Глава 12.
Толкование об антихристе (Апок. 12:1–2, 5, 13–14)
Св.Ипполит. «Владимирские епархиальные ведомости», 1867
Под именем жены, облеченной в солнце, Иоанн весьма ясно означил Церковь, облеченную в Слово Отчее, сияющее паче солнца. Но говоря, что под ногами ее луна, представляет ее украшенной, подобно луне, небесной славой. Словами же, что на голове ее венец из двенадцати звезд, означает двенадцать апостолов, на которых основана Церковь. «И во чреве имущи, вопиет болящи, и страждущи родити» (Апок. 12:4) – это значит, что Церковь не перестанет рождать из сердца Слово, которое гонимо в мире неверными. «И роди сына мужеска, иже имать упасти вся языки» (Апок. 12:5) – это значит, что все народы учит Церковь, всегда рождающая Христа – Отроча Божие мужеского пола и совершенное, именуемое Богом и человеком. Далее, словами: «и восхищено бысть чадо ея к Богу и престолу Его» (Апок. 12:5) – показывает, что Небесный, а не земной тот Царь, который из нее всегда рождается, как и Давид провозгласил, говоря: «Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дoндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» (Пс.109:1). "И виде, – сказано, – змий, ...гоняше жену, яже роди мужеска. И даны быша жене два крила орла великаго, да парит в пустыню, в место свое, идеже пропитана бяше ту время и времен и полвремени, от лица змеина» (Апок. 12:13–14). Это те тысяча двести дней – половина седмицы, в кои тиран будет владычествовать, преследуя Церковь, бегающую из города в город, скрывающуюся в пустыне, в горах, не имеющую с собой ничего другого, кроме двух крыльев большого орла, то есть веры Иисуса Христа, Который, распростерши святые руки на Святом Древе, распростер два крила, правое и левое, призывая всех верующих в Него и покрывая их, «якоже кокошь птенцы» (Мф 23, 37). Об этом и чрез пророка Малахию говорит Господь: «И возсияет вам, боящимся имени Моего, солнце правды, и исцеление в крылех его» (Мал. 4:2).
И Сам Господь говорит: «Егда узрите мерзость запустения... стоящу на месте святе: иже чтет, да разумеет. Тогда сущий во Иудеи да бежат на горы: и иже на крове, да не сходит взяти, яже в дому его: и иже на селе, да не возвратится вспять взяти риз своих. Горе же непраздным и доящим в тыя дни. Будет бо тогда скорбь велия, якова же не бысть от начала мира. И аще не быша прекратились дни они, не бы убо спаслася всяка плоть» (Мф.24:15–22). И Даниил говорит: «И дастся мерзость запустения дней тысяча двести девяносто. Блажен претерпевый и дошедый до дней тысяча двести девяносто пять» (Дан.12:11–12).
Так же блаж.Павел в послании к Фессалоникийцам говорит: «Молим вы, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа, и нашем собрании о Нем. Не скоро подвизатися вам от ума, ни ужасатися, ниже духом, ниже словом, ни посланием аки от нас посланным, яко уже настоит день Христов. Да никто же вас прельстит ни по единому же образу: яко аще не приидет отступление прежде и открыется человек беззакония, сын погибели, противник и превозносяйся паче всякого глаголемаго Бога или чтилища, яко же ему сести в Церкви Божией, аки Богу, показующу себе яко Бог есть. Не помните ли, яко еще живый у вас, сия глаголах вам? И ныне удерживающее весте, во еже явитися ему в свое ему время. Тайна бо уже деется беззакония, точию держай ныне, дoндеже от среды будет: и тогда явится беззаконник, егоже Господь Иисус убиет духом уст Своих, и упразднит явлением пришествия Своего: егоже есть пришествие по действу сатанину, во всякой силе и знамениих и чудесех ложных, и во всякой лсти неправды в погибающих: зане любве истины не прияша, во еже спастися им. И сего ради послет им Бог действо лсти, во еже веровати им лжи: да суд приимут еси неверовавшии истине, но благоволившии в неправде» (2Фес.2:1–12). То же Исаия говорит: «Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни» (Ис.26:10).
Итак, возлюбленный, когда это будет, и одна седмица разделится на две, и мерзость запустения явится, и два пророка и предтечи Господни окончат свое служение, и весь мир уже приближается к концу, то что остается, как не явление с небес Господа и Спаса нашего Иисуса Христа – Бога, на Коего мы уповали?
Св.Андрей Кесарийский. «Толкование на Апокалипсис»;
Ст.1–2. Под женою, облеченною в солнце, некоторые всецело разумели Пресвятую Богородицу, потерпевшую, нежели познано было Ее Божественное рождение, все последствия того. Великий же Мефодий принимает за святую Церковь, почитая, что не соответствует рождению Владыки то, что сказано о ней, потому что уже задолго прежде того рожден был Господь наш. Хорошо же припомнить сами слова блаженного Мефодия. Он, в так называемом «Торжестве дев», от лица девы Проклы говорит так: «Жена, облеченная в солнце, есть Церковь. Что для нас одежда, то для нее свет; что для нас золото и драгоценные блестящие камни, то для нее звезды, и притом звезды самые лучшие и самые светлые. Она взошла на луну. Луной я считаю иносказательно веру банею очищаемых от тления, так как от луны зависит влажное естество. Болит она и ограждает, перерождая душевных в духовных и образуя их по подобию и образу Христову». И еще говорит: «Не должно Самого Христа разуметь под рождаемым, ибо задолго прежде Апокалипсиса Иоаннова исполнилось таинство воплощения Бога Слова, Иоанн же говорит о настоящем и будущем». И после еще: «По необходимости должно признать, что болящая и рождающая искупленных есть Церковь, как говорит Дух у Исаии: «Прежде неже чревоболети ей, роди... чревоболения избеже, и породи мужеск пол» (Ис.66:7). От кого убежала? Конечно, от дракона, чтобы родить народ, духовный Сион мужского рода, – и далее, – так что в каждом духовно рождается Христос. И потому Церковь повивает пеленами и болезнует, пока не вообразится в нас родившийся Христос, дабы каждый соделался Христом, по сопричастию со Христом». Таким образом, Церковь облечена в Солнце правды – Христа. А законный свет ночного светила луны и мирскую жизнь, изменяющую, как луна, имеет под ногами. И на главе ее возложен венец апостольских догматов и добродетелей. Он же говорит, что так как от луны зависит влажное существо, то луною означает крещение иносказательно именуемое морем, – таинство, спасительное для приемлющих его и гибельное для демонов.
«И явися ино знамение на небеси, и се змий велик чермен, имея глав седмь и рогов десять: и на главах его седмь венец» (Апок.12:3).
Думаем, что под небом разумеется воздух, змий чермный, созданный на то, чтобы быть поругану от Ангелов Божиих, как написано у Иова (Иов.40:14). Чермен же он по причине любви к убийству и радованию о крови или по причине огневидности существа ангельского, хотя он и ниспал из числа ангелов. Семь же глав суть семь лукавейших сил его, противоположных действиям духовным, или семь духов, о которых сказал в Евангелиях Христос, что они вселяются в человека, имеющего сердце пометенное и не занятое добрыми помышлениями и деяниями, или семь лукавств, о которых Соломон говорит, что они в сердце врага, который по лицемерию громким голосом умоляет убеждаемых им (Притч.26:25). Десять же рогов показывают или грехи, противоположные десяти заповедям закона, или разделения царства, которые для него, как утешающегося неустройствами, доставляют украшение. Семь же венцов на главах его, потому что побеждающие диавольские действования оттуда украшаются венцами победы, откуда трудами и усилиями приобретают победу. Об этом блаженный Мефодий буквально говорит так: «Змий великий, чермный, седмиглавый, увлекший третью часть звезд, который стоял, строя козни, чтобы пожрать чадо болевшей муками рождения, есть диавол». И потом: «Но не получает желаемого и обманывается в добыче, когда возрожденные восхищаются горе на высоту». И немного после: «Третьего частью звезд названы погрешившие в числе Святой Троицы касательно одного (Лица). Пустыня же, в которой питается, – Церковь свободная от зла и удаленная от повреждения. Тысячи же, умноженные во сто раз, содержат число полное и совершенное». И далее говорит о венцах его: «Она, подвизавшись против диавола прежде и умертвивши семь глав, получает семь венцов добродетели».
«И хобот его отторже третию часть звезд небесных, и положи я на землю» (Апок.12:4) Этим, думаем, означается два события: или первое его падение с неба, движением зависти (первое же было превозношение), увлекшее на землю отступивших с ним ангелов, или по сокрушении головы его движение хвоста, отвлекающее от небесного мудрования неутвержденных, которые названы звездами по просвещению от крещения. Так и Даниил пророчествовал об Антиохе, имеющем быть образом пришествия антихристова.
«И роди сына мужеска, иже имать упасти вся языки жезлом железным» (Апок.12:5). Церковь чрез крещаемых непрестанно рождает Христа, как изображаемого в них, даже до исполнения духовного возраста, по апостолу (Еф.4:13). Мужеский же сын – люди Церкви, не женственные по отношению к страстям; чрез них крепкими, как железо, руками могущественных римлян пасет народы Христос Бог. Будет же пасти по воскресении мертвых, поставляя судей, крепких в вере, как железо, над ломкими и слабыми сосудами – язычниками, кои по неверию не вместили таинственного и нового вина.
«А жена бежа в пустыню, идеже им место уготовано от Бога, да тамо питается дний тысящу двести шестьдесят» (Апок.12:6). Когда действующий в антихристе диавол вооружится через него против Церкви, тогда избранные и верховнейшие в ней, презревшие гражданские волнения и мирские удовольствия, убегут из городов, по божественному Мефодию, в пустыню, бесплодную для всякий злобы, плодоносную же для всякой добродетели, и там избегнут нападений воюющих демонов и лукавых людей. Возможно же и чувственной пустыне спасти тех, кои ради наветов отступника и лжехриста убегут в горы, вертепы и пропасти земные, как прежде мученики. Три же с половиной года, обозначаемые 1260 днями, есть время, в которое будет владычествовать отступление.
Низвержение с неба дракона (Апок. 12:7–12)
Оберлен. «Пророк Даниил и Апокалипсис св. Иоанна Богослова». Перев.прот.Романова
Вследствие вознесения Господа совершилось на небе замечательнейшее событие (Апок. 12:5, 10): оттуда был свергнут диавол, и последствия этого события имели капитальную важность для земных обитателей. Изгнание сатаны с неба есть тот суд над князем мира сего, о котором говорится во всех писаниях св. Иоанна и даже во всем Новом Завете; самая цель рождения Сына-Мужа состояла именно в том, чтобы разрушить дела диавола (1Ин.3:8).
Можно указать три периода и вида борьбы Господа с князем тьмы. Первый вид борьбы представляет искушение в пустыне Самого Господа. Хотя затем побежденный враг отступил, на время оставил Господа (Лк.4:13), но он накинулся на окружающих Его, надеясь воспрепятствовать этим делу Его, и отсюда все беснования те, которые приводили в отчаяние жителей Палестины во время служения Господа. Однако Иисус и апостолы изгоняли бесов и исцеляли бесноватых, и это был второй период борьбы с диаволом, не менее первого славный для Господа, в котором Он явил Себя «сильнейшим сильнаго» (Лк.11:20–22). «Я видел сатану, сшедшего с неба, как молнию», – сказал Он семидесяти ученикам Своим, радостно объявившим Ему, что и бесы повинуются им о имени Его (Лк.10:18). Все эти частные победы над диаволом предуказывали уже и окончательную победу над ним, подобно тому, как пророки видят в желуде дуб и в предварительных приготовлениях совершившийся факт, и вот страдания и смерть Господа, воскресение и вознесение Его на небо составляют третий и решительный акт этой драмы. При смерти Господа диавол пускает в ход все свои силы, палит, так сказать, в Господа и в учеников Его из всех орудий своих. «Теперь ваше время и власть темная", – сказал Иисус преследователям Своим (Лк.22:53). Для апостолов это было временем страшных испытаний (Лк.22:31). Петр отрекся. Иуда пал (Лк.22:3). Но Сам Господь был непоколебим пред лицом самой смерти, как был непоколебим в пустыне против сатанинских обольщений. «Грядет сего мира князь и во Мне не имать ничесоже», – сказал Он, идя на смерть Свою (Ин.14:30). Мало того, устрояя смерть Сына Божия, сатана подписал приговор над самим собой. «Ныне князь мира сего будет изгнан вон» (Ин.12:31, 16:11; Евр.2:14), – слова, сильно напоминающие восклицание Апокалипсиса: «Низвержен великий дракон, ...низвержен на землю» (Апок. 12:9). Воскресение же и вознесение Господа на небо составляют уже открытый и торжественный триумф Его над всеми силами смерти и мрака (Кол.2:15).
Великий провидец христианской Церкви видит диавола свергнутым с неба после того, как вошел туда Победитель его. Исполнителем приговора об этом вечном изгнании был назначен тот самый архангел Михаил, который в мире духов, по свидетельству Даниила (Дан.10:13, 21, 12:1), всегда берет на себя защиту Церкви от всех врагов ее. Некогда он спорил с диаволом о теле Моисея, основателя Ветхого Завета (Иуд.1:9), но теперь, когда Сам Основатель Нового Завета добровольно предает Свое Тело смерти и погребению, чтобы воскресить его потом в славе, Михаилу представился случай возобновить прежнюю борьбу, и он совершает ее еще с большим успехом. С помощью подчиненных ему ангелов он обращает в бегство и сатану, и темные полчища его, и низвергает их с неба на землю (Апок. 12:7–9).
«Не нашлось им места на небе» (Апок. 12:8). Значит, до вознесения Господа демоны, подобно другим ангелам, имели свободный доступ на небо, где так много различных обитателей, и, подобно же другим ангелам, могли действовать с неба на земных обитателей. До Иисуса Христа небо не было совсем закрыто для демонов. Не на одной земле произошел от греха беспорядок, он произведен и на небе восстанием демонов. Но ангелы точно так же не были способны сами собою восстановить мир на небе, как и люди на земле. Оставшиеся верными своему начальству, сами собою не могли удалить из своей среды виновников смуты; для них, как и для нас, нет иного спасения и освобождения от лукавого, как в имени Иисуса Христа, и одна только кровь голгофская умиротворила небо. Требовалось, чтобы Христос победил сначала на почве права, чтоб потом Михаил и ангелы его могли изгнать сатану и сообщников его с неба.
Изгнание с неба составляет решительную эпоху в истории князя тьмы, истории трагической, которая есть не что иное, как одно продолжительное падение, разделенное на четыре акта. До Христа диавол имел еще некоторую власть не только на земле, но и на небе; сила его не была еще сокрушена, потому что для победы над ним ветхозаветное Царство Божие не имело достаточных средств. Первым пришествием Господа сатана прогнан с неба, но до начала тысячелетнего царства он, как увидим, имеет поприщем деятельности своей землю. В продолжение тысячелетнего царства (третий период) обольститель связывается и низвергается с земли в бездну (Апок. 20:1–3), как некогда был свергнут с неба на землю. Затем, после кратковременного освобождения из бездны, он получит окончательный суд и ввергнется уже в геенну огненную – четвертый период (Апок. 20:7–10; Мф.25:41; 1Кор.6:3). Какой длинный ряд изгнаний! И при этом сатана не удостоится даже быть призванным на Суд Самим Богом. Для наказания его назначаются служебные духи и при каждом новом изгнании все менее и менее могущественные. Архангел Михаил изгоняет его с неба, но ввергает его в бездну уже простой ангел, а когда он ввергается в геенну огненную, то исполнитель правосудия даже не назван. На этот раз и наименьшего из небесных духов признано достаточным для соблюдения судебной обрядности с богом мира сего.
Итак, изгнание с неба открывает собой второй период в истории сатаны, период весьма важный для нас, характер которого обозначен несколькими знаменательными чертами в ст. 10–12. До сих пор сатана беспрепятственно пользовался важным званием князя мира, но теперь власть у него отнята, и победа, сила и Царство принадлежат Богу и Помазаннику (Христу) Его. Теперь, как Сам Христос мог сказать, что «Ему дана всякая власть (εξουσία) на небеси и на земли» (Мф.28:18), так и христиане могут восклицать, что «Бог освободил их от власти (εξουσία) тьмы и ввел их в Царство (βασιλεία) возлюбленного Сына Своего» (Кол.1:13). Заметьте, что в этом стихе есть те же два слова, которые встречаются в Апокалипсисе: «власть» (εξουσία) и «Царство» – βασιλεία (Апок. 12:10). С того момента, как диавол прогнан с неба, он был сбит, так сказать, с своей главной позиции; потому что (он), благодаря Христу, он теперь не может больше обвинять людей пред Богом, «ибо Христос есть Ходатай наш, умилостивление за грехи наши» (1Ин.2:1–2; Евр.7:25, 8:1, 12:24). Сатана настолько побежден на почве своего права, что ап. Павел находит возможным ввести нас как бы в самое судилище Божие и сказать, что никто уже там не может больше обвинить и осудить избранных Божиих, но от Судии Бога изрекается оправдание всем прибегающим к ходатайству Христову (Рим.8:33,34). Точно такой же смысл и в 11 стихе. Христиане победили клеветника, во-первых, Кровью Агнца, которой человечество освободилось от сетей проклятия и получило дерзновение к Богу, и, во-вторых, словом свидетельства своего о закланном Агнце пред лицем всего мира. Что они победили – это факт. «Вера ваша, – говорит апостол, – есть победа победившая (νικήσασα) мир» (1Ин.5:4); «вы победили лукавого» (1Ин.2:13, 14, 4:4). Все это отголоски того великого слова: «Мужайтесь, ибо Я победил мир», – которым Спаситель заключил Свою последнюю прощальную беседу и которое, конечно, глубоко запечатлелось в душе св. Иоанна (Ин.16:33). Впрочем, понятие победы столь свойственно духу этого апостола, что все писания его можно назвать непрерывной историей борьбы между тьмою и светом. В Евангелии от Иоанна мы присутствуем при начале этой борьбы и видим, как она развивается вокруг Самого Господа, а Апокалипсис показывает продолжение ее вокруг Церкви. Поэтому же слово «победили» встречается шесть раз в одном первом послании Иоанна и шестнадцать раз в Апокалипсисе, тогда как во всем остальном Новом Завете упоминается только три раза (Лк.11:22; Рим.3:4, 12:21).
Победа эта, во всем обязанная победе Спасителя, тем не менее есть победа самих верующих. Они (αυτοί) «победили», – торжественно говорится в стихе 11. Но чтоб и таким образом победить мир с князем его – победить силой Господа, – нужно и самим нам одолевать противника, последовать за Господом, распять принадлежащую миру часть бытия нашего (Ин.12и след.; Мф.10:38 и след.; 16и след.). Победители «не возлюбили души своей до смерти» (Апок. 12:11). Так, пренебрежение к миру и победа над миром ставятся рядом как действия, невозможные одно без другого. И в другом месте (Ин.2:14–15) сказано: «Вы победили лукавого», а потому «не любите мира, ни того, что в мире». В Апокалипсисе 12все приглашаются возрадоваться изгнанию сатаны: небеса и обитатели их, но в числе обитателей неба можно считать и земных членов Христова Тела. Не братия ли они также святых прославленных? Не на небесах ли отечество их? И уже не называются ли они небесными (Фил.3:20; 1Кор.15:48)? Они могут принять участие в радости ангелов, потому что и сами побеждают лукавого: как «рожденные от Бога, хранят себя, и лукавый не прикасается к ним» (1Ин.5:18). Зато горе тем, кто принадлежит миру и полагается на силу и на светила его (море и земля)! Им еще много следует страшиться того, кто хотя уже и не есть более обвинитель, но как обольститель, нимало еще не потерял власти своей. Озлобленный за свое изгнание из обители неба и зная, что подобные изгнания только начались для него, он все силы свои напрягает на погубление человеческих душ, господствует в воздухе (Еф.2:2) и «лев рыкая ходит, ища кого поглотити» (1Пет.5:8). Победа света всегда вызывает новое усилие мрака, и низвергнутый на землю диавол настолько пропитает, наконец, мир своими чувствами, что он изберет своим вождем антихриста.
Святой Архангел Михаил – Архистратиг безплотных Сил Небесных
«Воскреси.чт.», ч.8
«Первейшаго из ангелов, вторый свет Пресвятыя Троицы» (2 Канон праздника, Песнь 3), «предстоящаго непрестанно Владычнему престолу на небесех» (там же ст. на мин.), св.архангела Михаила православная Церковь наша так же ясно созерцает и изображает нам, как бы он был один от земнородных подвижников и членов ее. Она представляет величественную историческую картину богосветлых деяний архистратига святых Небесных Сил бесплотных, повсюду изображая его первым в чину горних воинств, действователем и ратоборцем за славу Божию и за спасение рода человеческого. Не только любопытно, но и весьма полезно – собрать в одно место, если не все, по крайней мере, некоторые исторические указания на действия св.архангела Михаила, какие встречаются в Слове Божием, в богослужебных песнях и повествованиях церковных.
Первый бранноносный подвиг св.архангела Михаила совершился не у нас на земле, а на небе. Сатана, некогда светлейший из всех духов небесных и от сего названный Люцифером, светоносцем по преимуществу, восстал на Бога, вздумал унизить славу Бесконечного, сделал первое по вселенной богоотступничество и увлек за собой множество других духов. Тогда св.архангел Михаил, как верный служитель Божий, собрав все ангельские чины и воинства, не увлекшиеся пагубным примером возношения сатанинского, велегласно воззвал: «Вонмем, станем добре пред Сотворшим ны; и не помышляим противная Богу». И стоя на первом месте в сонме духов бесплотных, начал петь торжественную песнь: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф» (Чет.Мин. 8 ноября). Вслед за сим духи злобы низвержены с неба.
Мы не можем и не должны спрашивать: откуда Церковь заимствовала сие повествование? Ибо, во-первых, никто не имеет права предлагать Церкви вопросы о том, что выше ума и выше земного мира: Церковь есть единственное на земле святилище для откровения непостижимых тайн мира горняго, единый верный свидетель и зрительница великих событий, совершающихся в дому Отца Небесного. Во-вторых, хотя Писание ясно и не говорит нам о первой брани св.архангела Михаила с сатаною, однако ж оно весьма ясно повествует о некоей брани. «Бысть брань на небеси, – пишет тайновидец, – Михаил и Ангели его брань сотвориша со змием: и змий брася и ангели его: и не возмогоша, и места не обретеся им к тому на небеси» и проч. (Апок. 12:7–9). О какой бы брани здесь ни говорилось, но то известно, что в местах пророчественных Священное Писание любит употреблять такой способ повествования, который, прилагаясь к одному определенному событию, в то же время прилагается и ко многим другим происшествиям сходным. Следственно, Церковь вправе относить и изъяснить означенные слова св. Иоанна Богослова о первой брани, не исключая и другой, которая, может статься, была или еще будет. Церковь так и поступает в отношении к первой брани, именуя св.архангела Михаила в своих песнопениях и молитвах, безплотных ангелов первым, чиноначальником и поборником, и ангелов началовождем, посреде полков ангельских старейшим, небесных чинов наставником и проч. (Служб. 8 ноября). Далее, когда на земле судьбы Божий особенным образом открылись над избранным народом еврейским, тогда Церковь указует на св.архангела Михаила как на ближайшего хранителя, поборника и защитника народа Божия. В одном месте взывает она к архистратигу ангелов: «Явился еси предводящ древняго Израиля, повелением сущаго из Иакова, Михаиле безтелесный» (Служба 6 сентября, кан.5). В другом: «Воинства Израилева спасл еси, являяся и божественная подая повеления, Архистратиже, враги низложил еси, и вконец сия истребил еси» (там же, кан.6). Таким образом, святой архангел является, по указанию Церкви как ближайший действователь, как лице историческое в продолжение целой судьбы и жизни народа еврейского – и в Египте, и в пустыне Аравийской, во время Судей, Царей, плена Вавилонского и т.д.
Правда, в книгах Моисеевых, и ни в каких книгах ветхозаветных, кроме одной книги прор.Даниила, нигде ни однажды не встречается собственное имя св.архистратига Михаила, но этого и не нужно. Если тело Моисеево было сокрыто для евреев для того, чтобы они не стали обоготворять оное; если уже во времена христианства составилась ересь, почитавшая ангелов за богов и учившая будто бы Бог евреев был архангел Михаил, то что было бы с самими евреями, часто кадившими Ваалу, и солнцу, и луне, и планетам, когда бы им прежде времени открыто было светоносное имя св.архангела Михаила? Видим, что и Сам Единородный Сын Божий в Ветхом Завете сокрывается под именами несобственными. Несомненно также и то, что первым верховным действователем и руководителем народа еврейского во все времена, особенно при Моисее, был Сам Господь, Ангел завета, Мессия. Но и такая непосредственность отнюдь не противоречит учению Церкви, то есть что при непосредственном действии Самого Господа первый служитель и, так сказать, сподвижник Его в судьбе народа Божия, был св.архангел Михаил. Господь, и кроме народа еврейского, Сам везде и во всем действует; однако же то верно, что и ангелы Его действуют вместе с Ним.
Для большего уяснения себе указаний Церкви на деяния св.Архистратига в истории евреев, обратим внимание на следующие обстоятельства: а) во Второзаконии сказано: «Егда разделяше Вышний языки, яко разсея сыны Адамовы, постави пределы языков по числу Ангелов Божиих» (Втор.32:8). На основании сего места Церковь исповедует, что ангелы даются для сохранения городов, царств, областей и проч. (Православ. Исповед.вопр.19). Следственно, и народ еврейский имел своего особого Ангела Хранителя. Хотя в том же месте (Втор.32:9) сказано: «И бысть часть Господня, людие Его Иаков, уже наследие Его Израиль»; но сии слова показывают, или же, по крайней мере, могут показывать только то, что Господь особенно усвоил, избрал Себе народ еврейский, а не то, чтобы Он не определял ему особого, так сказать, местного, народного Ангела Хранителя. Всякая душа, истинно верующая, есть часть Господня, есть особое наследие Господа, и однако же всякая душа имеет своего Ангела Хранителя.
б) В книге прор.Даниила ясно и прямо сказано, что Ангелом Хранителем народа еврейского был именно св.архангел Михаил. «Михаил князь Се, Михаил един от старейших первых» (Дан.10:13, 21); «Михаил князь великий, стояй о сынех людей твоих» (Дан.12:1);
в) Заметим еще, что все места Писания, несомненно и ясно говорящие о святом архангеле Михаиле, преимущественно изображают его великим ратоборцем, высоким лицем воинственным, Архистратигом, который то предводит воинства, то сам непосредственно ратоборствует, помогает одним, карает других и проч., так что воинственность, ратоборство составляют отличительный характер сего святого архангела в чину других ангелов. Церковь в своих песнях также постоянно обращается к святому архангелу Михаилу как к ангелу бранноносцу, защитнику православной веры и губителю ересей и проч. Сообразив сии обстоятельства, мы с полным убеждением истины можем предаться учению Церкви о том, что святой архангел Михаил точно был вождем, поборником, а в иных случаях и карателем врагов народа израильского: Предводящ древняго Израиля, спасаяй воинства его и врагов истребляяй.
И во-первых, когда фараон с войсками своими настигал робких евреев у Чермного моря; тогда для преграждения пути неприятелю, дабы заслонить евреев, «взятся Ангел Божий, ходяй пред полком сынов Израилевых, и пойде созади их» (Исх.14:19). Здесь ангел, очевидно, есть существо служебное, отличное от Бога, сотворенное, во-первых, потому что назван «Ангелом Божиим»; во-вторых, потому что в повествовании действие сего ангела открывается непосредственно за действием Самого Бога, то есть Сам Господь вещает Моисею: «Что вопиеши ко Мне? рцы сыном израилевым, и да путешествуют» и проч. (Исх.14:15–18); и потом, вдруг за непосредственным вещанием Господа, «взятся Ангел Божий». И здесь-то мы должны с благоговением повторить песнь Церкви к святому архангелу: «Явился еси предводящ древняго Израиля, повелением сущаго из Иакова, Михаиле безтелесный, Ангелов Архистратиже». Потому что в самом тексте библейском Ангел Божий называется то предшествующим, то сопровождающим полк сынов Израилевых.
Описывая законодательство Синайское в первый раз, в кн.Исхода (Исх.19), Моисей не упоминает ни об одном ангеле, который присутствовал бы при Синае; но во Второзаконии, в последней, прощальной речи своей к израильтянам, он свидетельствует, что на Синай приходил «Господь... с тмами святых, и одесную Его Ангели с Ним» (Втор.33:2). Отсюда святой первомученник Стефан говорит иудеям, что они приняли закон Синайский «устроением Ангельским», то есть при служении Ангелов (Деян.7:53). И св.ап. Павел учит, что закон «вчинен Ангелы, рукою Ходатая» (Гал.3:19). Если на Синае были тьмы святых ангелов, то, без сомнения, был там и первейший из ангелов, святой архангел Михаил.
Изрекши десятословие, Господь говорит Моисею: «И се Аз послю Ангела Моего пред лицем твоим, да сохранит тя на пути. Вонми себе, и послушай его, и не ослушайся его: имя бо Мое есть на нем» (Исх.23, 20–21). В другом месте: «Пойдет Ангел Мой наставляя тя, – говорит Бог Моисею, – и введет тя в Амморею и Хеттею, и Ферезею, и Хананею, и Гергесею, и Евею, и Иевусею, и потреблю их от лица» вашего (Исх.23:23). Вообще св.Михаил, «премирнаго чиначиноначальник, служитель же славы Божественный и воевода ангелов всехвальный», помогал израильтянам в их битвах с неприятелями на пути в обетованную землю и сопровождал Моисея в течение всей его многотрудной жизни.
Скончался человек Божий, «и погребоша его», замечает бытописатель (Втор.34:5, 6). Кто погребал? Неизвестно. Где было место погребения? Также неизвестно, хотя и сказано, что «в земле Моавли, близ дому Фогора». Но что, по-видимому, должно было остаться более всего неизвестным, то очень известно: это – святое тело Моисеево. Ибо где оно осталось? Под защитой и хранением святого архангела Михаила. Михаил архангел, говорит апостол Иуда, препирался с диаволом о Моисееве телеси, и претил клеветнику рода человеческого словами: «Да запретит тебе Господь» (Иуд.1:9). Почему архистратиг воинств небесных спорил с сатаной за бездыханное тело человека Божия? Без сомнения потому, что сие богоозаренное тело было поручено непосредственному его хранению при жизни Моисея. После сего нам кажется несомненной та мысль, что святой архангел Михаил был Ангелом Хранителем Моисея, как и целого народа еврейского. Место Моисея занял Иисус Навин, и лишь только новый вождь народа еврейского вступил в свое правительственное звание, ему является ангел. По переходе через Иордан, когда кущи израилевы были раскинуты в Галгалах, на равнине Иерихонской, Иисус Навин поднял взор к стенам Иерихона и видит: перед ним стоит муж-воин с обнаженным мечом в руке. На вопрос: «Наш ли еси, или от сопостат наших?» – муж ответствует: «Аз Архистратиг силы Господней, ныне приидох семо» (Нав.5:13–16). Кто был сей архистратиг? Вопрос почти лишний: так явен здесь св.архангел Михаил. Посему-то святая Церковь в песнях своих, обращаясь к святому архангелу Михаилу, говорит: «Яко виде тя Иисус Навин, поклонися, вопросив честнаго твоего и святаго имене, начальниче ангелов, благоговением и страхом держим» (6-го сентября кан.пес.6).
Для чего архистратиг силы Господней явился вождю израильскому при самом начале правительственного поприща его? Для удостоверения, что отселе архистратиг воинств небесных будет постоянным хранителем и безотлучным сподвижником архистратига земных ополчений; что отселе он будет с Иисусом точно так же, как прежде был с почившим Моисеем. Такой сподвижник был теперь совершенно необходим Навину, ибо теперь, по вступлении в землю Ханаанскую, началась для него жизнь самая трудная и беспокойная, жизнь в полном смысле военная. Не говоря уже о тяжких трудах и беспокойствах по домашнему управлению жестоковыйным народом своим, Иисус Навин принужден был вести кровопролитные брани с тридцать одним царем и всех их истребил с их народами (Нав.12:24). От кого заимствовал он силу и крепость для совершения столь многих и великих побед? «От него, от святого архангела Михаила, прием силу слуга Господень, копием пленив, ят сопостаты», – воспевает святая Церковь (8 ноября 2 кан.пес.4). Древность так глубоко была уверена в подлинности явления архангела Михаила Навину, что на месте явления еще в первые времена христианства был во имя св.архангела Михаила воздвигнут монастырь.
