Глава 11.
Видение, или пророчество об устроении Церкви Христовой (Апок. 11:1–2)
Ф.Яковлев. «Апостолы»
«И дана ми бысть трость, подобна жезлу, глаголя: востани и измери Церковь Божию и олтарь, и кланяющыяся в ней: а двор сущий вне Церкве исключи внеуду, ниже измери его, зане дан бысть языком: и град святый поперут четыредесять и два месяцы» (Апок. 11:1–2).
Тот же ангел, который подал Иоанну книжицу, дал ему еще жезл или меру для измерения Церкви Божией, алтаря и вместимости ее поклонников, то есть для измерения того, что, говоря языком Ветхого Завета, находилось во внутреннем дворе храма Божия; а внешний двор не велел измерять, потому что он предан язычникам, которые будут попирать Святой город 42 месяца. О какой же Церкви, внешнем дворе и Святом граде говорил ангел Иоанну? Буквальный смысл указывает на Иерусалим и храм Иерусалимский, но они были разрушены до основания за несколько лет (за 25 лет) до написания Апокалипсиса, а потому слова ангела и относились к Церкви Христовой, для означения которой заимствованы были образы из Церкви ветхозаветной, напоминающие тесную связь обоих Заветов. Для уразумения слов ангела надобно сказать несколько слов об Иерусалимском храме. Он имел два двора, отделенные друг от друга стенами. Первый был двор жрецов или священников, окружавший с трех сторон стену святилища, в котором завесами разделялись Святая Святых, Святая и притвор. Этот двор назывался также внутренним; он был недоступен народу, или мирянам, только священники и левиты, служащие при жертвоприношениях, имели право быть на этом дворе; их и жилища находились в стенах, отделяющих внутренний двор от внешнего. Внешний двор, огороженный также стеною с четырех сторон, с галереями и разными построениями, назначался для народа и назывался двором народным, двором Израиля. Пророчество Апокалипсиса, применяя названия принадлежностей храма Соломонова к Церкви Христовой, давало разуметь, что и Церковь Христова в обширнейшем значении имеет два, так сказать, двора; внутренний и внешний. Внутренний двор – это «Церковь первородных на небесех» (Евр.12:23), святилище небесное, куда Искупитель, Сын Божий, «Архиерей грядущих благ», вошел однажды навсегда, «вечное искупление обретый» (Евр.9:11–12). А внешний двор – это Церковь Христова на земле, которая есть изображение небесной. Она же может называться Святым градом, то есть Иерусалимом, так как Церковь небесная называется Градом Бога Живого, Небесным Иерусалимом (Евр.12:22). Все это сообразив, мы и вразумляемся, что ангел говорил Иоанну об измерении небесной Церкви. Какое же значение этого измерения? Буквально понимать его нельзя. Мысль, кажется, та, чтобы показать верующим в Господа Иисуса Христа, что небесная Церковь много уже имеет пришельцев в нее из здешнего мира и много уготовано места в ней для других пришельцев; притом можно предполагать, что это счисление их нетрудно, потому что все они запечатлены печатью Бога Живого. Напротив, Церковь Христова на земле, как и видно из последующих слов ангела, оставляется без измерения, потому что, по особенному изволению и предначертанию Божию, она предана власти язычников и будет попираема ими; но тут же предсказано, что бедственное ее состояние ограничено сроком и продолжится не более, как 42 месяца. Всякий, читая это пророчество и соображая его с событиями, не скажет, что тьма одолевала свет, нечестие торжествовало над верой собственными силами, но с полным убеждением будет сознавать, что страдательное состояние Церкви Иисуса Христа происходило и может произойти единственно по Его воле, которая издалека еще предсказана была пророчеством.
Церковь Христова находилась в страдательном состоянии, когда писан был Апокалипсис, и попираема идолопоклонствующими римлянами. Она же подвергнется в другой раз преследованию и страданиям пред концом этого мира, если не от идолопоклонников, то от подобных им развратных нечестивцев – служителей антихриста. Вот предметы предсказания пророческого; оно относится к тому и другому времени и указывает на то, что должно произойти.
Епископ Петр. «Объяснение Апокалипсиса»
Эмблема эта составлена по подобию видения пророка Иезекииля (Иез.гл.40–48), в котором изображается восстановление храма и Иерусалима по возвращении иудеев из плена Вавилонского. Для утешения иудеев, отведенных в плен Вавилонский, для возбуждения в них надежды на воcстановление храма и Иерусалима Бог в видении представил прор.Иезекиилю (Иез.гл.40–48) план для построения нового храма на Сионе по подобию прежнего, Соломонова, также план нового города Иерусалима, которые будут построены Зоровавелем с первосвященником Иисусом – материально, а Верховным Первосвященником и Царем благодатного Царства Иисусом Христом будет построен духовный храм. Как архитекторы, намереваясь построить большое здание, обыкновенно измеряют место постройки и самое здание, чтобы все было согласно с предначертанным планом, так и в видении прор.Иезекииля велено измерить храм и город, чтобы тем показать, что по данному от Бога плану они будут построены. Так и здесь измерение храма означает только то, что Бог по предначертанному плану хочет устроить Церковь Христову преимущественно в Римской империи. В видении прор.Иезекииля храм и город, прилежащий храму, представляются как прообразы христианской Церкви, в которой верующие по двоякому состоянию – духовному, или религиозному, и внешнему, или гражданскому, составляют и храм, и город Божий (1Кор.3:16–17).
Исполнение этого видения некоторые толкователи (Боссюет) относят ко времени Диоклитианова гонения, которое было самое жестокое, продолжительное, наводило на христиан ужас и уныние, так что многие слабые отпадали от веры. Потому Бог этим видением хотел утешить христиан, уверить, что, хотя по плану Промысла Божия будет попущено язычникам преследовать христиан, но веры Христовой они не уничтожат. Бог определил устроить Церковь Христову в Римской империи, и непременно исполнит Свое определение. Бог хотя на время попустит язычникам попирать внешний двор храма и город, то есть разрушать молитвенные домы христиан, их домы частные, отнимать имущество, лишать гражданских прав, должностей, но только внешнее состояние христиан будет расстроено, а самое святилище Христовой Церкви останется неприкосновенным, то есть христианскую веру, ее священные законы, уставы служебные язычники не уничтожат; основание Божие глубоко лежит в душах верующих, твердо стоит (2Тим.2:19) и не может быть разрушено руками человеческими. Хотя некоторые слабые христиане по причине жестокости мучений отпадали от веры, но для большей части христиан мучения послужили к большему очищению веры и нравов, к умножению числа верующих, и к большей славе Церкви Христовой.
