Источник

«Вера и Церковь»

«Вера и Церковь», духовный богословско-апологетический журнал, изд. в Москве с 1899 г. Своим возникновением журнал обязан законоучителю императорского лицея в память цесаревича Николая в Москве, священнику Иоанну Ильичу Соловьёву. Доказывая право появления в свет нового журнала, о. Соловьёв заявлял, что все наличные духовные издания, кроме специальных, распадаются на два разряда: во первых – научно-богословские, или академические, предназначенные для лиц высшего богословского образования и не всем доступные, и во-вторых – нравственно-назидательные, предназначенные для верующих в простоте любителей духовного чтения. Новый журнал становился в середину и предназначал себя для светски-образованной, но малосведущей в богословии публики, заражённой в огромном большинстве рационализмом, разносимым нашей светской печатью. Задачей нового журнала было объявлено апологетическое раскрытие благодатной истины православной церкви для искренно ищущих её, но обольщаемых рационализмом, в надежде, что в таком случае журнал явится не повторением существующих духовных журналов, а восполнением их, вызываемым насущной потребностью времени. «Истинное разумение насущных вопросов духа человеческого возможно только в свете веры Христовой, содержимой в неизменной чистоте православною церковью»: отсюда вытекало и название нового журнала – «В. и Ц.». Священник Соловьёв, выступавший редактором-издателем нового журнала, был первоначально преподавателем в Смоленской семинарии, в 1881 г. перешёл в Московскую семинарию, с 1882 г. начал свои чтения в лицее (читал греческий текст Нового Завета), а с 1883 г. остался в нем законоучителем, с увольнением от семинарской службы и рукоположением во священника. Литературную свою деятельность он начал с 1879 г., напечатав в «Смоленских Еп. Вед.» за 1879 и 1880 гг. статьи: «Нравственный образ пророка Ионы», «Самоубийство пред судом Библии», «Краткий очерк ветхозаветного канона» и речь о том, что сделано в 25-летие царствования императора Александра II для облегчения изучения Библии. Одновременно с этим в журнале «Воскресное Чтение» за 1880 г. поместил ряд святоотеческих и церковно-учительских свидетельств о пользе и необходимости чтения Библии. С переходом в Москву он стал принимать участие в Московских изданиях и в «Чтении в Обществе Любителей Духовного Просвещения» за 16 лет напечатал до 150 печатных листов разных статей «богословского содержания и научного характера (по библейской экзегетике, апологетике и церковной истории), или церковно-общественного содержания и публицистического характера»; в числе их: «Толкование воскресных утренних еванг.», «Истинная церковь Христова», «О молитве за усопших инославных христиан», «Об участии духовенства в деле народного образования», «О мнимых правах раскольников старообрядцев», «О преподавании Священного Писания в духовных семинариях» и др. С 1885 по 1890 гг. вёл в «Чтениях» отделы критико­-библиографический и мелких статей и заметок. Отдельным изданием вышли его «Опыт гомилетического толкования 136 псалма» И «Διδαχή τῶν δώδεκα ἀποστόλων» – греческий текст с русским переводом, введением и объяснительными примечаниями. В «Московских Церковных Ведомостях» был постоянным сотрудником и помещал руководящие статьи, преимущественно по вопросам, касающимся народного образования, и весь библиографический отдел. В 1890 и 1891 гг. состоял помощником редактора «Чтений» и «Ведомостей», а с июля 1891 г., когда издание «Чтений» прекращено было «Обществом Любителей Духовного Просвещения», стал единоличным редактором этих изданий, а также издававшихся при «Ведомостях» «Воскресных Бесед». Кроме того, в «Православном Обозрении» напечатал: «О нужде исправления славянского перевода Библии», «Греческий миф о Геркулесе и Андромеде и история пророка Ионы» и др.; в «Детской Помощи» несколько статей по вопросам благотворительности; в «Душеполезном Чтении» – несколько проповедей и статьи «О надписании ό ὦν вокруг лика Спасителя на святых иконах» и «Истинное благожелание на новый год»; в «Радости Христианина» – толкование Ион.3:6–8, Рим.14:6, Иез.43:27–44, Евр.6:4–6, «Ветхозаветные пророчества о Божьей Матери в богослужебных песнопениях», «Прообразы креста Христова в ветхом завете по богослужебным песнопениям», «Агнец Пасхальный» и «Руководство к истолковательному чтению Библии» (вышло и отдельным изданием); в «Церковных Ведомостях», «Церковном Вестнике» и «Страннике» – несколько мелких, преимущественно библиографических заметок; в «Русском Вестнике» – критико­-библиографические заметки о книгах духовного содержания; в «Русском Обозрении» напечатал биографию протоиерея И. Г. Наумовича (вышла и отдельным изданием) и вёл в 1891 г. отдел духовной периодической печати; в «Московских Ведомостях», в качестве постоянного сотрудника с 1883 г. помещал статьи по вопросам церковным н народного образования (передовые и фельетоны), проповеди и библиографические заметки; в «Календаре» лицея составлял церковный отдел и поместил статьи, вышедшие затем и отдельно: «Пособие к доброму пользованию святцами», «Св. Василия Вел. наставление юношам, как пользоваться языческими сочинениями» и «Памятная книжка православного христианина о святой Библии». Отдельно о. Соловьёв издал, не печатая предварительно в журналах и газетах: «О книге прор. Ионы, опыт исогогико-экзегетического исследования», М. 1884; «Αί έκλεκται τῆς καυνῆς διαθήκης Αίαγνώσεις», с введением и толковым словарем, М. 1883; «Чтения из учительных и пророческих книг Ветхого Завета», с введением, объяснительными примечаниями и словарем, М. 1884; «Псалтирь», – краткое наставление о её происхождении, содержании и употреблении, М. 1887; «Псалом покаянный», – славянский текст с введением и объяснительными примечаниями, и «Псалом девятидесятый, – учение о Промысле Божием», М. 1887; «Крестное знамение», – краткое наставление о его древности, благодатной силе и образе совершения, М. 1888; «Учение св. Иоанна Златоустого о необходимости и пользе чтения Свящ. Писания, с кратким жизнеописательным предисловием», М. 1888; «Учение преп. Иоанна Дамаскина о почитании свв. икон», М. 1888; вместе с Палимпсестовым – «За истину и правду», сборник статей в защиту церкви и духовенства», М. 1883. Таким образом, выступая с изданием собственного журнала, о. Соловьёв имел за собою право на звание опытного духовного журналиста. Однако разрешение издания затормозилось. Обращаясь за разрешением в январе 1897 г., о. Соловьёв предполагал начать издание журнала с января 1898 г., потом с сентября 1898 г., но мог начать только с 1899 г. Выпуская в свет первую книжку журнала, редакция заявляла, что «только живою и разумною верою должно быть принимаемо Христово учение и только свободной душой – Его благодать»; «но, с другой стороны, нет гибельнее того отношения к Христовой истине и благодати, когда человек пытается принять и обнять Христову истину одним лишь разумом и хочет обладать и распоряжаться благодатными силами с сознанием своего права и власти». «Христово учение должно быть принимаемо с детскою верою, все этим учением проверяющею, а не его всем испытующею, а благодать Духа Святого даётся не распоряжающимся ею самовластно, а принимающим её открытым сердцем». И так как «церковь есть сокровищница благодати и истины», то водительство церкви в деле веры получает понятное значение. В убеждены, что именно православная церковь есть, по слову апостола, столп и утверждение истины, редакция выставляла основною задачею журнала «апологетическое раскрытие благодатной истины православия» вообще. В виду этого, журнал открывал свои страницы для статей по всем отделам богословия в широком значении этого слова, служащих к разъяснению преимущественно таких духовных вопросов, которые подвергаются несогласным с учением православной церкви толкованиям в современной жизни и печати. Стремясь к научной обоснованности своего слова, журнал, однако, не брал на себя обязательства «стать в ряд с академическими духовными изданиями, призванными служить выражением православно-богословствующей мысли в её наивысшем поступательном движении»; он предполагал давать «не всегда новое слово, облечённое во всеоружие науки», но зато всегда слово, доступное пониманию читателей и «со­гретое живою верою и любовью». Не уклоняясь от полемики, журнал стоял за спокойное рассуждение с противниками защищаемой истины и отдавал «предпочтение положительному раскрытию и выяснению божественной истины православной веры пред критикой несогласных с нею учений», «не избегая обличения противных учению церкви явлений современной жизни и печати», заботился «преимущественно о живом и фактическом изображении выдающихся проявлений благодатной силы православной церкви в её современной жизни». Журнал по программе разделялся на два отдела. В первом отделе, научно богословском, наряду с статьями, относящимися к разным, в собственном смысле, богословским наукам, журнал предполагал давать место также статьям «и по философии, насколько она имеет отношение к богословию, и по истории, как выражающей собою идею божественного промысла в судьбах народов, и но наукам естественным, в широком смысле этого слова, в той мысли, что природа, по библейско-церковному учению, всем людям данная Богом провозвестница славы Его». Во втором отделе, посвящённом обозрению церковной жизни, журнал предполагал «наряду с фактами современной церковной жизни и произведениями богословской литературы, не избегать и светской литературы, поскольку она отражает в себе эту церковную жизнь и православно-богословствующую мысль».

Журнал выходит в свет ежемесячно, кроме июня и июля, по 10 книжек в год, с подписною платою в 5, а с пересылкою в 6 рублей, давая в год два тома малого журнального формата. Цензором журнала назначен был благочинный придворных кремлевских соборов, протоирей Николай Благоразумов, которому редакция усвояла отчасти и руководящую в журнале роль.

«В. и Ц.» привлекла с первых же шагов на свои страницы лучшие богословские силы Москвы. В журнале стали принимать участие многие профессора Московской духовной академии н некоторые из других академий, некоторые преосвященные. В журнале помещены были статьи преосвященных Антония (Храповицкого), Виссариона (Нечаева), Михаила (покойного б. Курского), прот. Н. В. Благоразумова, А Д. Беляева, А. И. Введенского, С. С. Глаголева, Д. Ф. Голубинского, А. Ф. Гусева, прот. Н. Е. Елеонского, гр. Л. А. Комаровского, И. Н. Корсунского, А. П. Лебедева, прот. А. В. Мартынова, И. У. Палимпсестова, Е. Поселянина, прот. И. И. Сергиева (Кронштадтского), А. А. Соколова, прот. И. И. Соловьёва, М. М. Тареева, свящ. Ф. И. Титова, многих Московских учёных священников и других лиц. Содержание помещаемых в журнале статей касается следующих предметов: о первобытной религии, об условиях богопознания, о критике ветхозаветных писаний, лекции по «библейской науке», вера, церковь, христианские добродетели – любовь, милосердие и др.; искупление, возрождение, спасение; Евангелие, Ветхий Завет, толкование на некоторые отдельные места Свящ. Писания; о таинствах причащения, покаяния, о благодати священства; творение мира, конец мира; жизнь, бессмертие, счастье; нищета и богатство, прогресс, пост. Все это предметы, постоянно волнующие человеческую душу и, так сказать, всегда злободневные. Из направленных к удовлетворению современных запросов, вопросов минуты, в журнале помещены статьи: о единоверии, о необходимости церковной обрядности, о естествознании в отношении к религии, о неверии, материализме, эволюционизме, буддизме, язычестве, теизме, пессимизме, национализме, о правах женщины, об организации благотворительности, о церковном пении, клятве, государстве, идее мира, войне, браке, дуэли, театральных зрелищах в дни поста, освещении церквей, этическом воспитании в школе, эстетической жизни, о воспитании, школе вообще и в частности светской, о преподавании Закона Божия, о нашем светском обществе, о земледельческой культуре, короновании, свободе веры, сектантстве, Киево-Владимирском соборе, иностранных словах в русском языке, направлении календаря, известной картине «Голгофа» Яна Стыки; об императоре, Александре I, преосвященном Амвросии (Ключареве), Н. П. Гилярове-Платоне, Гоголе, пр. А. В. Горском, Достоевском, Н. И. Ильминском, Каткове, Пушкине, Н. И. Субботине, Л. Н. Толстом, пр. И. Л. Янышеве – по поводу их юбилеев или других событий, несколько некрологов и т.д. Есть статьи о православии в истории русского народа, о вековых основах русской земли, о мусульманстве в России, об апологетах и апологиях, о Воскресении, Успении, воспоминания из жизни Московской дух. академии, о Вифанской семинарии по поводу её столетнего юбилея, путевые заметки о Востоке, Палестине, Валааме, Соловках. Приличен библиографический отдел. Будучи не очень крупного объёма и формата, журнал избегает длинных статей и большей частью даёт законченные этюды в одной или двух книжках, редко в трёх и более.

С. Рункевич


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle