Источник

Письмо 42

Слава и благодарение Господу, сохраняющему вас в добром здравии по душе и телу; хотя же и случаются между сёстрами крамолы и смущения, но они мимоходящи и служат более к исправлению нашей нравственности, аще внимательны будем, и из всякого случая пользу можем извлекать. Откуда бы научились терпению и смирению, ежели бы никто ничего не делал нам противного? И как бы мы познали свое устроение, в каком обретаемся? От сего познаём и свою немощь и научаемся искусству; воин не тогда считается искусным, когда только знает военную дисциплину, но когда бывал многократно в сражениях и познает опытом трудности и неудобства брани, и многие имел на себе раны; кольми паче наша духовная брань, так как: несть к плоти и крови, но к началом, и ко властем, и к миродержателем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Еф.6:12); то и надобно проходить оную опытом, испрашивая помощь Божию, и имея себя землю и пепел пред всеми – смирение, которое есть сильное оружие на невидимых врагов.

Жаль мать О., что плохо познаёт своё устроение, и не подвизается на страсти: но что же делать? Прими для себя в руководство св. Марка Подвижника, из глав о мнящихся от дел оправдатися, главы: 129, 176, 182, 183, 213 и 214, оные и к тебе, и к ней относятся; когда она от преслушания вредится, то ты оным воспользуешься; а может быть и она придет в разум истинный. В отсечении же неисцельного уда надобно поступать благорассмотрительнее; когда же ей столько невыносимо с вами сожительство, конечно по навету вражию, которому она не может воспротивиться, не имея смирения, то может и отойти; батюшка её не так связал, – до невозможности, и тогда увидит лучше плоды своей самочинной жизни; а в болезни её ещё больше раздражение стужает.

И твоё устроение нельзя похвалить: мало, что языком, но и руками действуешь свою страсть; чужие-то грехи сучки, а наши с тобою – бревно! Чем похвалимся? А хотя бы и дела-то имела, то без смиренна и сокрушенна сердца, они нам не помогут.

Я чувствую себя весьма слабым, а готовности к неизвестному исходу не стяжаваю. Горе мне, грешному! Людям предлагаю путь добродетели, и богомольцем называюсь: а своя душа нага добродетелей. Прошу вас, о Господе сестёр, молиться о мне, убогом: да неосужденно предстану ко Господу.

Желая тебе и всем твоим о Христе сёстрам душевного и телесного здравия, остаюсь недостойный ваш богомолец, многогрешный И. М. 23 января 1843 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle