Источник

Часть вторая. О Боге – Спасителе и особенном отношении Его к человеческому роду

Отдел I. О Боге – Спасителе

§ 71. Учение Церкви и части этого учения

Православная Церковь учит: «о человеке так устроил Бог, чтобы, по причине его греха, гораздо более воссияла благость Божия: поскольку Он определил послать Единороднаго Сына Своего в юдоль земную, дабы Он, восприяв плоть от Пречистой Девы по действию Св. Духа, искупил человека и ввел его в царство Свое гораздо в большей славе, нежели какую он имел в раю» (Прав. Испов. 1, отв. на вопр. 25). «Когда первые человеки исповедовали пред Богом грех свой, то Бог, по милосердию Своему, дал им надежду спасения, обещал, что семя жены сотрет главу змия (Быт. 3:15), т.е. что Иисус Христос победит диавола, прельстившего человеков, и избавит их от греха, проклятия и смерти, и это обещание повторял людям неоднократно... Наконец, Сын Божий для спасения нашего сшел с небес..., принял человеческое естество... и совершил наше спасение» (Простр. Христ. Катех. 1, о чл. 3; Прав. Испов. 1, отв. на вопр. 38). В этом учении Церкви заключаются две главные части: первая – о Боге, как Спасителе нашем вообще, поколику в деле нашего спасения участвовали все Лица Пресв. Троицы; вторая – о Господе нашем Иисусе Христе в особенности, как самом Начальнике и Совершителе нашей веры и спасения (Евр. 2:10; 12:2).

Примеч. В Св. Писании имя Спасителя или Спаса нашего равно усвояется: а) и Богу вообще, в Троице славимому, например: единому премудрому Богу и Спасу нашему, Иисусом Христом Господем нашим, слава и величие (Иуд. 25); или: Павел посланник Иисус Христов, по повелению Бога Спаса нашего, и Господа Иисуса Христа, упования нашего (1Тим. 1:1; см. так же 1Тим. 2:3, 4; Тит. 3:4, 6 и др.); б) и в теснейшем смысле, Сыну Божию, Господу Иисусу, например: Отец посла Сына Спасителя мирy (1Ин. 4:14; см. еще Тит. 1:4; 2:13; 3:6 и др.).

Глава 1. О Боге, как Спасителе нашем вообще

§ 72. Один только Бог мог спасти или восстановить человека, падшего, но еще сохранившего способность к восстановлению

I. Три великих зла совершил человек, не устояв в первобытном завете с Богом: а) бесконечно оскорбил грехом своего бесконечно-благого, но и беспредельно-великого, беспредельно-правосудного, Создателя, и через то подвергся вечному проклятию (Быт. 3:17–19); б) заразил грехом всё свое существо, созданное добрым – помрачил свой разум, низвратил волю, исказил в себе образ Божий; в) произвел грехом гибельные для себя последствия в собственной природе и в природе внешней. Следовательно, чтобы спасти человека от всех этих зол, чтобы воссоединить его с Богом и соделать снова блаженным, надлежало: а) удовлетворить за грешника бесконечной правде Божьей, оскорбленной его грехопадением; б) потребить грех во всём существе человека – просветить его разум, исправить волю, восстановить в нем образ Божий; в) истребить гибельные последствия, произведенные грехом человека в его природе и в природе внешней. Но выполнить все означенные условия не мог никто, кроме единого Бога.

1. Для выполнения первого условия, т.е. для удовлетворения правде Божией за грех человека, требовалась столько же бесконечно-великая, умилостивительная жертва, сколько бесконечно оскорбление, причиненное человеком Богу, сколько бесконечна сама вечная правда. Но такой жертвы не мог принесть никто из людей; ибо все люди до единого всецело заражены грехом, и след. все и всецело находятся под клятвою Божиею: брат не избавит, избавит ли человек? не даст Богу измены за ся, и цену избавления души своея (Пс. 48:8–9). Такой бесконечно-великой жертвы не мог принести Богу за человека никто и из высших сотворенных духов, если бы и захотел: с одной стороны потому, что жертва сотворенного духа и даже всех их вместе, в чем бы ни состояла она, по самой их ограниченности, не может иметь бесконечной цены; а с другой стороны – и потому, что всё доброе творят сотворенные духи не сами собою, но при помощи благодати Божией. Такую умилостивительную жертву за грехи человека, вполне достаточную для удовлетворения бесконечной правде, мог обрести и принести один только высочайше-премудрый и всемогущий Бог.

2. Для того, чтобы выполнить второе условие, именно потребить грех во всём существе человека, просветить его разум, исправить волю, восстановить в нем образ Божий, требовалось не менее, как воссоздать человека: ибо грех не есть в нас что-либо внешнее, напротив он проник всю нашу природу, заразил своим ядом все наши силы, низвратил способности; он повреждает каждого из нас в самом семени и корне – потому что во грехе мы все зачинаемся, во грехе и рождаемся. Но воссоздать человека, без сомнения, никогда не мог ни сам человек, больной, немощный, лишенный благодати Божьей, ни кто-либо из Ангелов, которых могущество ограничено. Воссоздать и очистить человека от грехов мог только Тот, Кто его создал в начале, и Кто сказал о Себе: Аз есмь, Аз есмь заглаждаяй беззакония (Ис. 43:25).

3. Наконец, чтобы уничтожить самые следствия, произведенные грехом человека в его природе и в природе внешней, уничтожить болезни, страдания, смерть, уничтожить то расстройство и суету, которой тварь подверглась не волею, но за повинувшаго ю (Рим. 8:20), необходимо воссоздать уже не одного только человека, но и всю природу, как очевидно из самого свойства означенных следствий. Тем более, следов., не могли выполнить это последнее условие ни человек, ни какой-либо Ангел, а мог выполнить один только Бог.

II. Но, будучи не в состоянии восстать собственными силами и выполнить все те условия, какие необходимо выполнить для этой цели, падший человек сохранил однако же в себе способность или возможность быть восстановленным Божественною силою. Через грехопадение он исказил в себе образ Божий: но не изгладил, не уничтожил его в себе и след. не потерял способности к воссоединению с Богом. Помрачил свой разум: но не до такой степени, чтобы он соделался неспособным к узнанию и принятию даже готовой, сообщаемой свыше истины. Низвратил свою волю и наклонил ее ко злу; но не до того, чтобы она стала совершенно злою и не желала добра, не любила его. С другой стороны, соделавшись через грехопадение решительно безответным пред судом правды Божией, падший человек оказался однако же не недостойным Божией милости. Он самовольно нарушил заповедь своего Творца, заповедь легкую, хотя имел все побуждения и все средства исполнить ее: но нарушил по искушению от диавола, а не по какому-нибудь упорству, не по преднамеренному и ожесточенному сопротивление воле Божией, как пал сам диавол. Согрешил наш праотец: но потом безропотно понес определенное ему Богом наказание, и всю многовековую жизнь свою провел в покаянии. Последующая история рода человеческого представляет, что как ни далеко, мало по малу, уклонились люди от истины и правды: но чувство Божества никогда в них не истреблялось; они искали Бога, хотя, по слепоте своей, большею частью не умели найти Его; старались служить и благоугождать Ему, хотя, по той же причине, не надлежащим образом; старались умилостивлять Его за свои беззакония и примиряться с Ним различными жертвоприношениями, омовениями и другими средствами, хотя и не могли достигнуть своей цели.

§ 73. Средство, избранное Богом для восстановления или спасения человека, и значение этого средства

Бог нашел для восстановления человека такое средство, в котором милость и истина Его сретостеся, правда и мир облобызастася (Пс. 84:11), в котором проявились совершенства Его в высшей степени и в полном согласии.

1. Средство это состоит в следующем. Второе Лице Пресвятой Троицы, Единородный Сын Божий, добровольно восхотел соделаться человеком, принять на Себя все грехи человеческие, претерпеть за них всё, что определила праведная воля Божия, и таким образом удовлетворить за нас вечной правде, изгладить грехи наши, уничтожить самые последствия их в нас и в природе внешней, т.е. воссоздать мир. В слове Божием это великое дело изображается под образом завета между Богом Отцом и Богом Сыном, который, отходя в мир, говорил ко Отцу: жертвы и приношения не восхотел ecu, тело же совершил Ми eси. Всесожжений и о гресе не благоволил ecu. Тогда рех: се иду; в главизне книжней написася о Мне, еже сотворити волю Твою, Боже (Евр. 10:5–7; снес. Пс. 39:7–9).

Средство, избранное Богом для нашего искупления, в высшей степени сообразно с Его совершенствами. Здесь проявилась Его бесконечная благость: Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3:16). Проявилась Его бесконечная правда, когда для удовлетворения ее потребовалась такая чрезвычайная, изумительная жертва – смерть Богочеловека: Егоже предположи Бог очищение верою в крови Его, в явление правды Своея, за отпущение прежде бывших грехов (Рим. 3:25). Проявилась Его бесконечная премудрость, которая обрела, таким образом, способ примирить в деле искупления человека вечную правду с вечною благостью, удовлетворить той и другой и спасти погибшего, – способ, о котором никакой ум сотворенный никогда не мог бы и помыслить, и который потому называется по преимуществу Божиею премудростию втайне сокровенною (1Кор. 2:7), тайною сокровенною от век и от родов (Кол. 1:26). Проявилось Божественное всемогущество, которое в состоянии было сочетать в одно лице Богочеловека два, бесконечно расстоящие между собою, естества, Божеское и человеческое, и сочетать неслитно, непреложно и нераздельно.

§ 74. Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле человеческого спасения, и почему воплотился для сего именно Сын?

I. Впрочем, хотя для искупления нашего избрано было, как наилучшее средство, воплощение Сына Божия, но в этом великом деле принимали участие и Отец, и Святой Дух. Это очевидно из тех мест Писания, где Спасителем нашим называется вообще Бог, совершающий наше спасение через Иисуса Христа в Духе Святом, каковы, например, слова Апостола: егда благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога, не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по Своей Его милости спасе нас банею пакибытия, и обновления Духа Святаго, егоже излия на нас обильно, Иисус Христом Спасителем нашим (Тит. 3:4–6). В частности Св. Писание представляет следующее отношение Бога Отца и Бога Духа Святого к делу воплощения и искупления, совершенного Сыном Божиим –

1. Сын Божий приходил в мир и воплотился от Пресв. Девы. И об Отце говорится, Он посла в мир Сына Своего (Ин. 10:36) в подобие плоти греха (Рим. 8:3), раждаемаго от жены (Гал. 4:4). А о Духе Святом предвозвещено было Пресв. Деве: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: темже и раждаемое свято, наречется Сын Божий (Лк. 1:35).

2. Сын Божий крестился, вступая в должность Своего общественного служения. И отверзошася Ему небеса, и виде Духа Божия сходяща яко голубя, и грядуща на Него. И се глас с небесе глаголя: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих (Мф. 3:16, 17).

3. Сын Божий проповедовал, проходя Свое общественное служение. И в то же время свидетельствовал: Мое учение несть Мое, но Пославшаго Мя (Ин. 7:16); Аз от Себе не глаголах: но пославый Мя Отец, Той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю (Ин. 12:49). А о Св. Духе сказал еще пред началом своей проповеди: Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя благовестити нищим; посла Мя исцелити сокрушенныя сердцем: проповедати плененным отпущение, и слепым прозрение, отпустити сокрушенныя во отраду: проповедати лето Господне приятно (Лк. 4:18, 19).

4. Сын Божий творил чудеса для доказательства божественности Своего учения и Своего посольства. И говорил: Отец во Мне пребываяй, Той творит дела (Ин. 14:10; снес. 25). А также: аще ли Аз о Дусе Божии изгоню бесы, убо постиже на вас царствие Божие (Мф. 12:28).

5. Сын Божий, для искупления нас, умер на кресте плотью Своею. И Апостол учит, что Отец Своего Сына не пощаде, но за нас всех предал есть Его (Рим. 8:32). А в другом месте, что Христос Духом Святым Себе принесе непорочна Богу (Евр. 9:14).

II. Почему же именно воплотился Сын Божий для совершения нашего спасения, а не Отец и не Дух Святой, хотя и Они участвовали в сем деле: это тайна Божества. На основании, однако же, того, что открыто нам о Божеских Лицах и деле нашего искупления св. отцы и учители Церкви находили воплощение второго Лица Пресв. Троицы наиболее сообразным с свойствами Его – а) как Сына, чтобы личное свойство Его осталось неизменным; б) как такого Лица, через которое всё сотворено и в частности сотворен человек (Ин. 1:3) и которому потому наиболее приличествовало и воссоздать то, что через Него создано; в) как вечного Слова, которое одно могло возвестить нам о Боге (Ин. 1:1, 18); г) как образа Божия (Евр. 1:3), по которому создан человек и по которому он должен быть воссоздан.

§ 75. Побуждение к делу спасения и цель пришествия на землю Сына Божия

Почему триипостасный Бог благоволил искупить нас, причина этому одна, Его бесконечная любовь к нам грешным: Составляет, – говорит Апостол, – Свою любовь к нам Бог, яко еще грешником сущим нам Христос за ны умре (Рим. 5:8). В частности здесь проявилась бесконечная любовь: а) Бога Отца – о сем явися любы Божия в нас, яко Сына Своего Единороднаго посла Бог в мир, да живи будем Им (1Ин. 4:9; снес. Ин. 3:16); б) Бога Сына, Который Сам свидетельствовал – больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15:13) и действительно, возлюбль своя сущия в мире, до конца возлюби их (Ин. 13:1) и за них положил душу свою; в) Бога Духа Святого – зане Тем (Сыном) имамы приведение обоя во едином Дусе ко Отцу (Еф. 2:18), и – по Своей Его милости спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго (Тит. 3:5). Оттого всё дело нашего искупления называется делом милости и благодати: благодатию есте спасени, через веру: и сие не от вас: Божий дар (Еф. 2:8).

2. Что же касается до цели посольства и пришествия в мир Сына Божия, ее ясно указывает св. Церковь, когда научает нас исповедывать: «нас ради человек и нашего ради спасения Сшедшаго с небес.» И Св. Писание подтверждает, что Сын Божий приходил на землю, действительно, не для какой-либо другой цели, а собственно для того, чтобы спасти нас (Лк. 19:10), т.е. а) чтобы удовлетворить за нас правде вечной: Егоже предположи Бог очищение верою в крови Его, в явление правды Своея, за отпущение прежде бывших грехов (Рим. 3:25); б) чтобы очистить нас от грехов: Иже дал есть Себе за ны, да избавит ны от всякаго беззакония (Тит. 2:14); в) чтобы избавить нас от смерти и власти диавола: понеже убо дети приобщишася плоти и крови, и Той приискренне приобщися техже, да смертию упразднит имущаго державу смерти, сиречь диавола, и избавит сих, елицы страхом смерти чрез все житие повинни беша работе (Евр. 2:14, 15); г) чтобы соделать святыми: явися благодать Божия спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце (Тит. 2:11, 12); Того бо есмы творение, создани во Христе Иисусе на дела благая, яже прежде уготова Бог, да в них ходим (Еф. 2:10); и д) чтобы даровать нам живот вечный: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк, веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3:16).

§ 76. Вечное предопределение спасения, и почему не скоро пришел на землю Искупитель?

I. Бог, по бесконечной Своей благости, еще от века предопределил искупить нас. Обнимая мыслью всё дело нашего искупления, св. Апостолы свидетельствуют: глаголем премудрость Божию в тайне сокровенную, юже предустави Бог прежде век в славу нашу (1Кор. 2:7). Говоря, в частности, об Искупителе Господе Иисусе, называют Его агнцем непорочным, предъуведенным убо прежде сложения мирa, явльшимся же в последняя лета нас ради (1Пет. 1:19, 20), агнцем заколенным от сложения мирa (Ап. 13:8). Говоря, наконец о нас, за которых пострадал Искупитель, выражаются, что Бог избра нас в нем прежде сложения мирa, быти нам святым и непорочным пред Ним в любви (Еф. 1:4) и призвал званием святым, не по делам нашим, но по Своему благоволению, и благодати данней нам о Христе Иисусе прежде лет вечных (2Тим. 1:9).

II. Но хотя Всеблагий еще от века, и след. до падения нашего, определил искупить нас: однако же не вдруг благоволил исполнить Свое предопределение, как только мы пали; а послал на землю Сына Своего уже в последок дней (Евр. 1:2). Св. отцы и учители Церкви, углубляясь в планы Божественного домостроительства, представляли следующие причины позднего явления в мир Сына Божия:

1. Надлежало, чтобы люди, в продолжение веков, опытно познали и, сколько возможно, сильнее почувствовали всю глубину своего падения и свое нравственное бессилие, и тем охотнее возжелали Божественной помощи, и тем усерднее приняли ее, когда она будет подана (Рим. 8:3); ибо Бог не мог спасти людей против их воли и желания.

2. Надлежало, чтобы зараза греха, глубоко проникшая природу человеческую, мало по малу вышла вся наружу, чтобы эта нравственная болезнь человечества созрела вполне и достигла последней степени своего развития, и тогда-то уже явился небесный Врач душ и телес для ее всецелого и совершенного исцеления, – идеже бо умножися грех, –говорит Апостол, –преизбыточествова благодать (Рим. 5:20).

3. Надлежало предварить людей о пришествии на землю такого чрезвычайного Посланника Бoжия, каков Искупитель, и сообщить им, мало по малу, сведения о всех обстоятельствах Его чудесного явления, жизни и смерти, чтобы, когда явится, тем безошибочнее они могли узнать Его; надлежало также постепенно приготовить их к усвоению такого высокого учения, какое имел принести Искупитель, и которое без этого предварительного пособия они неспособны были бы усвоить.

Короче, надлежало сперва разными способами и в разных отношениях приготовить род человеческий к принятию от века предопределенного Искупителя, а потом-то уже явиться Искупителю. Бесконечно-Премудрый так действительно и поступил.

§ 77. Приготовление Богом рода человеческого к принятию Искупителя и вера в Него во все времена

Приготовление Богом рода человеческого к принятию Искупителя представляет два великие периода: период первый – до отца верующих, Авраама (ок. 3448 лет); период второй – от Авраама до самого пришествия Искупителя (ок. 2060 лет).

В первый, наиболее обширный, период приготовлял Бог весь род человеческий одинаковым образом.

1. Как только пали наши прародители, обольщенные змием, Бог: а) изрек им обетование, что семя жены сотрет главу змия сего (Быт. 3:15), т.е. что имеющий родиться от жены Искупитель (Гал. 4:4) разрушит дела диавола (1Ин. 3:8), и избавит род человеческий от всех гибельных следствий падения (Евр. 2:14); а с тем вместе б) установил жертвоприношения, в прообраз той великой жертвы, которую имел принести Mессия на Голгофе за грехи всего мирa (Евр. 9:26; 10:11, 12). Со времени этого первоевангелия о Meccии, возвещенного еще в раю, и установления жертв, указывавших на Его страдания и смерть, спасительная вера в Господа Иисуса уже непрерывно существовала в человеческом роде.

2. Средствами, какие Бог употреблял тогда для сохранения и распространения между людьми, как вообще истинной веры и благочестия, так в особенности первоевангелия о Meссии и правильного понятия о знаменовании жертв, были преимущественно следующие: а) откровения, – с этою целью Бог иногда являлся Сам и беседовал с людьми (Быт. 4:8–15; 6:13–22; 8:15; 9:9–12), а иногда сообщал людям дар пророчества, например: Еноху (Иуд. 14) и Ною (Быт. 9:26, 27); б) чудеса, каковы: преложение Еноха, послужившего образом покаяния родом (Сир. 44:15), смешение языков (Быт. 11:1–10), всемирный потоп (гл. 7); и в) то долгоденствие, которым благословлял Бог патриархов, обыкновенно живших более семи, восьми и девяти веков.

Во второй период иначе Бог приготовлял избранный свой народ, Иудеев, и иначе язычников: первых преимущественно способом сверхъестественным, последних преимущественно способом естественным.

I. Для приготовления Иудеев Бог употреблял:

1. Обетования и пророчества о Meccии, которые высочайше-Премудрый сообщал народу Своему с мудрой постепенностью. Так, сначала Meссия предвозвещается как семя пли потомок Авраама, Исаака и Иакова, в котором (семени) благословятся вся племена земная (Быт. 12:3; 18:18; 22:16–18; 26:4; 28:14), как Примиритель и чаяние языков (Быт. 49:10); потом изображается великим пророком, подобным Моисею (Втор. 18:15–18); Помазанником и Царем (Пс. 2), Царем вечным и священником по чину Мельхиседекову (Пс. 109); еще далее – Еммануилом, который родится от Девы (Ис. 7:14), Богом крепким (9:6), агнцем, вземлющим грехи Мирa (53), установителем Нового Завета (Иез. 34:23–31; Дан. 9:24–27). Вместе с тем открываемы были, мало по малу: время будущего пришествия Meссии (Дан. 9:24–27); колено, из которого Он имел произойти (2Цар. 7:16); место, где имел родиться (Мих. 5:2); и все даже малейшие обстоятельства Его рождения (Пс. 71:10–11), жизни (Ис. 9:1–2; 26:19), смерти (Пс. 84:11, 12; 40:10) и воскресения (Пс. 70:20).

2. Прообразования. Здесь бесконечная благость, нисходя к немощи человека, облекала высокие свои обетования и пророчества о Meссии в чувственные образы, чтобы тем сильнее запечатлеть их в памяти народа и всегда представлять их как бы пред его глазами. К числу таких прообразований относились –

а) Некоторые происшествия и обстоятельства из жизни частных лиц, например: приношение Исаака в жертву, указывавшее на крестную смерть и воскресение Meссии (Ин. 8:56); священство Мельхиседека, прообразовавшее вечное священство Христово (Евр. 5:6, 7); пребывание Пророка Ионы во чреве китове три дни и три нощи, знаменовавшее трехдневное пребывание Meссии в сердцы земли (Мф. 12:40).

б) Происшествия и обстоятельства из жизни всего народа Иудейского, особенно во дни Моисея (1Кор. 10:11; Рим. 10:4), каковы: заклание Иудеями агнца пасхального, бывшего образом Mессии во многих отношениях (Исх. 12646; снес. Ин. 19:36; 1Кор. 5:7); водружение в пустыне медного змия, который прообразовал Мессию, распятого на кресте и спасающего верующих в Него от вечной смерти (Ин. 3:14).

в) Весь закон обрядовый, данный Богом через Моисея, и прообразовавший своими многочисленными жертвоприношениями, очищениями, окроплениями, празднествами, священством события новозаветные: сень бо имый закон грядущих благ, –свидетельствует св. Апостол, –а не самый образ вещей (Евр. 10:1; снес. Кол. 2:17).

3. Закон не только обрядовый, но и нравственный, и гражданский, который вообще Апостол называет пестуном во Христа (Гал. 3:24). Закон обрядовый вел ко Христу, как уже замечено, тем, что прообразовал события новозаветные и своими жертвами указывать Иудеям на жертву Христову (Евр. 10:1). Закон нравственный – тем, что своими высокими и подробными предписаниями, которых Иудеи, вследствие первородного греха, не в состоянии были исполнить, ясно обнаруживал пред ними их греховность: законом бо познание греха (Рим. 3:20), приводил их в сознание своего бессилия и возбуждал в них сильнейшее желание Искупителя (Рим. 7:14–17, 24, 25). Наконец, закон гражданский вел ко Христу тем, что угрожая за нарушение почти каждой нравственной заповеди смертью (Исх. 21:15, 23–25; 31:14 и др.), и таким образом держа Иудеев постоянно в страхе под игом работы (Гал. 5:1), заставлял их еще пламеннее желать, чтобы скорее пришел на землю Избавитель, и закон духа жизни о Христе Иисусе свободил их от закона греховнаго и смерти (Рим. 8:2).

II. Язычников, за их нечестие и отпадение от веры, хотя Бог, по законам правды, не удостаивал того покровительства и особенного руководства, каких удостаивал избранный народ Свой, Израиля: но, по бесконечной благости, и им не несвидетельствована Себе остави (Деян. 14:17), и их приготовлял, мало по малу, к познанию и принятию великой тайны спасения. Средствами к тому служили:

1. Закон естественный. Пред язычниками всегда была открыта книга природы, возвещавшая им всё, что можно знать человеку, о Боге – «то, что возможно знать о Боге, –говорит Апостол: яве есть в них: Бог бо явил есть им. Невидимая бо Его от создания мирa твореньми помышляема видима суть, и присносущная сила Его и Божество (Рим. 1:19–20). В сердцах язычников всегда оставалось написанным дело законное, спослушествующей им совести, возвещавшее им нравственные обязанности (Рим. 2:15).

2. Остатки первобытного Откровения. Истины веры и в особенности обетования об Искупителе, данные в начале для всего человечества, переходя от отцов к детям, от предков к потомкам через устное наставление, должны были распространиться между всеми народами, как бы ни далеко в последствии они уклонились в нечестие и идолопоклонство. И хотя эти истины, смешавшись с новыми верованиями языческих народов, мало по малу не могли не потерять своей первоначальной чистоты и целости, не могли не исказиться, но и в искаженном виде всё же они поддерживали и сохраняли в язычниках предания о происхождении и первобытном состоянии человека, о падении прародителей в раю и, что всего важнее, предания об Искупителе рода человеческого и ожидание Его пришествия.

3. Сношения язычников с избранным народом Божиим, которому вверена быша словеса Божия и все обетования и пророчества о Мессии (Рим. 3:2). Этим сношениям в особенности способствовали – пребывание Евреев в Египте, плен Ассирийский и рассеяние израильтян по отдаленным странам востока между язычниками; семидесятилетнее пребывание Иудеев в плену Вавилонском и, наконец, по возвращении Иудеев из плена Вавилонского, новые порабощения и рассеяния их по разным странам трех частей старого света.

4. Перевод свящ. книг еврейских на греческий язык, сделанный слишком за два столетия до явления Мессии и сделавшийся с тех пор доступным для ученых язычников.

Примеч. Ветхозаветные пророчества о Мессии, исполнившиеся со всею точностью на Иисусе Христе, как одно из главнейших доказательств божественности христианской религии, рассмотрены с надлежащей основательностью в «Богословии Основном», а здесь только поименованы нами.


Источник: Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия / М.А.Л. = [митр. Макарий (Булгаков)]. - Москва : Синод. тип., 1898. - 368, VIII с. (Авт. установлен по каталогу).

Комментарии для сайта Cackle