Во времена судей является Ангел Господень целому сонму израильтян около Вефиля и говорит народу обличительное слово: «Сия глаголет Господь» и проч. Речь так была трогательна, что весь народ поднял громкий плач и рыдание и принес жертвы умилостивления истинному Богу; а место, где было изречено слово ангельское, назвалось плач: «И сего ради прозвася имя место тому, плач» (Суд.2:1–5). О каком ангеле говорит здесь книга Судей? По всей вероятности, это тот самый ангел, который прежде являлся в Галгалах Иисусу Навину, и теперь «взыде от Галгал к месту плача» (cр.Нав.5:10–16; Суд.2:1). Таким образом, архангел Михаил дал начинательную форму речам пророческим; ибо речи пророков впоследствии большею частью начинались словами: «сия» (или «тако») «глаголет Господь». Сего же небесного защитника разумеет Варак в своем разговоре с пророчицей Девворою (Суд.4:8), и сама Деввора в своей восторженной песни: «Проклинайте Мазора, рече Ангел Господень» (Суд.5:23).
Когда Израиль «обнища зело от лица мадиамля, и возопиша сынове израилевы ко Господу» (Суд.6:6–7), тогда Ангел Господень является Гедеону и приветствует печального мужа, готовящегося бежать от лица мадиамлян, трогательными словами: «Господь с тобою, сильный крепостию» (Суд.6:11–14). Здесь также можно сознавать присутствие святого архангела Михаила как первого защитника израильтян.
Во времена царей явления и видимые действия ангелов встречаются реже; но и здесь некоторые происшествия явно показывают присутствие святого архангела Михаила. Таковы, например, истребление 70.000 израильтян при Давиде (2Цар.24:15–17), избиение 185.000 войска Сеннахеримова (4Цар.19:35). Вообще же должно заметить, что во всех местах Ветхого Завета, где только повествуется об ангеле, а) либо руководящем какое-нибудь высшее лицо правительственное, б) либо совершающем какое-нибудь великое общественное дело: там и можно разуметь под ангелом святого архангела Михаила, исключая такие места, кои прямо относятся к Мессии.
В мире христианском, в православной Церкви Христовой действия святого архистратига бесплотных Сил Небесных становятся так всеобщи и повсеместны, что никакая история не может следить за ними; поэтому и мало у нас исторических сказаний о чудесах святого архангела. В Ветхом Завете святой архангел Михаил был Ангелом Хранителем одних вождей и владык народа израильского, в Новом Православная Церковь признала его поборником и заступником всеобщим. Она всех и каждого истинного христианина побуждает взывать к первейшему из ангелов о помощи и ходатайстве пред Богом, а потому каждый христианин, видимо или невидимо ощутивший благое содействие архистратига Божия, и может быть сказателем чудес Его. Церковь признает вообще преславного архистратига Михаила своим Божественным украшением, и мира дольнего ограждением и утверждением (служба 6 сентября кан.песн.1). Она учит, что святой архангел Михаил крепостию Божественною обходит всю землю, от лютых изымая призывающих Божественное имя его (там же песн.3). Она именует его проповедником Божественным, непостыдным представителем верных, путеводителем и наказателем заблудших (песн.3), молитвенником за людей спасительным (песн.8). Она верует, что святой архангел Михаил «всегда с нами ходит» и все сохраняет от всякаго диаволя обстояния (слав.на хвалит.). Словом, она всех и каждого заставляет взывать к великому архистратигу Божию: «Под кров божественных ны крыл твоих прибегающия верою, Михаиле, божественный уме, соблюдай и покрывай чрез все житие: и в час, Архангеле, смертный страшный, ты предстани помощник, всем нам благоприемнейший (8 ноября ст. на хвалит.).
Попытки дракона победить жену (Апок. 12:13–17)
Оверлеи. «Пророк Даниил и Апокалипсис св. Иоанна Богослова»
В первых двух частях 12 главы описывалось состояние дел, современное апостолу, сперва относительно Царства Божия – Церкви (Апок. 12:1–6), а потом относительно царства диавола (Апок. 12:7–12); в пяти же следующих стихах описываются отношения этих двух царств между собой и попытки дракона погубить жену.
Он «начал преследовать жену» (Апок. 12:13). Здесь, без сомнения, разумеются все гонения на юную Церковь как со стороны иудеев, так и со стороны язычников. Но жена спасается от дракона: врата адовы не могут одолеть Церковь. Она все больше и больше утверждается (Апок. 12:14) в Римской империи, в государственном строе которой, еще во времена апостольские вместе с общей враждой находились для Церкви и покровительствующие элементы. У прор.Иезекииля (Иез.17:3, 7) цари вавилонские и египетские названы орлами, а Навуходоносор изображен у Даниила (Дан.7:4) львом с орлиными крыльями. Поэтому под крыльями большого орла, упомянутого в нашем стихе, естественно разуметь орлов римских как символ самого большого земного могущества, когда-либо благоприятствовавшего Церкви; два же крыла этого орла, данные Церкви для бегства в пустыню, означают Римскую империю, как восточную, так и западную. «Без сомнения, – говорит Мейер, – и во многих других странах могло бы найтись убежище для Церкви, но Господь хотел воочию показать, что государство преследующее Он может обратить в покровителя христианству». Тем не менее все «время язычников», весь церковно-исторический период, по смыслу пророчества, есть не более, как период переходный, подобный времени странствования Израиля в пустыне. Как тогда освобождение уже совершилось, но Ханаан был еще в руках врага, так и теперь Церковь только что идет в ту Святую землю, где в продолжение тысячелетия впервые возрастут все плоды ее святости и славы, возможные на земле, и этот путь свой она совершает чрез пустыню (1Пет.1:17, 2:11; Евр.4:9, 13:14; 2Кор.5:6, 7; 1Ин.3:2).
Но в то время, когда Церковь укрывается в своем убежище, дракон ищет потопить ее и увлечь рекою (Апок. 12:15). Под этими водами, держась объяснения самого Апокалипсиса (Апок. 17:15), трудно представить себе что-либо другое, кроме той мирской силы, которая предстала некогда Церкви в виде потока варваров. То, что поток этот вышел из драконовой пасти, не должно удивлять нас. Коль скоро сатана есть князь и бог мира сего, то земные народы и царства, очевидно, подвластны ему. Орды варваров разрушили Римскую империю, но диавол выслал их собственно не для ее разрушения, а для разрушения христианства. Однако, «земля помогла жене и разверзла уста свои и поглотила реку» (Апок. 12:16). Не небо, а земля помогла. Не Сам Господь лично пришел освободить чад Своих и во всем внешнем состоянии мира не произошло никакой перемены. Земля, в противоположность морю, означает мир цивилизованный. Итак, в настоящем случае римский цивилизованный мир одержал верх над дикими ордами: он образовал и укротил их и, если не со стороны духовной и небесной, то со стороны земной и культурной, примирил их с христианством. И действительно, едва только христианство было принято германцами, как существование Церкви было обеспечено.
Лукавый обманулся: жена не только избегла грозившей ей опасности, но еще больше утвердилась в образованном мире. Однако отсюда произошли только новая злоба противника и новое нападение его на Церковь. Он начал преследованием жены (Апок. 12:13), потом хотел потопить ее (Апок. 12:15), а теперь «идет вступить в брань с остальными от семени ея» (Апок. 12:17). На что указывает это семя жены? Конечно, оно есть часть самой же жены, потому что в своей брани с семенем жены дракон выражает злобу свою к самой жене. Пункт этот будет совершенно не понятен, если допустить, что делают некоторые, что жена есть Церковь иудейского происхождения, а остальные от семени ее – христиане языческого происхождения. Понятнее объяснение тех, которые под «остальными от семени жены» разумеют самую жену, так как между женой и ее детьми нет существенного различия, и понимают под этим названием тех чад Божиих, которые остались от предыдущих преследований; но различие выражений «жена» и «семя жены» должно же иметь какое-нибудь основание. Нам кажется, что в этом выражении должно видеть намек на то, что чем больше Церковь будет жить внутренней жизнью, чем больше она будет питаться пустыней и не дозволять себе получать помощи от земли, тем больше будет слагаться, как некогда Израиль, только из верного остатка – из более или менее незначительного количества отдельных душ, «сохраняющих заповеди Божии и имеющих свидетельство Иисуса Христа» (Апок. 12:17). Здесь есть предсказание о том, что наибольшая часть членов Христовой Церкви не останется верной Господу, – предсказание о падении Церкви. Против этих-то верных и обращается теперь сатана. На этот раз не видно, чтобы Бог вступился за рабов Своих, как это было при первых двух нападениях, но не сказано и того, что дракон одолел верующих, следовательно, результатом нападения оказывается постоянная борьба. Зная даже, что врата адовы не одолеют Церкви, она не должна опочивать в безопасности. Между семенем жены и змием Сам Бог положил вражду, которая должна продолжаться до конца. И уже не преследование только, но и все другие способы вражеские употребит теперь сатана. Стало быть, в особенности теперь нужно Церкви облечься «во всеоружие Божие» (Еф.6:11), быть в состояний носить их и с решимостью употреблять. «Кровию Агнца верующие победили" (Апок. 12:11), но на завоеванном этой победой поле нужно им одерживать новые победы. Торжеством своего Вождя мы обязываемся к постоянно новым торжествам, точно так же, как, умерши раз во Христе, должны постоянно умерщвлять члены свои, которые на земле (Кол.3:3, 5; Рим.6:2–14). Не глубоко ли серьезны наши времена?
Здесь завеса опускается. Иоанн не был намерен писать историю Церкви, но хотел только несколькими чертами (Апок. 12:13–17) охарактеризовать состояние ее во времена язычников. Церковь будет твердо стоять при внешней поддержке римско-германского политического устройства и цивилизации, но змей не один раз успеет уязвить семя жены в пяту. Можно быть уверенным, что великие воинственные походы, вроде завоеваний ислама, которые диавол предпринял бы против Церкви вообще, точно так же не удадутся, как не удались походы прежние, но отдельные христиане, и в особенности составляющие истинное семя жены, будут постоянно подвергаться козням сатаны. Не рассчитывать на помощь земли (Апок. 12:16) обязана в настоящее время Церковь, но больше всего должна стараться не сообразоваться веку сему. Как опасно для нее, когда она не находится в борьбе с князем мира сего, когда благоденствие и комфорт лишают ее воинственного огня и она перестает быть странницей на земле! Насилие и угрозы ничего не могли сделать с нею, но враг попробует употребить хитрость и обольщающее коварство, и Церковь падет! В гл.17 мы снова находим жену в пустыне, но это уже любодеица. С одной стороны, верный остаток, а с другой – любодеица, – вот два детища, которых Церковь носит теперь в своем чреве.
О пребывании благодати Божией в Церкви Христовой неотступно до скончания века (Апок. 12:13–16)
Филарет, митрополит Московский. «Чт. в общ.», 1879
Свидетельство о пребывании благодати Божией в Церкви Христовой неотступно до скончания мира можно заимствовать из Апокалипсиса, или Откровения св. Иоанна Богослова, которое пророчественно изображает судьбу Церкви Христовой до скончания века. В сем Откровении непрерывно видим истинную Церковь, сперва в образе двадцати четырех старцев окрест престола Божия (гл.4), «поклоняющихся Живущему во веки веков» (Апок. 4:10); потом, по мере, может быть, распространения христианства, в числе ста сорока четырех тысяч, запечатленных печатью Бога Живого; далее, «в народе многом, его же исчести никтоже может, от всякого языка, и колена, и племен, стоящем пред престолом и пред Агнцем» (Апок. 7:9), далее, в виде храма с алтарем и поклонниками, который Иоанну поведено измерить (гл.11); еще далее, в лице жены, «облеченной в солнце» (Апок. 12:1), то есть в истину и добродетель Иисуса Христа, Который есть «свет миру» (Ин.8:12), украшенной «венцем от звезд двоюнадесять» (Апок. 12:1), то есть боговедением апостольским, имеющей под ногами луну, то есть мудрость человеческую, естественную; еще далее, пред браком Агнца, она представляется женой Его, уготовавшей себя и облеченной в виссон оправдания святых (гл.19); и еще, после изображения тайновидцем первого воскресения, она именуется у него «святых станом и градом возлюбленным» (Апок. 20:8), доколе, наконец, с новым небом и новою землею обновляется и она в новый Иерусалим, «сходящ от Бога с небесе» (Апок. 21:2). Достойно примечания, что тайновидец, изображая самые опасные времена для Церкви, представляет ее невредимой от опасностей, но чудесно сохраняемой. Например, змий «гоняше жену»; но он ее не догоняет и не низлагает, потому что «даны быша жене два крила орла великаго»; «и поможе земля жене» (Апок. 12:13–16). Провидение так управляет ходом происшествий, что и земные учреждения споспешествуют миру или безопасности Церкви, и «криле орла великаго», может быть, царственного, благоговейно несут ее выше злобы и лукавства врагов ее, «в пустыню в место свое», конечно, не просто в безлюдие внешнее, ибо Церковь сама есть многолюдство верующих, но «в пустыню» наипаче внутреннюю, – все далее от мира, все ближе к Богу, ибо «свое место» для Церкви есть близость к Богу и соединение с Ним. А сие и значит то, что благодать Божия не отъемлется от Церкви и в самые опасные времена должна пребыть с нею неразлучна, даже до скончания века.
Апокалипсическое видение жены, бежавшей в пустыню (гл.12)
Архимандрит Павел. Собрание сочинений архим.Павла
Одни из беспоповцев, утверждая, что ныне христопреданное священство и приношение бескровной жертвы Тела и Крови Христовой прекратилось, учат, что все исполнение Церкви Божией составляют ныне только одни простолюдины, без священства и без совершения всех седми таинств, потому и в Символе веры, в словах: во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь, разумеют такую именно, существующую у них Церковь, то есть без священства и без приношения бескровной жертвы Тела и Крови Христовых. А другие исповедание такой Церкви считают недостаточным во спасение и несправедливым, признавая оное несогласным с изложением Символа: ибо, говорят, когда Символ излагался, Церковь была не в таком положении, не без священства и таинств, но с тремя чинами священства и с полнотой таинств; поэтому, говорят они, в словах Символа во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь, нужно разуметь ту Церковь, которая существовала до лета патриарха Никона со всей полнотой церковной: сынами этой Церкви они и признают себя, и только одних себя. Но и это мнение для некоторых беспоповцев показалось тоже недостаточным. Они говорят, что такое исповедание веры в Церковь, когда-то существовавшую, а ныне прекратившуюся, несогласно с тем, что о Церкви во святом Евангелии Сам Господь сказал: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф.16:18): и Церковь, обетованная Господом, прибавляют они, создана со священством, а не без священства, в каковом устройстве должна пребывать вечно, по свидетельству книги Кирилловой, на л.77, где о вечности священства сказано: «Яко же Христос не умирает, такоже иерейство его по чину Мелхиседекову не престает»; и о том, что Церковь создана со священством, говорится: «Престало тогда архиерейство Аароново (ветхозаветное), яко временное, возстало же Христово (новозаветное) вечное, иже из мертвых возстав апостолов своих на се освяти хиротониею, еже есть руковозложением». Посему нужно веровать в Церковь не только существовавшую, но и существующую, с таковыми чинами и таинствами, с каковыми она создана, а веровать в Церковь, только прежде существовавшую со всеми чинами и таинствами, а ныне уже не существующую, есть неверие в евангельские обетования. Высказывая такие правильные понятия о Церкви, эти беспоповцы, однако же, сами таковой Церкви, очевидно, не имеют. Что же они говорят в свое оправдание, когда их спрашивают: где у вас таковая, веруемая вами Церковь? Они ответствуют, что ныне Церковь сия скрывается в тайных местах, тамо сохраняема, где одному Богу только ведомо. И приводят на то доказательство именно из Апокалипсиса от главы двенадцатой, о жене, бежавшей в пустыню. Этого мнения держатся рыбинские беспоповцы и другие многие по Волге: у них самая любимая беседа о бежавшей жене. Я не стану говорить о том, что содержащим это учение нет никакой пользы от их сокровенной Церкви, ибо данные ей от Христа Спасителя средства, через которые она спасает своих чад, то есть таинства от нее на них не изливаются, – не стану об этом говорить, потому что это всякому очевидно. Не буду также и о том говорить теперь, что существование Церкви, сокрытое от ее собственных чад, несогласно с целью учреждения Христом Церкви Своей на земле: она существует для спасения верующих и для проповедания Евангелия всей твари (Мф.зач.116), за то должна иметь брань со вратами адовыми, а не бездейственной пребывати в сокровенности. Теперь я намерен рассмотреть, действительно ли святой Иоанн Богослов в 12 главе Апокалипсиса возвещает, что святая Церковь во время антихриста бежит от чад своих, чтобы и им самим быть неизвестной, и есть ли на эти слова Апокалипсиса такие отеческие толкования, которые бы указывали в них желаемый беспоповцам смысл. Я буду приводить сущие слова Апокалипсиса и потом толкования на них из уважаемых самими старообрядцами книг.
Сущее. «И знамение велие явися на небеси, жена облечена в солнце и луна под ногами ея» (Апок. 12:1).
Толкование. «Книга о вере», лист 18: «Жена облечена в солнце Церковь есть, солнцем правды Христом одеяна, луна же знаменует крещение». Сие толкование о облечении жены-Церкви в Солнце – Христа подтверждается словами апостола: «елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся» (Гал.3:27). Андрея Кесарийского толкование на Апокалипсис, киевской печати: «Церковь убо солнцем правды Христом одеяся».
Сущее. «И на главе ея венец от звезд двунадесяте» (Апок. 12:1).
Толкование. «Книга о вере», гл.50: «Двенадцать звезд апостолов двенадцать являет равну светлость»; Апокалипсис толковый, с.52: «И на главе венцем венчася апостольскими догматами же и добродетельми».
Сущее. «И во чреве имущи вопиет болящи, и страждущи родити» (Апок. 12:2).
Толкование. «Апокалипсис толковый»: «Болящая же есть и ограждающая душевныя в духовныя, и видом и изображением образующая их по подобию Христову. Глаголет же, яко болит Церковь на коемждо раждаемых водою и духом, донележе вообразится Христос в них, якоже глаголет (святой) апостол».
Сущее. «И явися ино знамение на небеси, и се змий велик чермен, имея глав седмь, и рогов десять; и на главах его седмь венец: и хобот его отторже третию часть звезд небесных, и положи я в землю. И змий стояще пред женою, хотящею родити, да, егда родит, снест чадо ея» (Апок. 12:3–4).
Толкование. «Апокалипсис толковый»: «Присно бо отступник противу Церкви вооружается, от рожденных по времени от нея свое си брашно творити со тщанием желая: паче же чрез Церковь и Самого Христа гоняй, яко главу ея, яже верных присвояющаго себе, тем же и: Савле, что ся гониши? глаголаше».
Сущее. «И роди жена мужеска, иже имать упасти вся языки жезлом железным» (Апок. 12:5).
Толкование. «Апокалипсис толковый»: «Выну Церковь крещаемыми Христа раждает, аки в онех образуемаго даже до исполнения возраста духовнаго, по апостолу».
Сущее. «И восхищено бысть чадо ея к Богу и престолу Его» (Апок. 12:5).
Толкование. «Апок. толковый»: «И восхищено бысть чадо: восхищаются убо и зде в искушениих святии, яко не препобеждени будут лютыми».
Сущее. «А жена бежа в пустыню, идеже име место уготованное от Бога, да тамо питается дний тысящу двести шестьдесят» (Апок. 12:6).
Толкование. «Апокалипсис толковый»: «Егда (глаголет) действуяй в антихристе диавол, имже на Церковь ополчатся, избранныя сея и верховнейшия, поплевавше гражданския плища, и смятения, и мирския сласти, в пустыню всякой злобы, в плодоносное же всякоя добродетели жительство побегнут, по великому Мефодию, и тамо борющих бесов же и лукавых человек прилогов избежат. Достоверно же, яко и чувственная пустыня спасает, в горы, и вертепы, и в пропасти земныя навета ради отступнича (и лжехриста) бегающия, якоже и прежде мученики: на три же лета и пол, являемыя днями тысяща двесте и шестьдесятми, в нихже державствовати будет отступление».
По сем говорится о брани Михаила архангела со змием и о низвержении змия, далее паки о жене.
Сущее. «И егда видев змий, яко низложен бысть на землю, гоняше жену, яже роди мужеск пол» (Апок. 12:13).
Толкование. «Апокалипсис толковый»: «Егда (глаголет) диавол Христу приражся по крещении победися, и к святым апостолом вооружився посрамися, видев я, смертию жизнь обретшия… тогда паки начат Церковь гонити мужский пол, Божий люд, сластьми неослабленный, родившую и раждающую».
Сущее. «И даны быша жене две криле орла великаго, да летит в пустыню, на место ея, яко да питается тамо время, времена и полвремени, от лица ужева» (Апок. 12:14).
Толкование. «Апокалипсис толковый»: «Но изначала ей к Богу и ближнему любовь, (и) заступающий и пособляющий нас ради Распятаго промысл дан бысть. И два завета, имиже всячески криле орла знаменуются, яко да сима высоко летающи в пустыню всякоя прохладныя сладости жительством питается присно убо, в пришествии же антихристово наипаче, ему же державствовати реченное время, полтретя (полчетверта) лета на мнозе писано бысть, в немже (сиречь времени) и по чувственней пустыни, в горах, и пропастех, и вертепах крыющиися, мощно, яко сего убежат».
Сущее. «И изверже уж из уст своих за женою воду, яко реку: да сию сотворит рекою похищенную, и поможе земля жене, и отверзе земля уста своя, и поглоти реку, юже изверже змий из уст своих» (Апок. 12:15–16).
Толкование. «Апокалипсис толковый»: «Бежащей (глаголет) Церкви в места непроходимая (и безводная) от находа прелестнича, из уст своих, яве от повеления своего, за нею (мещет) воду, аки реку: стиречь безбоженных мужей, или лукавых бесов, или различных искушений множество на ню изведет, яко да поработит ю. Земля же (глаголет) поможе ей: или долготою путя, и безводием и сухотою стремление лукавых удержующи, и реку, яже от искушений, сего ради поглощающи, или смиренномудрием святых истинно и право глаголюших: «Аз есмь земля и пепел», вся сети диавола упраздняющи: ничтоже бо якоже божественному Антонию от Ангела явлено есть, диаволя силы тако сокрушает и ссецает, якоже смирение».
«Соборник великий», лист 877, обор.: «Последи же сих (апостолов) воздвигошася на Церковь от еретик брани, по проречению того же божественнаго Павла, ко ефесским пресвитером сице глаголюща: «Яко по отшествии моем внидут волци тяжци в вас, нещадяще стада Христова, и от вас самех востанут мужие, глаголюще развращенная, еже отторгати ученики вслед себе». Сию же брань мню и Иоанну Богослову во Откровении являющу, еже змий гоняше жену, хотящую родити законная чада, еже есть Церковь Новаго Завета, на нюже пусти змий воду, сиречь тыя еретики, юже видев Бог не мало колеблему и озлобляему от него, воздвиг ей крепкие и бодрые пастыри, от нихже глаголю перваго и премудраго и великаго Дионисия Ареопагита, Иустина же и Иринеа, и божественнаго Ипполита, и дивнаго и изящнаго в философех Киприана, и крепкаго и непобедимаго воина по Святей Троице Афанасия Великаго, твердых же непоколебимых столпов православия, Василия Великаго, Григория Богослова, Иоанна Златоустаго, иже воистину помогоша святей Церкви, пожерше еретическое учение, яко земля воду, правыми велении (учении), яже и ныне подлежима суть верным на отгнание таковые мерзости».
Сущее. «И разгневася змий на жену, и иде сотворити брань с оставшим семенем ея, иже соблюдают заповеди Божии имеют свидетельство Иисус Христово» (Апок. 12:17).
Толкование. «Апокалипсис толковый»: «Изящныя и избранныя церковныя учителя (глаголет) и презревшия землю к беде преставльшияся в пустыню, аще (сия) погрешит антихрист на воинствующия Христови в мире, изнесет (глаголет) брань, яко да якоже земным прахом, стропотно раздражающим елея гладкость, житейскими (глаголю) вещми и неудобствы, сия удобьуловляемыя обрет, превратит, мнози же и от сих, за еже приискренне возлюбиша Христа, победят его».
Приведенные толкования на Откровение св. Иоанна Богослова о жене-Церкви заимствованы из древлепечатных книг и отвергать их не могут сами старообрядцы. Теперь рассмотрим, согласно ли с сими толкованиями разумеют апокалипсическое свидетельство о жене, бежавшей в пустыню, именуемые старообрядцы-беспоповцы, утверждающие на нем свое учение об удалении Церкви от чад своих в чувственную пустыню.
В Откровении св. Иоанна Богослова о жене, облеченной в солнце, изображены три различные действия, или положения Церкви. Первое – болезнь пред рождением. Второе – рождение младенца мужеского пола, «иже восхищен бысть к Богу и престолу Его». Третье – бегство от гоняющего ее змия, сначала пред бранию змия с архангелом и потом, по брани, когда и приемлет она два крила орла великого.
Первые два действия, или состояния, то есть болезнь пред рождением и рождение мужеска, по мнению самих старообрядцев, принадлежит святой Церкви постоянно, как бывает у чувственных жен, то есть не бывает так, чтобы Церковь в одно время только болела пред рождением, а не рождала или была уже родившею, также не бывает, чтобы, рождая или родивши, не была в то же время чреватой и болезнующей к рождению, но всегда и болезнует к рождению, и рождает, и пребывает родившею. В отношении к каждому из чад ее в отдельности все это бывает постепенно: ибо оглашенный, о котором Церковь болит, во еже родити его, еще несть порожден крещением, и новокрещенный уже не оглашен, но и не муж аще, а младенец, питаемый млеком, якоже глаголет апостол: «Аз, братия, не могох вам глаголати яко духовным, но... яко младенцем о Христе, млеком вы напоих, а не брашном» (1Кор.3:1–2). И Церковь воспитывает каждого, дoндеже приидет «в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова» (Еф.4:13); но в отношении к лицу самой Церкви такого разграничения времени не бывает: она в одно и то же время одним болезнует, во еже родити, другого порождает евангельски верой и просвещает святым крещением, других питает млеком, как младенцев, иных возращает в мужи совершенны, в меру возраста исполнения Христова. Итак, Церковь в одно и то же время есть и болезнующая родити, и родившая, и питающая и возращающая.
Точно так же она всегда есть и бежащая, крилами парящая, а не на известное только время должна бегствовать и парить в пустыню. Ибо, во-первых, ее бегство и парение соответствуют ее чревоношению и рождению: посему как чревоношение и рождение ее постоянны, так же постоянны должны быть ее бегство и парение.
Во-вторых, криле, на которых жена парит в пустыню, по толкованию, суть два Завета: Ветхий, содержащий предсказания о Христе, и Новый, проповедующий Его пришествие. Эти два крила Церковь всегда имеет и всегда парит на них от еретических лжеучений, сих вод пущаемых диаволом, и от страстей мира в пустыню бесстрастия.
В-третьих, и самая пустыня, в которую бежит и парит жена, то есть, по толкованию, удаление мирской сласти и плодоносие всякой добродетели, указывает на всегдашнее в сей пустыне пребывание Церкви, а не на временное только пред кончиною мира обитание.
Таким образом, удаление или бегство Церкви в пустыню, как болезнь пред рождением, рождение и воспитание чад, есть не временная, а всегдашняя ее принадлежность.
И всегда болезнуя рождением, всегда рождая, всегда бегая от змия, всегда паря крилами в пустыню и обитая в пустыне, Церковь никогда от чад своих не разлучалась, всегда болезновала о них, по слову апостола: «Чадца моя, имиже паки болезную» (Гал.4:19), – всегда питала их: «Млеком вы напоих». Посему раскольническое толкование о святой Церкви, что аки бы она в нынешнее время уже не болезнует рождением и изменила материнскую любовь и попечение о своих чадах, двести с лишком лет скрывается от них в чувственной пустыни, не согласно отеческим толкованиям апокалипсического видения жены, бежавшей в пустыню, и не соответствует оно и самому понятию о Церкви, о ее свойствах и действиях. Она должна проповедать Евангелие, согласно заповеди Спасителя: «шедше... проповедите Евангелие всей твари» (Мк.16:15), – а по учению беспоповцев, она в пустыне теперь уже не проповедует, не оглашает словом истины и не болезнует родити, то есть оглашенных сотворить верными. Она должна пребывать неодолимою в постоянной борьбе с врагами адовыми по слову Спасителя: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей». А по учению беспоповцев, она пребывает сокровенно в пустыне, уже не борется со вратами ада, уже и не соль земли, но только себя просвещает, пребывая в неизвестности. Но Христос возжег светильник Церкви не для того, чтобы находился он под спудом, в неизвестности, но поставил на свещнице всего мира, как Сам глаголет: «Никто же возжег светильника поставляет его под спудом, но на свещнице, да светит всем» (Мф.5:15).
Беспоповцы говорят, что в толкованиях на апокалипсическое видение бежавшей жены поминается и чувственная пустыня. Действительно, в гонительные времена и чувственная пустыня помогает гонимым чадам Церкви, и в древние времена верные скрывались в пустыню, скрывались даже по случаю и пастыри Церкви, но от кого скрывались? От гонителей. От кого и по свидетельству Апокалипсиса бежит Церковь? От змия. А чтобы Церковь могла скрыться от возлюбленных чад и не окормлять их спасительными таинствами, о том нельзя найти ни свидетельства в Писании, ни указания в истории Церкви. А притом бежать от гонения в пустыню чувственную свойственно немощным и страшливым, как и в Книге Кирилловой о днях антихриста в знамении первомнадесять пишется: «Аще кто слышится силен быти да борется с сатаною, якоже достоит, не ослабляю бо церковных жил, и о всем да глаголет: никто же нас разлучит от любве Божия и проч., но «страшливии да бегают, а инии да вставимся» (л.75)… Бегствовать же в духовную пустыню евангельскими крилами высоких догмат и жительства свойственно изящнейшим Церкве: в сей духовной пустыне пребывая, они от змия не достижени суть, и когда он, будучи бессилен свою злобу на них излияти, устремляется на младенцев о Христе, тогда и тии восхищаеми бывают от уст его к Богу и престолу Его, сиречь покрываются от искушений Божиею благодатию». Итак, в «Отеческих толкованиях» на Апокалипсис не говорится о том, чтобы жена, то есть Церковь, скрывалась в чувственную пустыню и там пребывала неизвестною, сокровенною от своих чад, как несправедливо мудрствуют некоторые из глаголемых старообрядцев беспоповского согласия, напротив, и обличается таковое неправое мудрование.
Библиографический указатель к 12-й главе
1.) Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис. М., 1889. Сл.12. гл.34. О брани ангелов и демонов и о ниспадении сатаны (Апок. 12:7–12). Гл.35. О том, как змий не перестает преследовать Церковь (Апок. 12:13–17).
2.) Еп.Петр. Объяснение Апокалипсиса. Томск, 1885. Таинственное рождение Иисуса Христа в Римской империи (Апок. 12:1–6); состояние жены перед рождением (Апок. 12:1–4); жена во время рождения и следствие рождения (Апок. 12:5–6). Брань архистратига Михаила с драконом (Апок. 12:7–8); конец брани (Апок. 12:8–9); приветствие небожителей с победою (Апок. 12:10–12). Бегство жены в пустыню (Апок. 12:13–17): гонение жены от дракона (Апок. 12:13); бегство жены в пустыню (Апок. 12:14); дракон выпустил из пасти реку для потопления жены (Апок. 12:15); земля помогает жене и поглощает реку (Апок. 12:16); переход к гонению зверя (Апок. 12:17).
3.) Фаррар. Первые дни христианства. Перев.Лопухина. О видении жены, облеченной в солнце.
4.) Оберлен. Пророк Даниил и Апокалипсис св. Иоанна. Перев.Прот.Романова. Церковь и земные государства. Жена и дракон (Апок. 12:1–5).
5.) Ф.Яковлев. Апостолы. Вып.2. Толкование Апокалипсиса. Явление величественной жены и змия красного (Апок. 12:1–17).