное право имело влияние на составление понятие о преступлении, наказании, – даже на меру наказания; Церковное право внесло в наше уголовное законодательство особый вид наказания – церковное покаяние. Что касается особенной части уголовного права, то в этой своей части оно соприкасается с Церковным правом именно в рассмотрении особых видов преступления против веры, церкви и церковного благочиния.

Касательно судопроизводства гражданского и уголовного должно заметить, что процесс в его историческом развитии всегда находился в тесной связи с формами суда церковного.

Гражданский и уголовный процесс развивались под влиянием церковного права, что на Западе Европы можно заметить и до сих пор; кроме того, в судопроизводстве есть предметы, которые излагаются отчасти и в церковном праве, например, о подсудности духовенства, о значении присяги и т. п.

Даже с полицейским правом Церковное право имеет точки соприкосновения. Так в полицейском праве заключается учение о мерах к предотвращению преступлений, о религиозно нравственном просвещении, о мерах общественной благотворительности; и Церковное право точно также рассматривает организаций учреждений благотворительных и т. п.

Церковное право имеет также тесную связь и с римским правом. Право это в том виде, как оно изучается, собрано Юстинианом, который был в то время христианином и потому внес в Дигесты и Новеллы весьма много законов, относящихся к предметам Церковного права. Но Римское право затем изменилось в Византийское, которое и перешло к нам в виде различных памятников, получило законную силу и имело очень большое влияние на жизнь в России. Поэтому, понятно, что Римское право только тогда принесет пользу изучающему его, когда оно будет изучаться в связи с Византийским правом, а значит и с тем, что входит в содержание нашей науки.

Между социальными науками Церковное право занимает весьма важное положение. Одною из сил, побуждающих людей организоваться в большие общества, была религия, откуда явилось религиозное общение. Стало быть, Церковное право, рассматривающее строй религиозного общения людей, может указать и действительно указывает социологии, каким образом одна из потребностей людей может служить к образованию, развитию и жизни социального организма. Кроме того, каждое существующее и вновь образующееся общество непременно приходит в соприкосновение со строем церкви; все это служит основанием, почему социальная наука и общественная жизнь должны искать в Церковной жизни и в церковном праве указаний относительно вопросов социальной организации и жизни.

Таким образом, Церковное право находится в связи с кругом юридическим, политическим и социальных наук. Но Церковное право имеет ту отличительную особенность, что в нем имеет особенное значение религия. Стало быть, наука Церковного права должна соприкасаться и с чисто религиозными, богословскими понятиями, рассматриваемыми в кругу богословских наук. В частности, с Церковным правом выходят в соприкосновении следующие богословные науки.

Догматическое богословие. Догматическое богословие дает основание для разъяснения в церковном праве таким институтам, которые относятся к божественной стороне церкви, например, к таинствам. Но в догматическом богословии они рассматриваются с чисто религиозной стороны, в Церковном праве со стороны права.

Нравственное богословие, излагающее идеальное учение о христианской нравственности и представляющее те принципы нравственной жизни, на которых развивается права церкви.

Литургика, излагающая и объясняющая церковное богослужение, дает понятие об обрядовой стороне церкви, в которой выливается иногда паровая сторона церковных установлений, входящих в состав Церковного права. Наконец, церковная история, церковная статистика и география также служат вспомогательными науками для Церковного права и, следовательно, могут содействовать иногда к разъяснению тех или других сторон Церковного правоведения.

* * *

1

В Пруссии законами 70–73 г. г. допускаются граждане без религии. Это допущение указывается теми статьями нового закона, где говорится «о способах выхода отдельных лиц из одного вероисповедания с переходом в другое вероисповедание или без перехода». Этой формулировкой и указывается возможность существования граждан без принадлежности к какой-либо религии.


Источник: Церковное право : Лекции, читанные засл. профессором М.И. Горчаковым в 1901-1902 ак. году. - [Машинопись]. - [СПб., 1902]. - 536 с.

Комментарии для сайта Cackle