Димитрий Прилуцкий
Димитрий Прилуцкий, препод. Ум. 1392г. Родился в первой половине XIV в. в Переславле-Залесском от богатых и благочестивых родителей купеческого звания. Воспитанный в духе благочестия и религиозности, и обученный грамоте, Д. принял иноческое пострижение в Переславле в Горицкой обители; мирское имя его неизвестно, равно как и время пострижения. В монастыре Д. увеличил свои подвиги благочестия, приобрел всеобщее уважение не только в стенах монастыря, но и во всем городе, и был удостоен священства. Когда до Д. дошла молва о новом, воссиявшем тогда, великом светильнике русского монашества, препод. Сергие Радонежском, он посетил последнего, проникся к нему величайшим благоговением и затем неоднократно посещал его для духовных бесед; равным образом, оценил и Сергий своего собеседника. Неизвестно по каким побуждениям Д. оставил Горицкий монастырь и основал свой, во имя святителя Николая, на Переславском озере.
Препод. Д. обладал необычайною телесною красотою, которая от его иноческих подвигов, поста и умерщвления плоти не только не исчезала, но еще увеличивалась. Поэтому он скрывал лицо под иноческим куколем и избегал бесед с мирянами, особенно же с женщинами. Одна из знатных Переславских женщин, слышавшая о красоте Д., полюбопытствовала видеть его и достигла этого однажды в церкви, когда преподобный готовился к богослужению; внезапно напал на нее ужас и все тело расслабло и только по молитве преподобного она оправилась.
К Д. имел великое уважение великий князь Димитрий Иоаннович Донской и, призвав однажды его в Москву, просил его быть восприемником его детей. Д. вскоре после этого, убоявшись славы человеческой, бежал вместе с любимым учеником своим Пахомием на север в Вологодские леса. Сначала он поселился в волости Авнежской (теперь Грязовецкого уезда) близ реки Лежи и устроил здесь храм во имя Воскресения Христова, но отсюда он должен был удалиться, так как окрестные жители боялись, чтобы со временем не пришлось подчиниться новой обители. Тогда Д. ушел в Вологду и здесь поселился в трех верстах к северу от города на извилине, или луче, реки Вологды, отчего и основанный им здесь монастырь получил название Прилуцкого. Владельцы места этого, Илия и Исидор, охотно уступили пришельцам потребное для монастыря количество земли и всеми средствами помогали им в устройстве монастыря, помогали и граждане Вологды, у которых доселе не было монастыря общежительного. Прежде всего, поставлена была деревянная церковь во имя Спасителя. Когда в Переславле и Москве узнали о новом месте жительства Д., то из Переславля пришло к нему несколько монахов, а великий князь прислал богатый вклад. Д. платил великому князю за любовь искренним расположением и по откровению свыше узнал день и час смерти великого князя в 1389 г., сказавши однажды братии за работой: «Мы строим, эти земные тленные вещи, а благоверный великий князь Димитрий Донской от сего дня уже не печется вместе с нами о суетном сем житии». Вскоре пришла весть о смерти князя, причем оказалось, что слова преп. Д. были произнесены именно в день и час смерти князя. Кроме монашеских подвигов, поста и молитвы преп. Д. отличался самою широкой благотворительностью, всем нуждающимся помогал и пищею, и деньгами, выкупал должников, и заступался за невинных на суде. Для наблюдения за монастырскими земельными владениями, он сам предпринимал путешествия пешком, причем и дома, и в дороге, и летом, и зимой, носил одну и ту же грубую одежду, овчинный тулуп. Достигнув, глубокой старости, Д. почувствовал приближение смерти, призвал братию монастырскую и указал на Пахомия, как на преемника себе по игуменству. Пред смертью он завещал, чтобы тело его было брошено в болото, но, когда он скончался 11 февраля 1392 г., братия погребли его с великою честью в церкви. После смерти своей преп. Д. совершил множество чудес. Наиболее поразительное из них было в 1559 г., когда он явился царю Иоанну Грозному во время похода на Казань и обещал ему помощь.
В 1613 г. Прилуцкий монастырь подвергся опустошению и разорению со стороны литовцев, причем в монастыре погибло до 200 человек. Затем литовцы подожгли монастырь, причем сгорел и монастырский архив. Житие преп. Д. писано монах. Макарием со слов очевидца и сотрудника Д. Пахомия, преемника по игуменству, и потому отличается полною достоверностью.
Литература. Степеп. кн. т. 569; Прол. и Чет.-Мин. 11 февр.; «История рос. иер.», VI, 215–225; «Ист. изв. о Вологде», стр. 36, 37, 51, 52, 95; «Волог. Губ. Вед.», 1844 г.; «Словарь истор. о святых, рус. ц.», изд. 2, Спб. 1862 г.
А. Кремлевский.