Источник

Ионийские острова

Ионийские острова лежат в Ионийском море вблизи западных берегов Эпира и Греции и обнимают группу из семи островов, известную у греков под названием Ἑπτάνησος – «Семиостровье». Из них Корфу, или Керкира, расположен на севере и превосходит остальные острова размером территории. Южнее его лежат – Паксос (с соседним небольшим островом Антипаксос), Левкада, или Санта Мавра, Итака (Тиаки), Кефалония, или Кефаллиния, Закинф, или Занте, и Кифира. По преданию, христианство распространилось на «семи островах» в апостольскую эпоху, когда проповедью слова Божия была оглашена и Эллада. В частности, Апостолы Иасон и Сосипатр насадили евангельское учение на Керкире, Родион и Сопион на Левкаде, а Мария Магдалина, по преданию, проповедовала на Закинфе; на остальных островах христианство распространилось из соседней Ахаии. В эпоху гонений на христиан – и на ионийских островах были исповедники и мученики за имя Христово, а во время вселенских соборов местные христианские общины имели правильную церковную организацию и управлялись самостоятельными епископами. Из деяний вселенских соборов видно, что участниками их были и епископы Керкиры, Левкады, Кефаллинии и Закинфа. Так, керкирский епископ Аполлодор подписал соборное изложение веры 318 богоносных отцов и, вместе с епископами Лимноса и Родоса, присутствовал на первом вселенском соборе от имени епархий Эллады и островов, – епископ Левкады Захария был участником второго вселенского собора, Пелагр – трульского, а Филипп, епископ керкирский, Лев, епископ закинфский, и пресвитер Григории, местоблюститель епископа Кефаллинии, подписались под актами седьмого вселенского собора. К ним следует присоединить также епископов Керкиры Хрисиппа (516 г.), Алкисона (595 г.) и Арсения, которые за свою добродетельную жизнь причислены к сонму святых.

Ионийские острова, входившие в состав древнего восточного Иллирика, до 732 – 733г. были в церковном отношении подчинены юрисдикции римского папы, а когда византийский император Лев III Исаврянин отнял у Рима Иллирик, здесь распространилась духовная власть константинопольского патриарха. С того времени на «Семи островах» учение веры и церковные обряды стали храниться по руководству восточной церкви, а нововведения папизма, здесь водворившиеся, постепенно исчезли. В IX-XII веках здесь во всей полноте и силе царил церковный византинизм, самым благотворным образом отражаясь на церковной жизни и просвещении. Во время четвертого крестового похода (1195 г.) католики завладели Византией и, постепенно проникая в южные пределы империи, покорили и Ионийские острова. Исполняя приказание современного папы Иннокентия III, католики изгнали из епархий православных епископов Керкиры, Кефаллинии и Закинфа и водворили здесь своих епископов, завладели многими православными храмами и отстранили греческое духовенство от совершения богослужения, стали служить здесь по латинскому обряду, заставляли греческое духовенство и народ совершать крещение и таинства по уставу латинской щеркви, поминать папу за богослужением, признавать над собою его власть. Кроме того, латиняне похитили в Керкире мощи св. Арсения и Апостолов Иасона и Сосипатра, завладели церковными имуществами на Кефаллинии и Закинфе. Для православных византийцев наступило тяжелое время борьбы с сильными пришельцами за веру отцов, церковное наследие и достояние, – борьбы, сопровождавшейся тяжкими для них испытаниями. Сравнительно спокойнее греки жили на островах Левкаде и Кифире. Ввиду притеснений со стороны латинян, греки Ионийских островов прилагали всевозможные усилия к тому, чтобы обеспечить себе более или менее удобный modus vivendi в области церковных отношений и оказать противовес папистическому влиянию. Борьба между неаполитанцами и венецианцами из-за политического первенства на островах с одной стороны, а с другой – стремления византийских императоров возвратить их под свою власть лишь обостряли положение греков и подавали многочисленные поводы для новых коллизий в сфере церковной жизни.

Наконец, православному населению Керкиры, Закинфа и Кефаллинии в начале ХV в. удалось получить ближайшую духовную власть в лице протоиерея (προτοπαπᾶς), но не епископа. На Керкире в избрании «протопопа» принимали участие тридцать два греческие священника и столько же представителей от мирян, а на Закинфе – одни лишь миряне. Керкирские «протопопы» рукополагались епископом Янины, который именовался и экзархом Керкиры, а закинфские и кефаллинийские рукополагались епископом Левкады. «Протопоп» Ионийских островов подчинялся византийскому патриарху, по уполномочию которого имел право судить духовенство и народ и управлять вверенного ему церковной областью, производил расторжение браков, пользовался преимуществами чести и представительства в церковных делах, представлял кандидатов для посвящения в церковные степени, состоял председателем постоянного административно – судебного совета по церковным делам и вообще нес обязанности архиерея, – разумеется, лишь без права хиротонии. При всем том, положение греков под властью «франков» было тяжелое, и они тщетно просили византийского императора Иоанна VIII Палеолога (1425 – 1448 г.) об освобождении когда он отправлялся в Италию для заключения церковной унии с Римом. На ферраро-флорентийском соборе (1439 г.), провозгласившем церковную унию между Византией и Римом, было и постановлено, чтобы на каждом из Ионийских островов, – кроме Кефаллинии и Закинфа, – православный греческий клир подчинялся местному латинскому архиепископу, оказывал ему всецелое повиновение и священнодействовал по уставу и обряду церкви римской, а епископы Кефаллинии и Закинфа должны были попеременно и пожизненно избираться из латинян и греков, причем латинский епископ, избиравшийся после смерти епископа грека, должен был жить на Закинфе, а греческий, вступавший на кафедру по кончине латинского должен был водвориться на Кефаллинии. Однако в действительности постановление флорентийского собора не исполнялось – и ионийцы, отвергнув унию, по-прежнему тяготели к православной Византии и энергично боролись против завоевательных стремлений римской курии.

В конце XV в. Ионийские острова, после трех-вековой борьбы из-за политического здесь преобладания между Венецией, Византией и Неаполем, оказались под властью Венеции. Господство венецианцев было для церкви «Семи островов» сравнительно благополучным, так как они толерантно относились к греческому вероучению и обряду. Под управлением венецианских властей, греки упорно противодействовали латинской пропаганде и успешно защищали свои церковно-религиозные права, а керкирский протоиерей (πρωτοπαπᾶς) Артур, при содействии венецианского посла, даже отправился в Рим и принес папе Павлу III жалобу на латинских архиепископов в Керкире, которые, между прочим, требовали, чтобы римско-католические священники беспрепятственно совершали богослужения и проповедовали в греческих храмах и понуждали греческих иерокириксов произносить поучения по руководству и образцам латинских проповедников. Папа Павел в 1540 г. издал буллу, которой запретил латинскому клиру «Семи островов» причинять какие-либо беспокойства православным грекам. Во время господства венецианцев православное население Керкиры имело даже независимого протоиерея, который именовался «великим протопопом» – (μέγας πρωτοπαπᾶς) Керкиры, Ифии чем православный клир рукополагался митрополитом Янины; на Закинфе и Кефаллинии был греческий епископ, которого избирал клир только второго острова, а кандидатами намечались – два из клириков Кефаллинии и один – Закинфа. Епископ постоянно жил на Кефаллинии, а на Закинфе имели своего представителя в лице протопопа или архипресвитера. Последний избирался советом почетных граждан (συμβούλιον τοῦ ἀρχοντογίου) сроком на пять лет и первенствовал на церковных торжествах, но не имел права совершать развода браков, произносить великое отлучение или запрещать иерея в священнослужении свыше десяти дней. Такая власть принадлежала Кефаллинийскому архиерею, в пользу которого архипресвитеры и священники Закинфа и Итаки должны были делать ежегодный денежный взнос и доставлять доходы, поступающие от народа.

Но, пользуясь некоторыми привилегиями со стороны венецианских властей, православные греки вынуждались так или иначе вознаграждать за них своих властителей, которые, хотя и относились к православным вполне толерантно и даже покровительственно, но будучи латинянами по вероисповеданию, не могли не наложить на греков тех или иных обязательств в отношении к латинству. Православные священники и протопопы Закинфа, Керкиры и других островов должны были в соответствующих облачениях участвовать при обряде интронизации латинского епископа и во время его погребения должны были молиться за него и за венецианское правительство в латинских храмах, совершать в своих церквах богослужения во дни некоторых латинских праздников, участвовать в религиозных процессиях католиков и платить некоторый ежегодный взнос на воск для свечей в пользу латинского епископа.

Тем не менее, православие в чистоте и неповрежденности хранилось среди греческого населения «Семи островов» во все время венецианского здесь владычества. Духовенство и народ со всем усердием хранили это наследие отцов и с великою преданностью соблюдали уставы и предания православной греко-восточной церкви. Православные епископы, вступая на кафедры, исповедовали пред вселенскими патриархами свою веру, получали от него и разрешение на хиротонию и во всем подлежали его духовной юрисдикции. Вообще, церковь Ионийских островов не порвала канонических отношений с константинопольским патриархом ни в один период своего подневольного и тяжелого внешнего положения и систематически сносилась со вселенской патриархией непосредственно чрез своих епископов, или же чрез посредство митрополита Эпира и Пелопонниса. Так, лишь с разрешения константинопольского патриарха на «Семи островах» состоялось соглашение между греками и латинянами по вопросу о смешанных браках, а реформа календаря, произведенная папою Григорием XIII и энергично распространяемая и на Ионийских островах, встретила полное осуждение со стороны местного греческого духовенства и народа, как она осуждена была и вселенским патриархом Иеремией II. С постепенным распространением владычества турок после падения Византии (1453 г.) и особенно после покорения ими Пелопонниса, стало падать и могущество венецианцев на Востоке: вместе с тем и на Ионийских островах церковная жизнь греков и в частности иерархические отношения высшего духовенства островов и Пелопонниса не могли сохраниться в прежнем положении. При таких условиях Никодим Метаксас, состоявший епископом на Кефаллинии, в 1640 году добился того, что епархия Закинфа и Кефаллинии была освобождена от подчинения архиепископу Коринфа и возведена, при содействии патриарха Кирилла Лукариса, на степень архиепископии, с правом для архиепископа носить во время богослужения митру. Нередко происходили и разногласия и споры между двумя православными общинами Закинфа и Кефаллинии из-за кандидатов на епископскую кафедру и по поводу стремления первой общины к церковной самостоятельности, при чем в столкновениях превосходство оставалось на стороне жителей Кефаллинии.

В 1797 г. Ионийские острова были отняты у венецианцев Наполеоном Бонапартом, который и организовал здесь временное республиканское управление. Население островов с большой радостью приветствовало французов, демократические идеи которых вполне совпадали с их освободительными стремлениями. Когда французы высадились на о. Керкире, то громадная толпа греков шумно приветствовала прибытие своих освободителей. Впереди народа выступил местный епископ, подошел к французскому генералу Жантильи (Gentilly) и сказал: «Французы! На этом острове вы найдете людей, несведущих в науках и искусствах, которыми гордятся народы запада, но не презирайте их, потому что они опять могут сделаться такими же, какими были в древности. Уважайте их, читая вот эту книгу». При этом архиерей подал военачальнику, к его изумлению, Одиссею Гомера. Донося об этом своему правительству, Наполеон сообщил, что и остальные Ионийские острова желают свободной жизни и управления под протекторатом французов, от которых они надеются получить и свет западно-европейской культуры. В виду возможного близкого падения турецкой империи, – писал Наполеон, – Франции особенно выгодно удержать за собой эти острова, как базис будущих военных операций на Востоке и как богатый и весьма удобный торговый пункт. Под республиканским управлением французов (1797 – 1799 г.) православные греки благополучно жили на «Семи островах», потому что новые властители обновили свободу вероисповеданий и избавили православное население от вынужденного подчинения латинскому духовенству. В это время греческий клир перестал участвовать в латинских религиозных процессиях и был освобожден от налогов в пользу латинских архиереев. Между прочим, в сентябре 1799 г. вселенский патриарх Неофит VІІ издал грамоту о правах и обязанностях Иоанникия, митрополита Кефаллинии и Закинфа, которые были включены в число митрополий святейшего вселенского престола. Митрополит этих островов получил право «благословлять и освящать по чину архиерейскому всех христиан в епархии и совершать, после водворения на престоле, все архиерейские богослужения, канонически судить всякое церковное дело, рукополагать клириков и чтецов, иподиаконов и диаконов и возводить в пресвитерское достоинство, постригать монахов и монахинь, освящать храмы и совершать ставропигии, назначать своими грамотами духовников, учить и наставлять народ в своей епархии не только словом проповеди, но преимущественно руководством своей жизни, «быть всем вся», по слову Апостола (1Кор.9:22), дабы всем принести пользу, управлять всеми делами митрополии, заботиться об улучшении церковной жизни и вообще совершать все, что свойственно архиерею. Духовенство и народ в свою очередь, должны повиноваться митрополиту, как духовному пастырю и архиерею, и воздавать ему всякую честь, уважение и послушание.

Той порой против действий Франции на Востоке была организована русско-турецкая коалиция, инициатором которой и был русский император Павел I, и которая решила удалить французов с Ионийских островов. Но ввиду сочувствия, которое жители островов имели к французам, турецкий султан Селим III обратился за помощью к вселенскому патриарху Григорию V, под духовной юрисдикцией которого находились епархии Ионийских островов, и просил его принять архипастырские меры против освободительного движения на островах и в пользу подчинения местного населения турецкому правительству. Исполнив это требование, Григорий в 1797 г. отправил православному населению «Семи островов» обширное послание, в котором указал на крайний либерализм и рационализм, господствовавший в Франции и на вред для веры и церкви распространившегося там отступничества от Бога, осуждал политику французов на Востоке, действовавших против законного турецкого правительства. Для борьбы с врагом, – писал патриарх, – Турция призвала на помощь Россию и Англию, дабы освободить греческий народ островов от грядущих бедствий. Их союзнический флот направляется к берегам острова с тем, чтобы утвердить жителей в истинной свободе, избавить от ига и тирании и предохранить от будущего безбожия и нечестия, которые распространяются среди них заразой французов. «И мы, – продолжал Григорий V, – побуждаем всех вас, как верных членов церкви Христовой и ревнителей правых догматов веры, порядка и законности, чтобы, по получении настоящего нашего послания, вы тотчас изгнали с островов всех отступников от Бога и вредных тиранов человечества и, примкнувши к союзным силам, с ревностию и усердием боролись вместе с ними для изгнания неверных французов. За это вы удостоитесь от Бога милости, а от настоящего могущественного царства получите свободу и древние ваши преимущества. Островам будет предоставлено избрать такой род управления, какой им поправится, в роде управления Рагузской республики».

Действительно, политическая судьба Ионийских островов устраивалась так, как патриарх Григорий и наметил в указанном послании. В 1799 г. они были освобождены союзным русско-турецким флотом от французских войск, и здесь решено было учредить республиканский образ правления. Греки были очень рады образованию республики, служили благодарственные молебствия, совершали крестные ходы и общественные торжества, во время которых кричали: «да здравствует государь наш избавитель Павел Первый». Были даже отправлены особые депутации в Константинополь и Петербург для принесения благодарности султану и русскому императору. Наконец, в 1800 г. между Россией и Турцией был заключен договор, в силу которого Ионийские острова были объявлены «Республикой семи соединенных островов» и должны были признать над собою покровительство России и верховную власть султана, с обязательством платить последнему дань, в размере 75.000 пиастров в три года. Правительство ионийской республики законом 1803 года объявило православную греко-восточную церковь господствующей и первенствующей, латинскую церковь признало покровительствуемой, а всякое другое инославие терпимым на островах. В следующем (1804) году сенат (γερουσία) определил и права юрисдикции местных православных епископов и архипресвитеров. В частности, было постановлено строго соблюдать канонический возраст для рукополагаемых в священные степени и требовать относительно их образования, упорядочено управление церковными имуществами, признано право мирян в отношении благоустройства церковно-приходской жизни, а равно в избрании приходского духовенства и попечителей для местных храмов и школ. Кроме того, сенат, при участии местного духовенства, признал необходимым восстановить упраздненную пять столетий тому назад православную епархию в Керкире и избрать на новую самостоятельную кафедру архиепископа Иерофея Чигали, который и был освобожден от прежнего иерархического подчинения митрополиту Янины, при чем последний лишился наименования экзархом Керкиры. Затем, на каждом острове была учреждена особая комиссия из образованных клириков и мирян для испытания кандидатов священства, для нужды которых был напечатан на общественный счет катехизис с христианским учением об обязанностях священников, составленный священником Германом Карусом из Кефаллинии (1805 г.), вновь были учреждены духовные школы и устроено церковное казначейство из доходов с монастырских имуществ, а на содержание клира были обращены и проданные с публичного торга имущества латинян в Керкире.

В 1807 г. «Семь островов» перешли под покровительство французского императора Наполеона, а затем островами завладели (1809 г.) англичане. Эти административные перемены не коснулись церковного устройства, установленного правительством свободной республики в прежнее время. Но в 1817 г. здесь вошел в действие новый регламент, утвержденный английским правительством. Он содержит предписания и относительно церковного положения островов. По-прежнему, православная греко-восточная вера признана господствующей на островах, латинство – покровительствуемым и всякое христианское инославие терпимым. Епархии были преобразованы, при чем к древним были присоединены и новые. Острова Керкира, Кефаллиния, Закинф и Левкада были объявлены митрополиями, а Итака, Кифира и Паксос – епископиями. Во время занятий депутатов, один из четырех митрополитов по очереди занимал первенствующее место и носил титул экзарха ионийской церкви; он пользовался правом рассматривать судебные дела, перенесенные на его суд по апелляции после решений их остальными архиереями, и составлять церковные законопроекты, которые потом обсуждались в палатах и подлежали утверждению правительства.

