Глава 11
Первое, в чем выразилось дальнейшее пророческое служение Иоанна: ему было поручено измерить храм.
Откр.11:1 И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем.
И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано. Конструкция этого выражения на греческом языке несколько своеобразна и трудно определить, кто именно здесь является говорящим. Есть несколько предположений.
– Говорящей здесь является сама трость. Это особенно передано в славянском переводе: «И дана ми бысть трость подобно жезлу, глаголя...» То есть глаголет сама трость. Этим указывается, что даже такие видимые Иоанном предметы, как трость, жертвенник, престол являются разумными и измеряются ангельским разумением.
– Или же слова эти принадлежат подающему трость ангелу, который и говорит Иоанну, что он должен сделать с этой тростью.
– Говорящим здесь можно рассматривать и самого Бога. На это указывает ст. 3: «и дам двум свидетелям Моим», а ведь голос в первом и третьем стихе один и тот же. Трость, подобная жезлу, то есть большая и тяжелая, и имела значение известной единицы измерения протяженности. Это может быть сопоставлено с пророчеством Иезекииля, где прямо говорится о «трости измерения» (Иез. 40:3).
А далее следуют другие слова.
Откр.11:2 Встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем. А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца.
Говорящий призывает Иоанна: встань, тут же, неотложно начни делать, что повелю тебе, измерь храм Божий и прочее. В пророческой символике измерение может иметь различное значение. Оно является:
– назначением измеряемого к погибели (Ис. 34:11; Дан. 5:25–27; Ам. 7:7–9),
– указанием на постройку (Иез. 43:10–11; 3ax. 2:2–5),
– описанием измеряемого (Иез. 40:3; Откр. 21:15),
– разумением измеряемого (Еф. 3:18–19),
– определением границ с целью сохранения и сообщения неприкосновенности измеренному (см. разделение земли Израильской Иисусом Навином; строгие размеры скинии и храма).
В нашем случае измерения храма и прочего Иоанном имеет третье, четвертое и пятое значение: описание, разумение, запечатление и отделение измеряемого.
Три предмета предстают перед Иоанном, которые он должен измерить, и четвертый, который он, наоборот, не должен измерять, но исключить его. Измерить предстоит:
– храм Божий,
– жертвенник,
– и поклоняющихся в нем.
Не измерен и подвержен исключению должен быть внешний двор храма. Что это означает? Явленное взору тайнозрителя надлежит себе представлять так. Вот перед нами стоит Иерусалимский храм, отстроенный царем Иродом.
Храм – это святое и Святое Святых – важнейшая и непременная часть храма как вместилище священнейших предметов, где свершаются главнейшие священнодействия. Жертвенник – здесь имеется в виду медный жертвенник всесожжения, стоявший во внутреннем дворе храма. О внутреннем дворе здесь Иоанн совсем умалчивает, поэтому под жертвенником можно разуметь не только сам жертвенник, но и место, где он находился, то есть внутренний двор. Во внутреннем дворе находились и медный жертвенник всесожжении, и медное море – умывальница. И поклоняющихся в нем – имеются в виду поклоняющиеся в самом храме (в Святом и Святом Святых) и у жертвенника, то есть во внутреннем дворе, доступном только священникам и левитам (в храме Ирода были еще двор Израилиев и двор женщин как части внутреннего двора) (2Пар. 23:5). Так что они и есть «поклоняющиеся в нем». Они были священны и отдельны от народа и прозелитов, молившихся во внешнем дворе. Внешний двор дан язычникам, ибо они имели в него доступ (иначе и назывался «двор язычников»). Этих, непосвящённых Богу, Иоанну и не должно было измерять, но исключить.
Пророческое измерение храма имеет двоякое значение.
Во-первых, истолковать можно так. Храм Божий – это ветхозаветная Церковь, имеющая свой храм в Иерусалиме и свой жертвенник в нем. Поклоняющиеся в нем – это иудеи, поклонявшиеся единому истинному Богу Ягве. Ветхий Завет – это «через ангелов возвещенное слово» (Евр. 2:2), оно и описывается здесь как ангельское измерение храма, ангельское разумение ветхозаветного служения и учения.
Внешний двор – это новозаветная Церковь. Ее исключи, она отделяется, ибо «с переменою священства необходимо быть перемене и закона» (Евр. 7:12) – проходит старое, исключается ветхое, начинается новое. Об этом сказано: не измеряй, ибо неизмеримы богатства Нового Завета. Ветхий Завет был дан через ангелов и они измерили его своим разумением. Новый же Завет – это, то «во что желают проникнуть Ангелы» (1Пет. 1:12) своим разумением, но не могут – неизмеримо!
Язычники, имеются в виду не обязательно идолопоклонники, а вообще все безбожники и нечестивцы, не имеющие истинной веры или от всякой веры отпавшие. Язычники будут попирать святый город сорок два месяца. Нет никакого основания под сорока двумя месяцами разуметь не буквально 42 месяца – 3,5 года, а неопределенный промежуток времени, или мистическое число, или 1260 лет (42 месяца = 1260 дней). Здесь надо буквально разуметь промежуток времени в три с половиной года. Это будет время великой скорби антихристовой.
Со времени разрушения Иерусалимского храма римскими императорами Веспасианом и Титом в 70-м году иудейский народ за свой страшный грех отвержения и распятия Мессии рассеивается среди всех народов. Храма нет. Прекращена жертва. Нет иудейской церкви, осталась только синагога. Сбылись слова Христа об Иерусалимском храме: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:38) и «Не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Мф. 24:2). Но так будет не всегда. Апостол Павел пишет, «что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников» (Рим. 11:25). Кончится время язычников, кончится рассеяние евреев среди народов. Об этом говорил и Спаситель, что «Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников» (Лк. 21:24). По окончании же времени язычников, времени, благоприятного для всех народов, снова соберутся со всех концов евреи на родину, восстановят свое государство и свой храм в Иерусалиме. «И будет в тот день: Господь снова прострёт руку Свою, чтобы возвратить себе остаток народа Своего... и соберёт изгнанников Израиля и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли» (Ис. 11:11–12). Особенно же ясно об этом пророчествовал пророк Иеремия. Он спрятал в горе Нево ковчег Завета (в храме Зоровавеля и Ирода ковчега в Святом Святых уже не было). Некоторые пытались найти его. «Когда же Иеремия узнал о сем, то упрекая их, сказал, что это место останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа. И тогда Господь покажет его, и явится слава Господня и облако, как явилось при Моисее как и Соломон просил, чтобы особенно святилось место» (2Мак. 2:7–8).
Вот этот восстановленный Иерусалимский храм иудеев и будет попираем 3,5 года антихристом. Об этом и пишет апостол Павел, что антихрист, человек греха и сын погибели, «в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Сол. 2:4). «Храмом Божиим», в котором сядет антихрист, может быть или христианская Церковь, или иудейский храм, ибо иные храмы не могут быть признаны как храмы Бога Истинного. Но в христианской Церкви он не сядет по обетованию Христа, что «врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Значит, сядет он в иудейском храме. И дальше действительно мы увидим антихриста, царствующим в Иерусалиме (11,8). Приведем свидетельства отцов Церкви об этом.
Святой Андрей Кесарийский: «И антихрист воссядет в храме Божием, или в иудейском – издревна божественном, разрушенном же за дерзость против Христа, и от него (антихриста – Г. Ф.) вновь восстановится имеющем по ожиданию богоборцев иудеев» (Апок. толк. зач. 73. Перевод со слав.).
Святой Ипполит Римский: «И тот (антихрист) восстановит каменный храм во Иерусалиме» (Слово о кончине мира, п. 30), «и, преисполненный гнева, поразит трёх великих царей: Египетского, Ливийского и Эфиопского. И после этого начнет строить храм Иерусалимский, поспешно его восстановит и отдаст иудеям» (Слово о кончине мира, п. 25).
Святой Ефрем Сирин: «Более же скверные иудеи чтить его начнут и радоваться царству его, ибо их будет почитать и место и храм» (сл. 105. Перевод со слав.); «и возлюбит (антихрист) весьма еврейский народ, и во Иерусалиме обоснуется и храм их восстановит» (синаксарь недели мясопустной. Перевод со слав.).
Святой Кирилл Иерусалимский: «Так что в храме Божием сядет он. В которой же церкви? Разумеем разорённый иудейский храм. Да не будет того, чтобы разумелся сей храм, в котором мы! Но для чего говорим это? Да не подумают, что говорим из лести себе. Если антихрист придет к иудеям, как Христос, и от иудеев восхочет поклонения; то, чтобы более обольстить их, покажет великое усердие ко храму, внушая о себе ту мысль, что он от рода Давидова, и что ему должно создать храм, сооруженный Соломоном» (15-е огласит. слово, п. 15).
Глядя на сегодняшние события на Ближнем Востоке, на собирание евреев из других стран на свою родную землю, на воссоздание в 1948 г. государства Израиль после 1878 лет рассеяния (это время рассеяния и отвержения Израиля примерно равно благодатному времени Израиля от Авраама до Христа), глядя на объявление Иерусалима столицей, преобразования в государстве, задаемся вопросом: а не кончается ли «время язычников», и не скоро ли восстановится храм в Иерусалиме, не близок ли антихрист?!..
Это пророческое измерение храма имеет и иное толкование, более подходящее к рассматриваемому нами тексту. Храм Божий – это христианская Церковь, «дом духовный, священство святое» (1Пет. 2:5), как и апостол Павел говорит христианам: «вы храм Божий» (1Кор. 3:16). Жертвенник – это бескровная евхаристическая жертва, всегда совершаемая в христианских алтарях. Поклоняющиеся в нем – это истинные поклонники, поклоняющиеся в духе и истине. Как в Ветхом Завете во внутреннем дворе поклонялись только священники и левиты, освященные для этого служения и отделённые от народа, так и христиане – «священство святое... род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1Пет. 2:5,9).
Церковь и поклоняющиеся в ней должны быть измерены, подлежат ангельскому разумению, как мы и читаем, что «ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» (Еф. 3:10). Церковь измерена, избрана и отделена, ибо «познал Господь Своих» (2Тим. 2:19) (это и означено тем, что внешний двор храма – мир внешний от Церкви, мир языческий, безбожный, антихристианский – его исключи и не измеряй. «...Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместимость храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго... и потому выйдите из среды их и отделитесь» (2Кор. 6:14–17). Храм Божий, Церковь – познаны и запечатлены Богом, измерены мерою благодати. «Внешний двор» не познан Богом. Поклоняющиеся в нем безбожные люди услышат некогда от Всевышнего: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня» (Мф. 7:23).
Интересно посмотреть на историческое осуществление явленного здесь Иоанну. Первохристианство действительно было полностью отделено от «внешнего двора», который дан язычникам. Об отношении христианского общества и внешнего мира ясно говорят такие слова: «Из посторонних же никто не смел пристать к ним» (Деян. 5:13). Христианство в языческой империи было как бы государством в государстве. Далее христианство растёт, побеждает христианство кровью своих мучеников и своей истиной, и само государство становится христианским. Государство воцерковляется. Воцерковляются все стороны жизни. Крещение принимают уже не просто отдельные личности, а вместе со своими князьями целые народы. Вот несколько из множества примеров: 864 г. – крещение князя Бориса и болгар, 966 г. – крещение князя Мечислава и Польши, 988 г. – крещение князем Владимиром Руси. Теперь мы уже видим не просто христиан, а целые христианские нации и государства. Не остается, пожалуй, никакая сторона государственной, политической, военной, гражданской, бытовой, трудовой, семейной, нравственной, культурной жизни, которая бы не была воцерковлена. Вся жизнь того времени мыслится только в культе. Вне культа нет ничего. Вне Церкви оставались только язычники, мусульмане и евреи. Мы видим здесь ту же, столь же святую и непорочную Церковь, что была у первохристиан, но простирающую свое влияние и действие на всё человеческое общество, общество со всеми его правдами и неправдами. Это – средневековье. Протестантизм, а вслед за ним и атеизм, называют его мрачным, но это был поистине светлый период человечества, воистину 1000-летнее царство Христа (V-XV вв.)! Это период наибольшего просветления и обожения человеческого общества. Середина веков должна быть и вершиной горы!
XVI век уже полагает начало «расцерковлению» общества. В области познания: от Откровения – к разуму, от святых отцов и Церкви как учительницы народов – к ученым и академии, от вечных догм – к зыбкому прогрессу науки, ведущему к самоуничтожению общества (заражение и разрушение природы, оружие, могущее уничтожить весь мир). В области искусства: от церковного пения, храмовой архитектуры и иконописи, являющих земным небо – к чувственному искусству эпохи Возрождения, а далее и к преисподним новинкам искусства XX века. В области политической (воли): от теократии – к человекоправлению. От послушания Церкви и помазанному царю – к бунту против всех (первая революция – Нидерланды, 1572–1579 гг.). В области религиозной: от Церкви – к протестантизму, от протестантизма – к рационализму, от рационализма – к атеизму. Это – основные вехи, историческое осуществление которых не столь просто, и не надо представлять их в виде буквального и строгого исполнения начертанной нами схемы. Еще в прошлом веке не было строгой границы между благочестием и нечестием, верой и неверием, и богословы еще не могли себе представить, как же снова произойдет это разделение, как снова Церковь отторгнется от государства и общества, и снова, как некогда в первохристианские времена, представит собой общество в обществе. Храм отделится от внешнего двора. Основным событием в этом процессе явилась, пожалуй, Октябрьская революция в России в 1917 году. Издается декрет об отделении Церкви от государства. Общество становится безрелигиозным и безбожным – «внешним двором», уже не подлежащим божественному измерению. Церковь опять – замкнутое исключенное общество. Внешний двор дан язычникам. Но еще не вполне. Еще орошают спасительные потоки Церкви уже иссушенные безбожием земли. Церковь еще не вполне отторгнута от общества, и в иных странах еще играет значительную роль. Но, как быстро из святой Руси получилась безбожная, так быстро все может измениться и повсюду. И наступят те сорок два месяца, в которые язычники – общество антихриста будут попирать святый город, то есть Церковь. Сейчас только внешний двор дан язычникам и они творят свои дела «у себя дома», хотя то тут, то там уже вспыхивают и гонения на христиан. Но настанет время антихриста, и тогда не только «внешний (внецерковный) двор» будет дан язычникам, но будут они попирать сам «святый город» – Церковь. Тогда снова окончательно, как при апостолах, Церковь отделится, исключится и будет гонима. Сегодня люди из «внешнего двора» еще могут войти во «внутренний» и приобщиться благодати Божией, тогда же «будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» (Ам. 8:12). «Будет взят от среды удерживающий теперь» (2Сол. 2:7). Церковь будет в пустынях, горах и пещерах.
Далее Иоанн слышит, как тот же голос продолжает ему говорить.
11.3–4 И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли.
В дополнение к этому приведем описание видения Захарии: «Вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его; и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его; и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее... И сказал ему (ангелу – Г. Ф.): что значат те две маслины с правой стороны светильника и с левой стороны его?.. Что значат две масличные ветви, которые через две золотые трубки изливают из себя золото?.. И сказал он (ангел): это два помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли» (Зах. 4:2–3,11–12,14). Так Иоанн Богослов и пророк Захария видят, что в последнее время восстанут два свидетеля, два светильника, две маслины, два помазанных елеем Духа Святого, которые будут предстоять Господу всей земли и пророчествовать всем народам 1260 дней. Иудейский год исчисляется в 360 дней. 1260 = 360 х 3,5, то есть имеем срок в 3,5 года. То, что здесь идет речь не о каком-то неопределенном промежутке времени, следует из самой точности выражения, доходящей до указания такой малой единицы, как день, в таком большом количестве, как 1260. Неопределенный промежуток времени был бы означен каким-нибудь круглым числом. Святые отцы разумели здесь буквально промежуток времени в 3,5 года. Это будет в кончину века ко времени антихриста. Как эти 3,5 года пророчествования двух свидетелей соотносятся с 3,5 годами царствования антихриста? По мнению святого Ипполита Римского и указанию синаксари недели мясопустной, сначала будут 3,5 года пророков, а потом 3,5 года антихриста – всего одна седмица (семь лет). Однако ясно и то, что какое-то время деятельность их будет одновременной, возможно, что как раз до окончательного воцарения антихриста.
О том страшном времени, когда сатана, связанный Христом на голгофском Кресте, снова будет отпущен, когда кладезь бездны и все силы ада выплеснут свои мерзости на землю, когда тьма, хуже Египетской, окутает землю, можно спросить: кто устоит? Кто сохранится? И вот к этому времени относится еще один и последний могучий всплеск излияния силы Духа Святого. О том возвещал еще древний пророк Иоиль: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать... прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный» (Иоил. 2:28,31). Это сбылось на апостолах. Но пророк Иоиль говорит еще и о том, что это сбудется перед страшным днем кончины века. Как некогда апостолы, так теперь эти два свидетеля будут пророчествовать в великой силе Духа Святого. Это будут две маслины, преисполненные божественным елеем Духа Святого, это будут два светильника, светящие во мраке антихристовой ночи. Чем ночь темней, тем ярче звезды. Соответственно болезни будет приложено и врачевание. Особо силен будет сатана в лице антихриста и лжепророка, особо силен будет Господь в лице двух Своих пророков. Антихрист и лжепророк будут тогда предстоять перед князем всей земли – сатаной, ибо ему она будет дана. И Захария, и Иоанн говорят, что эти два пророка и свидетеля (Илия и Енох – см. ниже об этом) будут стоять пред Богом земли.
А Бог выше князя!
Кто же эти два свидетеля? Неверны такие понимания, что это Закон и Евангелие, или два Завета Церкви, или Церковь, проповедующая и пророчествующая, или иудейство и язычество, или символические личности и подобное. Этому противоречит как то, что этим свидетелям прилагаются в тексте личные местоимения, так и указания на личные свойства и особенности, а также описываемые события, происходящие с ними, как с конкретными людьми (их смерть, 3,5 дня будут лежать их трупы в Иерусалиме, будет воскресение и вознесение). Символические понимания никак с этим не сообразуются. Святые отцы разумели под этими двумя свидетелями конкретных двух людей-пророков. Кто же они? Читаем у пророка Малахии: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищите, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он – как огонь расплавляющий и как щелок очищающий» (Мал. 3:1–2). Здесь мы видим, что пришествию Господню должен предшествовать ангел – вестник или предтеча, который приготовит Ему путь. В первом пришествии Христа Его ангелом был святой пророк Иоанн Креститель, «ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего перед лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Мф. 11:10). Но Малахия пишет еще о пришествии Господа как «огня расплавляющего», а это уже о втором Его пришествии на Суд. Значит и второе пришествие Христово будет предварено предтечей. Сам же пророк Малахия и отвечает: «Вот я пошлю к вам Илию пророка перед наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их» (Мал. 4:5–6). Здесь уже ясно говорится, что перед великим и страшным днем второго пришествия Христа должен явиться Илия-пророк. Важно еще разобраться, какое отношение имеет это пророчество к Иоанну Крестителю – предтече первого пришествия Христова. Читаем об этом: «И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели... Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» (Мф. 17:10–13). Иудеи правильно понимали, что Христу должен предшествовать пророк Илия. Но они еще не умели различать первое и второе пришествие Христово. Поэтому Христос и не опровергает их мнения об Илии, но говорит, что Илия уже пришел – это Иоанн Креститель. Но вот иудеи спросили Иоанна Крестителя: «Ты Илия? Он сказал: нет» (Ин. 1:21). Так как же? Господь говорит, что он Илия, а он сам отрицает? Ключ к решению этого вопроса дает нам сам Христос. Объясняя служение Иоанна Крестителя, Он говорит: «...все пророки и закон прорекли до Иоанна. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти» (Мф. 11:13–14). Как бы так говорит: если вы так уж хотите, чтобы был Илия, так он и есть Илия. Окончательный ответ на вопрос мы находим в Евангелии от Луки. Здесь ангел Господень говорит Захарии, отцу Иоанна Крестителя, о его сыне: «И многих из сыновей Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям» (Лк. 1:16–17). То есть Иоанн Креститель и Илия-пророк – это разные люди, разные личности. Но Иоанн пришел в духе и силе Илии, а поэтому, если хотите принять, он есть Илия. Как Иоанн приготовил Господу путь в первом Его пришествии, так Илия должен будет приготовить Ему путь во втором пришествии.
Почему же именно Илия-пророк должен приготовить ему путь, а не какой-либо другой пророк, например, Елисей, имевший его дух вдвойне? Ныне в мире царствует всеобщий закон смерти. «Человекам положено однажды умереть» (Евр. 9:27). Илия же пророк не видел смерти, он «восхищен был огненным вихрем на колеснице с огненными конями» (Сир. 48:9). «И понесся Илия в вихре на небо» (4Цар. 2:11). Но в кончину века и он должен будет покориться всеобщему закону смерти, должен будет явиться, пророчествовать и подвергнуться смерти. То же самое можно сказать и об ином пророке – Енохе. «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5:24). «Енох угодил Господу и был взят на небо... Не было на земле никого из сотворенных, подобного Еноху, – ибо он был восхищен от земли» (Сир. 44:15; 49:16). «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти, и не стало его, потому, что Бог переселил его» (Евр. 11:5).
Итак Писание определенно говорит о пришествии в мир перед кончиной века Илии-пророка. Под вторым же пророком святые отцы разумели Еноха как не претерпевшего, подобно Илье, смерти. Святой Ипполит Римский считал, что вместе с пророками Илией и Енохом явится апостол Иоанн Богослов (Откр. 10:11). Об этом и слова Спасителя: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?» (Ин. 21:22–23).
Теперь обратимся к другому вопросу: какова цель пришествия пророков Илии и Еноха? В основном они придут для двух дел.
Первое из них – обращение евреев ко Христу.
Мы уже видели, что в кончину века рассеяние Израиля за неприятие Христа кончится. Евреи снова соберутся в свою страну и восстановят свой храм в Иерусалиме. Но надлежит случиться еще большему – они обратятся ко Христу. Вначале через евреев произойдет воцарение антихриста, как о том говорил и сам Господь: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» (Ин. 5:43). Этот «иной», которого вместо Христа примут евреи, и есть антихрист. Через проповедь пророков Илии и Еноха произойдет обращение евреев ко Христу. Об этом так говорит пророк Малахия: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка (в LXX: Илию Фесвитянина – Г. Ф.) пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их (слав. «сердце отца к сыну, и сердце человека ко искреннему» – Г. Ф.), чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4:5–6). «Ты (Илия) предназначен был на обличения в свои времена, чтобы утишить гнев, прежде нежели обратится он в ярость, – обратить сердце отца к сыну и восстановить колена Иакова» (Сир. 48:10). Этому первоначальному назначению служения Илии-пророка будет соответствовать и его последнее служение. Отчасти эти пророчества сбылись на Иоанне Предтече, а буквально сбудутся на Илии Фесвитянине в кончину века. Под «отцом» здесь разумеется иудейство, а под «сыном» – рожденное из иудейства христианство. Отец и сын – это синагога и Церковь. Сердца евреев обратятся к христианам, как об этом сказано и в Апокалипсисе: «Они (иудеи) придут и поклонятся пред ногами твоими (Церкви), и познают, что Я возлюбил тебя» (3,9). Об этом и Господь говорил: «Илия должен придти прежде и устроить все» (Мф. 17:11). Таким образом сбудутся слова апостола, «что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова» (Рим. 11:25–26).
Об этом обращении евреев ко Христу свидетельствовали и святые отцы.
Святой Иоанн Златоуст: «Видишь точность пророческого изречения! Когда Иоанна назвал Илиею Христос, то назвал по причине сходства служения. А чтобы ты не подумал, что то же самое говорится и у пророка, последний присовокупил и родину его, называя Фесвитянином; а Иоанн фесвитянином не был. Вместе с тем он указывает и другой признак, говоря: да не пришед поражу землю в конец, – означая этим второе страшное Его пришествие... Итак означенные слова пророка показывают, что Фесвитянин придет пред тем пришествием, когда будет суд. Он вместе показывает и причину пришествия его. Что же это за причина? Чтобы он, пришедши, убедил иудеев уверовать во Христа и чтобы, когда Христос придет, не все они совершенно погибли. Потому-то и Христос, приводя им это на память, сказал: «и устроит всё», то есть исправит неверие иудеев тогдашнего времени. Вот почему и пророк весьма точно сказал; он не сказал: «устроит сердце» сына к отцу, но: «отца к сыну». Так как отцы апостолов были иудеи, то сказано: обратит к учению сынов, то есть апостолов, сердца отцев, то есть расположение народа Иудейского» 2.
Преподобный Иоанн Дамаскин: «Будут же посланы Энох и Илия Фесвитянин, и они обратят сердца отцов к детям, то есть, синагогу – к Господу нашему Иисусу Христу и к проповеди апостолов» 3.
Блаженный Феофилакт: «Ибо ослепление пришло на Израиля... почему и знак – отнятие уха – был на рабе первосвященника. Восстановление уха указывает на будущее восстановление разумения израильтян, которого они лишились ныне. Ибо Илия придет и приведет их ко Христу, и их, отцов, соединит с нами, сыновьями, о чем пророчествал и Малахия» 4. «Илия должен придти прежде и устроить всё... когда придет Илия Фесвитянин, он умирит непокорных иудеев и приведет их к вере, и таким образом соделывается предтечею второго пришествия Христова... ибо Илия должен устроить всё, и не будет тогда ни одного еврея неверующего, но все поверят проповеди, кто только услышит её от Илии» 5. «Исайя провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом как песок морской, только остаток спасется... спасутся не все израильтяне, но достойные спасения» 6.
Таково свидетельство Священного Писания и святых отцов Церкви. Событие обращения евреев в кончину века ко Христу играет важную роль в домостроительстве спасения человечества и в вопросе об определении истинной религии. История свидетельствует, что в древности только евреи поклонялись единому, живому, невидимому Богу. Все остальные народы были идолопоклонниками. Существуют, собственно говоря, только три не языческие религии: иудейство, христианство, мусульманство. К мировым религиям относится буддизм. Но надо ясно понимать: то, что буддизм является мировой религией, еще не означает, что он не языческая религия. Более того, буддизм можно назвать даже «атеистической религией», ибо он отрицает теизм, отрицает Бога – Творца, Вседержителя и Спасителя. Буддизм есть язычество, ибо совершает главный грех и главную ошибку идолопоклонства – обожествление твари. Буддизм не знает единого Бога и вообще не знает Бога. Ему ведомы и обоготворяются: космос, люди, достигшие определенного «просветления» (будды, бодисатвы, архаты), а также ими признаются самые различные боги самых различных языческих вер. Сам Будда учил даже так: «Пусть (верующий) совершает приношения божествам данной местности; будучи уважены, они уважают его, будучи почтены, боги почтут его». К тому же известно четкое историческое возникновение буддизма в Индии в VI-V в. до Р. Х. Буддизм не изначальная религия. Его основатель – царский сын Сиддхартха, названный Буддой (просветленным). До этого в Индии было идолопоклонство в форме брахманской религии.
Так что в вопросе об истинной религии участвовать могут фактически только три ветви монотеизма: иудейство, христианство, мусульманство. (Между этими верами выбирал в свое время святой князь Владимир). Мусульманство есть порождение иудео-христианского древа. Оно возникает в Аравии в VII от Р. Х. 622 г. – начало мусульманской эры (бегство Магомета из Мекки в Медину). Основатель Магомет (умер в 632 г.). К тому же мусульманство – не самобытная религия, а возникает на почве иудаизма, христианства и христианских ересей, зороастризма и различных арабских верований. До этого у арабов также было идолопоклонство.
Так что, даже исторически, мусульманство не может претендовать на изначальность. Не может оно и претендовать на универсальность (объединили, мол, все ценное, до них бывшее), ибо вовсе не включило в себя высшие ценности христианства.
О религии же евреев никто не может сказать, что она возникла в определенный момент истории. Сколько история знает евреев, столько и известно, что они содержат ветхозаветную веру во единого Бога – Ягве. Священная история повествует, что эту веру принял от Самого Бога первый человек Адам, передал ее своему сыну Сифу и т. д. Эта вера дошла до Авраама. Аврааму дается знак завета с Богом – обрезание и от него производится богоизбранный еврейский народ. Избранничество еврейского народа, даже вне Писания, доказывать излишне. В этом можно легко удостовериться через сравнение истории этого народа со всеми другими. При Моисее на Синае Бог заключает Свой Завет с еврейским народом и учреждает ветхозаветную Церковь с ее храмом, священством, Законом и Писанием. Эта Церковь была среди всего человечества хранительницей религиозной истины. И из еврейской Церкви рождается христианская Церковь. Так что христианство и иудейство – единственно достойные соперники в вопросе об обладании религиозной истины. Иудейство считает христианство назарейской ересью, сектой. Так ли это? Нет! Это доказывается, с одной стороны, фактами безсеменного рождения, воскресения и вознесения Христа, а также бесчисленными фактами богоприсутствия в христианской Церкви. С другой стороны, само иудейство уже не может претендовать на наименование Церковью, ибо не имеет храма, священства и жертвы. Иудейство имеет не Церковь, а всего лишь синагогу – школу. Христианство же представляет собой именно Церковь с храмом, священством, а не просто школу. Если право иудейство, то не прав тогда Ветхий Завет, говорящий о вечности Церкви с ее учреждениями, ибо с 70 г. от Р. X. евреи их не имеют. Послание апостола Павла к евреям объясняет, каким образом ветхозаветная Церковь претворяется в новозаветную и учреждения ветхозаветные перерастают в новозаветные. Так возникает вопрос: неужели ветхозаветная Церковь могла заблудиться? Отвечаем: нет, ибо не может заблудиться Церковь, основанная Богом. Церковь есть столп и утверждение истины (1Тим. 3:15). Но
– Иудейство после 70 г. не представляет собой Церкви, да и со времени Голгофы завеса в храме уже разодралась. С этого времени Церковью является христианство.
– Иудейская синагога, хранящая учение древней ветхозаветной Церкви, в кончину века обратится ко Христу и примет Его. «Сердца отцов будут обращены к детям». Таким образом замыкаются концы. Сама синагога и докажет окончательно истину христианства, приняв Христа. Бог, начавший Свое дело над евреями с Авраама, победоносно завершит его над остатком Израиля, который спасется! Интересно отметить, что это обращение произойдет не через проповедь христиан из язычников, а через проповедь их же высших пророков. Евреи ждут Илию перед пришествием Мессии. Они не приняли Иоанна Крестителя, пришедшего в духе Илии, что ж, Господь пришлет им самого Илию, и он обратит их сердца ко Христу.
Противодействие всем прелестям антихриста и поддержка христиан в то страшное время – это вторая цель пришествия пророков Еноха и Илии на землю.
Теперь рассмотрим, что конкретно говорится о деятельности этих пророков. Они облечены во вретище. Этим означается, что все тогда живущие достойны сетования и плача. Этим особенно означается проповедь пророков о покаянии, с которой они обратятся тогда к людям и в особенности к евреям. Облачение во вретища – как нам это напоминает пророков-пустынников, ветхозаветного Илию и Иоанна Предтечу, строгих аскетов и подвижников! Таким же будет и последнее пришествие Еноха и Илии.
Откр.11:5 И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту.
Равносильное ране предлагается и врачевание. Ложным знамениям антихриста будут противостоять истинные знамения и чудеса этих двух пророков. Много враг потрудится против них, но нимало не повредит им. Как некогда по слову Илии-пророка огонь с неба сходил для истребления воинов царя Охозии, намеревавшихся схватить пророков (4Цар. 1:9–15), так и эти пророки будут поражать огнем пытающихся их обидеть. Это подобно тому, как пророк Илия низвел огонь с неба на горе Кармил. Здесь мы видим, что пророки действуют как посланники Нового Завета, посланные, как овцы среди волков (Мф. 10:16), в виде смиренном и уничиженном. Это говорит о том, что кончилось «лето Господне благоприятное» (Лк. 4:19), сатана развязывается, день Страшного суда наступает. С другой стороны, под огнем уст пророков можно разуметь их пламенную проповедь, подобную той, о которой было сказано пророку Иеремии: «Я сделаю слова Мои в устах твоих огнем, а этот народ – дровами, и этот огонь пожрет их» (Иер. 5:14). Душа, отвергающая огонь этих слов, погибнет.
Откр.11:6 Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят.
Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их. Это подобно тому, как во дни царя Ахава за грех идолопоклонства израильтян, Илия «молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак. 5:17–18). Такой же властью эти пророки и в кончину века будут затворять небо, наказывая тем израильтян и призывая к покаянию. Власть совершать эти последующие карающие чудеса они будут иметь во дни пророчествования их, то есть 1260 дней, или 3,5 года. Как для проповеди Ноя было отмерено 120 лет (Быт. 6:3) и для проповеди Ионы – 40 дней (Иона. 3:4), так этим двум пророкам для проповеди и совершения знамений дан конкретный промежуток времени. И имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят. Этим два пророка уподобляются Моисею, превратившему воды Египетские в кровь и поражавшему Египетскую землю всякою язвою. Совершать такие чрезвычайные знамения они будут только в особых случаях, но при этом когда только захотят. Они будут совершенно свободно владеть этим даром.
Откр.11:7 И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их.
И когда кончат они свидетельство свое, когда кончатся 1260 дней, назначенных им Богом для своего служения, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их. С окончанием их свидетельства окончится и их чрезвычайная чудотворная сила, и Господь предаст их в руки мучителя. Зверь, выходящий из бездны, – кто это? Наименованием зверь, а не животное, особо подчеркивается его кровожадность и свирепость. Это место перекликается и с видениями Иоанна 9,11; 12,3; 13,1; 17,8. Святые Андрей Кесарийский и Викторин разумеют под этим зверем антихриста. Можно разуметь и самого дьявола, ибо антихрист – это человек и придет он не из бездны, а от евреев. В бездну же заключен дьявол с нечистыми духами (9,1; 11), оттуда ему надлежит на краткое время выйти (17,8) и совершить свою последнюю брань. Так что в собственном смысле этот зверь и есть сам дьявол, но явление его будет через антихриста. Подробнее об этом будет в 13 главе. Кончаются три с половиной года пророков, начинаются три с половиной года дьявола. Кладезь бездны отверзлась, клетка открылась, рыкающий лев на свободе (1Пет. 5:8). Дьявол через антихриста выйдет из бездны и сразится с ними. Начнется невиданная доселе и последняя брань сатаны с Богом, тьмы со светом, зла с добром. И если до сих пор было так, что «всякий рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1Ин. 5:4), то теперь дьявол, сразившись с пророками, победит их. Но и теперь он победит не веру их, а тела, ибо убьет их. Так Бог в кончину века попустит дьяволу победу над пророками и верующими (13,7). Но победа эта будет только внешней, фиктивной. Безбожники хотят уничтожить всякую религию и внешне добьются этого, «будет взят от среды, удерживающий теперь» (2Сол. 2:7). Закрыты будут храмы, но не смолкнут моления в пещерах. Так эти два пророка Илия и Енох, не претерпевшие смерти ранее, воспримут ее теперь от антихриста и пополнят собой славный сонм мучеников. Ветхозаветные пророки станут христианскими мучениками.
Откр.11:8 И трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят.
Столь велика будет злоба антихриста против этих двух пророков и столь велико его злорадство от одержанной им победы, что тела убитых будут лишены всякого почитания, они даже не будут положены в гробы, так и останутся лежать на улице на месте убийства. Трупы – этим подчеркивается, что победу антихрист одержал только внешнюю, физическую, умертвил тела, но ничего не смог причинить их душам, ничего не смог противопоставить их свидетельству. Произойдет это в городе, который здесь охарактеризован с трех сторон:
– как великий;
– духовно называется Содом и Египет;
– где и Господь наш распят.
Указание, где и Господь наш распят (более точный перевод: «их», то есть Господь этих пророков), однозначно указывает на город Иерусалим, где на Голгофском холме был распят Господь пророков и всех нас Иисус Христос. Именно город Иерусалим разумели здесь древние толкователи – святые Викторин, Ириней, Андрей Кесарийский. Нет никакого основания под этим городом разуметь иные города, например, Рим или же полагать, будто это имеется в виду омирщенная и падшая Церковь. Здесь надо конкретно разуметь город Иерусалим. Антихрист придет против Христа и воцарится там, где распят был Христос. Где началось царство Христово, там и он начнет свое царство. Город-блудница (гл. 17–18) – это будет совсем другой город. Между антихристом и Вавилоном будет война (17,16–17) и ненависть. Говорить же, что этот город есть Церковь – это вообще кощунственно, ибо в ней до дня кончины века царствовать будет только Христос (Мф. 28:20). Иерусалим называется здесь великим городом, а не святым, как в 11,2, так как будет городом великого нечестивого государства антихристова, который духовно называется, то есть духовно, по нравственно-религиозному состоянию, будет подобен Содому и Египту. Содом – это город греха, разврата и нечестия. Египет – это образ мира и богопротивления. Грех и богопротивление – вот духовная картина Иерусалима при антихристе. И это тем более ужасно, что этот город ведь есть святое святых земли, воистину мерзость запустения на святом месте! (Дан. 9:27; Мф. 24:15). Город, распявший Христа, убьет и последних пророков. Плачет Христос: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:37–38).
11.9–10 И многие из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною, и не позволят положить трупы их во гробы. И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле.
Такова будет реакция людей на убийство антихристом пророков. Из этого мы видим, сколь велико будет нечестие в то время. Соответственно тому, как 3,5 года было дано пророкам на их служение, так 3,5 дня трупы их не будут положены во гробы, но так и останутся лежать на улице для всеобщего нечестивого веселья. Все народы будут наслаждаться этим зрелищем. Многие, пожалуй, для этого и приедут в Иерусалим. К тому же в Иерусалиме – столице антихристианского государства, конечно же, всегда будут находиться представители самых разных народов. Да и современными средствами телевидения, или что еще к тому времени изобретут, легко сделать всех живущих на земле участниками этого зрелища. Своею проповедью, сопровождаемой великими знамениями, два пророка сии мучили живущих на земле, не давали беспрепятственно развиваться нечестию на земле. И вот нечестивые будут радоваться сему и веселиться, что убрано это препятствие и уже ничто не мешает им наслаждаться на земле всеми утехами ада и творить все мерзости и беззакония. Как бы радостно потирая руки, пошлют дары друг другу, поздравляя друг друга, как в книге Есфири: «Поэтому проводят четырнадцатый день месяца Адара в веселье и пиршестве, как день праздничный, посылая подарки друг ко другу» (Есф. 9:19).
Откр.11:11 Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них.
Преждевременна и непродолжительна была радость нечестивых людей. Можно себе представить их ликование и торжество, как наслаждаются они зрелищем убитых пророков. Ещё бы! Кончились их знамения, не будут они больше мучить и тревожить совесть своим свидетельством. Разрушена Церковь, убиты пророки ненавистного им Иисуса из Назарета! В Иерусалимском храме восседает всемирный владыка. Радуйтесь и веселитесь! И вдруг – что такое? Смех и безумная радость исчезают, сползают улыбки с лиц зрителей, искаженных страхом и изумлением. И великий страх напал на тех, которые смотрели на них. Что же случилось? Прошло всего три дня с половиною и... мертвые пророки встают вдруг на ноги свои, поднимаются. Мир, к тому времени привыкший к самым фантастическим достижениям прогресса и знамениям антихриста, приходит в изумление и ужас: воскресли пророки! Вошел в них дух жизни от Бога. Слова Иоанна точно удостоверяют нас, что будет не кажущееся, а самое реальное умерщвление и воскресение. Дух жизни от Бога (Быт. 2:7), который дается человеку при его появлении в этот мир (оживотворение плоти духом от Бога), оставил пророков, как и Екклезиаст говорит, что в смерти человека «дух возвратился к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7). Так что смерть была самая настоящая, ибо «тело без духа мертво» (Иак. 2:26). Но вот дух возвращается, и пророки, ожив, встают на ноги свои. И здесь не простое посещение духом своего тела, но вхождение его в тело и оживотворение тела. Реальная смерть и реальное воскресение! Будет от чего прийти в ужас людям того времени! Воскреснут убитые и их руками. Но и это еще не всё. Иоанн пишет далее:
Откр.11:12 И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их.
За воскресением следует вознесение. Услышали они, то есть два пророка, – таково чтение этого текста Вульгаты. Есть и иное чтение: «и я услышал», то есть слышащим представляется сам тайнозритель святой Иоанн. Громко звучали голоса смеявшихся и злорадствовавших над пророками. Но вот звучит с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда! Праху пророков не нашла земля антихристова царства место, но отверзается им небо. Небесный голос зовет их туда, в обители Небесного Отца. О, чудо дивное и преславное! Как сладко услышать: взойди сюда! Если бы в кончину века Господь и нас сподобил услышать эти слова. «Ибо Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не упокоится в Тебе» (Исповедь блаженного Августина). Как томится об этом душа наша! (И не это ли томление подспудно двигало поэтом Пушкиным, когда он писал стихотворение «Узник» и подобные ему?) Этого зова на небо и сподобились два пророка Енох и Илия. Подобно нашему Господу, они воскресли (только не своей силой, как Господь, а Божией), подобно Ему они взошли на небо на облаке. Что легче облака, летающего в синем небе?! На облаке восходят они на небо, как некогда Господь с Елеонской горы. И смотрели на них враги их. Отчаянное зрелище! Убили их, даже мертвых позорили на весь мир, радовались. И вот! Страх и ужас! Пророки воскресли и возносятся. Есть мудрость в народной пословице: хорошо смеется тот, кто смеется последним. Следствием вознесения пророков стал не только страх, объявший видевших это врагов, но и целый ряд катастрофических явлений.
Откр.11:13 И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих; и прочие объяты были страхом и воздали славу Богу небесному.
