Источник

Письмо 88

Три письма твоих я получил, и из всех их не вижу ничего утешительного в твоём устроении: в первом описываешь ужасные действия прелести вражией, кои тебя поставляли в весьма затруднительном положении: и аще не бы помогл Господь, вмале не поругались враги над тобою.

В другом ты мечтаешь о наследстве, и приискиваешь законы, которых совсем нет, чтобы определённые и постриженные в рясофор монахини имели право отыскивать или пользоваться наследством; когда уже есть закон, что кто имеет недвижимое имение, тех даже и не определять в монастырь, пока совершенно не развяжется с миром; дело другое – денежные капиталы.

А что ты прислала выписку из закона, что монашеские имущества, по смерти их, следуют в монастырь; это совсем касается не до недвижимых имуществ, и не дает тебе права искать наследства. А когда случится по каким-либо обстоятельствам приобресть монаху деньги, платье, книги и проч., или кто имел оные, так как в девичьих монастырях имеют некоторые и дом; но они нимало не препятствуют к определению. Такого рода имения, если останутся после монаха, или монахини мантийных, то оные следуют в монастырскую казну. А притом монахи и монахини сами не имеют права никому делать завещаний на свои имения, так и им не велено завещать ничего, а токмо власти, т. е. начальствующие, имеют право делать завещания на свои имения. Никому не верь, что ты имеешь право на наследство по суду. Ежели же ты предпримешь для сего выход из монастыря, то посрамишь себя, обитель и звание монашеское, наведёшь на себя праведный гнев матери и родных, и, по данной власти духовной матери, можешь и всего лишиться. А ты лучше со смирением проси их о неоставлении тебя, и верно они тебя не оставят; паче же Бог промыслит о тебе, когда будешь искать царствия Божия и правды Его (Мф.6:33). В третьем же письме так решительно и отважно дерзаешь: ежели мать не позволит тебе поехать в О..., то пешком уйдешь и пробудешь здесь две недели. Весьма хороший поступок сделаешь; вот плод моего наставления! Думаешь получить утешение здесь, вместо того найдешь скорбь, как и в С–е случилось. А ещё более тем причинишь скорби родным твоим, как тогда причинила: бывши здесь с таким дерзким порывом, ты совсем не найдешь никакой пользы. Я к себе почти никого не принимаю, разве по большой нужде, и то с благословения начальника, а на гостинную часто ходить не могу, и, может, будет случай раза два видеться с тобою: и всё это за твоё самочиние; а ежели ты будешь полагаться на волю Божию, пустят маменька и игуменья, поезжай; а не пустят, подожди, отсеки свою волю: гораздо больше воспользуешься. В письмах твоих является дух самочиния и каких-то угроз и непослушания; какая же польза, что ты ко мне относишься? Желаю тебе придти в разум истинный, умиротвориться и успокоиться. Многогрешный иеромонах Макарий. 19 апреля 1849 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle