Глава 10
В этой главе апостол Иоанн описывает видение, прерывающее течение откровений, которые ему давались до сих пор. Это видение имеет своей целью не столько открыть что-то новое, сколько возбудить в самом Иоанне и в читателях Апокалипсиса большую сосредоточенность и внимание к последующему. Это достигается как самим перерывом предыдущего ряда откровений, так и указанием на особую важность и величие предстоящего откровения.
Откр.10:1. И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные.
Здесь Иоанн видит другого Ангела, ранее ему еще не являвшегося. Это один из высших ангелов Божиих, посланников Всевышнего. Определить же точнее, какой именно это ангел, представляется трудным. Этот ангел показан другим или «новым» и сильным. Ангел является сходящим с неба как посланник Бога Небесного, возвещающий земле волю и определение Небес. Не надо думать, что Иоанн теперь уже на земле, потому что видит сходящего с неба ангела. Восхищенному на небо духу Иоанна равно открывались картины и неба, и земли, и преисподних мест. И вот взору тайновидца является вид ангела, облеченного облаком для обнаружения большой славы и величия. Над головою его была радуга. Но эта радуга была не смарагдовая, как вокруг престола Сидящего (4,3), а обычная семицветная. Лицо ангела, как солнце, поэтому можно и представить себе здесь радугу, как преломление света ангельского лика в окружающем его облаке. Радуга – признак Божественного милосердия и окончания суда. Так этот ангел является вестником кончины мира, близости грядущего Суда, а по его окончании излияния Божественного милосердия на праведных и гнева на нечестивых, что особенно показывают ноги его как столпы огненные. Так что мысль от Божественного милосердия (радуга) переводится к мысли о воздаянии, об огне Страшного суда и геенны (ноги, как столпы огненные).
Откр.10:2. В руке у него была книжка раскрытая. И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю.
Рассмотрев внешний вид ангела («и видел я...»), Иоанн видит теперь, что в руке у него была книжка раскрытая. Андрей Кесарийский говорит, что «книжка, как небольшая и очень мелко написанная, содержит, возможно, имена и даже нечестивых, бесчинствующих на земле и море». Определить содержание книжки трудно, но нельзя его и считать полностью неизвестным. Таинственная книга с семью печатями раскрыта (5,1), и вот теперь в этой книжке содержится еще то, что осталось нераскрытым после снятия семи печатей. Указание Иоанну после того, как он съел эту книжку, снова пророчествовать (ст. 11) и говорит о том, что дальнейшие главы являют собой содержание этой книжки.
Была большая запечатанная книга (5,1), а теперь уже только маленькая книжка. Это подобно тому, как календарь в начале года толстый, но вот идет время, отрываются листочки, и к концу года – уже тоненький календарик. Скоро конец.
И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю. Ангел является, как громадный колосс, поставляющий одну ногу на море, другую на сушу. Он все покоряет наступающему суду Божию. Ничто и никто не укроется от огня Божественного суда. Иносказательно море означает все племена и народы из язычников (17,15), а земля – израильский народ. И всех покоряет ангел.
Откр.10:3. И воскликнул громким голосом, как рыкает лев; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими.
И воскликнул громким голосом, как рыкает лев. Это подобно, как у пророка Осии сказано: «Как лев Он даст глас Свой, даст глас Свой, и встрепенутся к Нему сыны с запада, встрепенутся из Египта, как птицы, и из земли Ассирийской, как голуби» (Ос.11:10). Этот возглас ангела послужит как бы сигналом к Суду и к дальнейшему раскрытию пророческих явлений. «Лев начал рыкать, – кто не содрогнется? Господь Бог сказал, кто не будет пророчествовать?. (Ам.3:8)
И когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими. Как бы семикратным эхом отозвался возглас этого ангела во вселенной. Эти семь громов можно представить и как совокупность громов, которыми как бы отозвались на возглас ангела все семь небес, существующие по еврейскому верованию. Это и семь известных из 28-го псалма Божественных гласов.
– Глас Господень над водами; Бог славы возгремел, Господь над водами многими.
– Глас Господа силен.
– Глас Господа величествен.
– Глас Господа сокрушает кедры; Господь сокрушает кедры Ливанские и заставляет их скакать подобно тельцу, Ливан и Сирион, подобно молодому единорогу.
– Глас Господа высекает пламень огня.
– Глас Господа потрясает пустыню; потрясает Господь пустыню Кадес.
– Глас Господа разрешает от бремени ланей и обнажает леса.
Семь громов нельзя себе представлять как обыкновенные раскаты грома, не имеющие ничего общего с членораздельной речью. Громы проговорили, это была речь, которую Иоанн понял, ибо хотел записать, что они сказали. Но речь голосов была подобно небесным громам. Этим указывается, что страшно будет наказание. Если же кроткий ангел вызвал болезнь пророка Даниила, то каковы действия от этого ангела!
Под семью громами можно разуметь или семь голосов этого самого угрожающего ангела, или, что более вероятно, это – суть семь голосов других ангелов, которые предвозвещают о будущем. Этот ангел воскликнул, а семь иных громогласно вторят ему. Во всем этом блаженный Дионисий видит небесную иерархию, подчиненность одних ангелов другим. На небе все происходит по божественному чину.
Откр.10:4 И когда семь громов проговорили голосами своими, я хотел было писать; но услышал голос с неба, говорящий мне: скрой, что говорили семь громов, и не пиши сего.
Иоанн отчетливо понял сказанное семью громами, пожелал это записать, но небесный голос запретил ему это сделать и приказал скрыть. Тайна эта должна остаться до последнего времени, которое своими событиями и изъяснит ее. Подобное было некогда сказано и пророку Даниилу: «А ты, Даниил, скрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени... иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени» (Дан. 12:4,9). Так, уходя с земли, Даниил и Иоанн, тайновидцы Божии, унесли с собой эти тайны. И только сама кончина века их раскроет.
10.5–6 И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, то в нем, что времени уже не будет.
Иоанн описывает теперь клятву ангела. Для чего клялся ангел? Для большего усиления впечатления от откровения о непреложности Божественного определения относительно предстоящего Суда над миром. А также по причине нашего неверия поклялся Создателем. Эта картина напоминает нам того мужа в льняной одежде, которого пророк Даниил также видел клянущимся: «И слышал я, как муж в льняной одежде, находившийся над водами рек, подняв правую и левую руку к небу, клялся живущим во веки, что к концу времени и времен и полувремени, и по совершенном низложении силы народа святого, все это совершится» (Дан. 12:7). Здесь же ангел поднял одну только руку к небу, ибо в другой находилась книжка, и клялся Живущим во веки веков, то есть Самим Богом. В Евангелии мы читаем: «Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою» (Евр. 6:13). И ангела мы видим здесь клянущимся Создателем. Писание дозволяет только клятву именем Божиим: «Господа Бога Твоего, бойся, и Ему одному служи... и Его именем клянись» (Втор. 6:13). Всякая же иная клятва чем бы то ни было и чьим именем бы то ни было совершенно запрещается (Мф. 5:34–37). В важных делах дозволительно призывать имя Божие во свидетельство истинности своих слов.
Ангел клянется здесь Богом, называя Его Живущим во веки веков и Творцом неба, земли, моря и всего, что в них. Указывая именно на эти свойства Божии, ангел подчеркивает тем самым, что Бог как всемогущий Творец может довести Свое творение до конечной цели бытия всякой твари.
Содержание самой клятвы делится на две части.
Первая часть – ангел клянется Всевышним, что времени уже не будет. Вполне таинственный смысл этих слов нам, пожалуй, и не раскрыт. Но вот несколько указаний на значение этих слов.
Во-первых, этими словами указывается, что после шестого трубного гласа без всякого промедления, скоро последует глас седьмой трубы, и тогда непреложно наступит конец. Круг земного времени окончится, история всей вселенной придет к концу. Этого земного времени уже не будет, а значит, во-вторых, кончится и возвещённое Спасителем «лето Господне благоприятное» (Лк. 4:19). Сегодня день благодати, сегодня можешь покаяться и совершать свое спасение. Если не сделаешь этого сегодня, тогда будет поздно. Тогда будешь с неразумными девами стучать в двери небесного чертога, но они будут закрыты. Времени уже не будет. «Прошла жатва, кончилось лето, а мы не спасены» (Иер. 8:20). О, грешник, к Иисусу приди!
Во-вторых, здесь можно усматривать указание на вечность. В эту тайну наш разум сейчас еще проникнуть не может. Сейчас есть время. Все существует во времени. Собственно, время – это форма существования всего материального. Было, есть, будет – этому подвержено всё. «Мы летим» (Пс. 89:10) во времени. Суточный круг, годичный круг – все указывает на время. И вот – вечность. Время не будет формой вечнобытия. Это будет вневременное бытие, не будет самого времени как такового. Какое-то понятие об этом дает теория относительности Эйнштейна, когда говорит о прекращении хода времени при движении со скоростью света. Потому там и не будет солнца и луны (22,5), ибо не будет кругов времени. А впрочем, всё это великая тайна, непостижимая разумом!
Откр.10:7 Но в те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам.
Это вторая часть клятвы. Почему времени уже не будет? Потому что совершится тайна Божия. Это о домостроительстве спасения, о тайнах Божиих от века утаенных, но открытых пророкам и апостолам. Дух Святой, «глаголавший пророки», благовествовал рабам Своим пророкам. Весть о завершении тайны домостроительства спасения называется благовестием по причине покоя и блаженства, которые имеют наследовать праведные. Для нечестивых труба седьмого гласа, ангел возвестят конец лета благоприятного и начало суда и вечных мук. Для них это будет страшная весть!
Откр.10:8 И голос, который я слышал с неба, опять стал говорить со мною, и сказал: пойди, возьми раскрытую книжку из руки Ангела, стоящего на море и на земле.
Иоанн слышит здесь голос, который он уже ранее слышал. Это был голос некоторой высшей ангельской силы с неба. Он повелевает Иоанну подойти к ангелу, стоящему на море и на земле, и взять у него раскрытую книжку, то есть принять разумение содержания книжки и всего явленного ему в этом видении.
10.9–10 И я пошел к Ангелу, и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед. И взял я книжку из руки Ангела, и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем.
Интересно и дивно, как маленький человек Иоанн подходит к ангелу, этому громаднейшему колоссу, поставившему одну ногу на море, другую на сушу, и дерзновенно просит и принимает от ангела книжку! Да и книжка эта, казавшаяся маленькой в руке ангела-колосса, не была ли весьма велика для человека?! Но по небесному повелению Иоанн делает это. Так и мы, малые, ничтожные, по слову и обетованию Божию можем приступить к великому и важному. Ты, малый человек, призываешься вкусить и познать великие таинства и благодеяния Божии. Грешный, по небесному гласу, приступает к святому, земной – к небесному.
Апостол Иоанн переживает здесь нечто отличное от того, что имел ранее. До этого он все откровения воспринимал глазами (видения) и ушами (слышал голоса и речи). Теперь же он призывается получить пророческое ведение посредством вкусового ощущения, ибо должен не прочитать книжку, а съесть ее. Это подобно тому, как и древнему пророку Иезекиилю было дано съесть книжный свиток, и было сладко в устах его (Иез. 2:8–3:3).
Что же дано было познать святому тайновидцу Иоанну? Книжка в устах была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве его. Что это означает? Через действие книжки во устах и чреве пророка открыто было различное.
– Сладким было содержание книжки лишь для уст при первом восприятии, но при дальнейшем усвоении, когда оно стало ясным Иоанну в подробностях, то стало горьким.
– Это указание на то, что содержание книжки было отчасти сладким, а отчасти горьким.
– В ощущении сладости – отношение пророка Иоанна к Богу, а в ощущении горечи – его отношение к миру (Ис. 6:7; Иер. 1:9; 1Кор. 6:13).
– Более же всего этого разуметь случившееся с пророком надлежит так. Уста Иоанна означают пророка. Как пророку ему сладко было получить новое откровение. «Как сладки гортани моей слова Твои! Лучше меда устам моим» (Пс. 118:103). Но для чрева, для чувств, для человека Иоанна горько было познать содержание этого откровения, говорящего о великих наказаниях и мучениях, ожидающих людей.
– И еще нечто сокрыто в этом. Не зрением и слухом только, а самими ощущениями дается Иоанну познать действия греха. Когда вкушаем, совершаем грех, то бывает сладко, но горьки последствия. Вот сладость греха блудника: сладко ему удовлетворять свою похоть, горьки последствия – разрушенные семьи, слезы, аборты, безотцовщина. Сладки пьяные ночи, но горьки плоды зачатия в пьяном состоянии. Наполняется мир слаборазвитыми, порочными, дебильными. Сладко было во рту – горько во чреве. А вот другой грех – сладострастие. Сладка во рту роскошная и жирная пища, но горька во чреве – тяжести и боли от объедения, непомерная обременяющая тучность, болезни, плотские страсти, низменные желания. Сладки пляски, увеселения, зрелища, но горьки и тошны их последствия! Избави нас, Господи, от всех этих «сладостей», дабы не вкусить их горечи!
Откр.10:11 И сказал он мне: тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах, и языках и царях многих.
Эти слова, сказанные Иоанну, могут быть по-разному понимаемы. Во-первых, это означает, что видение ангела, клявшегося, что после седьмой трубы времени уже не будет, не последнее. Апостолу Иоанну надлежит получить еще ряд откровений о судьбах многих народов, племен, языков и царей мира. Эти откровения и записаны в дальнейших главах.
Во-вторых, это означает, что не тотчас же после того, как Иоанн получит свое откровение на острове Патмос, всё виденное и слышанное им исполнится, как это думали многие первые христиане. После получения Откровения святому Иоанну надлежало еще пророчествовать, еще проповедовать народам и, в частности, написать свое дивное Евангелие.
Есть и еще иное, таинственное понимание этих слов. Святая Церковь содержит такое Предание, что когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они его засыпали землей. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли. Каждый год из могилы святого апостола Иоанна 8 мая выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись им от болезней.
Так родилось поверье, что апостол Иоанн не умер обычной смертью и что ему надлежит ещё в кончину века ко времени антихриста снова прийти в мир и опять пророчествовать, ещё раз исполнить служение пророка, препятствовать прельщениям антихриста, а потом уже претерпеть истинную мученическую смерть.