О молитве за умерших
«Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38).
«Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18). «Имею ключи ада и смерти» (Откр. 1:18).
«Молитесь друг за друга» (Иак. 5:16): «любовь никогда не перестает» (1Кор. 13:8).
«Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21:22).
Человек умирает только телом, а не душею, как учит об этом и Экклезиаст: «возвратится, говорит он, прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его» (12:7). Boт почему и Спаситель учит, что «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у него все живы» (Лк. 20:38), как и св. Апостол утверждает, что «живем ли или умираем, всегда Господни, ибо Христос для того умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» (Рим. 14:8–9), поэтому, говорит он, «желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2Кор. 5:8).
И живые и умершие все вместе составляют единую Христову Церковь, одну великую Божию семью, под главенством искупившего их Спасителя мира, Который «владычествует и над мертвыми и над живыми», ибо Бог «все покорил под ноги Его и поставил Его выше всего, главою Церкви... дабы все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф. 1:10, 22).
Этот великий союз живых и умерших членов Церкви Христовой основан на Божией любви, ибо Сам Бог, основание и глава Церкви, есть высочайшая любовь (1Ин. 4:8), поэтому, говорит св. Апостол, о всех членах Церкви Христовой, «страдает ли один член, страдают с ним все члены, славится ли один член, с ним радуются все члены» (1Кор. 12:26).
Если, по словам Христа и Его св. Апостола, все умершие живы, то мы должны любить их так же, как и живущих на земле братьев наших, ибо и за них пострадал Христос и за них Он пролил пречистую Кровь Свою. В ком нет любви к умершим, в том нет и Бога, ибо только «пребывающий в любви пребывает вБоге, и Бог в нем» (1Ин. 4:16); кто не любит умерших, тот сам духовно мертв, ибо «не любящий брата пребывает в смерти» (1Ин. 3:14); в ком нет любви к умершим братьям во Христе, тот и не дитя Божие, а дитя диавола, ибо «дети Божии и диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» (ст. 10).
Любовь к братьям никогда не должна прекращаться, ибо любовь христианская бесконечна и вечна, как бесконечен и вечен Сам Бог любви: ни расстояние, ни время, ни смерть, ни могила не прекратят этой любви: «Я уверен, говорит св. Апостол, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38–39), ибо «любовь никогда не перестает» (1Кор. 13:8. Евр. 13:7–8).
Но истинная христианская любовь не ограничивается словами, а непременно должна проявлять себя в деле: «дети мои, говорит ап. Иоанн, станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1Ин. 3:18).
В чем же, каким делом мы можем проявить свою любовь к умершим?
Для их тел наша помощь уже не нужна: они уже не нуждаются ни в пище, ни в питии, ни в одежде, ни в жилище, ни даже в воздухе; для мертвого и обратившегося в прах человеческого тела ничего из этого уже не нужно, но для живой души, обремененной во время земной жизни грехами и перешедшей с ними в загробную жизнь, есть великая нужда освободиться от них, чтобы после всеобщего суда войти в вечное царство славы и благодати Божией, ибо «не войдет в него ничто нечистое» (Откр. 21:27).
Остается для нас только одно деятельное проявление нашей любви к усопшим – это молитва о них к Богу, Владыке живых и мертвых, и молитвенное обращение к святым угодникам «друзьям» Его – ходатайствовать пред Ним о смягчении их участи и прощении грехов.
Таким образом, необходимость молитв об умерших основывается на том, что они – живые члены Церкви Христовой, наши во Христе братья, и что если мы о них не молимся, то в нас прекратилась любовь к ним, тогда мы нe имеем в себе Бога, мы не дети Бога, а жестокосердные дети диавола.
Но молитвы об усопших сколько необходимы для них и для нас, столько же возможны для живых и спасительны для умерших.
После смерти человека его участь еще не окончательно решена, ибо, кроме предварительного, частного суда над его душею (Сир. 11:26. Евр. 9:27), по разлучении ее с телом, он должен ожидать еще последнего и окончательного суда, имеющего быть после всеобщего воскресения мертвых, когда он явится пред Судиею вместе с воскресшим телом, чтобы «получить, соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор. 5:10). Но это будет уже после кончины мира, когда «солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесныя поколеблются. Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земныя и увидят Сына Человеческаго, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24:29–30). До того же времени умершие грешники в страхе и томлении духа будут ожидать дня великого суда, испытывая тяжкие мучения совести за соделанные на земле грехи.
Облегчение тяжелой участи умерших в загробной их жизни и даже полное помилование их возможно по молитвам земной и небесной Церкви Христовой, ибо слово Божие так говорит о Боге: «Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит» (1Цар. 2:2); «Ты имеешь власть жизни и смерти и низводишь до врат ада и возводишь» (Прем. 16:13). Сам Христос сказал верующим в Него: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18); «и имею ключи ада и смерти» (Откр. 1:18); Сам он уверил нас, что «всякий грех», кроме хулы на Духа Святого, может быть прощен не только в веке сем, но и в будущем: «Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам. И если кто скажет на Сына Человеческаго, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:31–32).
«И все, что ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21:22). «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» (Ин. 14:13–14).
Веря обещанию Спасителя и надеясь на Его великое милосердие, члены Церкви Христовой, со времени первых дней ее существования, всегда молились, молятся и будут совершать молитвы об умерших братьях своих, помня заповедь Божию о никогда не прекращающейся христианской любви.
I.
1) Сектант: Господь чрез пророка Иеремию запрещает молиться об умерших: «И умрут великие и малые на земле сей. И не будут преломлять для них хлеб в печали, в утешение об умершем; и не подадут им чаши утешения, чтобы пить по отце их и матери их. Не входи также и в дом пиршества, чтобы сидеть с ними, есть и пить» (Иер. 16:6–8).
Объяснения православного: В приведенных словах пророка Иеремии нет даже намека на запрещение молиться об умерших с верою в Бога. Из этих слов мы видим только то, что еще в Ветхом Завете существовали поминки умерших, для которых («для них») преломляли хлеб и пили чашу утешения. Господь же велит пророку не ходить на эти поминки (ст. 5), не ходить и на пиршества к Израильтянам, так как за идолопоклонство (ст. 10–20) они лишены Богом всякого утешения и веселия, как на поминках по своим умершим, так и во время пиршеств в домах своих. Мало того, – за свое нечестие «тяжкими смертями умрут они и не будут ни оплаканы, ни похоронены; будут навозом на поверхности земли; мечем и голодом будут истреблены, и трупы их будут пищею птицам небесным и зверям земным» (ст. 4). И такое наказание понесут израильтяне за идолопоклонство: «за то, что отцы ваши оставили Меня, говорит Господь, и пошли вслед иных богов и служили им, и поклонялись им, а Меня оставили и закона Моего не хранили» (ст. 11).
Ясно, что если лишение погребения и поминовения было наказанием для неверующих, то для верующих совершение их было наградой; поэтому приводимое сектантами место из пророчества Иеремии не защищает, а опровергает их заблуждение.
2) Сектант: Надеющиеся на молитвы живых после своей смерти прокляты Господом, сказавшим чрез пророка Иеремию: «проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою» (Иер. 17:5).
Объяснения православного: Кто просит у живых людей молитв за себя после своей смерти или молитв за умерших ближних своих, тот не на людей самих надеется, а на Господа, Который услышит и примет их ходатайства об умершем (Ин. 14:13–14). Здесь же проклятым назван тот, кто не только надеется исключительно на человека, но и «которого сердце удаляется от Бога,» как говорится в том же стихе, конец которого сектанты обыкновенно не читают или не обращают на него внимание.
Ведь и св. Апостолы просили у верующих молитв о себе (Рим. 15:30. 1Фес. 5:25. Евр. 13:18 и др.); но никто же из сектантов не скажет, что св. Апостолы за это прокляты.
Человек, просящий у других молитв после своей смерти, не только не удаляется сердцем от Бога, а напротив, – прилепляется к Нему в христианской вере, любви и надежде, как источнику милосердия, всепрощения и блаженства.
3) Сектант: Молитъся об умерших не возможно, ибо тотчас после смерти человека, происходит над ним суд, определяющий навсегда его участь: «Легко, говорит Сирах, для Господа в день смерти воздать человеку по делам его» (Сир. 11:26); и ап. Павел учит: «человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27).
Объяснения православного: На основании св. Писания св. Церковь верит, что для умерших существует два суда: предварительный – частный и окончательный – всеобщий. Частный суд наступает тотчас после смерти человека, а всеобщий – после его воскресения. Приведенные места из Сираха и из послания к Евреям имеют в виду именно суд предварительный, частный, так сказать, – предварительное заключение, тяжесть и продолжительность которого зависит от поведения обвиняемого, от ходатайств за него других и от милосердия царя. До окончательного же суда, решающего навсегда участь умерших, в тревожном ожидании его проходят целые века и тысячелетия (страшно подумать об этом!). Что всеобщий и окончательный суд над умершими еще не совершен, это ясно видно из многих мест св. Писания, – из тех именно его мест, в которых описывается кончина мира и обстоятельства второго явления Христа, предшествующие всеообщему, последнему суду.
Прежде явления Христа для всеобщего суда над живыми и умершими должен произойти мировой переворот во всей природе: «солнце померкнет и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческаго, грядущоего на облаках небесных с силою и с славою великою» (Мф. 24:29–30), «с Ангелами силы Его в пламенеющем огне соверщающего отмщение непознавшим Бога и непокоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся (значит, еще не подверглись) наказанию вечной погибели от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он придет прославиться во святых Своих и явится дивным в день оный во всех веровавших» (2Фес. 1:8–10).
Но «день тот не придет, пока не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели (антихрист)..., которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2Фес. 2:1–12).
«Когда-же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей; и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую свою сторону, а козлов по левую. Тогда скажет (значит, еще не сказал) тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего! наследуйте царство, уготованное вам от создания мира... Тогда скажет (значит, тоже еще не сказал) и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его... и пойдут (следовательно, еще не пошли) сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:31–46).
Итак, окончательный суд Христов над умершими еще впереди; до того же времени участь грешников зависит от ходатайств за них святых на небе и живущих на земле членов Церкви Христовой и от милосердия Божия.
Вера в возможность облегчения участи умерших грешников посредством молитв и милостыни за них существовала еще в Ветхом Завете.
Так, напр., из книги Второзакония (гл. 26:14) видно, что «для мертвых», т. е. для облегчения их участи, верующие Иудеи творили милостыню и что ее нельзя было делать только из той «десятины» доходов земли, которая отдавалась левиту, пришельцу, сироте и вдове: «я не ел от нея (от десятины, назначенной для вышеуказанных лиц) в печали моей (при поминовении умерших (Иер. 16:7), и не отделял ея в нечистоте (для очистительных жертв: (Лев. 15:30. Числ. 6:11 и др.), и не отдавал из нея для мертваго» (Иер. 16:7. Тов. 4:17).
В книге Руфь читаем: «И сказала Ноеминь сестре своей: благословен от Господа Вооз, что не лишил милости своей ни живых, ни мертвых» (2:20).
Иисус сын Сирахов учит: «Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости» (7:36).
В книге Товит читаем: «Раздавай хлебы твои при гробе праведных, но не давай грешникам» (4:17). Говорится: «не давай грешникам», ибо их молитвы об умерших Бог не примет, как людей, очевидно, не раскаянных в своих грехах. (Притч. 15:29. Ис. 1:15).
Пророк Варух так молится об умерших Израильтянах, чтобы Господь услышал их молитвы о себе: «Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою, которые не послушали гласа Господа Бога своего, зато и постигли нас бедствия. Не вспоминай неправд отцов наших, но вспомни руку Твою и имя Твое в сие время, ибо Ты – Господь Бог наш, и мы прославим Тебя, Господи!» (Вар. 3:4–6).
Во второй книге Маккавейской (гл. 12:39–45) говорится о том, что когда в одном сражении пало много Израильтян, по причине осквернения взятыми в капищах вещами, посвященными идолам, что закон запрещал Иудеям, – бывшие с Иудою Маккавеем «обратились к молитвам, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех... Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принесть жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении, ибо если бы он не надеялся, что падшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, – какая святая и благочестивая мысль! – посему принес за умерших умилостивительную жертву, «да разрешатся от греха». – Так творили милостыню для умерших и молились о них в Ветхом Завете.
Мы, члены новозаветной Церкви, живущие уже не под законом, а под благодатию (Рим. 6:14), еще больше в молитве «имеем дерзновение к Богу и чего ни попросим, получим от Heгo» (1Ин. 3:21–22), ибо мы «приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче! Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» (Рим. 8:15–16), получившие великое обещание от Христа, нашего Спасителя: «Если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» (Ин. 14:13–14).
Движимые состраданием и любовью к умершим мы и молим Бога простить их грехи ради крестных страданий Искупителя мира, веря словам Его, что Он все сделает, чего ни попросим во имя Его, и что «всякий грех», кроме хулы на Духа Святого, может быть прощен человеку не только в этой, но и в будущей жизни.
4) Сектант: Бесполезно молиться об умерших, ибо «что посеет человек, то и пожнет. Сеющий в плоть свою, от плоти пожнетъ, а сеющий в дух, от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6:7–8), ибо Бог «воздаст каждому по делам его» (Мф.16:27), поэтому «всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить, соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор. 5:10. Откр. 20:13).
Объяснения православного: И эти приведенные сектантами места св. Писания говорят не о суде над людьми, совершающемся тотчас после их кончины, а о том суде, который наступит для них после второго пришествия Христа и кончины мира, ибо в Писании ясно сказано, что непознавшие Бога и непокорившиеся благовествованию Христа еще не подверглись, а «подвергнутся наказанию, вечной погибели от лица Господа... в день оный»«в день суда» (Мф. 10:15. 2Петр. 3:7). «Посему, скажем сектантам, уже осудившим всех умерших грешников на вечные муки, словами ап. Павла: «не судите прежде времени, пока не прийдет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечныя намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1Кор. 4:5. См. предыдущий 3-й пункт). До всеобщего же суда милосердный Господь, «имеющий ключи ада и смерти», «низводящий в преисподнюю и возводящий», может, согласно обетованию Своему (Мф. 21:22), по молитвам верующих Церкви, возвести и из ада умерших с верою в Него грешников, «да прославится Отец в Сыне» (Ин. 14:13–14).
5) Сектант: Бесполезно молиться об умерших, ибо между адом и раем существует непроходимая пропасть: «Между нами и вами, говорит Авраам богачу, утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк. 16:26).
Объяснения православного: Совершенно верно, что хотящие перейти из ада в рай своими собственными силами не могут этого сделать, в этом может им помочь только ходатайство членов Церкви земной и особенно ходатайство святых небожителей, «друзей» Божиих, окружающих престол Божий.
Что касается пропасти между адом и раем, то она существовала только в Ветхом Завете и для ветхозаветных людей, которые еще должны были слушать Моисея и пророков, а не Христа и Апостолов: «Авраам сказал: у них (у неверующих братьев богача) есть Моисей и пророки; пусть слушают их» (ст. 29).
В возможность перехода из ада в рай веровал и св. Давид, когда пророчески молился Богу: «выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое. Вокруг меня соберутся праведные, когда Ты явишь мне благодеяние» (Пс. 141:1).
И действительно, в Новом Завете такой пропасти уже нет и быть не может после того, как Христос Кровию Своею и смертию на Кресте получил власть на небе и на земле (Мф. 28:18), приобрел ключи от ада и рая (Откр. 1:18) и не только ожив духом, «находящимся в темнице духам, сошедши, проповедал», но «пленил плен», т. е. освободил находившихся в плену ада «и дал дары человекам», т. е. простил им грех благодатию Своею. Христом, следовательно, побеждены силы ада и уничтожена навсегда пропасть между ним и раем: «Смерть! восклицает Апостол, где твое жало? ад! где твоя победа?.. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом»! (1Кор. 15:55–57).
6) Сектант: Никакая молитва и милостыня уже не могут спасти умершего грешника от вечного наказания: «Какой выкуп даст человек за душу свою»? (Map. 8:37).
Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной Вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца» (1Петр. 1:18).
«Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него» (Ис. 48:8).
Объяснения православного: В первом приводимом сектантами месте св. Писания нет даже намека на то, можно или нельзя молиться об умерших, а говорится о том, что душа дороже всех благ мира (ст. 36) и что, кто потеряет ее, не приобретет ее назад, не выкупит ее у Господа Судии никакими драгоценностями, ни золотом, ни серебром ибо Творец и Владыка мира ни в чем этом не имеет нужды. Искупить свою грешную душу человек может только добрыми делами: «Блаженны, сказал Спаситель, милостивые, ибо они помилованы будут... Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» и проч. (Мф. 5:1–12). «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону его: приидите, благословенные Отца Моего! наследуйте царство, уготованное вам от создания мира, ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи, когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждующим, и напоили? Когда мы видели тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным или в темнице, и пришли к Тебе?
И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: поскольку вы сделали сие одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:34–40).
Вот какой выкуп может человек дать за душу свою и за души умерших братьев своих!
Во втором приводимом сектантами месте св. Писания говорится об искуплении людей от суетной жизни, т. е. от жизни языческой «дорогою ценою» (1Кор. 6:20), – драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца; о молитве же за умерших здесь не говорится ни слова.
Что касается 48 псалма, то весь этот псалом говорит о том, что смерть есть неизбежный удел каждого человека. В 8 же стихе псалма говорится не о милостыне за умершего, которая будто бесполезна для них, а о том, что никакой человек не может избавить брата своего от следствия первородного греха (Рим. 5:15–17) – от смерти, что ясно видно из дальнейших стихов псалма: «дорога цена искупления души их, и не будет того вовек, чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы» (ст. 9–10).
А что милостыню должно творить для умерших, это мы уже видели выше (см. п. 3-й).
7) Сектант: Что молиться об умерших нельзя, это видно из примера Авраама, не пожелавшего принять участие в судьбе мучившегося в аду богача (Лк.16:19–31).)
Объяснения православного: Авраам не пожелал облегчить страданий в аду богача не потому, что нельзя об умерших молиться, а потому, – что жестокий богач достоин был этого, окончив жизнь без покаяния, без веры в Бога и без любви к людям (ст. 25), т. е. умер он в религиозно-нравственном ожесточении, умер «грехом к смерти,» а о таком человеке само слово Божие запрещает молиться: «если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, т. е. согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти; не о том говорю, чтобы он молился» (1Ин. 5:16). По той же причине Авраам не пожелал позаботиться о вразумлении пяти братьев богача, сделавшихся «рабами греха к смерти» (Рим. 6:16) и дошедших до такого ожесточения в неверии, что, по словам Авраама, они не поверили бы и тогда, «если бы кто и из мертвых воскрес» (ст. 31). Вот почему Авраам не позаботился о спасении богача.
8) Сектант-адвентист: Не возможно молиться об умерших: все равно они находятся в бесчувственном, в бессознательном состоянии до времени всеобщего суда: «Что в крови моей, когда я сойду в могилу? Будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою? » (Пс. 29:10) « ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя»? (Пс. 6:6).
Объяснения православного: Приводимые адвентистами места обоих псалмов говорят о состоянии после смерти человека его тела, а не души: «что пользы в крови (а не в душе) моей», «будет ли прах (а не душа) славитьТебя? «Во гробе кто будет славить Тебя?» Конечно, мертвое или в прах обратившееся тело не может ни славить Творца своего, ни возвещать истину Его. Но ведь дух человека не идет с телом в могилу и не обращается в бесчувственный прах: «возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7).
Души людей и после их смерти живут разумною, сознательною жизнью, как говорят об этом многие места св. Писания. Так, напр., Авраам блаженствует, богач мучится после смерти своей, и оба ведут разговор между собою; давно умершие Моисей и Илия явились во время преображения Господа на горе Фаворе и «говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:28–31). Следовательно, они и после смерти находятся в сознательном состоянии.
В св. Писании мы читаем: «Христос, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, находящимся в темнице (т. е. в аду) духам, сошедши проповедал» (1Петр. 3:18–20). Как же возможно было бы проповедывать умершим, еспи бы они находились в бессознательном состоянии?
Неосновательность адвентистского мудрствования видна и из тех мест св. Писания, где говорится о сознательной загробной жизни праведников, окружающих престол Божий, воспевающих Богу новую песнь и поклоняющихся Ему, как Владыке своему (Откр. 4:10–11. 5:8–14. 11:16–17. См. о почитании святых п. 11-й).
9) Сектанты-пашковцы или «евангельские христиане»: Молиться за умерших не только нельзя, но и совершенно излишне, ибо верующие и живущие по духу и так уже навсегда спасены, а неверующие уже осуждены на вечные муки: «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден» (Ин. 3:18).
«Верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24).
«Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим. 8:1).
Объяснения православного: В приведенных местах св. Писания сказано о верующем, что он «не судится», «имеет жизнь вечную и на суд не приходит», что живущим не по плоти, а по духу «нет ныне осуждения»; но не сказано, что он «не будет судим, что он «на суд не придет». Очевидно, здесь разумеется не телесная жизнь и смерть людей, а духовная: жизнь – в вере и смерть – в неверии, разумеется что верующий оправдан, а неверующий уже осужден в своей совести здесь, на земле; равным образом и суд в приведенных местах Писания разумеется не последний и окончательный, а суд пред своею совестию и пред словом Божиим, – суд совести и евангельской истины над теми, кто возлюбил тьму более света: «Суд же, объясняет Сам Христос, состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3:19). И живущим по духу нет ныне осуждения потому, что они чисты пред судом своей совести: «если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог; потому что Бог больше сердца нашего и знает все. Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу» (1Ин. 3:20–21). «Мы знаем, что перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев: не любящий брата пребывает в смерти» (3:14).
Но на всеобщий, последний суд должны явиться все – и грешные и праведные: «Всем нам, учит ап. Павел, должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить, соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор. 5:10). «Все мы, говорит он о себе и всех людях, предстанем на суд Христов. Итак, каждый из нас даст отчет Богу»
Но когда св. Апостол говорит, что все люди и он сам должны явиться на суд Христов, самообольщенные сектанты, ложно толкуя слово Божие, говорят о себе другое: «мы верующие и на суд не явимся, ибо мы уже спасены».
Итак, если всеобщий суд должен быть обязательно для всех живых и умерших, то совсем не излишне, а, напротив, – совершенно необходимо теперь, пока еще не поздно, молиться Богу за умерших наших братьев, в страхе и томлении духа целые века и тысячелетия ожидающих наступления того великого дня, когда для окончательного над ними суда «соберутся пред Ним все народы». (Мф. 25:32).
10) Сектант: Излишне молиться об умерших с покаянием, ибо они уже прощены Богом. Разбойник спасся на кресте одним покаянием, без ходатайств других: он «сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда прийдешь в Царствие Твое. И сказал ему Иисус: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:39–43).
Объяснения православного: О том, все ли грехи прощены умершему никто из живых не может знать, ибо в предсмертные минуты тяжелой, а иногда и мучительной борьбы тела со смертию, в минуты душевного смятения и страха пред неизвестным будущим человек не может спокойно сосредоточиться на сознании всех совершенных им грехов, не может и объять всех их памятью своею и раскрыть их пред служителем земного алтаря, чтобы закрыть их навсегда пред судом небесным (Ин. 20:22–23); не всегда умирающий приносит в достаточной мере искреннее покаяние, ложно стыдясь признания во всех грехах или питая до последней минуты обманчивую надежду на выздоровление и продолжение жизни; у таких людей не полное покаяние, следовательно, и не полное прощение грехов; поэтому и молитвы о них после их смерти необходимы, да разрешатся от оставшихся у них грехов, ибо в Царство Божие «не войдет ничто нечистое» (Откр. 21:27).
Пример же покаявшегося на кресте разбойника единичный и исключительный: он получил прощение грехов непосредственно от Самого Христа, притом нужно заметить, что разбойник молился Христу о помиловании его не здесь, на земле, при жизни, а там, после смерти: «помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое».
11) Сектант: Излишне молиться и об умерших во грехах без покаяния, ибо они должны понести за свои грехи наказание: «Или не знаете, что неправедные царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники Царствия Божия не наследуют» (1Кор. 6:9–10).
Объяснения православного: Об умерших же без покаяния Церковь тоже молится, но не о всех, а только о тех, кто не успел покаяться по неблагоприятно сложившимся для этого обстоятельствам пред их смертию, напр., – по убитым на войне, утонувшим, вообще скоропостижно скончавшимся, если они сохранили в себе веру Христову.
Слово Божие учит, что мы должны молиться «друг за друга» (Иак. 5:16), «и всякою молитвою и прошением... и молением о всех святых» (Еф. 6:18), – «за всех человеков» (1Тим. 2:1). И Церковь молится о всех людях – живых и умерших, кроме хулителей Духа Святого, впавших в грех к смерти, т. е. восставших вместе с диаволом против самой веры Христовой и умерших в ожесточении против нее, ибо молиться о таких людях запрещает само слово Божие: «Всякий грех и хула, говорит Христос, простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам. Если кто скажет слово на Сына человеческаго, простится ему, если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем » (Мф. 12:31–32).
«Если мы, учит ап. Павел, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некоторое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противника. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или при трех свидетелях, без милосердия наказывается смертию, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь Завета, Которою освящен, и Духа благодати оскорбляет». (Евр. 10:26–29. 6:4–6).
И Евангелист Иоанн учит: «если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему не к смерти. Есть грех к смерти, не о том говорю, что бы он молился» (1Ин. 5:16).
Вот о ком из живых и умерших Церковь не молится: о явных хулителях Бога и Его Церкви, об отрекшихся от Христа, как Сына Божия, о непочитающих за святыню Кровь Завета, т. е. отвергающих догмат искупления Христом человечества, и о согрешающих грехом к смерти, т. е. согрешающих произвольно до самой смерти и не считающих грех грехом, что и есть хула на Духа Святого. Не может, конечно, молиться св. Церковь за тех умерших кто умирает, отвергая самую возможность молитв об усопших, а также и за сознательно, в здравом уме, лишивших себя жизни, как восставших против Творца своего, даровавшего им эту жизнь Начальника жизни. (Канон. ответы св. Тимофея: 14-й).
О всех же остальных умерших Церковь всегда возносит молитвы к Богу, ибо верит непреложным словам Христа Спасителя, что всякий грех, кроме указанных, простится и в веке сем и в будущем.
Но если бы мы молились о помилованных уже умерших или не заслуживающих поминовения, то не повредили бы этим ни им, ни себе, а лишь исполнили бы долг христианской любви к братьям нашим и заслужили бы благоволение в очах Божиих, согласно словам Спасителя: «входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему. И если дом будет достоин, то мир ваш придет на него, если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится» (Мф. 10:18); так и наши молитвы, если умершие не будут их достойны, возвратятся к нам, как и псалмопевец говорит о молитве за упорных грешников: «и молитва моя возвращалась в недро мое». (Пс. 34:13).
12) Сектант: Если для умерших спасительны молитвы и милостыни, тогда все богачи могут спастись, оставив капитал для поминовения, а бедняки, ничего не имеющие, погибнут, ибо никто не будет даром за них молиться.
Объяснения православного: Церковь одинаково молится и о богатых и о бедных, ибо она любящая мать тех и других: за всякой церковной службой она обращается к Богу с молитвой о всех «прежде почивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду православных». На литургиях св. Иоанна Златоустого и св. Василия Великого возносятся молитвы «о иже в вере почивших, праотцех, отцех, патриарсех, пророцех, апостолех, проповедницех, евангелистех, мученицех, исповедницех, воздержницех, и о всяком дусе праведнем, в верте скончавшемся, – за «всех усопших о надежди воскресения живота вечнаго».
А в чине «вселенских панихид», или всенощных, совершаемых в субботу мясопустную, в субботу пред праздником Пятидесятницы и вo вторник или понедельник Фоминой недели, Церковь молится «за всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших», за всех «умерших от Адама даже до днесь», но усопших в вере, «чисто послуживших Богу», т. е. умерших в православной вере. Если же священнослужители Церкви получают плату за молитвы, то получают законное вознаграждение за свой труд (1Кор. 9:7–13–14. 2Кор. 11:8–9. Лк. 8:3 и др.).
Богачи хорошо и разумно делают, что оставляют из имения своего для поминовения и для раздачи милостыни, после своей смерти, бедным; они поступают подобно мудрому евангельскому домоправителю, помня слова Спасителя: «приобретайте себе друзей богатством неправедным (земным, нажитым), что бы они, когда обнищаете (т. е. лишитесь со смертию всего, что имели (1Тим. 6:7), приняли вас в вечныя обители». (Лк. 16:9).
О богачах ведь нужно больше молиться, чем о бедных, ибо «от всякаго, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут», сказал Спаситель (Лк. 12:48).
Умершие богачи больше нуждаются в молитвах о них, чем умершие бедняки, еще потому, что богатые получают много таких наслаждений и благ здесь, на земле, которых бедные совершенно лишены бывают, почему после смерти тех и других Божия справедливость больше награждает, сравнительно с богатыми, бедных, за их лишения на земле, как и Авраам говорит об этом богачу: «ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» (Лк. 16:25).
Кроме того, у богачей больше возможности впадать в соблазны и грехи, больше забот о земном, чем о небесном богатстве, почему и Спаситель сказал о них: «трудно войти богатому в Царствие Небесное: удобнее верблюду войти в игольныя уши, нежели богатому войти в Царствие Божие». (Мф. 19:23–24).
Но милосердие Божие дает возможность и богатым спастись чрез творимые за них молитвы и совершаемые за них милостыни и благотворения бедным: «истинно, истинно говорю вам, сказал имущим Спаситель, так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:33–40).
13) Сектант: Молиться за умерших нам не позволяет наш разум, ибо для нас не понятно, каким образом наши молитвы могут оказывать действие на души, находящиеся в далеком невидимом загробном мире.
Объяснения православного: Здесь уместно спросить самих сектантов: считают ли они действительными те свои молитвы, которые они возносят Богу о далеко живущих своих братьях, иногда в другой даже части света, напр., в Америке, – братьях, которых они не видят, а некоторых совсем никогда не видели и не увидят?
Если возможна молитва Ангелов и умерших о живых, то возможна и молитва живых об умерших, а примеры молитв Ангелов и умерших о живых св. Писание нам ясно указывает. Так, напр., умершие первосвященник Ония и пророк Иеремия молились за весь народ Иудейский (2Мак. 15:12–14). Св. Ангелы молятся на небесах о живущих на земле людях. (Зах. 1:12–13. Дан. 10:11–21)
Для любви и молитвы нет, следовательно, преград ни во времени, ни в расстоянии. Нужно притом заметить, что наши молитвы об умерших направляются к Богу, для Которого нет ничего невозможного. (Мф. 19:26).
14) Сектант: Если по молитвам живых спасаются умершие грешники, тогда все усопшие, о которых молятся, должны спастись?
Объяснения православного: Сам Бог «хочет, чтобы все люди спаслись» (1Тим. 2:4), «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единороднаго, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Об этом же и мы должны молиться, хотя и не знаем, кого Он спасет. Наше дело – молиться об умерших с верою, а дело Бога – миловать и спасать того, кого Он хочет, по Его же слову: «кого миловать, помилую, кого жалеть, пожалею. Итак, помилование зависит не от желающаго, и не от подвизающагося, но от Бога милующаго». (Рим. 9:15–16).
И о живых, когда мы молимся, не знаем о ком из них Господь услышит нашу молитву и кого по ней помилует; но молимся о всех, исполняя повеление слова Божия: «молитесь друг за друга»(Иак. 5:16), «молитесь о всех святых» (Еф. 6:18), «за всех человеков» (1Тим. 2:1). Нужно, следовательно, молиться и о всех умерших, которые «у Бога все живы» (Лк. 20:38), а Бог Сам знает, кого, ради молитв и милостыни, помиловать и спасти для вечной жизни.
15) Сектант: Что могут помочь приношения за умерших, в виде вынимаемых частиц из просфоры?
Объяснения православного: Несравненно более того, что помогали Израильтянам двенадцать хлебов, полагавшихся в храме «на чистом столе для Господа»которые были «великою святынею... в память, в жертву Господу» за грехи двенадцати колен Израилевых (Лев. 24:5–8).
Вынимаемые из особой просфоры, во время совершения бескровной жертвы, частицы за умерших опускаются в Кровь Христову, с молитвою священнослужителя алтаря: «омой, Господи, грехи поминавшихся зде честною Кровию Твоею», т. е. эти частицы приносятся «в память и в жертву Господу» за грехи тех умерших, за которых пролита Кровь Спасителя мира и о помиловании которых молится Церковь. Об этом древнем церковном обычае есть указания в древних литургиях и у святых отцов Церкви: Кирилла Иерусалимского, Василия Великого, Иоанна Златоустого, Августина, И. Дамаскина и др.
II. Вопросы и ответы православного
1) Из каких мест св. Писания видно, что умершие мертвы только телом, но живы душею, и что они живут за гробом сознательно разумною жизнью?
Это видно из слов Самого Спасителя, сказавшего: «А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых» (Мф. 22:31–32), «ибо у Него все живы» (Лк. 20:38).
И св. ап. Павел говорит: «живем ли, для Господа живем, умираем ли, для Господа умираем; и потому живем ли или умираем, всегда Господни, ибо Христос для того и умер, воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» (Рим. 14:8–9).
Об этом же говорит притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19–31) и проповедь Христа находящимся в аду грешникам (1Петр. 3:18–19), а также те места св. Писания, в которых говорится о праведниках, что они окружают на небе престол Божий, видят Бога, поклоняются Ему и восхваляют Его в песнях и словословиях (Откр. 4:10–11. 7:9–10. 5:9. 14:3. 15:3).
2) Откуда из св. Писания видно, что умершие вместе с живыми принадлежат единой Церкви Христовой, возглавляемой Xристом?
Это видно из следующих мест св. Писания: «Вы приступили, говорит христианам ап. Павел, к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства (Евр. 12:22–23).
Христос, как уже сказано выше, «владычествует и над мертвыми и над живыми (Рим. 14:8–9), «ибо Бог положил в Нем Свое благоволение, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф. 1:10).
«Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Фил. 2:9–10).
3) Возможно ли молиться о спасении умерших грешников?
Не только возможно, а и должно.
Если «у Бога все живы» (Лк. 20:38), а слово Божие велит нам «молиться друг за друга» (Иак. 5:16), «молиться всякою молитвою и прошением... и молением за всех святых» (Еф. 6:18), «за всех человеков» (1Тим. 2:1), то мы обязаны молиться и за умерших, ибо мы молимся не о мертвых, или разложившихся их телах, а о живых, бессмертных их душах, помня, что молиться об умерших требует христианская любовь, которая «никогда не перестает» (1Кор. 13:8), что кто не молится об умерших братьях, тот не имеет к ним любви, а кто не имеет в себе любви к братьям, тот и не дитя Божие, а дитя диавола, ибо «дети Божии и дети диавола, говорит св. Апостол, узнаются так: всякий не делающий правды не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» (1Ин. 3:10). Любить же мы должны «не словом или языком, а делом и истиною» (ст. 18), а по отношению к умершим наша непрестающая к ним любовь может проявить себя только в молитве и милостыни за них, и больше ни в чем.
Молиться об умерших тем более возможно и должно, что их окончательная участь еще не решена: над ними произведен только частный суд, определивший только временное их состояние в загробной жизни, окончательное же определение их участи еще впереди; оно совершится на втором всеобщем и последнем страшном суде Христовом.
4) Откуда видно, что существует два суда над умершими: суд частный, предварительный тотчас после смерти человека и суд всеобщий, окончательный после второго пришествия Христа и кончины мира?
О предварительном суде над умершими читаем следующее в слове Божием: «Легко для Господа, говорит Сирах, в день смерти воздать человеку по делам ero» (11:26); и ап. Павел учит: «человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27).
О существовании второго и последнего суда над умершими говорят те места св. Писания, где описываются события, предшествующие и сопровождающие этот суд. Участь умерших праведных и грешных не будет окончательно решена раньше, чем совершатся следующие события: прежде всеобщего и последнего суда «Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческаго, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24:29–30); сперва «мертвые во Христе все оживут» (1Кор. 15:22–23), «воскреснут нетленными», а живые «изменятся» (ст. 52), потом «пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из царства Его все соблазны и делающих беззаконие» (Мф. 13:41). «Но день тот не прийдет, пока не прийдет прежде отступление, и не откроется человек греха, сын погибели (антихрист)..., которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2Фес. 2:1–12). «А нынешния небеса и земля, содержимыя тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков... Прийдет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2Петр. 3:7–10).
«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей; и соберутся пред ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов». (Мф. 25:31–46. См. 2Фес. 1:8–10).
Отличие предварительного суда от общего видно и из следующих слов ап. Петра: «Если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания... то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда для наказания» (2Петр. 2:4–9).
Если о согрешивших ангелах и людях говорится, что они соблюдаются, т. е. сохраняются, «ко дню суда для наказания», то ясно, что этот день для них еще не наступил, что они еще не осуждены окончательно к наказанию.
5) В каком состоянии находятся умершие от дня смерти и до предварительного суда над ними?
Об этом говорится в церковном учении о мытарствах, по которому души умерших людей, прежде чем предстать пред лице Судии Бога, проходят в течении 40 дней чрез некоторые заставы, или преграды, охраняемые злыми духами, которые обличают их в разных грехах и клевещут на них, в то время как сопровождающие души умерших ангелы защищают их, показывая добрые их дела. Если душа окажется достойною, то Господь определяет ей место в раю, сообразно достоинству ее, а если нет, то демоны влекут ее в преисподнюю для соответствующего грехам ее заключению.
Учение Церкви о мытарствах, видеть которые удостоились при жизни на земле некоторые святые (напр. Антоний, Григорий, ученик Василия Нового) нисколько не противоречит, а совершенно согласно с словом Божиим, где говорится о том, что после смерти человека в ту же ночь берется душа его (Лк. 12:12; 20) и, как видно из притчи о богаче и Лазаре, берется Ангелами и уносится от земли на небо (Лк. 16:22); о диаволе же говорится в св. Писании, как о «князе, господствующем в воздухе» (Еф. 2:2), с которым мы, вместе с посылаемыми нам для служения, т. е. для помощи, Ангелами (Евр. 1:14) ведем непрестанную брань, ибо, говорит св. Апостол, «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12). Естественно, что душа, встречая на пути от земли к небу злых духов поднебесных, вступает с ними в страшную последнюю брань, определяющую на время ту или иную ее участь. Вот почему св. Церковь и возносит особо усердные моления о душах умерших в течении 40 дней, желая молитвами прийти им на помощь в их борьбе с духами злобы поднебесными. Из этих 40 дней Церковь особенно усиленно молится об умерших – в третий, девятый, двадцатый и сороковой день, когда душа умершего проходит особенно тяжелые мытарства, а также, согласно древнему церковному обычаю и в годовщину смерти усопшего.
6) В каком состоянии находятся души умерших после предварительного над ними суда Божия?
Души праведных находятся в раю, а грешных – в аду, но те и другие испытывают не полное состояние блаженства и мучений: праведники еще ожидают полной награды за свою добродетельную жизнь, а грешники «соблюдаются ко дню суда для наказания» (2Петр. 2:9).
«Веруем, говорится в «Послании Восточных Патриархов», что души умерших блаженствуют или мучатся, смотря по делам своим... Разлучившись с телами, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби; впрочем, не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения. Ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит по общем воскресении, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно» (18-й член).
Но если таково ужасное положение в загробной жизни наших братьев, то кто же, называющий себя христианином, не соединит вместе с молениями Церкви свои молитвы к милостивому Богу о смягчении участи умерших грешников и о помиловании их до всеобщего и последнего суда?
Только тот этого не сделает, кто потерял веру в Бога, надежду на Его милосердие и христианскую любовь к умершим братьям.
7) Как понимать слова Авраама, сказанные багачу, что за гробом между праведными и грешными «существует великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам, говорит он, не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк. 16:26).
Во-первых, в этих словах говорится о грешниках, которые сами хотят перейти из ада в лоно Авраама и не могут, но этим вовсе не устраняется возможность этого перехода по молитвам о них других людей, особенно по молитвам св. Ангелов и небожителей, святых праведников, «достигших совершенства»«друзей» Божиих.
Во-вторых, из дальнейших слов Авраама, о братьях богача: «у нас есть Моисей и пророки; пусть слушают их» (ст. 29) – видно, что разговор Авраама с богачем происходил еще в Ветхом Завете, так как в Новом братья богача должны были бы слушать уже не Моисея и пророков, а Христа и Апостолов, ибо в этой же главе Евангелиста Луки говорится, что «закон и пророки до Иоанна, с сего времени Царствие Божие благовествуется» (16:16), т. е. с этого времени нужно уже слушать учение Христа и Апостолов.
В Ветхом Завете, действительно, эта пропасть была, но в Новом ее давно уже нет; нет ее с тех пор, как Христос, искупив Своею смертию все грешное человечество, победил силы ада, освободил из него всех, ожидавших Его с верою, и получил власть на небе и на земле, получил ключи ада и рая. С тех пор исчезла эта страшная пропасть, с тех пор умершие грешники имеют надежду и возможность освободиться от уз ада и перейти в рай по молитвам о них Церкви Божией. Это видно из св. Писания.
«Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошедши проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению» (1Петр. 3:18–20).
После славного Своего воскресения Христос, сошедши во ад, не только проповедал находящимся в нем тайну искупления, но и даровал им свободу: «посему и сказано: возшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам» (Еф. 4:8).
Сам Христос сказал после воскресения Своего: «дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18), «имею ключи ада и смерти» (Откр. 1:18); а еще раньше сказал: «все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21:22), «и если о чем попросите от Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» (Иоан 14:13–14).
Итак, никакой пропасти теперь нет между адом и раем; ее уничтожил Христос, Победитель ада и смерти (1Кор. 15:53–55).
8) Откуда видно, что за умерших в Ветхом Завете молились и творили милостыню?
Это видно из многих мест ветхозаветного Писания. Так, из Второзакония видим, что верующие Иудеи творили милостыню для умерших, и что ее нельзя было давать только из той десятины доходов от произведений земли и скота, какая посвящалась законом для левитов, пришельцев, сирот и вдовиц. Это одно из важнейших доказательств поминовения душ умерших, в Ветхом Завете, читается так: «Я отобрал от дома моего святыню и отдал ее Левиту, пришельцу, сироте и вдове, по всем повелениям Твоим, которыя Ты заповедал мне: я не преступил заповедей Твоих и не забыл: я не ел от нея в печали моей (см. Иер. 16:7) и не отделял ея в нечистоте (см. Лев. 15:30. Чис. 6:11) и не отдавал из нея для мертваго» (см. ниже: Сир. 7:36. Тов. 4:17). Так читаем о поминовении мертвых во Второзаконии (26:14).
Иисус Сын Сирахов учит: «Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости» (7:36).
В книге Товит читаем: «Раздавай хлебы при гробе праведных, но не давай грешникам»! (4:17). Говорится: «не давай грешникам», ибо они не помолятся об умершем, а если и помолятся, то Бог молитвы их не примет, как людей, очевидно, не раскаявшихся в своих грехах (Притч. 15:29. Исаии 1:15).
Пророк Варух так молится об умерших Израильтянах, чтобы Господь услышал их молитвы о себе: «Господи Вседержителю, Боже Израиля! Услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою, которые не получили гласа Господа Бога своего, за то и постигли нас бедствия. Не вспоминай неправд отцев наших, но вспомни руку Твою и имя Твое в сие время, ибо Ты – Господь Бог наш, и мы прославим Тебя, Господи» (3:4–6).
Когда в одном сражении пало много воинов иудейских, вследствие осквернения взятыми из капищ вещами, что закон запрещал делать, то бывшие с Иудою Маккавеем «обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех; а доблестный Иуда увещевал народ хранить себя от грехов,. видя своими глазами, что случилось по вине падших. Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принесть жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении, ибо если бы он не надеялся, что падшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, – какая святая и благочестивая мысль! – посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» (2Мак. 12:39–45).
9) Ha чем основывают христиане возможность и обязательность молитв и милостыни за умерших?
Прежде всего новозаветная Церковь основывает свои молитвы и милостыни за умерших на приведенных примерах, бывших в Церкви ветхозаветной. Если подзаконные люди, ожидавшие своего Избавителя, молились об умерших, то мы, христиане, искупленные Христом и живущие уже «не под законом, а под благодатию» (Рим. 6:14), имеем еще большее дерзновение в этой молитве, ибо мы «приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче! Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии» (Рим. 8:15–16). Сам Христос обещал нам: «если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» (Ин. 14:13–14).
Вот на чем основана у христиан вера в возможность молитв за умерших!
Обязательность же для верующих молиться за умерших основана на том, что христиане должны «молиться друг за друга» (Иак. 5:16), «о всех святых» (Еф. 6:18), «за всех человеков» (1Тим. 2:1), ибо тот только христианин и «дитя Божие», кто любит братьев своих (1Ин. 3:10) , а так как умершие живы душами, ибо «у Бога все живы» (Лк. 20:38), то все христиане должны любить умерших и молиться о них, ибо христианская любовь «никогда не перестает» (l Kop. 13:8).
10) За всех ли умерших можно молиться?
Молиться можно и должно за всех умерших, но только скончавшихся в вере Христовой. Нельзя же молиться за умерших «в грехе к смерти», т. е. за сознательно и произвольно грешивших до самой смерти и не считавших грехи грехами, – за хуливших св. Духа, за не признававших святынею Кровь Завета, т. е. отвергавших догмат искупления, и за совершивших в здравом уме самоубийство, как за людей, восставших против Начальника жизни (Канонич. ответы Тимофея, еп. Александрийского: вопрос 14-й).
«Если кто любит брата своего совершающего грех не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, т. е. согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» (1Ин. 5:16).
«Всякий грех и хула, говорит Спаситель, простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам. Если кто скажет слово на Сына Человеческаго, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:31–32).
«Если мы, учит ап. Павел, получив познание, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некоторое страшное ожидание суда и ярость огня. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертию, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будеть тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь Завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?» (Евр. 10:26–29).
11) Как должно смотреть на тех, которые не желают молиться об умерших?
Они не имеют в себе христианской любви, которая «никогда не перестает», а потому в них нет Бога, они – не дети Божии, а дети диавола (1Ин. 3:10). Только после смерти они узнают, как глубоко ошибались, отрицая молитвы и милостыни за умерших, не молясь о них и не ища для себя молитвенников после своей смерти; тогда они почувствуют всю великую нужду в христианских молитвах о себе, но будет уже поздно.
Если бы и не было всех указанных ясных и многочисленных доказательств и примеров из св. Писания о возможности и необходимости молитв за умерших, то и тогда христиане должны были бы молиться о них, помня, что христианская «любовь никогда не перестает» (1Кор. 13:8) и что на дела любви «нет закона, нет запрещения» (Гал. 5:23): «Если сердце не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и чего ни попросим, получим от Него» (1Ин. 3:21–22).
Необходимость и спасительность молитв за умерших подтверждается св. Преданием, богослужебной практикой и учением святых отцов Церкви Христовой.
В древнейших литургиях, относящихся ко времени св. Апостолов, существуют и молитвы об умерших христианах. Вот, напр., содержание такой молитвы в чине литургии св. Иакова, приводимое дословно св. Кириллом Иерусалимским в его «Тайноводственном поучении»: «Господи, Боже духов и всякия плоти, помяни православных, которых мы помянули, от Авеля праведного до дня сего, Сам упокой их в селении живых, в царствии Твоем, в сладостях рая, в недрах Авраама, и Исаака, и Иакова, св. отец наших, откуда отбегла болезнь, печаль и воздыхание, где присещает свет лица Твоего и освещает всегда»
В чине литургии Еван. Марка находится такая молитва: «Души прежде почивших в вере отцов и братий упокой, Господи Боже наш, помянув от века праотцев, отцов, патриархов, пророков, апостолов... всякий дух скончавшихся в вере Христовой».
В чине литургии, помещенном в «Постановлениях Апостольских» диакон и епископ так молятся об умерших: «Да простит усопшим милостивый Бог всякое вольное и невольное согрешение и вчинит их в недре патриархов, пророков и апостолов и всех от века Ему благоугодивших, идеже несть печаль, болезнь и воздыхание». В этом же чине литургии преподается общее наставление относительно того, что по усопшим следует творить молитвы и евхаристические приношения, с раздачею милостыни в поминовение усопшего, особенно же в дни третий, девятый, сороковой и годичный, и к сему присовокупляет следующее: «но это говорим о благочестивых; а что касается нечестивых, то хотя бы ты дал нищим все блага мира, никакой не принесут пользы нечестивцу, ибо кто при жизни был врагом Божиим, тот, явно, враг же Божий и по преставлении».
Тертуллиан свидетельствует о поминовении усопших в его время такими словами: «приношения за умерших мы творим ежегодно в день их кончины»«Благочестивая вдова, пишет он в другом месте, молит (Господа) о душе усопшего супруга и испрашивает ему, между прочим, утешения, а также делает приносы за него в годичные дни его успения».
Св. Киприан, пиша о воспрещении клирикам быть опекунами и душеприказчиками у умерших, говорит: «Предшествовавшие нам епископы, по благочестивому размышлению, и с спасительною предусмотрительностию постановили, чтобы никто из братьев, умирая, не назначал клирика опекуном или душеприказчиком, а если бы кто это сделал, то не должно быть ни приношения за него, ни совершаться торжественная жертва об его упокоении, ибо тот не заслуживает поминовения у алтаря Божия в молитвах священников, кто хотел отвлечь от алтаря священников и служителей Церкви».
Св. Афанасий Великий утверждает, что поминовения усопших установлены самими Апостолами и, объясняя, каким образом молитвы об умерших распространяют на них свою силу, говорит: «Приносящий жертву за усопшего должен то же представлять в мыслях, что представляет тот, который, имея малолетнего слабого и немощного сына, когда последний занеможет, с верою вместо сына приносит в храм Божий свещи и фимиам с елеем и все сие как бы сам отрок сожигает, хотя всего этого сам отрок не держит и не приносит, как бывает с отрицаниями и обетами при божественном возрождении. Подобным образом должно представлять, что и усопший сам держит и приносит свещи и елей, и все дары, приносимые для спасения его, вследствие чего благодатию Божиею не окажутся тщетными усилия к достижению того, к чему он стремится с верою»
О необходимости и спасительности молитв за умерших учат: св. Кирилл Иерусалимский, св. Макарий Александрийский, св. Василий Великий, св. Григорий Нисский, св. Амвросий Медиоланский, св. Григорий Богослов и др.
Св. Иоанн Златоуст так учит о молитве за умерших: «Не напрасно узаконено Апостолами творить пред страшными тайнами поминовение усопших: они знали, что великая бывает от сего польза для усопших, великое благодеяние. Не напрасно бывают приношения за усопших, не напрасно – моления, не напрасно – милостыни: все это установил Дух Святый, желая, чтобы мы получали пользу друг чрез друга».
«Есть еще, говорит он, поистине, есть возможность, если хотим облегчить наказание скончавшегося грешника. Если будем творить о нем частые молитвы и раздавать милостыню, то хотя бы он был и не достоин сам по себе, Бог услышит нас»
Блаженный Августин так учит о ходатайстве живых за умерших: «Не было бы и сказано о некоторых, что им не отпустится ни в сем ни в будущем веке (Мф. 12:32), если бы не было таких которым, хотя в настоящем веке не отпущено, однако отпущено будет в будущем». «Не должно сомневаться, что молитвы св. Церкви, спасительная жертва и милостыни, совершаемые за души умерших, споспешествуют им к тому, чтобы Господь был к ним милостивее, нежели сколько они заслужили по грехам своим.»
О поминовении умерших говорится и в 50 правиле Карфагенского собора.
В «Православном исповедании веры кафолической и апостолъской Церкви Христовой» бл. Феофилакг пишет следующее: «Смотри, Христос не сказал: убойтесь того, кто по убиении ввергнет в геену, но: который имеет власть ввергнуть (Лк. 12:5), ибо умирающие грешники не непременяемо ввергаются в геену, но сие состоит во власти Божией, так что Бог может и простить их, то есть, – за приношения и подаяния, делаемые в пользу умерших. Они не мало полезны и в тяжких грехах умершим... Посему не перестанем стараться милостынями и молитвами нашими умилостивлять Того, Который имеет власть ввергнуть, но не непременяемо употребляет власть сию, а может даровать и прощение».
Вера всей вселенской Церкви в возможность и спасительность молитв за умерших выражена в «Послании Восточных Патриархов» так: «Души людей, впадших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но еще до разлучения с настоящею жизнию покаявшихся, только не успевших принести никаких плодов покаяния (каковы: молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушения, утешения бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним, – что все кафолическая Церковь с самого начала признает богоугодным и благопотребным), – души таких людей нисходят во ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды облегчения от них. Облегчение же получают оне, по безконечной благости, чрез молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою безкровной жертвы, которую в частности приносит священнослужитель за каждого христианина и его присных, вообще же за всех повседневно приносит кафолическая и апостольская Церковь». 9
Православный христианин! Помни всегда о последнем дне твоей жизни и загробном твоем существовании до всеобщего суда над всем миром и тобою! Приобретай здесь, на земле, таких себе друзей, которые после смерти твоей облегчили бы твою участь милостынями и молитвами за твою грешную душу. Но и сам, если ты имеешь в себе Бога и христианскую любовь к твоим умершим ближним, не забывай их и после их смерти, помня, что какою мерою ты будешь мерить свою любовь к ним, такою мерою возмерят и тебе верующие на земле и на небе после твоей кончины.
Возблагодари Бога, что, скончавшись в вере православной, ты не останешься забытым и всеми оставленным, подобно отступившим от Церкви сектантам. У сектантов хуже, чем у язычников: умер человек, его без всяких молитв отнесли к могиле, зарыли, как животное, и забыли, ибо его любили только при жизни. Страшно подумать, что над каждым умершим в нераскаянии сектантом сбываются грозные слова пророка Иеремии: «ослинным погребением будет он погребен» (Иер. 22:19), т. е. как животное: без милостыни, без вздоха и молитвы за него к Богу, без христианской к нему любви, без всякой заботы о загробной его жизни! Зарыли и забыли!..
От всей полноты твоего сердца возблагодари, православный христианин, милостивого Бога, что ты имеешь великое счастие принадлежать к Христовой Церкви, которая и после смерти твоей, вместе с Ангелами и святыми угодниками Божиими, будет молиться о твоей грешной душе! Она и о тебе грешном будет ходатайствовать пред Богом, когда будет молиться «о зде лежащих и повсюду православных христианах». Веруй, что молитва всей Церкви дойдет до престола Царя славы, что она облегчит твои страдания за гробом и испросит у Господа прощение твоих грехов и дарования тебе вечной жизни в обителях Отца Небесного!
III.
1) Умершие мертвы телом, но живы душою и живут за гробом сознателъно- разумною жизнью: Лк. 20:38. Рим. 14:8–9. Лк. 16:19–31. 1Петр. 3:18–19. 0т. 4:10–11. 7:9–10. 5:9. 14:3. 15:3.
2) Умершие вместе с живыми принадлежат к единой Церкви Божией, возглавляемой Христом: Евр. 12:22–23. Рим. 14:8–9. Еф. 1:10. Фил. 2:9–10.
3) За умерших а) возможно и 6) должно молитъся: а) Лк. 20:38. Рим. 14:8–9. б) Иак. 5:16. Еф. 6:18. 1Тим. 2:1. 1Кор. 13:8. 1Ин. 3:10–18.
4) Св. Писание учит о частном, предварителъном суде: Сир. 11:26. Евр. 9:27 и суде всеобщем, окончательном: Мф. 24:29–30. 2Фес. 1:9–10. Мф. 13:41. 2Фес. 2:1–12. Мф. 25:31–46.
5) До всеобщего суда души праведных, не испытывая полного блаженства, находятся в раю: Прем. 3:1–4. Сир. 1:13. Лк. 23:43. 2Кор. 5:6–8. Фил. 1:23, а души грешнинов, не испытывая полного мучения, в томителъном ожидании своей онончательной участи, находятся в аду: Прем. 3:18–19. Лк. 12:4–5. 16:22–24. 1Петр. 3:18–20. 0т. 20:13.
6) Пропасть между адом и раем существовала только в Ветхом Завете, до пришествия Спасителя мира: Лк. 16:29. 16:16. 1Петр. 3:18–20. Еф. 4:8. Мф. 28:18. 0т. 1:18. Мф. 21:22. Ин. 14:13–14. 1Кор. 15:53–55.
7) Об умерших творили молитвы и милостыни в Ветхом Завете: Втор. 26:13–14. Сир. 7:36. Иер. 16:7. Тов. 4:17. Вар. 3:4–6. 2. Мак. 12:39–45. Руфь 2:20.
8) Основания молитв за умерших в Новом Завете: Лк. 20:38. Рим. 14:8–9. 8:15–16. Ин. 14:13–14. Иак. 5:16. Еф. 6:18. 1Тим. 2:1. 1Ин. 3:10. 1Кор. 13:8.
9) Нелъзя молиться только за согрешающих грехом к смерти: 1Ин. 5:16. Рим. 6:16, за хулителей Св. Духа: Мф. 12:31–32, за произволъно согрешающих и не почитающих за святыню Кровь Завета: Евр. 10:26–29 и за самоубийц: Канонич. ответы Св. Тимофея, еп. Александрийского, вопрос 14-й.
10) Закон любви и наше сердце не осуждают нас за молитвы об умерших и дают надежду на их помилование: Гал. 5:22–23. 1Ин. 3:21–22.
11) Не молящиеся за умерших не имеют любви Божией, поэтому они – не дети Божии, а дети диавола: 1Ин. 3:10, 14, 18.
* * *
Свидетельства о поминовении Предания, литургий и св. отцов Церкви взяты из книги Еп. Сильвестра: «Опыт Прав. Догм. Богословия», т. Ѵ-й стр. 68–146 и 297–344.