Источник

Письмо 199

Воля архипастырская и общее наше желание – устроить к лучшему в вашей обители благоустройству, как вижу из письма вашего, многим не показалось, и избрания якобы без указа, почему и слушать не должно. Я о сем очень сожалею; однако надеюсь, что аще Господь восхощет, и будет святое место существовать, исправление будет. Вам же советую не изнемогать в несении сего креста, но мужественно стоять, и терпеть приражения. Ибо всякое доброе дело с терпением и скopбью исправляется: после те же, кои ныне по нерассуждению ропщут, будут благодарить. Апостолы во время проповеди, хотя и были соблазном для Иудеев, и для Еллинов безумием, но не преставали проповедать Христа распята; и терпением своим всю вселенную прошли, и насадили веру Христову; а ежели бы они, смотря на соблазн и на ропот, оставили проповедь, какая бы была польза? Вам можно в малом образе взять сие для себя примером, только Бога ради старайтесь более с любовью предлагать (как и я от вас таковое же слово слышал, и желаю оному подражать), чем можно снискать их расположение и послушание. Ежели которая и воспротивится, не действовать настоятельно, но дать время опомниться; ежели ж и не придет в чувство, вы не дадите ответа; при сем смущении помнить надобно, что и мы ежедневно Богу согрешаем, да и самое сие, когда хотим упорно, хотя и правое дело защитить, пользы не приносит, и мы, может быть, исполняем свою страсть. Вот уже и доказали N. и N., сделавши противление и грубости, после смирились; вы же на то не смотрите, что они погрешили, а радуйтесь о покаянии; стало быть есть надежда ко исправлению. Апостол повелевает также и сие: братие, аще и впадет человек в некое прегрешение, вы духовнии исправляйте такового духом кротости: блюдый себе, да не и ты искушен будеши (Гал.6:1).

Надобно и нам познавать свою немощь, а не оставлять послушания. Господь да поможете вам. В недоумениях же, помолясь Богу, посоветуйтесь друг с другом, как лучше поступить, – и Господь вразумить вас. Что ж касается до келии, я вошел бы в это, но мало успею; ибо меня не послушают; следовательно, надобно оставить на Божию волю, и время все переменить может. Это бы ничего не стоило, что меня не послушают, но из сего может выйти такая тревога, что иногда и поневоле должен буду вас оставить. Также и в сем нужды мало, но должен я говорить с некоторыми пояснениями, отчего по монастырю должен поселиться превелий раздор; – от чего да сохранит вас Господь; худой мир лучше доброй ссоры. Ежели бы мы все видели дела, как они идут, и старались бы их поставить на должной мере, то бы удобнее войти (в известные обстоятельства); а ежели мы ослепляемы какою-нибудь немощью, не говорю страстью, да и не видя её, – не можем и о делах судить право. Почтеннейшим сёстрам В. Г–не и Д. Е–е, свидетельствую моё усердное почтение, каковое и вам принеся, и поручая себя общим вашим молитвам, пребуду желатель вашего спасения и усердный богомолец, многогрешный И. М. 19 сентября 1829 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle