Источник

Письмо 15

Когда Вы поздравляли меня с праздником – новым годом, выразилась в письме оном скорбь души Вашей от разных стекшихся случаев, и отчаяние, что «равно гибнуть». Ежели мы грешны, то не должны ли паче прибегать к пришедшему спасти грешных и уповать на неизреченное Его милосердие, что имиже весть судьбами устроит наше спасение, токмо не оставляйте врачевства покаяния и упования. Вы избраны и поставлены пасти стадо словесных овец не сами собою, не исканием, но, по воле Божией, архипастырем. Проходя же сей Ваш пост, невозможно, чтобы не было скорбей, имевши под рукою 300 сестёр; не все в одном благом устроении, но многие боримые страстьми, побеждаются, и Вас оскорбляют; Вам же скорби сии посылаются не без промысла Божия, но смотрением Его: – или ко очищению грехов, или к научению терпения; дабы, других научая терпению, сами прошли путь сей искусом. Как бы ни были велики наши скорби, – но что они против тех, о которых воззвал Искупитель наш: прискорбна есть душа Моя до смерти (Мф.26:38)? Но предание воле Отца небесного, для нашего спасения, и любовь к нам, грешным, сотворил до того, что Он испил чашу скорбей до смерти, и смерти крестной, самой поносной; за то славою воскресения Своего отверз нам вход, в царство небесное, то не должны ли мы покоряться воле Его и нести посланные нам скорби ради своего и ради ближних наших спасения? Да и святые апостолы научали нас, что многими скорбми подобает нам внити в царствие небесное; и заповедовали радоватися, егда во искушения впадаем различна (Иак.1:2), и через наказание скорбями – должны видеть к вам любовь Божию; Егоже бо любит Господь, наказует, биет же всякого сына, егоже приемлет (Евр.12:6). Примите сие учение святых апостолов как целительный бальзам для скорбного сердца Вашего, и принесите благодарение премилосердому Господу, могущему избавить Вас от скорби и даровать утешение, разогнать мрак печали Вашей и воссиять свету в душе Вашей; только блюдитесь от ропота и малодушия, отягощающих и умножающих скорби. Я писал Вам, по получении креста внешнего в награду, что надобно быть и внутреннему кресту; – тако и бысть, и на все это есть воля Божия. Вы пишете, что в Вас нет ничего доброго, кроме зла; сердиты, нетерпеливы и прочее. Повседневное себя в сем испытание и зазрение за оное подадут Вам силу к исправлению себя и несению ближних немощей; а что Вы говорите: хотя бы мало пожить для души моей, полагаю, в том заключаете, чтобы быть в покое от оскорбляющих Вас; – то это не поможет, но в вящее разленение можете впасть. Предайтесь же воле Божией; Он знает, как Вас спасти: ежели Вам не на пользу начальство, то освободит от него; а когда нужно чрез него искуситься и очиститься скорбми, и послужити другим к спасению, то да будет воля Его; а наше дело: смиренно повергнуть себя мыслю перед всеми; то молитв ради сестёр, спасающихся под Вашим кровом, и пользы ради их, помилует и Вас Господь. Оскорбившимся на Вас сёстрам А. и Н., – теперь писать не могу, ибо они сами ко мне о сем не пишут; а самому вызваться – еще более Вам скорби наведешь. Вас должна оправдать совесть в отношении к ним, и будьте спокойны. Поблагодарим Господа за прошедший год, в коем Он сохранял нас Своею милостью; а вступая в новый помолимся, – да подаст Свою помощь к исполнению святой Его воли; потщимся и сами, по силе, творить оную, совокупно с помощью Божией и со смирением. Многогрешный. М. 31 декабря 1846 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle