Источник

Воронов А. Д

Воронов Александр Дмитриевич, ординарный профессор Киевской дух. академии по кафедре общей церковной истории, доктор богословия (ум. 1883 г., 29 окт.) А. Д. В. – сын сельского священника Тверской губернии, Новоторжского уезда, родился 5 февраля 1839 г., в селе Грузнах. Первоначальное образование получил в Новоторжском духовном училище, откуда в 1853 г. поступил в Тверскую духовную семинарии, где пробыл 5 лет и по окончании первого года богословского курса отправлен в Московскую академии, где обучался с 1858 по 1862 г. По окончании академического курса В. утверждён в степени магистра богословия 28 сентяб. 1862 г., а 30 дня следующего месяца октября назначен в Киевскую духовную академ. бакалавром общей новой церковной истории. Затем, 3 февраля 1866 г. возведён в звание экстраординарного профессора академии, а в 1878 г., 6 марта, по защищении им докторской диссертации, под заглавием «Главнейшие источники для истории свв. Кирилла и Мефодия», в звание ординарного профессора. Временами он проходил другие должности в академии, как то, помощника инспектора с 25 февр. 1863 г. до 1 авг. 1865 г., а с этого года – помощника секретаря академического правления и затем секретаря с 1 сент. 1867 г. по 15 авг. 1869 г., когда с введением нового устава в академии должности эти – последние перестали быть придаточными для профессоров и преподавателей. С образованием по новому уставу совета академии В. постоянно избираем был в члены его от церковно-исторического отделения, исправлял некоторое время и должность инспектора академии. Охотно принимал и выполнял он и другие, временно возлагавшиеся на него советом, поручения, как, напр., по участию в строительном комитете при академии (с 1875 г., 5апр., по 1879 г., апр. 28), по председательству в комиссии, назначенной советом в июне текущего года для ревизии и приведения в порядок академической библиотеки и её каталогов. В последние два года с лишним он, по избранию совета, был редактором «Киевских Епархиальных Ведомостей», и по свойственной ему добросовестности и порывчивости во всякой возлагаемой на него работе, работал над означенным изданием слишком много.

Из сказанного о составе предмета профессорской кафедры В. и других занятиях его довольно объясняется и характер его учёно-литературных трудов. Есть в ряду их труды капитального достоинства, целостной обработки, но значительнейшая часть их имеет, так сказать, отрывочный характер. Они помещались в местных периодических изданиях, как то: в «Трудах Киевск. Дух. Акад.», в «Воскресном Чтении», в «Киевских Епархиальных Ведомостях», в «Руководстве для сельских пастырей», в «Чтениях в Историческом Обществе Нестора Летописца», в котором он был членом и несколько раз читал свои рефераты и др. статьи. Некоторые более капитальные труды его существуют н в отдельном издании.

Представим перечень учено-литературных трудов и статей В. в порядке не изданий, где они печатались, и не годов появления их, а в порядке известных серий, обнимающих предметы однородные, или соприкосновенные, как то:

1. История и современное состояние славянских церквей. 1) «Св. Кирилл и Мефодий. Главнейшие источники для истории св. Кирилла и Мефодия». Печаталось в «Труд. Киевск. Акад.», откуда издано отдельною книгою в 1877 г. Это сочинение представлено было В. в качестве диссертации на степень доктора, которая и получена им. Этот труд, по словам проф. Ив. Малышевского, несомненно обладает качествами труда учёного: тщательное изучение памятников, составляющих предмет исследования, полное знакомство с литературою предмета и самостоятельное критическое отношение ко всем почти вопросам, касающимся исследуемых памятников и воззрениям учёных по этим вопросам, приведшее исследователя к самостоятельным решениям многих из этих последних. Достоинство труда, как учёной работы, возвышается сложностью предметов, входивших в него, известною плодовитостью исследований о них и большим разнообразием, часто противоречием мнений учёных славистов как русских, так и западных в этой широкой области, что требовало крепкого самообладания мысли, чтобы, не теряясь во множестве и разнообразии материалов и воззрений, часто принадлежащих большим авторитетам в науке, вырабатывать и проводить самостоятельные взгляды в такой, во многом своеобразной, области научного исследования. Нося по преимуществу характер критического исследования, сочинение требовало твёрдых общих приёмов такого исследования, какие и примечаются в сочинении. На источники для истории свв. Кирилла и Мефодия исследователь смотрит, как на факты и результаты исторические, возникшие на почве официальных или нравственных отношений к славянским первоучителям их современников и потомства, и потому выясняет их преимущественно из этих церковно­-исторических отношений, давая, вместе с тем, широкий простор изучению текста памятников и его смысла, сличению их, объяснению одного другим, поверке одного другим... Словом, сочинение проф. В. есть капитальный вклад в науку. Давая новое освещение многим из источников для истории Кирилла и Мефодии, оно даёт новые уяснения и для самой истории их, и сочинением вполне оправдана надежда автора одним из фактов этой истории сообщить большую твёрдость, или более научную постановку, у других отнять историческое значение, отнесши их к области легенд (Проток. Киевск. ак. 1877–78, стр. 180–192). – В ближайшей связи с указанным главным исследованием В. явились следующие, заносимые нами в общий перечень, статьи его: 2) «К вопросу об источниках для истории свв. Кирилла и Мефодия». («Тр. к. д. ак.», 1878, № 1). 3) «Научное движение по вопросу о свв. Кирилле и Мефодии», (ib, 1881 г., № 2). 4) «Памяти свв. Кирилла и Мефодия». («Руков. для сельск. пастыр.», 1876 г.). 5) «Канонизация свв. Кирилла и Мефодия». («Киевск. Епарх. Вед.», 1881 г., № 45). 6) «Немецко-латинская пропаганда у славян Полабских в X и XI вв.» (ib., 1871 г., № 10), – речь, читанная на годичном акте академии». 7) «О латинских проповедниках на Руси Киевской в X и XI вв.». («Чт. в Истор. Общ. Нест. Лет.» кн. I, 1873 – 1877 г., Киев, 1879 г.). 8) «Нынешнее состояние православн. церкви в Сербии» («Руков. для сельск. пастыр.», 1875 г.). 9) «Из новейшей истории болгарской церкви по Конст. Иречку» (ibid, 1877 г.). 10) «Народные религиозные обычаи и обряды южных славян» (ib., 1878 г.). 11) «Церковные дела у южных славян» («Киевск. Епарх. Ведом.», 1880г., № 7). 12) «Органический устав государственного устройства Болгарского княжества в религиозно-церковном отношений» (ib., 1879 г.).

2. История и современное состояние греческой церкви. 1) «О чинах при архиерейских кафедрах в Восточной церкви» («Рук. для сельск. пастыр.», 1866 г.). 2) «Новые исследования по истории христианского Востока» (ib., 1878 г.). 3) «Синайское дело» («Труды К. Д. Ак.», 1871, 1872 гг. Есть и отдельное изд.). 4) «Библиографические заметки о книге Константина Контогона»: «Εκκλεσιαστική ίστορία» (ib., 1867 г., № 10). 5) «Отчёт греческого архиепископа Ликурга о пребывании его в Англии» (ib., 1870 г., № 11). 6) «Восточная церковь в 1878 г.» («Киевск. Еп. В.», 1879 г.).

3. История и современное состояние римско-католической церкви. 1) «О происхождении светской власти пап» (студенческое сочин. В., обработанное и помещ. в «Тр. К. Д. Ак.», 1862 г.). 2) «Заметки из церковной жизни Запада» (ib., 1866 г.). 3) «Заметки из церковной хроники Запада» («Руков. для сельск. паст.», 1868 г.). 4) «О книге Гизо: Меditations sur l'etal actuel de la religion chretienne» («Тр.К.Д. Ак.», 1867 г.). 5) «Папство и старокатолическое движение» («Рук. для сельск. паст.», 1872 г.). 6) «Констанцский конгресс старокатоликов» (ib, 1873 г.). 7) «Старокатолическое движение» (ib., 1874 г.). 8) «Старокатолическое движение в 1879 г». («Киевск. Епарх. Вед.», 1879 г.). 9) «Старокатолическое движение в 1875 г». («Руков. для сельск. пастыр.», 1875 г.). 10) «Борьба между государством и церковью на Западе» (ib., 1874 г.). 11) «Новый взрыв борьбы между государством и римскою церковью в Германии» (ib., 1875 г.). 12) «Современная борьба государства с церковью» («К. Еп. В4д.», 1880 г.). 13) «Католическая Галликанская церковь». 14) «Из Католической обрядности». 15) «Религиозная процессия с танцами». 16) «Процесс о чудесах». 17) «Деятельность католических религиозных обществ в Германии» (Все эти статьи помещ. в «Киевск. Епарх. Вед.», 1879 – 1880 гг.).

4. История и современное состояние протестантства. 1) «Протестантское богословие и вопрос о богодухновенности Св. Писания» («Тр. К. Д. Ак.», 1864 г., № 4 и 9). 2) «Протестантский сейм в Альтенбурге» (ib., 1865 г.). 3) «Народные проповедники на Западе» (ib., 1864 г.). 4) «Народная школа и её отношение к церкви и духовенству в Германии» («Рук. для сельск. пастыр.», 1866 г.). 5) «Христианское общество для примирения вероисповеданий» (основанное в Бадене из католиков и протестантов. «Тр. Киевск. Дух. Ак.», 1864 г.). 6) «Практические богословские семинарии в Германии». 7) «Один из проектов нового церковного устройства в Пруссии». 8) «Вопрос о государственной церкви в Ирландии». 9) «Открытие памятника Лютеру в Вормсе». 10) «Третей немецкий протестантский сейм в Бремене». 11) «Церковные споры в Берлине» (все эти статьи в «Тр. К. Д. Ак.», 1868 г.). 12) «Немецкое протестантство после войны 1870 – 1871 гг.» («Рук. для сельск. пастыр.», 1872 г.). 13) «Миссионерская конференция в Лондоне». 14) «Из отчёта Британского библейского общества». 15) «Процесс по обвинению в ереси». 16) «Из области блужданий религиозной мысли и жизни Запада». 17) «Майские праздники у протестантов». 18) «Еписк. (протестантский) Гобот». 19) «Кельнский собор». 20) «Из церковной хроники Англии». 21) «Из церковной статистики Северо-Америк. Штатов» (все в «К. Епарх. Вед.», 1879 – 1880 гг.).

Есть нисколько статей В. по древней церковной истории, как, напр., «Об участии мирян в делах церковных в первые три века христианства» («Рук. для сельск. паст.», 1864 г. ; «Рождественский или Филиппов пост» (Из., 1866 г.); «Праздник Богоявления» (ib., 1867 г.); а также по истории иудейства, как, напр., « Семейный быт евреев по Пятикнижию»; «Иудейский народ и иудейство в период образования Талмуда» («Тр. К. Ак.», 1866 и 1868 гг.). В течение нескольких лет В. принимал участие в переводах творений блаж. Иеронима и блаж. Августина, в «Тр. К. Д. Ак.».

Наконец, в Киевских периодических изданиях и некоторых иногородних можно насчитать десятки статей его по разным предметам, касающимся современной жизни русской церкви, духовенства, духовно-учебных заведений, народной школы, литературы духовной и светской. А во время своего редакторства по «К. Еп. Ведом.», он, совместно с одним из Киевских священников, издал очень полезную для епархиального духовенства книжку, под заглавием «Памятная книжка Киевской Епархии».

Примеч. См. о А. Д. Воронове: 1) у Н. Королькова, «Двадцатилетие издания журн. «Тр. К Д. Ак.» (1860 – 1880 гг.)»; 2) С. Смирикова, «История Моск. Дух. Ак. до преобразов. (1814 – 1870 гг.)»; 3) Ив. Малышевского, «Александр Дмитр. Воронов», «Тр. К. Дух. Ак.», 1884 г., № 1; 4) «память проф. К. Ак. А. Д. Воронова», «Церковно-Обществ. Вестн.», 1883 г., № 149; 5) «памяти покойн. проф. А. Д. Воронова», «Церк. Вестн.», 1883 г., № 48, с. 13; 6) «Проток. Киевск. Дух. Ак.» 1877 – 78 г. с. 180 – 192; 192 – 196.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle