Письмо 101
Спрашиваешь: можно ли просить об увольнении от ....; что́ на это сказать, не знаю; если бы это в совершенном мире и согласии было сделано, без всяких предваривших неприятностей, или по местному расстоянию, то можно бы, без всякого сомнения: но как в вашем устроении совсем противное сему, то и нельзя о сем просить; разве бы она сама вздумала сказать тебе: будь мирна и пользуйся от кого можешь, по моей немощи, – то это дело другое.
Какого ты ищешь извещения о надежде спасения? При твоём устроении это дерзостно и безумно: пожалуй, получишь мнимое извещение от прелести вражией, и после обезумишься. Сего сподоблялись великие угодники Божии прежде смерти, или незадолго пред исходом; но кто они были, и какое имели глубокое смирение?! Св. Феогност пишет: проси дати тебе извещение, но не прежде смерти: еже есть смиреннейше, а мы не имеем смирения. Если бы дано нам было извещение, то вознеслись бы и глубоко пали. Нам должно иметь веру, смирение и надежду на милосердие Божие, и не отчаиваться до конца, а всегда пребывать в покаянии, болезновании сердца и во смирении; избегать же двух крайностей: излишней надежды и отчаяния, а иметь себя под всею тварию; Господь, на смиренные призираяй силен устроить наше спасение.
О прочих же твоих неисправлениях приноси всегдашнее покаяние и проси Бога подать тебе помощь; от того мы и падаем, что не имеем смирения; ибо, по слову св. Иоанна Лествичника, где совершилось падение, там предварила гордость. О падении надобно разуметь всякого рода: в помыслах, словах, нерадении и лености. Припадай всегда ко Господу и проси помощи; проси и Матерь Божию, Царицу Небесную, сохранить тебя под кровом Своим, Ангела хранителя и всех святых помощи тебе в делании твоего спасения. Читай отеческие книги деятельные, ведущие к самоукорению, смирению и терпению; мира, здравия и спасения тебе желаю. Многогрешный И. М. 25 сентября 1854 года.