Источник

Письмо 227

Представляю себе, какой Вам предлежит труд душевный и скорбь, в принятии и устроении присланной к Вам от высокопреосвященнейшего митрополита Филарета внуки – его девицы С. Лестно иметь такие отзывы, и получать благоволительные письма от главы российской Церкви, но поражает сердце Ваше страх будущего её духовного образования: кому поручить сию словесную овечку в надзор? Это не простая девица, которая пришед, живет как хочет, хотя и за тех Вы дадите ответ Богу; но о ней и здесь опасение имеется. Истинно труден наш нынешний монашеский век, за нерадение наше наставникам и наставницам до зела оскудевшим; а брани отовсюду предлежат: и одесную, и ошую, и внутрь, и вне. Кто изъяснит и покажет путь ко избежанию многочисленных сетей вражиих? Когда сами мы опутаны ими, и, не имев главного оружия, смирения, не можем правым и непрелестным путём идти, и путеводить других. Ещё милость Божия велика, что даровал нам учение святых отцов, прошедших деятельную жизнь, указующих нам путь сей. Но и тут сети вражии, и подсады на самонадеянных и не имеющих смирения велики; принимаясь, или выше меры своей, или неправо толкуя, впадают в прелесть. А кто бы мог, хотя бы несколько, показывать другим право, их святое учение, и при немощах своих, по слову святого Иоанна Лествичника, – но и тут враг запинает; восстают на тех и еретиками провозглашают; как случилось по С. Б. и отчасти и по Б. монастырю, что и с нами было. По сим-то обстоятельствам для Вас есть немалый труд и скорбь в окормлении юной сей девицы. Владыка имеет Вас и обитель Вашу в хорошем мнении, надобно же это оправдать и на деле: одна внешность не может быть оправдана. Вы просите моего совета: что нам делать, кому её вверить, у себя оставить будет ли хорошо? Просвирница соглашается взять, но сомневается в содержании; Вам лучше известны Ваши сёстры, кому бы можно было её поручить; а для меня не столько сведомо; сколько же могу, не отвергаюсь, по вере Вашей, дать совет: мне кажется, лучше бы было, ежели бы она была на Ваших глазах, и научилась от Ваших наставлений; А. N. N. живёт же при Вас; разве опасаетесь соблазнов для неё, по многой молве в Вашей келии? Ежели отдадите к м. О., там, может быть, и не будет соблазна для неё, меньше людей, только не мешает Вам иметь её под собственным Вашим окормлением, т. е. чтобы она во всём Вам открывалась; мне духовное устроение мат. О. неизвестно, то и не могу дать совета на неё положиться; что ж касается до содержания, то это излишнее попечение; неужели отец оставит её без пропитания? В этом никак нельзя сомневаться; паче же Отец Небесный, сказавший: ищите царствия Божия и правды Его, и сия приложится вам, и пекущийся непрестанно о всякой Своей твари. На Него возложа всё Ваше упование, как в телесном, так и в душевном окормлении, и на Пречистую Деву Богородицу, Заступницу нашу Премилосердую, примите её. Неужели же отказать в принятии такому лицу, благоволившему сделать Вам сие поручение? Вот Вам мой совет: недостающее да восполнит благодать Божия, призвавшая сию юную деву на служение себе. Отписать, кажется, нет затруднения; как он пишет к Вам просто, так и Вы отвечайте; он не взыщет от Вас высокопарных слов, но более простоты и истины; а за высокий слог может иногда оскорбиться, увидя в нём не Ваш разум и чувство. Многогрешный И. М. 27 июня 1842 г.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle