Источник

Католицизм (римский) в России

Католицизм (римский) в России (в русской земле). Исторические памятники и полемические произведения свидетельствуют, что попытки распространить христианство из Рима (латинство) в русской земле были современны происхождению русского государства, т. е. были еще раньше полного разрыва между Востоком и Западом христианского мира. Сношения великой княгини Ольги и великого князя Владимира с западными государями давали поводы Риму к посылке миссионеров латинства на русскую землю; были попытки к сближению Руси с западными христианами и потом, после разрыва между Константинополем и Римом. Поводом к тому служили, прежде всего, сношения торговые: в торговых городах на окраинах Руси встречаются латинские храмы для иноземцев. Религиозной вражды между православием и латинством еще не было заметно в той степени, до какой она дошла к концу крестовых походов (к половине XIII в.). Время татарского ига почти на два века с половиной оторвало Русь от сношений с Западом, но и в этот тяжелый период – особенно на юго-западных окраинах – заметны следы пропаганды латинства. – Следы насильственного водворения латинства в Галицкой Руси относятся ко времени завоевания ее королем Венгрии (в начале XIII в.); к тому же времени относится указание на существование в Киеве доминиканского храма. Татарские завоевания дали повод к сношениям юго-западной Руси с папским престолом ввиду возможности получить с Запада помощь против неверных. Но к этому времени от пап трудно было получать помощь; эти дипломатические сношения и завоевание Галиции Польшей давали возможность латинянам понемногу распространять латинство (епископия в Киеве; епархия в Львове в ХIV в. и организация латинской иерархии во всей Галиции). – Северо-восточная Русь, отбиваясь от татар, одновременно давала отпор и на Западе – латинству. Наибольшую энергию проявляет пропаганда латинства со времени приобретения Римом влияния на великое княжество Литовское; но в это же время на Руси распространяются такие воззрения на латинство, которые выработались у греков в течение крестовых походов и во время сношений с Римом с целью устроить унию православия и латинства (в 1272 г. и 1432 г.). Павшая политически, – Византия передала свои заветы Москве, указав ей также задачу: быть оплотом чистоты веры вселенской.

Попытки к полемическим состязаниям латинян с православными не привели ни к чему в царствование Иоанна III. Надежды латинян на его супругу Софию (Зою Палеолог) тоже не оправдались: среди русского народа римский католицизм не распространяется и в дальнейшее время католиками оказываются только переселившиеся на Русь по делам иностранцы. В 1561 г. из Рима было послано на Русь (к Иоанну IV, Грозному) приглашение участвовать в заседаниях Тридентского собора (1545–1563 гг. с перерывами); но из политических видов поляки не пропустили папских послов чрез границу. Негласное посольство к И. Грозному с приглашением посылать в римские школы русских молодых людей осталось без последствий: – оно тоже было задержано Польшей. Более благоприятные обстоятельства для латинства сложились после победы Стефана Батория над Иоанном Грозным, который был вынужден просить о посредничестве папу (1580 г.). С этой целью в русскую земно был отправлен иезуит Антоний Поссевин, который имел в виду широко поставить дело пропаганды латинства в русской земле. Но он рано открыл свои планы: вместо вопросов политических поспешил выдвинуть вопросы религиозные и успеха не имел. Устроив мир Иоанна с Польшей, А. Поссевин завел переговоры об унии; но добился только позволения свободного въезда на Русь папских послов и западных торговцев; даже не добился права строить латинские храмы, проповедовать и посылать русскую молодежь в открытую в Риме греческую коллегию св. Афанасия. – Попытки Рима завязать сношения с Русью при ц. Феодоре Иоанновиче были бесплодны. – Надежды Рима на утверждение влияния в русской земле оживились в течение «Смутного» времени. Первый Самозванец был католиком и дал папе обещание ввести римский католицизм в своем царстве: в свите его были иезуиты и им дозволено было совершать богослужение для царицы – польки и католички; в Кремле был устроен домовый храм по р.-катол. образцу; с Римом велись постоянные сношения (чрез папского легата). Но все это только отдалило русских от Рима и обострило отношения. – Завоевания польского короля Сигизмунда III с целью ополячить и сделать русских р.-католиками повели к тому же: – русские стали еще больше ненавидеть и бояться латинян. Римскому духовенству доступ был запрещен в русскую землю; мирян-католиков стесняли. В католиках за их оскорбительное отношение к вере стали видеть язычников: их решили перекрещивать при переходе в православие (с 1620–1667 г.).

В царствование Алексея Михайловича Рим снова начинает хлопотать о дозволении иметь в русской земле духовенство и латинские храмы. Благодаря влиянию польского правительства, это удается, – особенно в правление царевны Софии; в это время в Москве появляется первая латинская церковь (без официального разрешения). – Полную религиозную терпимость и право строить храмы католики получили при Петре I, когда встречаются и русские духовные лица, симпатизировавшие латинству (указ 2 декабря 1705 г.). С этого времени начинает замечаться распространение влияния католицизма и по другим городам России. Но в 1719 г. иезуиты были изгнаны из России, впрочем, латинство распространяют другие ордена; теперь уже встречаются знатные лица из русских, принявшие р.-католицизм, но такие лица подвергаются преследованию. – После Петра I по указу 1728 г. в Россию ограничивают въезд католиков и выселяют раньше бывших там; запрещаюсь русским воспитывать детей в польских школах. – При Анне Иоанновне и Елизавете Петровне р.-католическая пропаганда встречает со стороны правительства сильные противодействия. – Снова пропаганда усиливается со времени присоединения к России (в 1772 r.) части польских владений, когда к русскому государству присоединено было много римских католиков. Права их признаны и охранены законом. Разрешается постройка храмов; учреждается херсонская латинская епархия. Но сношения с папством латинского духовенства дозволяются только чрез русское правительство. За устройством католических и униатских подданных учреждается надзор и папское бреве об иезуитах (об уничтожении ордена) в России не дозволяется обнародовать. Официальная пропаганда запрещена, но происходит тайная.

При императоре Павле замечается большой наплыв в Россию кавалеров Мальтийского ордена (католиков). Происходит борьба между иезуитами и латинским митрополитом Сестренцевичем за преобладание; пропаганда усиливается. Конец пропаганде положен высылкой иезуитов. Польское восстание 1831 г., поддерживаемое католическим духовенством, дало повод к стеснениям его деятельности. В 1839 г. влиянию его наносится удар воссоединением униатов с православием. В 1847 г. заключается конкордат (соглашение) между русским правительством и папским престолом, но он уничтожен вследствие восстания 1863 г.; сношения с Римом были прерваны до 1894 г. – В настоящее время более 15 миллионов католиков в русской империи распределены между двенадцатью епархиями: две архиепископские (Варшавская и Могилевская) и десять епископских (в России четыре; остальные – в Привислинском Крае). Управление ими сосредоточено в р.-католической коллегии под председательством архиепископа Могилевского, «митрополита» р.-кат. церквей в России. В ведении коллегии находятся все духовно-гражданские дела католиков. В случае нужды сношений с правительством, коллегия делает представление министру внутренних дел со своими соображениями. – Каждая епархия управляется епископом; при некоторых есть викарные епископы (суффраганы). При епископах есть капитулы (совет из кафедрального духовенства) и консистории. Епископы назначаются Государем Императором по соглашению с папою (особым указом), потом они дают присягу на верность русскому императорскому престолу и другую – папе. – Епископские решения могут быть обжалованы в Спб. коллегию. В делах, превышающих власть епископа, он сносится с Римом, куда на окончательное решение восходят и все жалобы на действия епископов. – Содержание римско-католического духовенства и монастырей дается из государственной казны. В России им позволяется иметь движимое и недвижимое имущество; но в Царстве Польском эти имущества были отобраны (в 1863 г.) и поступили в ведение казны. Жертвы на церковные нужды тоже поступают в казну и образуют специальный фонд, употребляемый по распоряжению русского правительства.

А. Булгаков.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. — Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 9: Кармелиты — Κοινή : с 15 рисунками. — 1908. — V, [3] с., 754 стб., 757-770 с.

Комментарии для сайта Cackle