Источник

Письмо 153

Вы сами бываете причиною своего смущения; мы уже многократно Вам писали о скорбях, что оные случаются попущением Божиим и надобно, с покорностью воле Его, понуждать себя к терпению и к зазрению своих немощей и смиряться от сего, а на смирение Господь призрит и пошлет Свою помощь.

Мы нимало не скучаем Вашими письмами и изъяснением в оных Ваших немощей, но сердечно о Вас соболезнуем; желали бы помочь, но не имеем сил и средств; Вы находитесь в борьбе, и Бог не посылает брани выше сил Ваших; но Вы, ежели страждете побеждения, то это от Вашего нерадения и за оставление непобедимого оружия – смирения, которым все страсти и сети лукавого сокрушаются. Смущающий Вас помысел о грехах от слов монахини, и доводящий до отчаяния, есть от противного. Против этого никто не может спорить, что и грехи требуют равно-достойного покаяния: но кто ж оное может измерить, кроме единого сердцеведца Бога! Мы должны каяться о грехах наших и, всегда памятуя оные, нисходить в бездну смирения; но не полагать, что уже загладили свои грехи нашим покаянием, а ввергать себя в пучину неизреченного Божия милосердия и щедрот, и надеяться, чрез заслуги Спасителя нашего, получить прощение; как обнадежить себя своими заслугами – зло есть, так равно и отчаиваться – зло же, хотя бы и извещение прияла о прощении грехов, но все памятью их должны возбуждаться к смирению, и когда случится какая скорбь, или обида, воспоминая грехи свои, простим ближних, по слову Спасителя: аще не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших (Мф.гл. 6. ст. 15), подобно сему и притча о должнике тьмою талант ( Мф.24:24. ) научает; да и святые чем сохранили свою святость, как не смирением? Чем более приближались к Богу, тем более видели себя осужденными: а которые были прежде грешники и покаялись и уже получили святыню, а все грехи свои не забывали, как-то: св. Мария Египетская и проч.; довольно ли сего для Вас рассуждения о покаянии? Можете и сами читать у св. Исаака и св. Лествичника, св. Ефрема, и у прочих; все они обнадеживают грешников и отводят от бездны отчаяния.

Помыслы исповедывать надобно те, в которых воля Ваша участвует и соизволяет на них, укосневая, и делается мысленною преступницею пред Богом. Десятая заповедь ясно показывает нам сие; все заповеди запрещают делать зло, а оная и желать мысленно; но те помыслы, которые только приражаются, а мы с ними не согласуемся, не соизволяем на них и отвергаем, не нужно исповедовать. И. Л. и И. М. 21 февраля 1839 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle