Католикос
Католикос – титул верхового иерарха 1) в секте несторианской (Katholicos, Jacelich), 2) [в секте монофизитской] у армян 7 , а равно носили титло католикоса и верховные иерархи православной Грузин 8 Во всех случаях титул «католикос» соответствует столь известному титулу «патриарха», верховного главы поместной независимой церкви. В таком именно смысле он и понимается в историях означенных церквей и в каноническом их праве.
Καθολικο’ς в приложении к Гekklhsi’a (kafolikh` ekklhsi’a) означат вселенскою не только в отношении к пространству и времени, т. е. к внешней стороне церкви 9, но, – что еще важнее, – к внутренней стороне ее – к единству и неизменной целости христианского учения веры, начиная с Господа Христа и Апостолов и доходя до последних законных их преемников (ὀ’λοςименно указывает, на целость, неповрежденность, совершенство вещи, тогда как ἀ’πας, напротив, на отдельность вещей в себе, на их особенность). Все означенные секты – несторианская и монофизитская (каждая в своей форме), – отделяясь от церкви, мыслили себя верными хранительницами того именно учения веры, которое непосредственно изошло от Христа и Его апостолов. Поэтому титул католикосов они удержали за своими духовными главами, или же, по отделении, усвоили им не без цели, а именно для того, чтобы показать, что целость учения веры, его чистота и неповрежденность сохраняются в их церквах и нигде более, почему их учение веры яко бы должно иметь вселенское значение, а не другое какое-либо. Так как каждое из означенных сектантских учений – несторианское и монофизитское – содержится иногда даже целым народом (отдельным каким-нибудь: несторианские – частью сирийцев, монофизитское – армянами, абиссинцами, коптами), то католикос, помимо вышесказанного значения, указывает еще на целокупность народа, подчиняющегося духовной его власти и держащегося того учения веры, блюстителем коего он поставлен. Таким образом титул «католикос», по филологическому своему значению в связи с каноническими и догматическими тенденциями, будет означать верховного духовного пастыря какого-либо народа, держащегося или думающего держаться кафолического учения веры. Но секты, претенциозно присваивая своим духовным главам титул католикоса, очевидно, несправедливо восхищают его у православных, которые, сохраняя во всей неприкосновенности богооткровенное учение Христа и Его Апостолов, одни только и имеют право пользоваться этим титулом для своих верховных иерархических представителей.
Первый армянский митрополит, получивший имя католикоса, был Нерсес I около 381 года. Таким образом, армянские митрополиты присвоили себе титло католикоса, когда еще состояли членами православной кафолической церкви. Нерсес I резиденцией своей, по примеру Григория Просветителя, избрал Эчмиадзин (Эчмиадзин – монастырь, находящийся при Валаршапате или Вагаршапате, и значит: «Нисшествие Единородного», т. е. Сына Божия; Григорий Просветитель поселился в нем с 301 года и будто бы назвал его так потому, что видел здесь в видении нисходящего с неба Иисуса Христа [но такого названия «Эчмиадзин», – название местности или монастыря, – в древности не существовало не только при Григории, Нерсесе I и др., но и до значительно более позднего времени]).
Католикосы жили в Эчмиадзине до 441 года (по другим до 484 года). Затем политическая обстоятельства и разные невзгоды, постигавшие Армению, вынудили католикосов оставить Эчмиадзин и избирать для своего жительства другие города Армении. Таких перемен до 1441 года они сделали не менее шести. В 1441 году католикосы снова возвратились в Эчмиадзин и остаются в нем доселе, а епископы прежних городов, в которых временно пребывали католикосы, получили свойственное им титло митрополитов. Впрочем, двое из этих митрополитов, агтамарский и сисский, сумели удержать за собою титло католикоса и, вместе с этим, присвоить себе авторитет и значение патриархов. После завоевания Константинополя Турками (1458 г.) явились еще два патриарха, один в Константинополе, другой в Иерусалиме. Среди этих пяти армянских патриархов католикос эчмиадзинский занимает такое же положение, какое занимает, приблизительно, вселенский патриарх константинопольский в православной церкви. По рангу католикос считается верховным из указанных пяти высших предстоятелей армянской церкви. Ему принадлежит общий пастырский надзор над армяно-григорианами и поэтому он издает энциклики или окружные послания не только к верующим своего патриархата, но и к остальным частям армянской церкви, и таковые энциклики обыкновенно принимаются с величайшим почтением всеми армянами, где бы они ни находились. К прерогативам католикоса нужно отнести также и то, что его управлению подлежат не только армяне, живущие в его патриархате, географически точно определенном подобно другим патриархатам, но еще находящиеся в так называемой diaspora (διασπορα’) – в рассеянии, т. е. обитающие во всех странах земного шара, помимо означенных, точно географически определенных, армянских патриархатов.
У несториан титул католикоса явился после окончательного отделения их от православной церкви. В 499 году они составили собор, на котором селевкио-ктезифонскую митрополичью кафедру объявили отделенной от патриархата антиохийского, возвели ее в достоинство патриархата, назначили нового патриарха и дали ему титул католикоса. До XV века он был избираем епископами; но в 1450 году патриарх Мар-Симон издал закон, по которому достоинство патриарха должно быть наследственно в его роде (обыкновенно переходит от дяди к племяннику). С 1560-го по 1590 г. несторианский католикос имел резиденцию в Мосуле, а с этого времени стал жить в Кохане, в Курдистане.
Ф. К-в.
* * *
Впрочем, титло «католикос» носили и православные, – т. е. халкидонитские верховные иерархи Армении. – Н. Н. Г.
О них см. и у о. протоиерея В. И. Жмакана в Христ. Чтении 1905 г., Л 1, И стр. 101–117; № 2, стр. 268 –269; № 10, стр. 531 – 550: Грузинский католикос Автоний II в Грузии. О собственно грузинском католикосе см. у проф. Н. Я. Марра в «Журналах и Протоколах Предсоборного Присутствия», т. III (Сиб. 1907), стр. 136–137. – Н. Н. Г.
В узком и исключительном смысле. напр., в коптских и других памятниках просто καθολικὴ ἐκκλησι’α, без имени святого, означает кафедральный собор: см. у W. Е. Crum, A Use of the Term «Catholic Church» в «Proceed. of the Society of Biblical Archeology» 1905, p. 171–172. – H. Н. Г.