И в тот же час, то есть немедленно по вознесении пророков, произошло великое землетрясение. Иносказательно это можно разуметь, как резкое изменение настроения и помыслов людей. Можно и буквально разуметь землетрясение. Смерть Господа Иисуса Христа была сопровождаема таким же явлением. Но землетрясение при распятии Христа и это имеют совсем разное значение. Здесь мы видим, что десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих. Десять и семь – обычные числа Апокалипсиса и вообще Писания. Город – это Иерусалим, столица антихристова государства. Наказания, наведенные на город, даны уже не для исправления, а для возмездия за убийство пророков. К покаянию призывали пророки Илия и Енох, но не послушали их, а убили (Мф. 23:3), теперь – возмездие. Землетрясение разрушило десятую часть города и при этом погибло семь тысяч имен человеческих, то есть семь тысяч человек. Падение семи тысяч означает еще и падение привязавшихся к седмеричному кругу времени этой земной жизни и не помышлявших о восьмом дне – дне воскресения и начала будущего века. Таковые все погибают и ввергаются в вечные муки геенны – смерть вторую. Или же, как говорит Андрей Кесарийский, это семь тысяч евреев, поверивших антихристу, покорившихся ему и воцаривших его. Часть евреев, обращенная Илией и Енохом, спасется, а другая часть, принявшая антихриста, – погибнет.
Со взятия пророков с земли начинается время безраздельного и беспрепятственного господства антихриста на земле. Но землетрясение и гибель части столичного города показывают, что это и начало крушения его царства, преддверие суда Божия. И прочие объяты были страхом и воздали славу Богу небесному. Это не славословие Бога покаявшимися грешниками. Покаяния мы уже не видим. Мы видим только то, что ужас происходящих событий, Божественного возмездия повергает людей в страх. И не возрожденные сердца, а мятущиеся перед неминуемой гибелью, воздают славу Богу. Это славословие – вопль нечестивца, сознающего свою гибель и боящегося ее.
Откр.11:14 Второе горе прошло; вот, идет скоро третье горе.
Это была труба шестого ангела. Она отзвучала, и идет скоро третье горе – труба седьмого ангела.
Седьмой трубный глас. Третье горе
Откр.11:15 И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков.
И седьмой Ангел вострубил, возвещая третье и последнее горе, настигшее вселенную. По ангельской клятве труба седьмого ангела возвестит конец нынешнему существованию мира (10,6–7). В ответ на трубный глас седьмого ангела раздались на небе громкие голоса. Иоанн слышит эти голоса на небе, но не сообщает нам, кому они принадлежали. Лучше всего полагать, что это именно те голоса, которые всегда слышимы были у престола Божия – голоса четырех животных, 24 старцев, сонмов ангелов и святых.
Царство мира, где владычествовал антихрист, окончилось и соделалось царством Господа нашего (Бога-Отца) и Христа Его (Сына Божия). Это – кончина века, когда, наконец, окончательно повергается древний змий, сатана, и царство мира, данное ему в последний раз на короткое время (3,5 года), отымается от него и переходит к Богу, ко Христу. С другой стороны, вспоминается Голгофа, когда «князь мира сего изгнан был вон» (Ин. 12:31) и Христос основал Свое царство на земле, соделав верующих в Него царями и священниками (1,6). И будет царствовать во веки веков – «и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1:32–33). Царство Христово, начатое на Голгофе, победившее и охватившее собой всю вселенную в кончину века, никогда не кончится, но будет во веки веков.
И, как всегда, когда открывались дивные тайны Божии...
Откр.11:16 Двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу.
Этим они выразили свое полное согласие с только что прозвучавшими небесными голосами. Этим небесная Церковь искупленных выражает свое поклонение и восторг перед победившим вселенную царством Господа. Они поклонились Богу.
Откр.11:17 Говоря: благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядешь, что ты приял силу Твою великую и воцарился.
Говоря: благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядешь. Добавка грядешь взята из Вульгаты, но, по мнению многих толкователей, она произвольна и не должна быть. Отсутствие слова «и грядешь» означает, что Господь уже пришел и не ожидается больше как грядущий. Он пришел и Его царство началось. Двадцать четыре старца славят Господа за то, что ты приял силу Твою великую и воцарился. Силу – ту, через которую Господь добился Своего царства и воцарился. Сколь велика должна быть эта сила, чтобы победить весь боговраждебный мир! Как Бог Христос всегда имел эту силу и был Царем вселенной, но вот Он как человек принял силу... и воцарился! «Воспойте Господу новую песнь, ибо Он сотворил чудеса. Его десница и святая мышца Его доставили Ему победу» (Пс. 97:1). И здесь, как и прежде, речь о воцарении Господа в кончину века, а также можно разуметь и воцарение Его на Голгофе.
Откр.11:18 И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю.
Так здесь представляется картина Страшного суда. Увидев, что навечно и навсегда их дело проиграно, в бессильной ярости рассвирепели язычники, ибо пришел гнев Божий и время судить. Сейчас, человек, имеешь свободу творить, что хочешь, но настанет время судить тебя! Сейчас время творить дела, какие хочешь, тогда будет время… дать возмездие. Лютым преследованиям подвергнутся христиане от врагов истины, особенно во время царствования антихриста. Тогда же – будет дано возмездие рабам Твоим:
– пророкам и вообще всем учителям и благовестникам;
– святым – здесь имеются в виду не вообще все христиане, которые иногда называются святыми (Кол. 1:2; Фил. 1:1), а те христиане, которые достигли особого совершенства, святости и богообщения (вошедшие в лики святых);
– боящимся имени Твоего – это все рабы Божии, в страхе совершавшие свое спасение. Пророкам, святым и богобоязненным людям, принесшим соответственно 100-, 60– и 30-кратные плоды – всем возмездие рабам Твоим (Божиим), всем уготовляется небесное вознаграждение.
Малым и великим – разумеются или меньшие и большие святые в Церкви Божией, или же малые – это грешники, а великие – это праведники. Так великое на земле делается малым на небе, а малое на земле – великим на небе.
Тогда настанет время погубить губивших землю. Своими грехами и беззакониями человек губит землю. «И наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте» (Быт. 1:28), – было сказано первому человеку. Случилось же, «что тварь покорилась суете... по воле покорившего ее» (Рим. 8:20) человека. Грех человека изменил сами законы земли. Грехами человека погублены воды и леса, рыбы и животные. Теперь всюду говорят об «охране природы». От кого охранять? Что, случилось нашествие из неземных миров? Нет! Охранять надо от себя! Сами губим то, что нам дано. Но мы за все в ответе. Мы в ответе за отравленный воздух, за исчезновение с лица земли животных, за мучения твари, за истребление лесов, за все, за все! Мы забываем, что губящие землю будут погублены. Под землей здесь можно разуметь и самого человека, ибо «создал Господь Бог человека из праха земного» (Быт. 2:7). Мы губим себя, свое здоровье, безумно тратим свои силы и способности. Мы за все в ответе! За каждый день, за каждый дар, полученный от Бога, за все! Погубляющий будет погублен.
Слова «время судить мертвых» (ст. 18) ясно указывают на то, что третье горе, или седьмой трубный глас, – это горе Страшного суда, а ст. 15–19 описывают кончину века, Страшный суд и начало вечности. Но, как мы уже видели, что ст. 15–16 указывают и на основание Христом Своего царства на земле через Крест, так и в дальнейших стихах можно усматривать указания на историю царства Христова на земле. Тогда эти стихи можно объяснить так, что когда через апостольскую проповедь царство Христово стало распространяться, то рассвирепели язычники, такие, как император Нерон или Диоклетиан, и разразились лютые гонения на христиан. Но так должно было продолжаться не всегда. Пришло время возмездия. Через святого Константина Великого и последующих императоров царство мира становится царством Христа. Народы обращаются ко Христу, и целые государства становятся христианскими и торжествующими свою победу над язычниками.
Вот протрубила седьмая труба.
Откр.11:19 И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град.
Ковчег Завета был величайшей святыней Ветхого Завета. Он находился в Святом Святых скинии, а потом и храма, построенного Соломоном. Вавилонский царь Навуходоносор за шесть веков до Р. X. разрушил Иерусалимский храм. Тогда пророк Иеремия по бывшему ему божественному откровению спрятал ковчег Завета в пещере горы Нево. С тех пор никто не мог его больше найти. В восстановленных потом храмах Зоровавеля и Ирода ковчега уже не было и Святое Святых было пустым. Но по обетованию Божию в кончину века снова собран будет сонм еврейского народа и восстановлен будет их храм. Тогда Господь снова покажет место Своего ковчега, чтобы особенно святилось место этого храма (2Мак. 2). Но вот Иоанн видит храм Божий на небе. Ему открывается нечто еще большее. В Ветхом Завете ковчег был закрыт от взора людей. Бог был еще далек от человека. Когда умирал на Кресте Христос, то завеса в храме разодралась, и Новый Завет приблизил человека к Богу. Но тем не менее и теперь человек еще не вполне близок к Богу. «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло гадательно, тогда же лицом к лицу» (1Кор. 13:12). То есть настанет время как бы еще другого, третьего Завета Бога с человеком, когда будет совершеннейшее единение неба и земли. Тогда перед человеком отверзется храм Божий на небе. Небо откроет свой лик земле. Тогда человек будет стоять перед Богом как бы лицом к лицу! Тогда откроются святым небесные блага, уготованные им на небе! Сокровеннейшее станет явным. Тогда увидим то, чего не видел сейчас глаз, услышим то, чего не слышало ухо, сердце исполнится того, о чем и не помышляет сейчас. Так Иоанн видит здесь начало вечности, открытие вечных благ святым, оправданным на Страшном суде. Еще одна таинственная мысль сокрыта здесь. По библейской символике ковчег Завета означает Богородицу. Скрижали с десятью заповедями – это воплощенное Слово Божие. Они находились в ковчеге. Так и ныне «Слово стало плотью» во чреве Приснодевы. Богородица – вот Ковчег, вместивший в Себя воплощенное Слово Христа – скрижаль Нового Завета. И вот отверзся храм Божий на небе, Небесной Церкви явился ковчег завета, то есть Матерь Божия, Царица Небесная во славе!
Что касается указаний на исторические события, то здесь можно усматривать то, как со времен императора Константина Великого повсюду открылись храмы Божии, всюду водрузился Крест и Новый Завет покорил себе народы. И в этом новозаветном храме явилось утерянное в ветхозаветном – ковчег. Это явление Матери Божией в Церкви как усердной заступницы и покровительницы рода христианского.
И, как часто случается в Апокалипсисе, в результате великих событий произошли молнии (как угроза Судом) и голоса, и громы (как сам Суд), и землетрясение (как перемена вещей мира, гибель старого мира и начало нового), и великий град (грозные последования Суда).
Так Апокалипсис подошел к описанию кончины века и перехода мира в вечность. Но далее снова возвращается к описанию событий предыдущих. Святой Викторин предостерегал: «Мы не должны обращать внимание на простой порядок сообщений, ибо Святой Дух, дойдя до конца самого последнего времени, часто возвращается к тому же самому времени и восполняет все, что было раньше изложено только отчасти. И хотя тайнозритель, например, повторяет в видении чаш то, что подразумевалось в видениях труб, это не означает повторения одного факта, а только двоякое изложение одного предопределенного события».
Так картина Б, картина храма, явленная Иоанну, практически завершается. Дальше уже все более она будет сливаться с картиной А (картиной Небесного престола).
Приложение 3. Храм Божий
В тайне домостроительства нашего спасения великую роль играет храм Божий. Храм – это путь и место спасения, это небо на земле и земля на небе, это дом Божий. Очень часто о нем говорится и в Апокалипсисе. Мы не имеем здесь возможности подробно разобрать учение о храме Божием, а только укажем на те семь (или девять) храмов, которые промыслом Божиим были учреждены для нашего спасения.
– Жертвенник (Быт. 4:3–7; 8:20; 12:7; 22:9; 35:17; Исх. 17:15). От Адама до Моисея. Первое упоминание о богослужении на жертвеннике в Библии в связи с жертвами Авеля и Каина (Быт. 24:4).
– Скиния (Исх.; Лев.; Чис.; Втор.). От Моисея до Соломона.
– Храм Соломона (Цар.; Пар.). От Соломона до разрушения храма Навуходоносором (ок. 1000 до Р. Х.–587 г. до Р. X.).
– Храм Зоровавеля (1Ездр.). От возвращения иудеев из вавилонского плена до иноплеменного царя иудеев Ирода. Храм Соломона был разрушен в 587 г. до Р. X. Зоровавель закончил восстановление храма в 515 г. до Р. X.
– Храм Иродов (Мал. 3:1; Евангелия). Через 500 лет храм Зоровавеля начал разрушаться и ветшать. Его возобновил и увеличил царь иудеев Ирод Великий. Начались эти работы в 20 г. до Р. X., а окончились окончательно в 65 г. от Р. X., за пять лет до его разрушения римским полководцем Титом. В этот храм вошел Господь наш Иисус Христос.
– Тело Иисуса Христа (Кол. 2:9; Евр. 10:5; 19–21; Ин. 2:19–22). Храмом Божиим было тело Господа нашего, рожденное Девой Марией. В этом теле обитала вся полнота Божества телесно.
– Церковь. Есть Храм Божий (1Тим. 3:15; Пет. 2:5; 1Кор. 3:16–17).
– Иерусалимский храм евреев, который будет воздвигнут в кончину века и в котором воссядет антихрист (2Сол. 2:4; Откр. 11).
– Небесный храм, который составит Церковь Божия на небе в вечности (Откр. 11:19).
Если же жертвенник еще не считать храмом, а первым домом Божиим считать скинию, и не различать Тело Христово и Церковь, то имеем семь храмов.
– Скиния.
– Храм Соломона.
– Храм Зоровавеля.
– Храм Иродов.
– Церковь – Тело Христово.
– Иерусалимский храм великой скорби.
– Небесный храм.
А если глубоко вникнуть в суть этих храмов, то мы увидим, что все они в конце концов являют собой один храм Божий. Люди были изгнаны из рая и остались вне дома греться у жертвенника. Потом им строится шатер (скиния), потом дом (Соломон, Зоровавель, Ирод). Потом Сам Бог строит Себе храм – тело Свое, или Церковь. Последнее и лучшее жилище – храм Божий на небе.
И опять мы видим мистику и символику числа семь в плане домостроительства нашего спасения.
* * *
Толкование на Евангелие от Мф., беседа 47.
Точное изложение православной веры, кн. 4, гл. 26.
Толкование на Евангелие от Ин., гл. 18.
Толкование на Евангелие от Мк., гл. 9.