Протестанты относят это пророчество ко временам реформации в римской Церкви, начавшейся почти с XII века и кончившейся в XVI веке. Но этого мнения нельзя принять, потому что протестанты не только не очистили, но еще больше осквернили, расстроили Церковь Божию тем, что вновь произвели много ересей, которых не было и в латинской Церкви.
О явлении Илии и Еноха пред вторым пришествием Иисуса Христа (Апок. 11:3–7)
Св.Ипполит. «Владимирские епарх.ведом.», 1867
Даниил говорит: «И утвердит завет мнозем седмина едина: в поле же седмин отимется Моя жертва и возлияние» (Дан.9:27). Он означил этими словами одну седмицу лет, последнюю, имеющую быть в последних временах, при конце всего мира: половину этой седмицы возьмут пророки Енох и Илия. Они, вовлеченные во вретища, будут проповедовать дней тысячу и двести шестьдесят (Апок. 11:3), возвещая людям и всем народам покаяние. Ибо как два пришествия Господа и Спаса нашего указаны в Священном Писании: одно, первое, во плоти, было безславно по причине Его уничижения, как древле пророчествовал Исаия, говоря: «Видехом Его, и не имяше вида ни доброты: но вид Его безчестен, умален паче всех сынов человеческих: человек в язве сый, и ведый терпети болезнь, яко отвратися лице Его, безчестно бысть и не вменися» (Ис.53:2–3), второе же пришествие Его будет славно, так как Он придет с небес со множеством ангелов и в славе Отчей, как говорит пророк: «Царя со славою узрите» (Ис.33:17), – и другой пророк: «Видех, и се на облацех небесных яко Сын Человеч идый бяше, и даже до Ветхаго денми дойде, и пред Него приведеся: и Тому дадеся власть и честь и царство, и вси людие, племена и язы́цы Тому поработают: царство Его царство вечное, еже не разсыплется» (Дан.7:13–14); так и два предтечи предсказаны: первый – Иоанн, сын Захарии. Он во всех отношениях явился предтечею и проповедником Спасителя нашего, ибо, благовествуя о небесном Свете, явившемся в мире, первый исполнил обязанности предтечи еще во чреве матери, будучи зачат Елисаветою, дабы и находящимся во чреве матернем младенцам показать новое, имеющее быть для них рождение от Духа Святого и Марии Девы. Услышавши приветствие Марии Елисавете, он радостно взыгрался во чреве матери, видя зачатого во чреве Девы Бога Слова. Потом с проповедью приходил в пустыню, чтобы возвестить людям крещение покаяния, то есть прознаменовать спасение живущим в пустыне мира язычникам. После сего на Иордане лично указует Спасителя и говорит: «Се, Агнец Божий, вземляй грехи мира» (Ин.1:29). Он же предварительно благовестил и находящимся во аде, когда, убитый Иродом, соделался там предтечею, возвещая и там пришествие Спасителя, Который освободит души святых от руки смерти. Но поскольку Спаситель был начаток воскресения всех человеков, то Он, Господь, должен был один, Сам Собою восстать от мертвых: чрез Него приидет Суд миру, дабы достойно подвизавшиеся достойно и увенчаны были от Него, преславного Подвигоположника, Который первый, исполнив предопределенное служение, вознесся на небеса, сел одесную Бога и Отца и при конце мира опять явится Судиею мира. Предтечам Его необходимо было прежде явиться, как Бог сказал устами Малахии, именуемого ангелом: «Аз послю вам Илию Фесвитянина, прежде пришествия дне Господня великаго и просвещеннаго, Иже устроит сердце отца к сыну и сердце человека ко искреннему его, да не пришед поражу землю в конец» (Мал.4:5–6). Итак, сии предтечи будут проповедовать имеющее быть явление Христово с неба и сотворят знамения и чудеса, дабы вразумить и обратить людей к покаянию от чрезмерного их беззакония и нечестия. Иоанн говорит: «И дам обема свидетелема моима, и прорицати будут дний тысящу двести шестьдесят, оболчена во вретище» (Апок. 11:3), то есть половину седмицы, о которой сказал Даниил. «Сии суть две маслицы, и два свешника пред Богом земли стояща. И иже им неправду сотворит, огнь исходит из уст их, и пояст враги их: и иже восхощет обидети их, сему подобает убиену быти. И сии имут область затворити небо, да не снидет дождь на землю во дни прорицания их: и область имут на водах обращати я в кровь, и поразити землю всякою язвою, елижды аще восхощут» (Апок. 11:4–6). И когда кончат они свое поприще и свидетельство, то что далее говорит пророк? «Зверь иже исходит от бездны, сотворит с ними брань, и победит их и убиет я» (Апок. 11:7) за то, что они не восхотели воздать славу антихристу, ибо он есть малый рог вырастающий, который, вознесшись уже сердцем, начинает возвышать себя и прославлять как Бога, преследуя святых и злословя Христа, как говорит Даниил: «И видех рог, и се, очи аки человечи в розе том, и уста глаголюща великая. И отверзе уста своя на хулу на Бога: и рог оный сотвори брань со святыми, и укрепихся на них, дoндеже убиен бысть зверь, и погибе и тело его дадеся в сожжение огненное» (Дан.7:8, 21). И.Нильский. «Об Антихристе против раскольников»;
По учению тайнозрителя судеб Божиих святого апостола евангелиста Иоанна Богослова, пред пришествием антихриста посланы будут Богом к людям два свидетеля, которые в продолжение тысячи двухсот шестидесяти дней будут пророчествовать, облеченные во вретище. Эти два пророка будут стоять пред Богом, как две маслины или два свещника, и такою будут одарены от Него силой и властью, что в состоянии будут творить чудеса. Они будут ограждены силою Божией так, что всякий, кто решился бы причинить им какое-либо зло, претерпит за это страшное наказание и самую смерть. Когда окончат пророки свое свидетельство, зверь, под именем которого изображается антихрист, вступит с ними в брань, победит их и убьет. Тела их сын погибели оставит на стогнах города, в котором распят был Господь наш, то есть в Иерусалиме, и народы разных стран и племен в продолжение трех дней с половиною будут видеть эти тела и не погребут их. Мало этого – люди будут радоваться смерти пророков и посылать в знак своей радости дары друг другу. Наконец, через три дня с половиною Бог воскресит верных слуг Своих, что приведет в страх великий тех, кои будут видеть их опять живыми. После небесного гласа: «Взыдите семо», – эти два свидетеля в виду врагов своих возьмутся на небо на облаках. В тот час произойдет великое землетрясение, от которого падет десятая часть города и погибнет семь тысяч имен человеческих. Прочие же, пораженные случившимся, воздадут славу Богу небесному (Апок. 11:3–13). Все это видение новозаветного пророка так ясно и определенно, что нет нужды входить в какие-либо дальнейшие объяснения его; остается только вопрос: кто эти два свидетеля Божий пророки, которые будут посланы Богом к людям в последнее время мира и которых убьет антихрист? На этот вопрос святые отцы и учители Церкви единодушно отвечают, что под двумя свидетелями Божиими нужно разуметь прор.