Источник

Вера и разум

Вера и разум, журнал богословско-философский, изд. в Харькове с 1884 г., справедливо считается детищем покойного Харьковского преосвященного Амвросия (Ключарева, – о нем см. особый очерк). Преосвященный Амвросий, старый духовный литератор философского направления, получив в 1882 г. в управление Харьковскую епархию, сразу же обратил своё внимание на местный духовный епархиальный орган «Харьковские Епархиальные Ведомости» и решил поставить его на высоту, соответствующую месту его издания – в университетском городе («Вера и Разум», 1901 г., № 17). В ноябре 1882 г. он перевёл издание «Ведомостей» в духовную семинарию, в виде опыта, и поставил задачею для новой редакции давать в неофициальной части «Ведомостей» «чтение серьёзное, полезное и разнообразное, в научном и литературном отношениях способное удовлетворять требованиям образованного общества». «Ведомости» были еженедельным изданием, и опыт выяснил, что неизбежное в этом случае дробление статей научного характера и серьёзного содержания вредит делу. Затем и самая программа «Ведомостей» не давала надлежащего простора. Между тем, местное общество стояло на значительной высоте образованности; не довольствуясь одним положительным и популярным раскрытием истин христианского вероучения, оно желало бы видеть в местном духовном органе научно-философское их обоснование, особенно в виду возражений, предъявляемых поклонниками материалистического направления в науке и жизни. Давая отчёт о годичном опыте, новая редакция писала, что следовало бы дать журналу более широкую программу, «не ограничиваться одной апологетикой христианства на философских началах, а дать философии самостоятельное значение, назначив для неё в журнале особый отдел, который имел бы своей задачей знакомить с философией в её настоящем виде, показывать самый процесс философского мышления. Если современное неверие находит себе опору в открытиях естественных наук, то не потому, чтобы эти открытия сами по себе представляли что-либо не согласное с откровенным учением, а потому, что делаются из них ложные выводы. Если бы философский процесс мышления совершался правильно, без натяжек, то приводил бы к утверждению, а не к отрицанию откровенных истин». Поэтому задачей журнала ставилось приучение читателей к правильному логическому мышлению и затем ознакомление с развитием философской мысли с самого её зарождения, так как философия всегда соприкасалась с религиозною областью, будучи направлена к решению тех вопросов, которые составляют содержание религиозных верований, как бытие Бога, бессмертие души и т. д. Знакомство с развитием философской мысли покажет, как решались все эти вопросы собственными усилиями человеческой мысли и почему эти усилия оказывались малоплодными. Задачей журнала ставилось также ознакомление с доказательствами христианских истин из начал чистого разума. Редакция имела в виду, что такая программа даст «немного нового» для серьёзно образованных читателей, но имела в виду также и то, что таких людей у нас немного, для огромного же большинства читающей публики все это будет «совершенною новостью». Вместо еженедельного издания, проектировалось издавать журнал двухнедельный – в трёх самостоятельных отделах: церковном, философском и отделе местной епархиальной хроники. Новым в программе признавался философский отдел. По поручению преосвящ. Амвросия редакция входила в сношение с профессорами духовных академий по кафедрам философских наук, и от многих из них получила сочувственные отзывы и обещания содействия, а профессор Московской духовной академии В. Д. Кудрявцев предложил и название новому журналу: «Вера и Разум». Редактором «Харьк. Еп. Вед.» в то время был ректор семинарии, протоиерей Иоанн Кратиров, который и вёл все дело по учреждению нового журнала. О. Кратиров – уроженец Вологодской епархии, по окончании курса Московской дух. академии в 1864 г. со степенью магистра был преподавателем в Вологодской семинарии, в 1866 г. перешёл в Ярославскую семинарию, в 1883 г. рукоположен был во священника и назначен ректором Харьковской семинарии с возведением в протоиереи. Проект о. Кратирова немедленно был представлен преосвященным на рассмотрение Св. Синода, 13 декабря 1883 г. послан был указ синодом, с разрешением издания, и в январе 1884 г. книжка нового журнала, в красной обложке, появилась уже в свет. Редактором был назначен о. Кратиров, цена журналу определена в 10 р., объем каждой книжки – 6 и более печатных листов. С самого же выхода журнал был встречен благосклонным поощрением и был рекомендован в подведомственные высшие и средние учебные заведения министерством народного просвещения и учебным комитетом при Св. Синоде. В ноябре 1884 г. журналу разрешено синодом издавать под собственною цензурою и отдельные оттиски печатаемых в ней статей. В объявлении о подписке на второй год издания редакция старалась определённее выяснить свои задачи. «Девиз, выставленный на нашем знамени, это христианская истина, понимаемая разумно, или разумное христианское миросозерцание, применительно к живым потребностям современного нам общества». «Только это миросозерцание запечатлено характером реальной правды, только оно наиболее соответствует особенному складу нашей народно-духовной жизни, только в нем можно находить истинный и глубокий смысл жизни». «Только христианское, т. е., религиозное миросозерцание, вполне гармонируя с доступною нам научною истиною, наиболее соответствует и нашим народным (национальным) особенностям; всякое другое мировоззрение (критическое, позитивное и др.) противоречит народному духу, может лишь скользить по поверхности нашего народного сознания и навсегда должно остаться для нас чужим, навеянным со стороны»... «Наше народное религиозное миросозерцание ещё запечатлено характером первоначальной непосредственности и простоты»... «Наше народное самосознание должно, наконец, осветиться научным религиозным миросозерцанием... и разработка научных и философских основ нашего религиозного миросозерцания есть живая общественная потребность». Редакция не без гордости отмечала, что «журнал встретил живое сочувствие, небывалое в нашей богословской литературе, не только в среде нашего образованного общества, как светского, так и духовного, но и заслужило одобрение высших органов правительственной власти». Рекомендованный по разным ведомствам, он потребовал второго издания своих первых книжек.

За 18 лет издания в журнале напечатано столько более или менее обстоятельных статей, что подробный систематический их обзор занял бы слишком много места. Но некоторые предметы и вопросы получили на страницах журнала особливо подробную или обстоятельную разработку. Таковы: из области ветхозаветной и новозаветной истории: о богодухновенности Свящ. Писания (1898 – 1901 гг.), о кн. Исход (1890–1891 гг.), о ложных пророках в ветхом завете (1897 г.), о язычестве и иудействе ко времени пришествия Иисуса Христа (1886 – 1887 гг.), о приготовления мира к пришествию Христову (1900 г.), очерки из жизни И. Христа (1901 – 1902 гг.), воскресение Христово (1891 – 1899 гг.), нагорная проповедь (1891, 1892, 1899 гг.), обличение И. Христом книжников и фарисеев (1896 г.), о некоторых притчах и событиях двунадесятых праздников, обращение Савла и евангелие ап. Павла (1896 г.), о послании к филиппийцам (1892 г.), об апологетах II в. (1886 г.) и др.; из русской церковной истории: древнерусская письменность (1896 – 1897 гг.), об отношении раскольников к государству до XVIII в. (1892 – 1893 гг.), о крещении остяков и вогулов при Петре В. (1893 г.), религиозно­нравственное развитие императора Александра I и идея священного союза (1884 – 1889 гг.), о Харьковском коллегиуме до 1817 г. (1895 г.), из церковной жизни в царствование императоров Александра I, Николая I, императрицы Екатерины II, из церковной жизни Румынии (1897 г.), Сербии и др.; биографический материал дан о следующих церковных деятелях: бл. Августине (1891 и 1894 гг.), Амвросии Медиоланском (1887 г.), архиеп. Амвросии Ключареве (1892, 1894, 1898, 1901 и 1902 гг.), св. Василии В. (1885, 1901 гг.), о. В. Гетте (1889–1892 гг.), прот. Ф. А. Голубинском (1898 г.), св. Григории Богослове (1894, 1898 гг.), св. Григории Двоеслове (1888 г.), архиеп. Иннокентии Борисове (1884, 1885 гг.), митр. Иннокентии Вениаминове (1897, 1898 гг.), бл. Иерониме (1899 г.), св. Иоанне Крестителе (1894 г.), св. Иустине Философе (1893 г.), свв. Кирилле и Мефодии (1885, 1893, 1900 гг.), проф. И. Н. Корсунском (1899 г.), Лактанции (1885 г.), св. Льве В. (1897 г.), св. Макарии, митрополите Киевским (1897 г.), архиеп. Никаноре Бровковиче (1901 г.), св. Петре Александрийском (1901 г.), св. Петре, митрополите Московском (1894 г.), св. Поликарпе Смирнском (1894 г.), Пруденции и его гимнах (1887 – 1889 гг.), митр. Сергии Ляпидевском (1899 г.), Татиане и его апологии (1898 г.), Тертуллиане (1893 г.), митр. Филарете Дроздове (1884 – 1893, 1897, 1902 гг.), архиеп. Флавиане Городецком (1901 г.), патр. Фотии (1888 – 1889 гг.), еп. Феофане Говорове (1894 г.); из истории западной церкви: западная средневековая мистика в ее отношении к римскому католичеству (1886 – 1897 гг.), о папстве (1884 – 1889, 1893, 1894 гг., – разные статьи), ультрамонтанское движение до Ватиканского собора (1892 – 1894 гг.), о Filioque и пресуществлении по учению р.-к. церкви (1900 г.), о рабочем вопросе в отношении к нему р.-к. церкви (1891 – 1892 гг.) и др.; общебогословские статьи: о естественном богопознании (1899 – 1900 гг.), о религии – с обзором философских учений о ее сущности и происхождении (1900–1902 гг.), о безбожии (1891 – 1892 гг.), об источниках догматики (1889 г.), о разностях инославных церквей (1886 – 1887 гг.), о соединении церквей (1896 г.), о старокатоличестве (1893, 1897–1899 гг.), очерк церковного права (1890–1893 гг.), об участии мирян в управлении церковными имуществами (1887 г.), о пастыре церкви по учению Нового Завета (1893 – 1894 гг.), о святоотеческих воззрениях на научное образование (1898 г.), о педагогических воззрениях свв. отцов (1899 – 1900 гг.) и др. Философский отдел даёт очерки: что такое философия (1884 и 1895 гг.), возможна ли она (1884 г.) и нужна ли (1884 г.), её состав (1884 г.) и метод (1884 г.), очерк её истории (1892 г.), история философии и откровение (1885–1886 гг.), отношение философии к науке (1893–1894 гг.) и изящной литературе (1892–1893 гг.), немецкая философия и религия (1887 г.); о формах и законах мышления (1894–1895 гг.), о законах мышления с психологической точки зрения (1898 г.), метафизический анализ рационального (1887–1888 гг.) и идеального (1888–1889 гг.) познания, идеализм и реализм (1884–1888 гг.), онтология (1888–1889 гг.), космология (1891–1892 гг.), физиологический метод в психологии (1888 г.) и обзор главных направлений психологии в XIX в. (1893 г.) и русской психологии (1895 г.); учение о св. Троице в со­временной идеалистической философии (1893–1896 гг.), идея о Боге у древнегреческих философов (1884–1890 гг.), исторический обзор учений о красоте и искусстве (1889–1890 гг.), об абсолютном (1889–1890 гг.), о зле (1896–1897 гг.), идея Бога и бессмертие души (1896 – 1897 гг.), ценность жизни (1896–1897 гг.), бессмертие (1885 г.), закон причинности (1896 г.), о природе знания, воле, движении, пространстве и др.; в частности о философах и философских системах и направлениях: Аристиппе Киренском (1892 г.), Аристотеле (1891 г.), П. Е. Астафьеве (1894 г.), Берклее (1887 г.), Бэконе (1899 г.), Вундте (1891 г.), Гартмане (1888, 1893 – 1895, 1898, 1902 гг.), Гегеле (1902 г.), Гелленбахе (1885 г.), Гете (1901 г.), Перокле (1897 г.), С. С. Гогоцком (1889 г.), греческой этике, религии, истории, философии (1886, 1890, 1892, 1894 гг.), дарвинизме (1892, 1895, 1896, 1902 гг.), деизме (1899 г.), декабристах – в отношении их религиозных воззрений (1899 – 1900 гг.), Декарте (1897, 1899, 1901 гг.), Демокрите (1898 г.), детерминистах (1897 г.), Ф. М. Достоевском (1885 г.), Ипократе (1894 г.), Канте (1891, 1893, 1898, 1899, 1901 гг.), Каспари (1901 г.), О. Киркегоре (1886 г.), А. А. Козлове (1901 г.), Конте (1888, 1897 гг.), В. Д. Кудрявцеве (1892, 1893 гг.), Лейбнице (1887–1898 гг.), Лессинге (1901 г.), Маймониде (1900 г.), Марке Аврелии (1887, 1889 гг.), Мечникове (1891 г.), Д. С. Милле (1895 – 1896 гг.), Н. Н. Минском (1890 г.), монизме (1900 г.), Ницше (1900 г.), пантеизме (1900 г.), Паскале (1899 г.), пессимизме (1901 г.), Н. И. Пирогове (1893 г.), пифагорейцах (1897 г.), Платоне (1887, 1890, 18.94, 1897, 1899, 1900 гг.), Плотине (1898– 900 гг.), Плутархе Херонейском (1885 г.), Протогоре (1894 г.), раввинизме (1899 г.), рационализме (1899 г.), Ренане (1893, 1898 гг.), Сенеке (1884 – 1886, 1889 – 1898, 1901 гг.), книгах Сивилл (1899 г), греч. силлогах (1884 г.), Сковороде (1901 г.), старых славянофилах (1900 г.), Сократе (1884, 1889, 1891 – 1893, 1899 гг.), Вл. С. Соловьёве (1900 – 1902 гг.), софистах (1886 г.), Спенсере (1892, 1394, 1900 гг.), Спинозе (1894, 1901 гг.), спиритизме (1886 г.), стоиках (1888 г.), теизме (1901 г.), Л. Н. Толстом (1885 – 1887, 1889, 1892 – 1894, 1901 гг.), кн. С. Трубецком (1891 г.), Фейербахе (1885. 1886, 1902 гг.), фетишизме (1901 г.), Фихте (1901 г.), современной французской философии (1893 – 1894 гг.), Цицероне (1885–1887, 1902 гг.), циниках (1891 г.), Шеллинге (1902 г.), Шлейермахере (1895, 1896, 1901 гг.), Шопенгауере (1886, 1891 гг.), эволюционизме и эволюции (1887, 1894, 1898, 1899 гг.), Эпиктете (1887 г.), Эпикуре (1887 г.), Юме (1901 г.), Якоби (1894, 1901 гг.), Фалесе Милетском (1887 г.); кроме того, даны изречения греческих писателей (1885 – 1887 гг.), переводы писем Сенеки (1884 – 1886 гг.) и книги его «О благодеяниях» (1889 – 1897 гг.). Все так называемые вопросы времени находили более или менее своевременно научное освещение в журнале. Неверие XIX в. (1899 г.), единоверие (1893 г.), запад и вселенская церковь (1885 г.), старокатоличество (1898 – 1899 гг.), соединение церквей (1885 г.), разъяснение понятия о царствии небесном (1894 г.), теизм и пантеизм (1901 г.), пессимизм (1891 г.), теософия (1888 г.), талмуд (1888 – 1890 гг.), социализм (1902 г.), учение о непротивлении злу (1901 г.), буддизм (1887 – 1889, 1898, 1900 – 1902 гг.), браминизм (1898 г.), наши сектантские учения (1884 – 1887, 1894, 1896, 1898, 1900 – 1902 гг.) и наше миссионерство (1898, 1899, 1901 гг.), о свободе воли (1888, 1889, 1898, 1900, 1901 гг.), о нравственности (1891, 1893, 1896, 1897, 1901 гг.), о пастырском служении (1898 г.), о воспитании (1891, 1899 – 1901 гг.), об основных задачах школы (1887 г.), о новом этическом движении (1902 г.), о развитии догматов (1887 – 1888 гг.), о необходимости богослужебных молитв (1899 г.), об импровизации (1893 г.), вегетарианстве (1894 г.), клятве (1885 г.), браке (1899 г.), развлечениях (1900 г.), театральных зрелищах в постные дни (1896 г.), совершение крестного знамени актёрами (1895 г.), о дуэли (1900 г.), об энциклике папы Льва XIII (1886 г.), о Брестской унии (1896 в.), о нравственно-религиозном кризисе на западе (1897 г.), об ответственности еретиков и лжеучителей (1899 – 1900 гг.), о порядке принятия падших в древней церкви (1901 г.), о В. В. Верещагине (1885 г.), Гоголе (1902 г.), Льве Толстом, – вся эта летопись так называемых злободневных вопросов, занимавших внимание образованного общества в последние 17 лет, нашла себе такое или иное отображение на страницах журнала. По достоинству, как и по содержанию, статьи весьма разнообразны: есть и так называемые кандидатские сочинения, и магистерские диссертации, и статьи прославленных в духовной литературе мастеров пера, – преимущественно из профессоров духовных академий и южных университетов. Журнал украшен статьями и философскими трактатами – проповедями преосвященного Амвросия, статьями и исследованиями прот. Т. Буткевича, П. Буцинского, А. Д. Беляева, А. Введенского, о. В. Гетте, С. Глаголева, Н. Н. Глубоковского, П. Горского-Платонова, А. Ф. Гусева, А. Дружинина, Ф. Зеленогорского, К. Истомина, И. Корсунского, В. Д. Кудрявцева, С. Кулюкина, П. Линицкого, Г. В. Малеванского, В. Мышцына, В. Надлера, М. А. Остроумова, Ф. Садова, о. П. Светлова, В. Снегирева, Вл. С. Соловьева, Н. Страхова, Г. Струве, Ф. Тернера, А. Хойнацкого, И. А. Чистовича и др.

Редактор журнала о. Кратиров в 1893 г. принял монашество и 25 апреля хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии. Редактором стал новый ректор, протоиерей Мартынов. Протоиерей Александр Василиевич Мартынов, родом из Ярославской епархии, родился в 1856 г., по окончании Московской дух. академии в 1882 г. остался в ней доцентом патрологии, в 1886 г. получил степень магистра богословия за сочинение: «Учение св. Григория Нисского о природе человека. Опыт исследования в области христианской философии IV в.», М., 1886. С 1891 г. он читал в академии и английский язык. В 1893 г. назначен ректором Харьковской дух. семинарии и редактором «В. и Р.» с возведением, по рукоположению во священника, в сан протоиерея. В Харьков он прибыл уже в сане протоиерея в конце августа 1893 г. В июне 1894 г. он перемещён на должность ректора в Таврическую дух. семинарию, но уже в августе вернулся в Москву на должность профессора богословия в Московском сельскохозяйственном институте. Вскоре он стал читать лекции по богословию на высших женских курсах и давать уроки по закону Божию в женской классической гимназии Фишер. Кроме магистерской диссертации, он напечатал (в «Прибавлениях к творениям свв. отец»): «Нравственное учение Климента Александрийского по сравнению с стоическим», в «Московских Церковных Ведомостях» (1896 г.) – «К вопросу о церковном учительстве» и в «Московских Ведомостях» – речь в гимназии Фишер. Скончался 17 ноября 1901 г. («В. и Р.», 1901 г., № 22). После него редактором стал с сентября 1894 г. новый ректор семинарии, протоиерей Иоанн Павлинович Знаменский. Протоиерей Знаменский образование получил в Московской дух. академии, по окончании курса в ней был преподавателем и с 1881 г. инспектором Таврической семинарии, в 1884 г. рукоположен во священника и, с возведением в протоиерея, назначен ректором Таврической семинарии, в 1894 г. перемещён в Харьков. С апреля 1899 г. назначен помощник редактора, инспектор Харьковской семинарии Константин Евстафьевич Истомин, и ранее уже принимавший неофициально участие в делах редакции. К. Е. Истомин образование получил в Киевской академии, курс которой окончил в 1855 г., и с 1856 г. служил в Харьковской семинарии, сначала преподавателем, а с 1873 г. инспектором.

За все время издания характер журнала остаётся неизменным. Отличительной его особенностью (внешней) является то, что к нему подчас печатались длиннейшие исследования, которые и растягивались чуть ли не на десяток лет. В 1897 г. заметно было стремление редакции прикончить затянувшиеся статьи и наперёд заканчивать начатое по возможности в год-два. В самое последнее время заметно приближение журнала, так сказать, к сутолоке жизни: кроме чисто научных богословских и философских статей, встречаются библиографические заметки и род хроники. С внешней стороны журнал остаётся неизменен: красная обложка, один и тот же шрифт, особая нумерация в богословском и в философском отделах, тот же объем, та же цена. Годовое издание представляет собою два тома богословского отдела (т. I, чч. 1 и 2), два тома философского отдела (т. II, чч. 1 и 2) и один том третьего отдела под названием: «Листок для Харьковской епархии». «Листок»» заключает в себе официальные известия и местную, а также иноепархиальную хронику: известия и заметки, отчёты и т. п.

На первых порах издания журнал произвёл необычное оживление в среде духовной журналистики, напомнившее в этом отношении шестидесятые годы, когда появлялись первые духовные публицистические издания, вызывавшие много различных надежд и ожиданий. И теперь живо и даже страстно предъявлялись в отношении «В. и Р.» разные ожидания, надежды, сомнения. Самостоятельность двух первых отделов «В. и Р.» дала повод одному духовному изданию высказать, будто в новом журнале «разум оказывает не слишком большое внимание вере»; другие боялись этого влияния. Более значительные отзывы тщательно отмечались в самом журнале (1884 г., №№ 7, 12, 15, 17, 18 и др.). Мало-помалу издание установилось в общественном сознании и шум затих, хотя и в последующее время «В. и Р.» время от времени умела вызвать к себе, преимущественно, статьями преосвященного Амвросия, внимание всего образованного общества, как духовного, так и светского, и заставить говорить о себе не только духовную, но и светскую печать.

С. Рункевич


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle