Источник

О молитвенном почитании и призывании Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии

«Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1:23. Ис. 7:14).

«Стала Царица одесную Тебя в Офирском золоте... Слыши, Дщерь, и смотри, и преклони ухо Твое, и забудь народ Твой и дом отца Твоего... И дочь Тира с дарами и богатейшие из народа будут умолять лице Твое» (Ис.44:10–16).

«Отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1:48).

Святая Церковь Христова чтит Пресвятую Богородицу выше всех святых, выше бесплотных сил небесных, почитает и величает Ее, как «честнейшую херувимов и славнейшую без сравнения серафимов», родившую нам Богочеловека Христа, воплотившегося от Нее и Духа Святого Спасителя мира, – и, исповедуя Ее Приснодевою, в рождестве и по рождестве девство сохранившею, ублажает Ее, как Матерь Господа и умоляет Ее о помощи и заступничестве пред престолом Ее Сына за весь грешный мир.

О приснодевстве Богоматери и Ее преимущественном величии предсказано было еще ветхозаветными пророками, «движимыми Духом Святым» (2Петр. 1:21).

Так, св. пророк Исаия за много веков предсказал, что Спаситель мира родится не от жены, а от непорочной Девы, на каковое пророчество об этом чудесном рождении указывает и евангелист Матфей: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя Эммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1:23. Ис. 7:14).

Пророк же Иезекииль предсказал, что пресвятая Дева и после рождения Христа пребудет навсегда девою: «И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены; не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израилев вошел ими, – и они будут затворены» (Иез. 44:2).

Величие Мессии Христа и величие Его Матери пророчески так воспевается в 44 псалме: «Дочери царей между почетными у Тебя; стала Царица одессную Тебя в Офирском золоте... Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо Твое и забудь народ Твой и дом отца Твоего. И возжелает Царь красоты Твоей, ибо Он Господь Твой и Ты поклонись Ему. И дочь Тира с дарами и богатейшие из народа будут умолять лице Твое. Вся слава Дщери Царя внутри; одежда Ея шита золотом; в испещренной одежде ведется Она к Царю, за Нею ведутся к Тебе девы, подруги Ея; приводятся с весельем и ликованием, входят в чертог Царя. Вместо отцев Твоих будут сыновья Твои; Ты поставишь их князьями по всей земле. Сделаю имя Твое памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки» (Пс. 44:10–18).

Величие Богоматери засвидетельствовал явившийся к Ней с неба Ангел Гавриил, который, «вошедши к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами»! (Лк. 1:28).

О Ее величии изрекла и Св. Елисавета, которая «исполнилась Святого Духа и воскликнула громким голосом и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне»(Лк. 1:41–43).

О своем прославлении от Бога и людей сказала и Сама Божия .Матерь: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды, что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его» (Лк. 1:46–49). Предсказания св. пророков, св. Ангела, исполненной Св. Духа Елисаветы и Самой Богоматери сбылись в точности: по всему лицу земному, везде, где есть христиане, славится из рода пречистое имя Божией Матери, везде христиане ублажают и умоляют Ее о заступничестве пред Богом в прощении грехов и помощи в их бедах и скорбях; и будут славить Ее святое имя, будут молить Ее о помощи всегда, до скончания мира, пока существует истинное христианство на земле; не ублажают Божию Матерь одни лишь язычники, не верующие во Христа и наши еретики– сектанты.

I.

1) Сектант (дерзко кощунствующий над именем Богоматери) : Нельзя, молитвенно почитать и обращаться к ходатайству Матери Иисуса, Которая была обыкновенная женщина, тем более нельзя называть ее Царицей небесной, ибо только язычники чтили «богиню неба»: «Heпременно будем делать все то, говорили пророку Иеремии упорные язычники, что вышло из уст наших, чтобы кадить богине неба и возливать ей возлияния» (Иер. 44:17).

Объяснения православного: Приводимое сектантами место из пророка Иеремии говорит о тех Иудеях, которые оставили Господа и стали служить Ваалу и Астарте «в земле Египетской» (ст. 1 и 8), принося им в жертву «мужей и жен, взрослых детей и младенцев» (ст. 7), и к верующим в истинного Бога христианам, конечно, относиться не может Астарта – это божество Сидонское (3Цар. 11:5), считавшееся «богинею неба», которой язычники приносили человеческие жертвы, сопровождавшиеся блудом. Совратившиеся в идолопоклонство Иудеи построили Астарте подле храма Иерусалимского особые «домы блудилищные», а изображение Астарты поставили было в самом храме Господнем. Но царь Хелкия «вынес Астарту из дома Господня за Иерусалим к потоку Кедрону и сжег ее у потока Кедрона, и истер ее в прах, и бросил прах ее на кладбище общенародное; и разрушил домы блудилищные, которые были при храме Господнем, где женщины ткали одежды для Астарты» (4Цар. 23:4–7).

Только неразумный и безбожный человек может дерзко сравнивать блудодейственное поклонение идолу Астарты с христианским чествованием Божией Матери. Сектантам кроме того нужно помнить, что ни в св. Писании, ни в молитвах верующих христиан Божия Матерь нигде и никогда не называется «богинею неба», а именуется «Царицею небесной‘‘. И такое название совершенно Ей приличествует, ибо Христос «вознесся на небо и возсел одесную Отца» (Map. 16:19), а о Божией Матери сказано в известном 44 псалме: «стала Царица одесную Тебя» (ст. 10). Как Царица, стоящая на небе одесную Христа, Божия Матерь и называется справедливо «Царицею Небесною».

2) Сектант: Сам Христос не оказывал особой чести Матери Своей: «Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Μоя и кто братья Мои? И, указав рукою на учеников Своих, сказалъ: вот матерь Моя и братья Мои, ибо кто исполняет волю Отца Моего Небеснаго, тот Мне брат, и сестра, и Матерь». (Мф. 12:48–50).

Объяснения православного: Слова Христа: «Кто исполняет волю Отца Моего Небеснаго, тот Мне брат, и сестра, и матерь» – вовсе не говорят о том, будто бы Он не оказывал особого уважения Своей Матери. Приведенными словами Христос выразил только ту мысль, что, кроме плотского родства, есть еще и духовно-нравственнное, основанное на исполнении заповедей Божиих, о котором так говорит Евангелист: «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин. 1:12–13 см. 1Ин. 3:1. 1 Петр, 1:22–23).

По человечеству же Своему Христос «был в повиновении» у Матери Своей (Лк. 2:51), исполнял Ее просьбы (Ин. 2:1–10), любил Ее и заботился о Ней, даже вися на кресте (Ин. 19:26–27).

3) Сектант (дерзко и кощунственно) : Не должно оказывать особое почитание Матери Иисуса, ибо она была обыкновенная женщина, имевшая кроме Христа, и других детей, будучи женою Иосифа. Так, Христос говорит Матери Своей: «Жено, се, сын Твой» (Ин. 19:26); или: «Что Мне и Тебе, Жено?» (Ин. 2:4),

О братьях же Господних упоминается не раз в Евангелии, наприм.; «Не плотников ли Он Сын? Не Его ли Мать называется Мария и братья Его Иаков, и Иосий, и Симон и Иуда?» (Мф. 13:55).

Вследствие того, что у Матери Иисуса были и от Иосифа дети, Христос называется в Евангелии Ее первенцем: «Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел, и принял жену свою, и не знал Ея, как наконец (по-славянски: «дондеже», т. е. «пока») Она родила Сына Своего Первенца и он нарек Ему имя: Иисус» (Мф. 1:24–25).

Объяснения православного: На все эти лжемудрствования сектантов можно ответить, основываясь на св. Писании, следующее.

Во-первых, Божия Матерь не была обыкновенной женщиной, а была до рождения и после рождения Христа Пречистою Девою, это видно и из сказания Евангелия о Рождестве Иисуса Христа и из предсказаний об этом св. пророков.

«В шестый месяц, повествует св. Лука, послан был Ангел Гавриил к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова, имя же Деве: Мария. Ангел, вошед к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидевши его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышняго, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя и сила Всевышняго осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». (Лк. 1:26–35).

От создания человека не было слышно между людьми, чтобы беспорочная дева родила без мужа. Пресвятая же Богородица бессеменно родила, будучи Девою, как предсказал о Ней и Св. пророк Исаия: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (гл. 7:14), родила, зачав во чреве по наитию Св. Духа и осенению силы Всевышняго (Лк. 1:34–35), оставшись и после рождения Христа Приснодевою, согласно предсказанию об этом другого пророка: «И сказал мне Господь; ворота сии будут затворены; не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев вошел ими, и они будут затворены» (Иезек. 44:2).

Не была Богоматерь обыкновенною женщиною, как дерзко учат сектанты, и потому, что Она родила не обыкновенного человека, а веками жданного Мессию, Спасителя мира. Вот почему и Св. пророк именует Матерь Божию «Царицею» небесною (ГІс. 44:10) и говорит, что «богатейшие из народа будут умолять лице Ея» (ст. 13), и Св. Ангел с праведною Елисаветою называют Ее «Благодатною»«благословенною между женами», «Матерью Господа, Сына Всевышняго» (Лк. 1:42–43); вот, наконец, почему и Сама Богоматерь, по вдохновению Св. Духа, сказала о Себе: « Отныне будут ублажать Меня все роды, что сотворил Мне величие Сильный»... (Лк. 1:48–49).

Так говорят о величии Божией Матери и Св. пророки, и Св. Ангел Господень и праведная, исполненная Духа Святого, Елисавета и Сама Богоматерь, но сектанты, у которых вследствие их неверия Бог ослепил умы, сравнивают Ее с обыкновенной женщиной, унижают Ее величие, на погибель душ своих, оскорбляя этим Ее и родившегося от Нее Сына, Христа Бога нашего.

Во-вторых, Божия Матерь называется в Евангелии «женою» не потому, что Она имела мужа, ибо Она была только обручена Иосифу (Мф. 1:18–25). В этих случаях слово «жена» употреблено в смысле «женщина» вообще, а не «замужняя, т. е. для обозначения пола, а не брачного состояния, в каком смысле употребляется в Св. Писании и слово «муж», т. е. в смысле «мужчина», а не «женатый». Так, напр., в книге Деяний читаем: «Вдруг предстали пред ними два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские, что вы стоите и смотрите на небо?» (Деян. 1:10–11. См. 2:14. 5:35. 13:15. 19:35 и др.). Или читаем в псалме: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых» (Пс. 1:1) Нет никакого сомнения, что в приведенных местах Св. Писания слово «муж» не означает только женатого человека, а вообще мужчину; тем более не приложимо оно в первом смысле к Ангелам, которые тоже названы «мужами».

Так точно и слово «жена» иногда означает в Св. Писании не замужнюю женщину, а вообще – лицо женского пола. Так, напр., к девице Марии Магдалине и Ангелы и Господь обращаются с такими словами: «Жена, что ты плачешь?» (Ин. 20:13 и 15).

Мы знаем, что согласно пророчеству: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына», Христос и родился от Девы Марии, еще только «обрученной» Иосифу, чтобы он хранил и защищал Ее, и что «прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго и что когда Иосиф хотел тайно отпустить Ее, «Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго» (Мф. 1:18–20). Следовательно, здесь Дева названа «женою»

Ап. Павел, конечно, знал пророчество Исаии: «Се, Дева во чреве приимет...», но в послании к Галатам пишет: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единороднаго, Который родился от жены» (Гал. 4:4). И здесь слово «жена» не означает «замужняя», а – вообще «женщина»т. е. указывает не на замужество, а на женский пол, почему слова ап. Павла: «родился от жены» равнозначущи словам: «родился от Девы».

У нас есть не только «мужские», но и «женские» училища, но в них не обучаются ни мужья, ни жены. Носят же они такия названия для обозначения пола в них обучающихся, а не для обозначения брачного их положения.

Таким образом, когда Богоматерь именуется иногда в Писании «женою», то именуется для обозначения пола, а не замужества Ее, ибо до Рождества Христа, во время и после Его рождения Она пребывала Приснодевою, согласно пророчествам и словам Евангелия о Ней.

В-третьих, если в Евангелии неоднократно упоминается о «братьях Господних», то это вовсе не значит, что они были дети Богоматери, каковыми они нигде в Евангелиях и не называются. Кроме родных бывают и двоюродные братья, каковыми и были четыре брата– Иаков, Иосий, Симон и Иуда, сыновья не Матери Божией, как кощунственно утверждают сектанты, «не зная Писаний, ни силы Божией» (Мф. 22:29), а сыновья Ее сестры, Марии Клеоповой. Это видно из сопоставления нескольких мест св. Писания.

Что у Богоматери была сестра, об этом говорит св. Иоанн: «При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова» (19:25). Так как Пресвятая Дева была единственной дочерью у Своих престарелых родителей, то, очевидно, Мария Клеопова была Ее двоюродная сестра.

Она же, без всякого сомнения, была и матерью двоюродных братьев Господних, что ясно видно из Евангелий св. Матфея и св. Марка: «Там, говорит св. Матфей, были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых» (Мф. 27:55–56), а св. Марк поясняет о женщинах и Марии, матери Иакова и Иосии, что оне и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему (Мк. 15:40–41). Как служили Христу женщины, это видно из Евангелия: «служили ему имением своим» (Лк. 8:1–3).

Из вышеприведенных мест св. Писания видно, что мать братьев Господних – Иакова и Иосии была не иная Мария, как Мария Клеопова, сестра Богоматери, ибо, во-первых, Божия Матерь во всех Евангелиях называется не иначе, как «Девою Мариею» (Лк. 1:27), «Матерью Иисуса» (Ин. 2:1 и 2) или – «Матерью Его» (Мф. 1:18. Лк. 2:51. Ин. 19:25) и решительно нигде не называется матерью Иакова, Иосии или других «братьев Господних»как и они решительно нигде не называются Ее сыновьями.

Во-вторых, о Марии, матери Иакова и Иосии, говорится, что она и в Галилее и в Иерусалиме, следуя за Христом, служила Ему вместе с другими женщинами, т. е., как мы знаем, служила Ему от имения своего. Пресвятая же Дева Мария, принадлежала к бедной семье плотника, не могла служить Сыну Своему от имения Своего, потому что Сама жила в бедности и нуждалась в помощи, почему Христос и поручил Ее заботам любимого ученика Своего Иоанна. Следовательно, Пресв. Богородица не была матерью Иакова и Иосии; их мать была женщина состоятельная и никто иная, как сестра Богоматери, Мария Клеопова, почему и дети ее назывались «братьями Господними», как двоюродные Ему.

В-третьих, замечательно и то, что сами «братья Господни» не называют себя «братьями Его‘‘, а «рабами»: «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса» (Иак. 1:1); «Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова» (Иуд. 1:1). Не говорит ап. Иуда: «брат Иакова и Иисуса», а только – «брат Иакова», который действительно был его родной брат.

Наконец, в-четвертых, нужно обратить внимание и на следующее. Не имея других детей, Богоматерь только обрученная Иосифу была у него как бы одинокой, чужой. Если бы «братья Господни» были Ее родные дети, то Господь, конечно, им, а не кому-либо другому поручил бы заботиться о Богоматери и не сказал бы Ей, при существовании четырех сыновей, что сын Ее – Иоанн. Спаситель же в минуты тяжких страданий на кресте, зная одиночество Своей Матери, поручает Ее не им, все таки чужим для Нее детям, а любимому ученику Своему Иоанну, которого и усыновляет Ей, как неимеющей детей: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящаго, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19:26–27).

Только безумие людей, испорченных в своем сердце, может допустить ту кощунственную мыспь, что пребывшая до рождения Христа и в рождестве девство сохранившая Пречистая Дева и Матерь Спасителя мира могла иметь и других детей от праведного старца Иосифа, от Ангела знавшего, что Родившийся от Нее и от Духа Святого есть Мессия – Христос, Избавитель мира (Мф. 1:20–23)!

В-четвертых, слово «первенец», которым назван в Евангелии Христос, вовсе не говорит о том, что и после Него у Богоматери были дети. Христос назван «первенцем» потому, что у Богоматери, как Девы, не было раньше детей. Первенец может быть и единственный. «Святи Мне, говорит Господь, каждого первенца, разверзающего всякия ложесна между сынами Израилевыми от человека до скота, потому что Мои они» (Исх. 13:2). Как во всем Израильском народе, так и среди многочисленного скота его, конечно, были и единственно рожденные, которые тоже посвящались Богу, как «первенцы»

Господь никогда не называл языческие народы Своими детьми. У Господа был только один избранный Им народ, это – народ Израильский, но и он назывался «первенцем»: «Израиль есть сын Мой, первенец Мой» (Исх. 4:22).

Таким образом, слово «первенец» означает не только первого из других рожденных, но и единственного.

Что касается славянского слова «дондеже», то оно означает не только: «пока»но также – «после того, как». Напр., Господь говорит: «Аз есмь и дóндеже состареетеся Аз есмь» (Исаия 46:4). Если в этой речи славянское слово «дондеже» перевести русским словом «пока»то получится бессмыслица, выйдет, что Бог будет существовать только до тех пор, пока не состареются те, кому Он сказал: «Аз есмь», а потом Его уже не будет. Очевидно, что и славянское слово «дондеже», находящееся в Евангелии Матфея (1:24–25), нужно переводить так, как переведено оно в русском Евангелии, т. е. в том смысле, что Иосиф не знал обрученной ему жены и после того, как Она родила Первенца. В таком же значении: «и после того, как», употребляется слово и в других местах Библии (напр., Быт. 8:7. Пс. 109:1).

Следовательно, мудрствование сектантов относительно слова «дондеже» показывает только непонимание ими славянского языка и славянских библейских выражений.

4) Сектант: Православные поют Богородице: «Не имамы иныя помощи, разве (кроме) Тебе, Владычице... на Тебе надеемся».

Поют и молятся Ей: «Спаси нас»! Просят у Нее ходатайства за себя на небе пред Богом. А ведь, кроме Христа, «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). «Если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем Иисуса Христа, Праведника» (1Ин. 2:1. Рим. 8:34. 1Тим. 2:5–6).

Человек спасти человека не может.

Объяснения православного: Чтобы понять слова приводимого сектантами церковного песнопения – «Не имамы иныя помощи», необходимо помнить, что св. Церковь чтит Пресвятую Богородицу, как Матерь Божию, честнейшую всех святых и херувимов, как «Царицу», стоящую на небе одесную Сына Своего, для Которой, поэтому, несравненно доступнее, чем для святых и Ангелов, ходатайство пред Сыном Своим за весь грешный мир. Вот почему Церковь и поет, что другой, такой всесилъной, такой всемогущей помощи, как помощь Божией Матери, она не имеет. Если бы православные надеялись на помощь только Божией Матери, то они не молились бы ни святым угодникам, ни Ангелам, ни Самому Христу.

Для правильного же понимания слов: «на Тебе надеемся», как и слов «спаси нас», кроме вышесказанного, сектантам нужно взять во внимание и дальнейшие слова приводимой ими церковной песни: «и Тобою молимся». «Тобою», т. е. чрез Тебя молимся Твоему Сыну, молимся Ему чрез Твое ходатайство. Поэтому и слова: «спаси нас» означают: «спаси нас Своим покровом, Своим всесильным заступничеством пред Твоим Сыном, единым Спасителем мира.

Мы знаем, что Христос – единый Посредник, единый Ходатай пред Богом Кровиею Своею за грехи всего мира, но за грехи отдельных людей может много ходатаев молитвами. Так, напр., ап. Павел сам благодарил Коринфян за их ходатайство о нем пред Богом об избавлении его от близкой смерти, причем говорит: «надеемся, что и еще избавит (Бог), при содействии и вашей молитве о нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили нас» (2 Kop. 1:9–11). См. Исаия 43:27–28. Фил. 1:3–4. 1Фес. 5:25. 2Тим. 1:3 и др.).

Что люди могут спасать других людей, видно и из иных мест св. Писания: «Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти, говорит ап. Павел, и не спасу ли некоторых из них» (Рим. 11:14). «Для немощных, говорит он, был как немощный,. чтобы приобрести немощных. Для всех я сделал всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор. 9:22). «Почему ты знаешь, жена, спрашивает Апостол, не спасешь ли мужа»? (1Кор. 7:16). «Вникай в себя и в учение, пишет он Тимофею; занимайся сим постоянно, ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим 4:16).

О том, что Приснодева, как Мать, родившая Избавителя мира,. будет спасать людей Своим пред Ним заступничеством, предсказывал еще св. пророк Иеремия: «Долго ли тебе скитаться, отпадшая дочь? – говорит Израильтянам Бог чрез пророка Иеремию. Ибо Господь сотворит на земле нечто новое: жена спасет мужа» (Иер. 31:21–22).

5) Сектант: Православные чтут Богородицу, называя Ее «благословенною», но в Писании и Иаиль благословенною называется: «Да будет благословенна между женами Иаиль, жена Хевера Кенеянина; между женами в шатрах да будет благословенна» (Суд. 5:24).

Объяснения православного: Иаиль названа благословенною за то, что убила Сисару, врага Израильского, и названа благословенною только «между женами в шатрах», а Божия Матерь названа «благословенною» за то, что «обрела благодать у Бога» и родила Спасителя мира, Который Своею крестною смертию «лишил силы имеющаго державу смерти, то есть диавола» (Евр. 2:13–16) и избавил все человечество от гнева Божия, греха, проклятия и смерти, примирив его с Богом «посредством креста, убив вражду на нем» (Еф. 2:13–16),. вследствие чего люди, «бывшие некогда далеко (от Бога), стали близки Ему Кровию Христовою» (ст. 13), так что мы теперь уже «не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (ст. 19), не рабы, но сыны, а если сыны, то и наследники Божии чрез Иисуса Христа» (Гал. 4:6).

Вот почему Божия Матерь называется благословенною между женами всего мира, вот почему Ее должны «ублажать все роды» до скончания мира. И Ее, действительно ублажают все христианские народы, кроме сектантов – еретиков.

II. Вопроcы и ответы правоcлавного

1) Из каких мест св. Писания видно величие Божией Матери?

Еще св. пророк в псалме 44 именует Ее «Царицею», ставшею одесную Бога, и говорит, что «богатейшие из народа будут умолять лице Ея» (ст. 13).

И Ангел Господень назвал Ее «Благодатной» и «благословенной между женами» (Лк. 1:28). Такою же «благословенною между женами» и «Матерью Господа» назвала Ее, исполнившись Св. Духа, праведная Елисавета, мать величайшего из рожденных женами, св. Иоанна Крестителя (ст. 41–43).

Наконец, Сама Богоматерь, по вдохновению Св. Духа, сказала о себе: «отныне будут ублажать Меня все роды, что сотворил Мне величие Сильный» (ст. 46–49).

2) В чем выразились почитание и любовь Христа к Своей Матери?

В том, что Он «был в повиновении у Нея» (Лк. 2:51), исполнял Ее просьбы, напр., на браке в Кане Галилейской (Ин. 2:1–10) и заботился о Ней даже на кресте, среди тяжких страданий, поручив Ее заботам и попечению любимейшего ученика Своего Иоанна (Ин. 19:26–27).

3) Где в Писании говорится о приснодевстве Божией Матери?

Пророк Исаия так говорит о Ней: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил» (Ис. 7:14).

И Сама Богоматерь говорит Ангелу, благовествующему Ей о рождении Спасителя: «Как будеть это, когда Я мужа не знаю? » На что Ангел отвечает Ей: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышняго осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:34–35). А св. пророк Иезекииль говорит о приснодевстве Божией Матери: «И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены; не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израилев вошел ими, – и они будут затворены» (Иез. 44:2).

4) Почему ПресвятаяДева называется иногда в Писании «женою»?

В св. Писании часто слова «муж» и «жена» употребляются просто для обозначения пола, а не брачного состояния известного лица. Так, напр., пророк Исаия предсказал и Ангел Богоматери благовествовал, что Спаситель родится от Девы, а ап. Павел пишет: «Бог послал Сына Своего Единороднаго, Который родился от жены» (Гал. 4:4).

Мария Магдалина не была замужем, но Ангелы говорят ей, ищущей во гробе Христа: «жена, что ты плачешь»? (Ин. 20:13). Очевидно, и Богоматерь и Мария Магдалина названы женами в смысле женщин вообще, а не женщин замужних. В таком же смысле употребляется в св. Писании и слово «муж»; наприм., «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых» (Пс. 1:1). Конечно, здесь под словом «муж» разумеется вообще всякий мужчина, а не только женатый. (См. Деян. 1:10–11. 2:14. 5:35. 13, 15. Мф. 27;: 55–56 и др.).

5) Кто были упоминаемые в Евангелии «братья Господни»?

Это были двоюродные братья Иисуса Христа, дети упоминаемой в Евангелии сестры Божией Матери, Марии Клеоповой (Ин. 19:25): Иаков, Иосий, Симон и Иуда (Мф.: 27:55–56). Божия Матерь нигде не называется матерью этих братьев, а всегда называется «Девою Мариею» (Лк. 1:27); «Матерью Господа» (ст. 43), «Матерью Иисуса» (Ин. 2:1 и 2), или «Матерью Eгo» (Мф. 1:18. Лк. 2:51. Ин. 19:25). Равным образом и четыре «братья Господни» нигде не называются сыновьями Девы Марии и сами себя называют не братьями Иисуса Христа, а Его рабами: «Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова (Иуд. 1:1); «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа» (Иак. 1:1).

Нечестиво и безумно было бы даже помыслить, что у Родившей «от Духа Свята» Спасителя мира могли быть еще и другие дети от праведного старца Иосифа, которому Дева Мария и не была в собственном смысле жена, а была только обручена ему (Лк. 1:27–34. Мф. 1:18–25).

Если же в Евангелии сказано, что Дева Мария родила Первенца Своего (Мф. 1:24–25), то, конечно, слово «первенца нужно понимать в смысле «единственнаго». В таком, напр., смысле «первенцами» назывались все посвящаемые Богу рожденные от людей и скота, хотя бы после них никто не рождался: «Святи Мне каждого первенца, разверзающаго всякия ложесна между сынами Израилевыми от человека до скота, потому что они Мои» (Исх. 13:2). В таком же смысле назван «первенцем» и единственный избранный Богом народ Израильский: «Израиль есть сын Мой, первенец Мой» (Исх. 4:22).

6) Почему христиане обращаются к Божией Матери со словами: «спаси нас», если один Спаситель мира – Христос?

Пресвятая Богородица спасает нас не Сама Собою, а Своим заступничеством, Своим ходатайством за каждого из нас пред Спасителем мира, к Которому Она имеет особенный доступ, как к Своему Божественному Сыну. Оттого и сказано о Богоматери в Писании, что все народы будут не только «Ее ублажать (Лк. 1:46–49), а и «умолять лице Ея» (Пс. 44:13), ибо, говорит пророк, «Господь сотворит на земле нечто новое: жена спасет мужа» (Иер. 31:22–23).

7) Кто и до каких пор будут ублажать и умолять Божию Матерь о заступничестве пред Богом?

Ее будут ублажать и умолять отныне и до века все истинные христиане, все сыны Церкви Христовой, ибо честь воздаваемая Божией Матери, воздается и Сыну Ее, и если «очи Господни обращены на праведных и уши Его – к воплю их» (Исх. 33:16), то тем более действенна чистая молитва и спасительно святое ходатайство Матери Божией, Которая превыше всех праведников и преславнее всех бесплотных небесных сил.

О молитвенном почитании и призывании Божией Матери свидетельствуют многие отцы Церкви первых и последующих ее веков. Так, напр., в литургии св. Иакова говорится: «Особенно же творим память святой и славной Приснодеве, блаженной Богородице. Помяни Ее, Господи Боже, и по Ея чистым и святым молитвам пощади и помилуй нас».

Св. Ириней, епископ Лионский, учит нас: «как дева Ева была непослушна Богу, так Дева Мария преклонилась в послушании Богу, дабы быть Ходатаицею девы Евы».

Святая Иустина, мученица 3-го века, по свидетельству св. Григория Богослова, молила пред казнью Пресвятую Деву Марию, чтобы Она помогла ей сохранить девство среди предстоящих ей обольщений во время мучений.

Св. Иоанн Дамаскин, приглашая христиан к почитанию св. патриархов, пророков, Апостолов и мучеников, говорит: «Будем почитать Богородицу, как истинную Матерь Божию». «Покланяемся мы, говорит он, тем, в которых почивает Бог, Единый, Святый и во святых почивающий, как то – св. Богородице и всем святым». Я, говоря о великой силе ходатайств пред Богом Божией Матери, учит: «И между людьми, если кто имеет ходатаицею чью-либо матерь, то когда она будет просить сына своего за единоплеменника, ближняго или друга, он не оставит без внимания ея прошения и ходатайства: что же сказать о том ходатайстве и дерзновении, какое высшая рода человеческого и сил небесных, пренепорочная Матерь имеет к Своему, воплотившемуся от Нея, Сыну? Могущество Ея несравненно и необъятно»!

Седъмой Вселенский Собор, имея в виду заблуждения еретиков в их лжеучении о Богоматери, постановил: «Почитать и величать, во-первых, собственно и истинно Богородицу, всех небесных сил высшую, а также и святыя ангельския силы, блаженных и всехвальных Апостолов и пророков, славных и победоносных, подвизавшихся за Христа мучеников, святых и Богоносных учителей и всех преподобных мужей и просить их ходатайства, так как они могут нас приближать к Царю всех – Богу». 7

Нечестие и неверие людей, поврежденных в разуме своем, отрицает величие Божией Матери, Приснодевы Марии, убитое и погасшее в их сердцах чувство веры не признает в Ней Заступницу и Ходатаицу пред Богом за грехи мира, но ты, верующий христианин, помни, что у тебя всегда есть на небе великая Ходатаица, усердная Заступница, Матерь Бога Вышнего; помни и во всех твоих бедах и душевных болезнях спеши к Ней, к твоей милосердной, любящей Матери, в покаянии с верой и надеждой молясь Ей: «Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево! Молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, Едина Чистая и Благословенная! Пресвятая Богородице, спаси нас»!

III.

1) Пресвятая Богородица возвеличена Богом пред всеми людьми: Пс. 44:10–18. Лк. 1:28, 41–43, 46–49.

2) Сам Христос, по человечеству, повиновался Ей: Лк. 2:51, исполнял Ее просьбы: Ин. 2:1–10 и заботился о Ней: Ин. 19:26–27.

3) Пресв. Богородица – Приснодева: Исаия 7:14. Мф. 1:18–24. Лк. 1:34–35. Иезек. 44:2.

4) Наименование «жена» не всегда означает: «замужняя», как и «муж» – «женатый»: Исаии 7:14 снеси Гал. 4:4. Ин. 20:13. Пс. 1:1. Деян. 1:10–11. См. ч. II п. 4-й.

5) «Братья Господни» – двоюродные Ему и сыновья Марии Клеоповой, сестры Божией Матери: Ин. 19:25. Мф. 27:55–56. Иуд. 1:1. Иак. 1:1.

6) «Первенец» означает и «единственный»: Исх. 4:22; 13:2, а «дондеже» – «после того, как»: Исаии 46:4. Быт. 8:7 и Пс. 109:1.

7) Богоматерь спасает нас Своим ходатайством пред Богом: Иер. 31:22–23, за что мы и все христианские народы должны всегда ублажать: Лк. 1:46–49 и умолять Ее о заступничестве пред Богом: Пс. 44:13.

* * *

7

Свидетельства св. отцев Церкви взяты из книги «Опыт Прав. Догм. Богословия», еп. Сильвестра. Т. Ѵ-й.


Источник: Сборник 17-ти главнейших противосектантских бесед / М.А. Кальнев. - Одесса : тип. Епарх. дома, 1913. - [2], 381 с.

Комментарии для сайта Cackle