Илию и Еноха: мысль, имеющая для себя основание в самом Слове Божием. Так, еще прор.Малахия говорил от лица Божия: «Се, Аз послю вам Илию Фесвитянина, прежде пришествия дне Господня, великого и просвещенного: иже устроит сердце отца к сыну, и сердце человека к искреннему его, да не пришед поражу землю в конец» (Мал. 4:5–6). Здесь под «днем Господним, великим и просвещенным», нельзя разуметь первое пришествие на землю Сына Божия и под Илиею – разуметь Иоанна Предтечу, потому что первый раз приходил на землю Сын Божий для того, чтобы спасти людей и положить за них Свою душу, приходил «не судить мирови, но да спасется Им мир» (Ин.3:17), между тем как в словах прор.Малахии Бог изображается Судиею и Мздовоздаятелем, Который будет поражать и наказывать достойных наказаний, а таким явится Сын Божий только во второе Свое пришествие, когда приидет судить живых и мертвых; во-вторых, Илия прямо называется здесь фесвитянином, следовательно, указывается определенное лицо, которое было известно каждому иудею, и понимать под ним кого-либо другого значило бы произвольно толковать то, что ясно и определенно само по себе. Так действительно и понимали эти слова святые отцы и учители Церкви. «Уверены в том христиане, – говорит блаж. Августин, приведя слова пророка Малахии, – что чрез сего Илию великого и чудного пророка, по изъяснению закона, в последнее время после Суда иудеи в истинного Христа, то есть во Христа нашего, уверуют. Ибо не напрасно и не всуе верим, что прежде пришествия Спасителя Илия приидет, о котором не сомневаемся, что поныне еще не вкусил смерти; понеже восхищен он на колеснице огненной, как явственно Священное Писание свидетельствует. Итак, когда приидет и разъяснит закон духовно, о котором ныне они умствуют телесно, тогда обратит сердце отца к сыну, то есть сердце отцов к детям. Ибо единственное за множественное семьдесят переводчиков положили. И разум есть таков, дабы и дети разумели, то есть иудеи, закон так, как разумели отцы их, то есть пророки, в числе коих был и Моисей». То же говорит и св.Кирилл Александрийский: «Доказательство благости и долготерпения Божия, что прежде явится к нам Илия Фесвитянин и возвестит обитателям всей вселенной о близком пришествии Судии. Ибо сойдет Судия во славе Бога и Отца, в сопровождении ангелов и сядет на престоле славы Своей, чтобы судить вселенную в правде и воздать каждому по делом его (Мф.25:31; Пс.9:9). Прежде приходил блаженный креститель Иоанн в духе и силе Илии; но как он проповедовал говоря: уготовайте… – так и св.Илия проповедует, что скоро, немедленно грядет имеющий судить вселенную в правде. Пророк восстановит порядок, приведет некогда разделившихся к единой вере и устроит сердце человека к искреннему его, дабы Судия, пришед, не поразил земли в конец, то есть совершенно и всецело. Видишь благость Господа всяческих? Он предупреждает земнородных гласом Илии, что придет судить, дабы те, кои будут жить тогда на земле, обратились к лучшему, исправили свою жизнь и не впали в руки неумолимого Судии».
Слова прор.Малахии подтвердил и Господь Спаситель, когда на вопрос учеников: «Что убо книжницы глаголют, яко Илии подобает прийти прежде?», – отвечал: – «Илиа убо приидет прежде и устроит вся. Глаголю же вам, яко Илиа уже прииде, и не познаша его: но сотвориша о нем, елика восхотеша: тако и Сын Человеческий имать пострадати от них. Тогда разумеша ученицы, яко о Иоанне Крестители рече им» (Мф.17:10–13; Мк.9:11–13). «Наш Господь, – говорит св.мученик Иустин, – в учениях Своих предал нам, что сие самое (пришествие Илии) сбудется, рекши, яко и Илия приидет. И мы знаем, что сие будет тогда, как с неба во славе приидет Господь наш Иисус Христос, Коего и первого явления возвеститель предшествовал Дух Божий, прежде бывший в Илии, потом во Иоанне пророке, бывшем в роде вашем (иудейском). Почему и Господь наш, будучи тогда на земле, говорящим, что прежде Христа должно прийти Илии, сказал: «Илия приидет прежде и устроит вся; глаголю же вам, яко Илиа прииде и не познаша его, но сотвориша о нем, елика восхотеша». И писано, что тогда ученики уразумели, «яко о Иоанне Крестители рекл им». Якоже еще в живых Моисеови сущу, преложи Бог на Иисуса от Духа Моисеева: тако Бог силен был сотворити, чтобы дух и от Илии пришел на Иоанна, дабы, якоже Христос в первом пришествии явился бесславным: тако и первое пришествие духа Илиина бесславным представляемо было». «Прельщающе народы книжницы, – говорит блаженный Феофилакт Болгарский, – глаголаху, яко несть он Христос. Аще бо Христос бы глагола Христу, Илиа пришел бы прежде: не ведяще яко два пришествия суть Христова, им же предтеча первому Иоанн, второму же Илиа, еже бо сказуя учеником, глаголаше: Илиа приидет прежде… Еже бо глаголет яко приидет, являет, яко и еще не дошел есть, прийти же имать, предваряя второму пришествию, и устроит всех обретшихся послушливых к вере Христове: еврей ко отчему наследию приводит их яко отпадших: а еже глаголет яко Илиа убо прииде, предтечу Иоанна глаголет, сотвориша бо ему, елика восхотеша, сиречь убиша его. Понеже бо оставиша Ирода убити его, могуще возбранити ему, и не возбраниша, тии убиша его. Тогда убо востроумившеся, ученицы разумеша, яко Иоанна, и Илию глаголет, понеже предтеча беста первому его пришествию, якоже и Илиа будет второму пришествию».
Что же касается до второго свидетеля, имеющего предшествовать славному пришествию Христову, то есть до Еноха, то основанием для такого мнения служили для Отцов Церкви частью следующие слова Иисуса сына Сирахова: «Енох угоди Господеви, и преложися, образ покаяния родом» (Сир.44:15), частью же то убеждение, что «лежит человеку единою умрети» (Евр.9:27), и следовательно, всего естественнее думать, рассуждали святые отцы, что вторым свидетелем, который послан будет от Бога в мир пред кончиной мира и которого убьет антихрист, будет Енох, так как он еще не вкусил смерти, потому что, как повествует Бытописатель, «преложи его Бог» (Быт.5:24), а между тем непременно "лежит каждому человеку единою умрети», а потом уже и Суд, или, скажем словами благовестника, Илиа и Енох не умроста, но обаче смертна и, следовательно, должны же когда-нибудь умереть, потому что «лжа, по истине лжа, еже без смерти быти человеку».
Из сказанного нами доселе открывается, что, по учению святых отцов и учителей Церкви, основанному на учении Самого Слова Божия, прежде второго пришествия Христова посланы будут Богом в мир Илия и Енох для того, чтобы устроить людей к последнему, всеобщему Суду, в частности, чтобы обратить проповедью своей и чудесами ко Христу иудеев, а потом и других людей, которые, как мы видели, пред кончиной мира забудут Бога и закон Его. Но так как пред пришествием же Христовым явится в мир и антихрист, то отсюда рождается вопрос: прежде ли пришествия человека беззакония посланы будут Богом два свидетеля в мир или в то же самое время, когда будет царствовать на земле и сын погибели? На этот вопрос все отцы и учители Церкви единогласно отвечают, что Илия и Енох явятся в мир прежде пришествия антихристова, именно, за три года с половиной до его явления, и тогда, как окончат свое свидетельство, имеющее продолжаться тысячу двести шестьдесят дней, зверь, то есть антихрист, родившийся и возросший втайне, явится в то время открыто, вступит с пророками в брань и убьет их. Такое учение святых отцов основывается на свидетельстве об этом тайнозрителя, который ясно говорит, что «егда скончают свидетельство свое, зверь, иже исходит от бездны, сотворит с ними брань, и победит их и убиет я» (Апок. 11:7). А если Илия и Енох явятся в мир прежде пришествия антихриста, то само собою понятно, что предметом проповеди их будет, между прочим, и явление в мир сына погибели. Так действительно и учат обо всем этом святые отцы и учители Церкви. Вот их свидетельства.
Св.Ипполит, говорит: «Обоим пришествием Христовым от Писаний научихомся. И первое убо по плоти бывшее бесчестно, занеже смирену явитися ему; сице и второе Его пришествие проповедася славно, яко приидет от небес с силою Отчею, первому убо того пришествию Иоанна Крестителя имеяше предтечею; второму же Его, в нем же хощет прийти со славою, Еноха и Илию и Иоанна Богослова явити хощет. И зри Владычнее человеколюбие, како и в последних временех человеческий род промышляет и милует; яко ниже тогда кроме пророк нас оставляет, но и тех пошлет к научению нашему, и обращению и извещению о сопротивнаго пришествии, якоже рече о сем Даниил, провещав. Глаголет бо: Завет завещаю седмицы единыя, и в полседмицы возмется моя жертва и жрения. Едину бо седмицу седмих лет назнаменает, яже убо напоследок будет, и убо пол седмицы возмут ова пророка со Иоанном, еже проповедати во всем мире, о антихристове пришествии, сиречь дней тысячу и двесте и шестьдесят оболчени во вретища, иже и сотворят знамения и чудеса, во еже тако умолити и обратити человеки в покаяние, за пребезмерное тех беззаконие и нечестие, и иже восхощет тех озлобити, огнь изыдет от уст их, и пояст враги их…» и далее почти буквально повторяет слова Апокалипсиса о двух свидетелях и в заключение говорит: «И егда проповедят сия вся, оружием от диавола падут, и исполнят мучение свое, яко зверь, восходяй от бездны, сотворит с ними брань, си речь с Енохом и Илиею и Иоанном (Апок. 13:7), и победит их, и убиет их, за еже не хотети им дати славу диаволу, сиречь возросшему малому рогу».
Св.Ефрем Сирин: «Прежде даже сия не будет (то есть прежде чем придет антихрист и наступит великая скорбь) внегда пошлет Господь Илию Фесвитянина и Еноха, яко милосерд, яко да скажет благовестие роду человеческому, и проповесть с дерзновением богоразумие всем, да не веруют, ни вдадутся страха ради ложнаго. Темже вопиют рекуще, льстец есть, о человецы, никто же от вас веруй нечестивому, никто же от вас послушай мучителя богопротивника; никто же от вас убойся, вскоре бо престанет: Господь же убо святый се грядет с небеси… обаче мнози суть тогда приидут послушати, и веровати глаголом обою пророку. Се, Спаситель Бог наш все творит, да явится на всех нас милосердие Его… Разумеем, возлюбленные, бесчисленное милосердие Спаса нашего, яко ни во время оно оставит человеческого рода без проповедания истины, но пошлет пророки проповедати Божия разума, да ни вси на Суде без ответа будут, егда приидет с небеси».
Андрей Кесарийский: «Сия (два свидетеля) Еноха и Илию мнози от учителей разумеша, яко время от Бога еже пророковати приимета, над три лета, от трех сот и шестидесяти дний числимая (то есть три года в собственном смысле), и облечением во вретища, сетования и плача достойное о попираемых являющая и обретающихся тогда от прелести антихристовы отводимых. ихже Захариа в виде двею маслину и двою светилнику назнаменова». И далее говорит, что Енох и Илия будут творить чудеса и по окончании своей проповеди будут убиты антихристом, но чрез три дня с половиной «равночисленные летам прорицания его» (чем опять указывается на то, что Илия и Енох будут пророчествовать три года с половиной – в строгом собственном смысле), воскреснут и будут взяты на небо. Св. Иоанн Дамаскин: «Послется Енох и Илия Фесвитянин, и обратят сердца на чада, сие есть Синагогу, на Господа нашего Иисуса Христа и апостольскую проповедь, и от него (антихриста) убиются. И приидет Господь из небесе, имже образом святии апостоли ведеша его шествующа на небо, Бог совершен, и человек совершен, со славою и мощию, и убиет человека беззакония, сына погибели духом уст Своих». Ф.Яковлев. «Апостолы»;
При чтении дивных сих предсказаний представляются нам следующие соображения: во-первых, мы с полным убеждением должны веровать, что пред вторым пришествием Господа нашего Иисуса Христа явятся предтечи; потому что пред первым был предтечею Иоанн Креститель и потому, что пророчество Малахии может относиться как к первому, так и ко второму пришествию Господа. Притом в пророчестве сказано, что зверь из бездны победит их и умертвит. Под зверем мы должны разуметь не какое-нибудь видимое чудовище, а зверя невидимого, духа злобы и ненависти к роду человеческому и ко всему святому. Убийство произойдет не от него непосредственно, а от человека, противника Божия, антихриста, или от тех многочисленных антихристов, отступников от веры и заповедей Христовых, сынов погибели, которые будут действовать, да и всегда действовали по внушению виновника греха. Из этого мы заключаем, что когда видим врагов Христа и веры Его, вооружающихся против чтителей и поклонников Его, то тут понимаем также возрастание духа нечестия против истин Божиих. Сверх того, убийство, по словам пророчества, случится в великом городе, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь распят. Не без основания можно полагать, что убийство праведников совершится в городе великом, как по обширности своей и многолюдству, так и по силе и власти своей над народами, потому что в пророчестве сказано, что на убийственное зрелище будут смотреть многие из народов и колен, и языков и племен. Народ этот духовно назван Содомом и Египтом, следовательно, наполнен будет развратом, нечестием и всякого рода беззакониями до высочайшей степени. Наконец, пророчество говорит, что язычники будут попирать Святой город, то есть Церковь Христову 42 месяца; оно же говорит, что два свидетеля Божий будут пророчествовать 1260 дней, это то же, что 42 месяца. Далее мы читаем в 12-й главе, что жена, облеченная в солнце, то есть Церковь Христова, будет скрываться в уединенных и пустынных местах 1260 дней (Апок. 12:6). То же пустынное пребывание Церкви Христовой означено еще другим пророческим исчислением: временем, временами и полвременем (Апок. 12:14); принимая время за год, времена за два года и полвремени за полгода, выйдет всего три года с половиной, или 1260 дней, или 42 месяца; и зверю из моря дана власть вести войну со святыми и победить их в продолжение 42 месяцев (Апок. 13:5–7). Все сии исчисления, несмотря на свою разновидность, будучи односрочны, подают повод думать, что и события, которые они означают, одновременны. Сии события совпадают между собой и соединяются удобно в следующем своде: когда Церковь Христова была попираема, то, очевидно, это время было временем рассеяния ее сынов и укрытия ее в пустыне, а попираема она была язычниками, или покорными исполнителями воли зверя, или, что все то же, самим зверем, столько же времени, сколько предоставлено ему преследовать как Церковь, так и святых ее; зверь будет в то же время убийцей двух свидетелей Божиих. Все это кажется совершенно согласным с последующими апокалипсическими предсказаниями. Одно только составляет самую трудную и почти неразрешимую задачу: как понимать исчисления пророческие: 42 месяца (1260 дней – время, времена и полвремени, или три года с половиной) – период, судя по краткости времени, темный и непостижимый, в который произойдет так много различных весьма важных и многосложных событий? Понимать его буквально нет возможности. Станем ли рассуждать о последних бедствиях Церкви Христовой, о владычестве антихриста и его сообщников? То может ли статься, чтобы оно возникло, выросло, распространилось в мире, подчинило себе многочисленные народы, поколебало многих верующих, рассеянных в разных местах мира, и произвело повсеместное гонение на Церковь Христову не более как в три года с половиной? Мы и полагаем, что это число таинственное, которого настоящий счет нам неизвестен. А может быть, оно означает только последний и решительный переворот тогдашних дел человеческих; в таком смысле недоумение разрешается само собой: исполнение пророчества может произойти точно в определенный срок.
С другой стороны, если мы будем рассматривать пророчество в другом смысле, нами принятом, то есть в отношении к господству язычества и его падению, то три года с половиной, или 42 месяца, совершенно не применимы к длинному периоду гонения на Церковь Христову.
Всеобщее гонение от язычников началось около 65 года от Р.X., в царствование Нерона. Но до этого времени Церковь Христова гонима была иудеями, не менее ожесточенными ее врагами, как и язычники. Кровь Стефана пролита в конце 33 года, в 44 году был умерщвлен ап. Иаков. Историк Деяний апостольских свидетельствует, с какой напряженной злобой иудеи преследовали всюду уверовавших в Господа Иисуса Христа. Потом Церковь Христова терзаема была около трех веков свирепыми идолопоклонниками; далее, Константин Великий хотя освободил ее от унизительного состояния, но арианская ересь колебала ее спокойствие; Юлианово отступничество возвратило времена языческие; Валентово арианство угнетало ее православие; только при Феодосии Великом христианство успокоилось и возвысилось над врагами своими; язычество упало и не восставало более; Феодосии управлял империей единовластно с 379 по 395 год. Вот исторический предел, за которым римское язычество, хотя существовало еще в слабых остатках, но не сильно было отважиться на какой-либо дерзкий поступок против Церкви Христовой. И потому мы заключаем, что язычники, а под ними разумеем не только идолопоклонников римских, но и богохульствующих иудеев и нечестивых еретиков, действительно попирали Церковь Божию с убиения первомученика Стефана до царствования Феодосия Великого, что и составит период около трех веков с половиной. Это историческая истина; равно становится исторической истиной пророческое предвещание, предсказывавшее в довольно ясных выражениях гонения Церкви Христовой и исполнившееся. Не производили ли неисчислимых чудес святые исповедники имени и веры Иисуса Христа, нередко низводя огонь с небес на идольские капища или разрушая их немногими словами горячих молитв? Сколько же их было замучено, умерщвлено неистовыми почитателями идолов или, что все то же, зверя из бездны? Амфитеатры и площади Рима и других городов империи не обращались ли многократно в позорища, на которые сбегался народ, чтобы насмотреться и даже порадоваться над трупами убиенных праведников, особенно от того, что громкие их уличения в нелепом и мерзостном нечестии были тяжки и даже нестерпимы для развращенного слуха исступленных чтителей многобожия? Трупы мучеников, иногда оставляемые на местах мучений для устрашения христиан, уносимы были ими и сохранялись как драгоценнейшие сокровища, благоухающие благодатию Божией, а души доблестных страдальцев возносились в небесные жилища.
Из бесед с раскольниками о том же
Архимандрит Павел. Собрание сочинений архим.Павла
Возражение раскольников: «В гл.11 о Илии и Енохе писано сице: "Егда совершиша свидетельство свое, зверь всходяй из бездн сотворит брань с нима, и победит я и убиет я, и телеса ею оставит на стогнах града великаго (непогребенна), иже порицается духовно Содома и Египет, идеже и Господь ею распятся» (Апок. 11:7–8). Здесь явственно сказуется приход пророков быти духовный, а не чувственный: ибо если чувственно пророки приидут и убиены будут, то как чувственные телеса их на стогнах града духовного повержены быти могут? Если град и стогны града, идеже телеса пророков повержены будут, по сказанию Апокалипсиса, духовны, то и приход пророков, и убиение и повреждение телес их, все должно быть духовно».
Ответ архим.Павла: Ни в Откровении Иоанна, ни в толковании на оное св.Андрея Кесарийского нигде не пишется, чтобы град, где повержены будут телеса пророков, был духовный, а сказано только, что духовно град сей именуется Содом и Египет. Совсем не одно и то же град духовный, и духовное наименование града; поэтому вы опять извращаете смысл Писания, утверждая, что в Апокалипсисе говорится о граде духовном, а не о духовном именовании града. А что Содомом и Египтом духовно именуется в Апокалипсисе град Иерусалим, это ясно даже из сказанного о сем граде в том же стихе Откровения Иоаннова: «идеже и Господь распятся». И такое, в духовном смысле, наименование Иерусалима Содомом встречается в Писании и в друтих местах. Так, Исаия, обращая слово к Иерусалиму, глаголет: «Слышите.., князи Содомстии» (Ис. 1:10). Св.Андрей Кесарийский в толковании на Апокалипсис также пишет, что в 9 гл. Содомом и Египтом называется Иерусалим, где и Христос распят бысть, а не духовный град, как вы утверждаете. И ежели отметать чувственность града, в котором Господь распят был, придется отвергнуть действительность и самого распятия Господня.
Возражение раскольников: «Во Апокалипсисе письменном, в толковании иного толкователя писано: где Христа не приемлют, тамо его распинают. На таковом граде, то есть на неверных сердцах, убиты пророки и повергнуты телеса их».
Ответ архим.Павла: «Толкование сие в старопечатном Апокалипсисе не обретается, а только находится в некоторых новописьменных, и есть новый вымысел, противный подлинной мысли Откровения Иоаннова и на оное толкованию св.Андрея Кесарийского. В Апокалипсисе о распятии Христовом сказано мимошедшим временем: идеже Христос распятся, и следственно о распятии на кресте при Понтийском Пилате; а о повержении телес пророческих говорится в будущем времени, повержени будут. Толкование же, обретаемое в некоторых новописьменных апокалипсисах, говорит о будущем или настоящем распятии Христовом: «идеже не принимают, тамо распинают».
Бысть царство мира Господа нашего и Христа Его
(Апок. 11:15–19)
Ф.Яковлев. «Апостолы»
«И седмый Ангел воструби и быша гласи велицы на небесех глаголюще: бысть царство мира, Господа нашего, и Христа Его, и воцарится во веки веков. И двадесят и четыре старцы пред Богом сидящыя на престолех своих, падоша на лица своя, и поклонишася Богу, глаголюще: Хвалим Тя, Господи Боже Вседержителю, Иже сый, и бе, и грядый, яко приял еси силу Твою великую и воцарился еси. И язы́цы прогневашася, и npиидe гнев Твой, и время мертвым суд прияти, и дати мзду рабом Твоим пророкам и святым и боящимся имене Твоего, малым и великим, и растлити посмраждшия землю» (Апок. 11:15–18).
Когда раздастся звук трубы седьмого ангела, на небесах услышится гром бесчисленных голосов, возвещающих, что царство мира сделалось Царством Господа Бога нашего и Христа Его, и что Он будет царствовать во веки веков. Воцарение Господа Бога и Христа Его, о котором здесь говорится, последует окончательно, когда все враги Господа Иисуса Христа будут повержены в подножие ног Его (Евр.10:13). Впрочем, в вышеприведенных словах мы можем разуметь другое, предшествующее воцарение Иисуса Христа, относящееся к другому смыслу апокалипсического писания.
Царство Господа Бога и Христа Его всегда было от вечности, есть и всегда будет бесконечно. А было время, когда, по неисповедимому Его попущению, расширялось на земле царство тьмы. Мятежные грешники забыли своего Царя и царские почести воздавали не Творцу, а тварям. Для разрушения этого царства мрачного пришел в мир Спаситель; это уже и было началом другого царства на земле. Сию светлую и отрадную истину предварительно исповедовал в поучениях своих иудейскому народу свыше вдохновенный Креститель: «Покайтеся, приближибося Царствие Небесное» (Мф.3:2); и потом изрекли же уста Самого Иисуса Христа (Мф.4:17). Но непостижимая воля Господа Бога Вседержителя была такова, чтобы Сын Божий, Царь от вечности, пришедший в мир Царем, покорил Себе царство земное, и покорил не силою Своего могущества, а смирением, уничижением, великодушным перенесением бесславия, претерпением страданий и поражений мучительной смерти. Когда же Он совершил Свой подвиг, тогда все Силы небесные подвиглись навстречу величественному Победоносцу, тогда отворились «врата вечныя», в которые вошел «Царь славы». Древний пророк вопрошает: «Кто есть сей Царь славы?» – и богодухновенно ответствует на свой вопрос: «>Господь крепок и силен, Господь силен в брани... Господь сил, Той есть Царь славы» (Пс.23:7–10), то есть прославился новою славою Тот, Который был от вечности Господом сил и славы. Дивный Победоносец, Господь Иисус Христос взошел «на небо и воссел одесную Бога» (Мк.16:19). Он, Сын Божий, взошел под новым именем «Сына Человеческого» и принял от Отца Своего вечную власть над людьми, племенами и языками, Царство непреходящее и неразрушающееся (Дан.7:13–14). Он сделался известным небу и под другим именем, под именем Агнца Божия; Ему Господь Вседержитель вручил книгу судеб всего мира. Мы видели, какое торжество происходило на небесах при воцарении Господа нашего Иисуса Христа; и на земле Он положил прочное, непоколебимое основание Царству Своему, победив ад и смерть. При всем том царствование Иисуса Христа как Царя мира, свободы, непринужденного и добровольного подданства людей, встретило мятежников и исступленных противников: суеверное иудейство и мрачное язычество вооружилось против этого царства, как злейшие его враги. Надобно было для их покорения продолжать войну, тем более трудную, что язычество поддерживалось тогда всей огромной силой римского владычества. Достопамятную эту войну продолжали апостолы, ученики их и последователи, и точно с таким же оружием, какое завещано было Царем Господом Иисусом Христом. Они смело своим неустрашимым рвением проповедовали Царство Божие и охотно умирали за Царя своего. Долго продолжалась брань воинов Христовых: свирепые язычники в течение трех веков проливали кровь неповинную; святые страдальцы, переходя от этого мира в Царство Божие, громко вопияли пред Богом, – вопль их мы слышали: «Доколе, Владыко Святый и Истинный, не судиши и не мстиши крови нашей от живущих на земли» (Апок. 6:10)? Им сказано было, чтобы они ждали, пока их «сотрудники и братья», которые также претерпят мучение и смерть, «дополнят число» (Апок. 6:11). И потому небеса исполнены были ожидания; святые небожители, при всем человеколюбивом участии к жителям земли, с покорностью подчинились этому ожиданию. И вот прогремела труба седьмого ангела – грозный знак наступающего отмщения кровожадным язычникам, возвещающий конец их владычеству и насилиям, и раздались на небе громкие голоса небожителей, говорящие: «Царство мира сделалось Царством Господа нашего и Христа Его», – царство мира, конечно, не небесного, которое было всегда Царством Господа и Христа Его, а царство мира земного. Вслед за тем святые представители человечества, небесные старцы поверглись пред Богом с благодарением, что Он воцарился, и тут же объясняли причину небесного торжества и их благодарения сими словами: «И язы́цы прогневашася, и прииде гнев Твой, и время мертвым суд прияти и дати мзду рабом Твоим, пророком и святым, и боящимся имени Твоего, малым и великим, и растлити посмраждшия землю», – то есть вот, язычники дошли до крайних пределов ожесточения и свирепости, потому и настало время гнева Твоего дать суд умершим, отмстить за всех рабов Твоих и погубить осквернивших землю. Применяя пророчество к происшествиям земным, мы находим, что идолопоклонство никогда так не свирепствовало, как пред своим падением, и именно в царствование Диоклитиана и его соправителей. Это время было ужасным для христиан («и язы́цы прогневашася») и роковым для идолопоклонства («и прииде гнев Твой»). Император Константин, низложа своих соперников, дал мир Церкви Христовой и первый потряс идолопоклонство в его основании. И точно, наступили времена отмщения свирепым идолопоклонникам за кровь святых мучеников – времена погибели всемирных властелинов и губителей.
«И отверзеся храм Божий на небеси, и явися кивот завета Его в храме Его: и быша блистания, и гласи, и громи, и трус, и град велик» (Апок. 11:19).
Какая чудная связь неба с землей, устроенная Господом Богом, любящим людей! Он воцаряется на земле в Сыне Своем Господе Иисусе Христе – исчезает мрак языческий, разрушается власть, угнетавшая Церковь Христову, нет более преграды людям исповедывать Христа, идти в след Его; небо отвечает на это торжественное событие раскрытием храма своего для всех последователей Христовых или, иначе сказать, раскрывается все небо, которое есть храм вечного Бога. Является кивот завета Господня, то есть нерукотворное, небесное, неизъяснимое святилище, в которое вошел Господь Иисус Христос как Искупитель и Ходатай за людей (Евр.9:24). Открытие храма небесного сопровождалось потрясением природы и грозными явлениями. Что же означала вся эта торжественность, как не то, что небо праздновало исполнение одного непостижимо благого и величественного определения Божия обращения язычников, уверовавших в Господа Иисуса Христа, которое составляло тайну Божию, неизвестную миру в продолжение многих веков, открытую потом «святым апостолам и пророкам Духом Святым» (Еф.3:5). Если громы Божий поражали ожесточенных идолопоклонников и угрожали новыми поражениями, то, напротив, для обращающихся к истине Божией отверзалось святое недро Церкви Христовой, а чрез нее самое небесное святилище. Событие великое, единственное в истории человечества! И неудивительно, что при таком событии подвиглись земля и небо.
Учение о святых Божиих, содержащееся в Апокалипсисе (Апок. 11:15–18 и др.)
«Воскресн.чт.», ч.11
В таинственных видениях святого тайнозрителя с изображением судьбы Церкви Христовой на земле соединяется изображение состояния и Церкви Христовой на небе; по крайней мере мы находим в Апокалипсисе главные учения о святых Божиих, обитающих со Христом в Его небесных селениях. И такое откровение тем важнее для нас, чем менее ясных свидетельств о сем предмете в других книгах Священного Писания; посему на нем само собой останавливается наше внимание при чтении пророческой книги Нового Завета. Главные черты сего откровения следующие.
1) Святые мужи, скончавшие земное течение свое и соблюдшие веру Христову, уже наслаждаются лицезрением Божиим и участвуют в том высоком служении Богу, которое составляет блаженство Сил Небесных. Серафимы, окружающие престол Господень, предначинают славословие Святой и Единосущной Троице; за ними же и небесное человечество воспевает Ей хвалу и благодарение. «И егда даша животныя славу и честь и благодарение Седящему на престоле, Живущему во веки веков, падоша двадесять и четыре старца пред Седящим на престоле, и поклонишася Живущему во веки веков, и положиша венцы своя пред престолом, глаголюще: достоин еси, Господи, прияти славу и честь и силу: яко Ты еси создал всяческая, и волею Твоею суть, и сотворены» (Апок. 4:9–11). Это чин небесного богослужения, по образу которого совершается и земное. Так поет святая Церковь наша: «Иже херувимы тайно образующе и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе...» и проч. или: «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат...» и проч. Таким образом, глас Церкви земной соединяется с гласом Церкви небесной и вместе славословится величие дел Господних и неизреченная милость и любовь Его к твари. Святые мужи, отшедшие от земли ко Господу, суть как бы пред-посланники Церкви земной к лику сил небесных, или как первенцы Церкви торжествующей, в которую прейдет некогда и Церковь воинствующая.
2) Святые Божий, обитая на небе, знают, что совершается на земле и приемлют всецелое участие в судьбе Церкви воинствующей. Так, души святых, «избиеных за Слово Божие и за свидетельство, еже имеяху... возопиша гласом великим, глаголюще: Доколе, Владыко Святый и Истинный, не судиши и не мстиши крови нашей от живущих, на земли» (Апок. 6:9–10)? Всякий же раз, как открываются суды и определения Божии о мире человеческом, на небеси совершается торжество, и между торжествующими всегда видим лики святых Божий (Апок. 11:15–18, 15:3–8, 19:1–8).
3) Господь открывает святым Своим не только настоящие, но и грядущие события Церкви Христовой на земле. На глас мучеников, требовавших праведного мщения за кровь свою на людей нечестивых и беззаконных, речено бысть им, «да почиют еще время мало, дoндеже скончаются и клеврети их, и братия их, имущие избиени быти, якоже и тии» (Апок. 6:11). «Да почиют» – этим возвещается, что наказание Божие отложено; отложено же на краткое время: «да почиют еще время мало», – отложено для того, дабы исполнилось число страстотерпцев и мучеников за Христа Спасителя и вместе с тем совершилась мера беззакония нечестивых и оправдался суд Божий над ними: «дoндеже скончаются и клеврети их, и братия их, имущие избиени быти, якоже и тии». Таким образом, Господь открывает праведникам Своим тайные советы и намерения Свои, как Царь – приближенным подданным и верным служителям Своим. И вообще из Откровения Божия св.ап. Иоанну видно, что на небе всегда прежде знают, что должно совершиться на земле, и когда еще определения Божия только начинают переходить в действия, там уже торжествуют их совершение. Так, например, при гласе седьмой трубы Страшный Суд над языками только изречен еще в совете Божием, а лики ангелов и Святых Божиих уже воспевают царство мира на земле, отмщение нечестивым и благое воздаяние праведным (Апок. 11:15–18).
4) Наконец, святые Божий, будучи участниками славы и ведения Божественного, имеют и силу пред Господом, то есть могут ходатайствовать за людей, преклоняя Его милость и снисхождение. Ибо двадцать четыре старца, сии первенцы Церкви небесной и избранные представители всего человечества, украшенные венцами, сидят на престолах, около престола самого Бога (Апок. 4:4), и таким образом, будучи как бы членами Совета Божия, не могут не быть и предстателями нашими на суде небесном. Без сомнения, видения святого тайнозрителя образны и имеют смысл духовный, но что другое можно разуметь под символом указанного нами видения, кроме блаженного участия святых в судьбе земных братий, великого дерзновения их пред Богом в ходатайстве за немощных членов Церкви воинствующей. Итак, непреложно истинна вера православной Церкви нашей, прославляющей и призывающей святых Божиих, которые, сподобившись венцов подобных и обитая в присутствии Самого Господа, достойны хвалы и прославления, а ведая наши нужды и имея дерзновение пред Господом, внимают нашим молитвам и не оставят без помощи того, кто с верой и усердием прибегает к их ходатайству и заступлению в скорбях, искушениях и напастях жизни.
Библиографический указатель к 11-й главе
1) Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис. М., 1889. Измерение церкви тростию (Апок. 11:1–2). Гл.30. О Енохе и Илии (Апок. 11:3–10). Сл.11. Гл.31. О том, как восстанут умерщвленные антихристом два сии пророка Божий (Апок. 11:11–14). Гл.32. О седьмой трубе и о святых, воспевающих Бога за будущий Суд (Апок. 11:15–18). Гл.33. О гонениях Церкви прежних и от антихриста (Апок. 11:19).
2) Еп.Петр. Объяснение Апокалипсиса. Томск, 1885. Откровение о состоянии Церкви во время шестой трубы (Апок. 11:1–14); видение или пророчество об устроении Церкви (Апок. 11:1–2); изъяснение видения; пророчество свидетелей истины (Апок. 11:3); сведения о свидетелях истины (Апок. 11:4–6); убиение свидетелей истины (Апок. 11:7); случаи по убиении свидетелей; состояние смерти (Апок. 11:8–10); воскресение свидетелей истины (Апок. 11:11); вознесение свидетелей Христовых на небо и следствие этого (Апок. 11:12–14). Седьмая труба (Апок. 11:16–19); главное благодеяние времени седьмой трубы (Апок. 11:15); славословие пресвитеров (Апок. 11:16–18); следствия воцарения Бога (Апок. 11:19). Исполнение пророчества.
3) Фаррар. Первые дни христианства. Промежуточные события.