I. История земной жизни Господа нашего Иисуса Христа
1. Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа, Его младенчество и отрочество
Во времена Ирода, царя Иудейского, жил в Хевроне один священник, по имени Захария, с женою своею Елисаветою. Оба они были истинно благочестивы. Но, доживши до лет преклонных, не имели детей. Однажды пришлось Захарии исправлять чреду священнослужения в Иерусалиме, и довелось ему войти во святилище для каждения. Весь народ, по обыкновению, молился во дворе храма. Захария входил за первую завесу один. В руках у него – фимиам, изображавший молитвы народа; а в сердце – с тайной скорбью о бесчадии, своя заветная молитва. И вот, видит, по правую сторону алтаря кадильного, перед второю завесою, стоит Ангел Господень. Смутился Захария; напал на него страх. Но Ангел сказал ему; «не бойся, Захария! твоя молитва услышана; жена твоя, Елисавета, родит тебе сына, которому нареки имя Иоанн (Благодать). И ты будешь обрадован; и многим принесет радость рождение его. Он будет велик у Бога. Не будет пить вина и никакого напитка; исполнится Святого Духа с самого появления на свет, и многих сынов Израилевых обратит к Богу их. И пойдет перед Господом Богом с могущественным духом Илии, чтобы детей обратить к благочестивой жизни отцов, своевольным внушить святые чувства праведников, и образовать народ, готовый к приятию Господа». Захария сказал Ангелу: «почему мне узнать это? Я уже стар; и жена моя слишком пожилых лет». Ангел отвечал ему: «я Гавриил, предстоящий пред Богом; и послан принести тебе эту радостную весть. И вот, ты будешь немым, пока это не сбудется; за то, что ты не поверил словам моим». Между тем, народ ждал Захарию; и дивился, что он замедлил во святилище. Но когда, по выходе оттуда, он не в состоянии был ничего проговорить, и начал объясняться знаками; тогда поняли, что ему было видение. По прошествии двухнедельной чреды своего служения, Захария возвратился в свой дом.
2. Благовещение Гавриилово Пресвятой Деве Марии (Лк. 1:24–38)
Спустя шесть месяцев, тот же Ангел Гавриил послан был от Бога в Галилейский город Назарет. Сюда, в дом Иосифа древодела, в недавнем времени, из Иерусалимских обителей, при храме переселилась Богоизбранная Отроковица Мария, из рода Давидова, дочь Иоакима и Анны.
Трех лет Она введена была родителями в храм, и посвящена Богу. При храме возрастала Она в Богомысленном уединении. Благочестивые постницы научили Ее рукоделию своего пола. Она проводила время в трудах, в молитве и в чтении священных книг. Самыми высокими добродетелями Ее были невозмутимая чистота мыслей и чувств, самое глубокое смирение и всесовершенная преданность воле Божией. Ее родителей уже не было в живых, когда Она достигла четырнадцатилетнего возраста. Она решилась всю жизнь Свою провести в присутствии Божием, под кровом храма. Священники, зная Ее беспримерно святую жизнь, не могли не видеть в Ее решимости – вдохновения свыше; но, не имея примера, чтобы девы Израильские посвящали себя, пред лицом Божиим, безбрачной жизни, обручили Ее Иосифу, святому старцу, так же из царского рода Давидова, с тем, чтобы он в доме своем был хранителем Ее девства. Иосиф жил в Назарете: потому что здесь более находил возможности пропитывать себя плотническим ремеслом. Пресвятая Дева Мария, и в его доме, вспомоществуя содержанию его Своими женскими трудами, продолжала благочестивые упражнения, с которыми освоилась с младенчества. Предание говорит, что Она читала книгу Исаии пророка, и остановилась на словах: Се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и наречет имя Ему Еммануил (с нами Бог) (Ис. 7:14). Она размышляла: «как блаженна эта Дева, которая удостоится быть Матерью Бога! и как бы Я желала быть, хотя бы последней служанкой при ней».
И вот, в доме, обрученного Ей, Иосифа является Ангел, и приветствует Ее: «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты преимущественно пред всеми женами!». Она смутилась и подумала: что бы значило это приветствие? Ангел сказал Ей: «не смущайся, Мария! Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, н наречешь Ему имя: Иисус. Это будет Сын Всевышнего. Господь Бог даст Ему престол Давида, отца Его, и воцарится над домом Иакова на веки, и царству Его не будет конца». Пресвятая Дева Мария сказала: «как же это будет, когда Я непричастна браку?» Ангел отвечал Ей: «Дух Святый найдет на Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя: почему и Рождаемое, как Сын Божий, будет свято (без греха прародительского). Вот и Елисавета, родственница Твоя, слывущая бесплодною, не смотря на старость свою, шесть месяцев уже носит во чреве сына. Так – чему быть повелит Бог, тому нельзя не сбыться». Пресвятая Дева Мария сказала: «Я – раба Господня; да будет со Мною по слову твоему». И Гавриил отошел от Нее.
3. Посещение, сделанное Елисавете Богоматерью (Лк. 1:39–56)
Узнавши теперь о радости, какая готовится Елисавете, Пресвятая Дева Мария в скором времени собралась посетить ее. Пришла в Хеврон, в дом Захарии, и приветствовала Свою родственницу. Едва заслышала Елисавета это приветствие, как младенец во чреве ее, по Божию мановению, выразил что-то радостное необыкновенными движениями. Сама она исполнилась Святого Духа, и торжественным голосом сказала: «благословенна Ты преимущественно пред всеми женами, и благословен Плод чрева Твоего! И откуда это мне, что Матерь Господа моего пришла ко мне? Вот, только лишь голос Твоего приветствия коснулся слуха моего, младенец радостно взыгрался во чреве моем... Как Она блаженна, что поверила! Изреченное Ей от Господа исполнится». В ответ на это приветствие, Пресвятая Дева Мария прославила Господа песнью.
Она сказала: «Превозносит душа моя Господа; и дух мой веселится о Боге Спасителе моем. Он призрел на смирение рабы Своей: и вот, отныне все народы будут провозглашать меня блаженной. Всемогущий совершил великие чудеса надо мною. Слава Его – самый священный предмет благоговейного поклонения; и милость Его из рода в род над богобоязненными. Он явил Свое могущество: расточил надменных мечтателей, низверг с престолов сильных, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, а гордых богачей отпустил ни с чем; поддержал Израиля, раба Своего, помня милость, обещанную отцам нашим, Аврааму и потомству его до века».
Около трех месяцев пробыла преблагословенная Дева с Елисаветой, и возвратилась в дом Свой, в Назарет.
4. Рождение Предтечи Иoaннa (Лк. 1:57–80)
Наступило для Елисаветы время родить: и она родила сына. Соседи и родственники, услышав об этой Господней милости, радовались с нею. В восьмой день пришли обрезать младенца, и хотели назвать его по имени отца, Захарией. Но мать настаивала, чтобы его назвали Иоанном. Ей возразили, что между их родными никто не называется Иоанном; а между тем, знаками спрашивали у отца, как бы он хотел назвать его. Тот потребовал дощечку, и написал: «Иоанн имя ему». Все удивились. Но еще более изумились, когда вдруг разрешился, связанный немотою, язык, и Захария стал славить Бога. Между прочим, исполнившись Духа Святого, он сказал: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой, и приготовил ему Избавителя в дому Давида, раба Своего, как возвестил устами пророков, и как клялся Аврааму, отцу нашему!» И, обращаясь к сыну, пророчествовал: «и ты, младенец, будешь пророком Всевышнего: так как ты пойдешь пред лицем Господа, чтобы приготовить пути Ему, давая уразуметь народу, что спасение их состоит в прощении грехов их». Слух об этом чудесном событии разнесся по всей нагорной стране Иудее. Все, кто только слышал, говорили про себя: «что будет из этого младенца?» Между тем, с ним был Господь. Младенец рос, и укреплялся духом.
5. Рождество Господа нашего Иисуса Христа (Мф. 1:18–25)
Доселе, о тайне воплощения Сына Божия на земле, кроме Богоизбранной Девы Марии, знали только два лица, по откровению от Духа Святого: это родители Предтечи – Захария и Елисавета. Время было сообщить эту тайну и третьему Праведнику. Ангел Господень явился обрученному мужу Пресвятой Девы во сне, и сказал: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою. Родившееся в ней – от Духа Святого. Она родит Сына; и ты наречешь Ему имя: Иисус (Спаситель): потому что Он спасет народ Свой от грехов их». С этого времени Иосиф не только был хранителем девства Богоматери, но и, предреченной от пророка Исаии, тайны воплощения Бога от Девы.
В это время вышло от Кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Каждому надобно было вписаться в своем отечественном городе: почему и Иосиф с Пресвятой Девой Марией, происходя из дома и от рода Давидова, пошли из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов Вифлеем. В этом маленьком городке, на этот раз, стечение народа было многочисленное. Пресвятой Деве Марии наступило время родить, и не оказалось удобного места в доме. Она удалилась в вертеп, в который, обыкновенно, загоняли домашний скот: и там родила Сына; Сама спеленала Его, и положила в ясли.
Была ночь. Пастухи стерегли стадо в поле. И вот, предстал им Ангел Господень, и Божественный свет осиял их. Они испугались. Но Ангел сказал им: «не бойтесь. Я возвещаю вам великую радость, которая приготовлена для всего народа: теперь родился вам в городе Давидовом Спаситель, именно, Христос Господь. И вот, как узнать Его: вы найдете спеленанного Младенца, лежащего в яслях». Вдруг явилось с Ангелом множество небесного воинства; и слышно было, как они хвалили Бога, и пели: «Слава на небесах (царствующему) Богу! и на земле мир. (Открылось Его) благоволение к человекам!»
Когда Ангелы отошли на небо, пастухи сказали друг другу: «дойдем до Вифлеема, и посмотрим, что там случилось, о чем Господь возвестил нам?» И, нимало не медля, пошли: и нашли Богородительницу Марию, и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Тут они рассказали, что было им самим сказано о Младенце. Все, слышавшие, дивились, что рассказывали пастухи. А Богоматерь, вслушиваясь, хранила эти речи на сердце Своем. Пастухи возвратились, и благодарили Бога за все, что слышали и видели.
В восьмой день по рождестве Богомладенца, совершили над Ним, предписанное законом, обрезание, и дали Ему имя «Иисус», которое преднарек Гавриил во время благовещения Богоматери о рождении Ею Христа Спасителя.
6. Сретение Господне во храме (Лк. 2:22–39)
В сороковой день надлежало совершить другой священный обряд, предписанный в законе Божием. Со времени избавления первенцев Израильских от поражения, в ночь исхода Евреев из Египта, всякий младенец мужеского пола, перворожденный у матери, приносим был ко святилищу, для представления пред Господа. При этом случае, мать приносила к священнику, на жертву Господу, однолетнего агнца и молодого голубя, или горлицу; если же она была не в состоянии принести агнца, то от нее требовались две горлицы или два молодых голубя. Пресвятая Дева Мария могла принести в Иерусалим только последнюю жертву. Когда Она с Иосифом принесла Младенца Иисуса во храм, чтобы совершить над Ним законный обряд, их встретил один святой старец, по имени Симеон. В своих преклонных летах, он желал только одного утешения – видеть Христа Избавителя; и, может быть, скорбел, что смерть похитит его прежде, чем сбудется это всемирное ожидание. Но Духом Святым возвещено было ему, что он не умрет, пока не увидит Христа Господня. И теперь, Дух Святый внушил ему войти во храм, для сретения Богомладенца. Симеон взял Его на руки свои, воздал славу Богу, и сказал: «Теперь-тο отпускаешь Ты раба Своего, Владыко (из этой жизни), по Твоему обещанию, с радостным духом. Вот, очи мои увидали Спасителя, Которого Ты воздвиг перед лицом всех племен земных. Это – Свет для просвещения язычников; это – Слава, для народа Твоего Израиля!» Иосиф и Богоматерь удивились этим словам. Симеон благословил и их; и сказал Марии Богоматери: «вот, из-за Него многие (соблазнившись) падут и (многие раскаявшись) восстанут во Израиле; Он будет в предмет противоречий, так что у многих откроется их настоящий образ мыслей. И Тебе Самой будет, некогда, так тяжко, как бы, меч пронзал сердце Твое». Тут же была одна восьмидесятичетырехлетняя вдова, Анна, дочь Фануилова. Более шестидесяти лет вдовства своего она посвящала посту и молитве, и не отходила от храма. Конечно, она не могла не знать Пресвятой Девы Марии, и, может быть, была одною из собеседниц Ее отрочества. Подошла и она; стала благословлять Господа, и говорить, что все, ожидающие избавления в Иерусалиме, найдут Избавителя в этом Младенце. Совершивши все по закону Господню, Иосиф и Пресвятая Дева Мария возвратились в Вифлеем.
7. Поклонение волхвов (Мф. 2:1–12)
В эту пору прибыли с востока в Иерусалим волхвы1.
Это были люди ученые, наблюдавшие за течением светил небесных, с уверенностью, что в небе звездном можно читать судьбы человека. Со времени пленения Вавилонского, когда Иудеи рассеялись по разным странам, а с ними распространились священные предания и пророческие книги, стала ходить по свету молва, что из Иудеи выйдет, некогда, Властитель вселенной. Восточные мудрецы, вообще, полагали, что рождение Его на свет не может не ознаменоваться каким-нибудь необычайным явлением в светилах небесных. И, действительно, по особенному действию Промысла Божия, некоторые из них, без сомнения, более других способные к принятию и распространению тайн истинного Боговедения, увидали на небесах новое светило, которое текло своим необычайным путем. Они пошли по его направлению, и, к великой радости, заметили, что оно не скрывается из виду их, и ведет их к западу. Наконец, оно сделалось невидимым, когда они пришли в Иерусалим.
Здесь они начали расспрашивать: «где новорожденный Царь Иудейский? «Мы, говорили они, видели звезду Его на востоке, и пришли поклониться Ему». Весть об этом дошла и до Ирода. Встревожился Идумеанин за престол Давидов, который ему дали Римляне. Пришли в смущение и жители Иерусалима: одни, опасаясь жестокой подозрительности Ирода; другие, ожидая каких-то необычайных перемен, которые, при общем растлении нравов, не обещали им ничего утешительного. Ирод собрал Синедрион, состоявший из старейших священников и из ученых Иудеев, и спрашивал у них: «где следует родиться Христу?» Ему отвечали: «в Вифлееме Иудейском». И, в подтверждение, привели пророчество Михея, который, более, чем за 700 лет, предсказал: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2). Тогда Ирод, тайно призвавши волхвов, выведал у них, как давно явилась звезда; и, отпустивши их в Вифлеем, сказал: «пойдите, разведайте, как можно вернее, о Младенце; и, когда найдете Его, известите меня, чтобы и я, пришедши, мог поклониться Ему».
Волхвы вышли от Царя, и отправились в Вифлеем. И вот, звезда, которую они видели прежде, опять шла перед ними; наконец, она стала неподвижно над одним местом в Вифлееме. Они необычайно обрадовались, справедливо заключая, что здесь новорожденный Царь, Которого они ищут. Вошли в дом; увидели Младенца с Матерью Его Марией; пали и поклонились Ему. Потом, открывши свои сокровища, поднесли Ему дары: золото, ливан (ладан) и смирну. Выбор даров, конечно, был не без, внушения Божия: потому что они указывали на царскую власть, Божескую честь и смертное естество Христа Богочеловека. Волхвы не возвратились к Ироду, а другой дорогой отправились в свою землю: так повелено было им от Бога в сонном видении.
8. Бегство Иосифа с Богомладенцем и Матерью Его в Египет (Мф. 2:13–23; Лк. 2:39)
В сонном видении является потом Ангел Господень к Иосифу, и говорит: «встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и оставайся там, пока я не скажу тебе; потому что Ирод станет искать Младенца, чтобы погубить Его». Он встал, ночью же взял Младенца и Матерь Его, и отправился в Египет.
Между тем, Ирод напрасно ждал волхвов. Увидевши, что он обманут, страшно разгневался, и послал избить в Вифлееме и во всех окрестностях его, всех детей мужеского пола, начиная с новорожденных, до двухлетнего возраста. Основываясь на показании волхвов, он рассчитывал, что в числе их, непременно убиен будет и Христос.
Но прошел, с небольшим, месяц, как сам он умер, в тягчайших муках. По смерти Ирода, Ангел Господень опять в сонном видении является Иосифу в Египте, и говорит: «встань, возьми Младенца и Матерь Его, и возвратись в Израильскую землю; потому что властелин, покушавшийся на жизнь Младенца, умер». Иосиф повиновался, взял Богомладенца и Матерь Его, и пришел в Иудею. Он хотел-было поселиться в Вифлееме, где взрос и воспитан был Давид, и где теперь родился обетованный Мессия, Сын Давидов, Богомладенец Иисус: но, услышавши, что, вместо Ирода, воцарился в Иудее подозрительный и жестокий сын его, Архелай, побоялся туда идти. Тогда, в сонном видении, получил он от Бога извещение, по которому удалился в Галилею, где властвовал другой сын Иродов, Ирод Антипа, который был нрава мягкого и, отчасти, беспечного, и опять поселился в Назарете, от которого, впоследствии, Иисусу Христу дали наименование Назарянина или Назарея.
9. Мудрость, явленная двенадцатилетним Иисусом среди учителей в Иерусалиме (Лк. 2:40–52)
В Назарете, Богомладенец возрастал в доме Иосифа на особенном попечении Пресвятой Девы Марии. Он укреплялся духом, и исполнялся премудростью. Особенная благодать Божия почивала на Нем. Из лет отрочества Его, дошло до нас одно приключение.
Иосиф и Пресвятая Дева Мария каждый год хаживали в Иерусалим на праздник Пасхи. Когда Отрок Иисус достиг двенадцати лет; они взяли и Его с собою. Праздничные дни окончились: все стали возвращаться к себе в дома. Между тем, Отрок Иисус остался в Иерусалиме; Иосиф же и Матерь Его не заметили этого; они думали, что Он идет с другими. Но, не видя Его в дороге весь день, стали искать Его между родственниками и знакомыми. И, когда не нашли, пошли назад в Иерусалим. На третий день нашли Его в храме. Он сидел среди учителей, слушал их, и предлагал им вопросы. Все присутствовавшие, дивились разуму и ответам Его. Иосиф и Пресвятая Дева Мария остановились в изумлении, и Матерь Его сказала Ему: «Сын! что Ты это сделал с нами? Вот, отец Твой и Я, с мучительной скорбью искали Тебя». Он отвечал им: – «зачем же вы искали Меня? разве не знали вы, что Мне надобно быть там, где предназначил Мне обращаться Отец Мой?» – Они не поняли этих слов. Впрочем, Матерь Его все знаменательные речи Его хранила в сердце Своем.
Он пошел с ними в Назарет и был у них в повиновении. Иосифу помогал в трудах его; и, может быть, продолжал его занятие по смерти его; потому что в отечественном городе не только считали Его сыном плотника, но и звали плотником2. Он преуспевал в премудрости, и возрастал телом; благоволение Божие почивало на Нем, и люди любили Его.
* * *
Предание называет их Мельхиором, Гаспаром и Валтасаром.
Мк. 6:3. Сн. Иустин Мученик. Разговор с Трифоном Иудеем.