Эпоха греческого восстания (1821 г.), пронесшаяся опустошительною бурей по всей южной оконечности Балканского полуострова, сравнительно мало коснулась Ионийских островов, население коих, хотя и сочувствовало национальному движению и оказывало ему материальное и моральное содействие, но спаслось, под покровительством Англии, от вандальского разорения со стороны турецких войск. И церковная жизнь не подверглась здесь существенным изменениям, хотя ужасы времени и разрыв правильных церковных отношений с Константинополем, под духовною юрисдикцией которого ионийская церковь по прежнему находилась, не могли не вызвать разного рода отступлений от действовавшего на островах церковного регламента. Но, как только наступило некоторое затишье в международных отношениях на Балканском полуострове, ионийская церковь восстановила свои духовные связи с вселенскою патриархией. В начале 1823 г. клир и народ Ионийских островов обратились, чрез английское посольство в Константинополе, с просьбой к вселенскому патриарху Анфиму III, – утвердить избрание новых архиереев для кафедр Керкиры, Кефаллинии, Закинфа, Левкады, Кифиры, Итаки и Паксоса, которые давно пребывали во вдовстве, а равно возвести закинфскую архиепископию в митрополию. Патриарх постановил, чтобы избранные клиром и народом кандидаты признавались законными архиепископами – Макарий для острова Керкиры, Парфений – Кефаллинии, Георгий – Закинфа, с правом впредь пользоваться титулом и правами митрополита, Захария – Иевкады и Прокопий – Киопры, Дионисий – епископом Итаки, с подчинением кефаллинийской кафедре и Хрисанф – Паксоса, с подчинением престолу керкирскому. Все архиереи обязаны были возносить за богослужением имя вселенского патриарха, соблюдать все прономии вселенского престола и не предпринимать ничего, вопреки постановлению великой Христовой церкви. Ионийские кафедры должны располагаться в такой последовательности: керкирская, кефаллининская, закинфская и левкадская, при чем архиепископы их в этой именно последовательности должны нести и обязанности экзарха ионийской церкви, в силу действующего закона. Все они должны ревностно заботиться о благе православной церкви и руководиться в своей деятельности церковными канонами, не должны вмешиваться в политические дела и не оставлять своей паствы на время свыше трех месяцев.

В 1833 г. на Ионийских островах был издан новый устав относительно церковных дел. Так избрание епархиальных архиереев производилось тайной подачей голосов всеми священниками каждого острова, которые назначали и кандидатов; при избрании присутствовали и представители местной гражданской власти. Но кандидат, получивший большинство голосов, представлялся на усмотрение герусии (сената), которая одна и имела право входить в сношения с патриархом константинопольским по поводу его утверждения; патриарху принадлежало право делать распоряжения и относительно хиротонии избранного кандидата, а равно и все права духовной юрисдикции. При каждом архиерее состоял духовный суд из четырех иереев, который, под его председательством, судил клириков и мирян, сам же архиерей не имел права ни запретить священника в священнослужении на время свыше трех месяцев, ни лишить его сана; в этом случае дело восходило на рассмотрение экзарха ионийской церкви. Кроме того, герусия назначила архиепископам и состоящим при них церковным канцеляриям определенное содержание из народного казначейства, освободила священников и клириков от прежних взносов в пользу архиереев, заботилась о воспитании кандидатов священства, учредив при ионийском университете богословский факультет (1823 г.) и содержала стипендиатов при нем на счет народной казны, а потом учредила специальную богословскую школу для подготовки православных клириков, которых и воспитывала в школе на общественные средства, сделала распоряжение, чтобы в лицеях, существовавших на каждом острове, преподавались и богословские науки; наконец ионийский сенат сделал ряд распоряжений относительно заведования церковным имуществом, благоустройства жизни приходской и монастырской. В свою очередь, епархиальные архиереи заботились о благолепии храмов, издавали окружные послания на имя духовенства и народа, призывая всех к ревностному исполнению религиозно-нравственных обязанностей, заботились о духовном просвещении своей паствы. По распоряжению властей, в местные школы не проникала ни одна книга, без предварительной оценки православными иерархами и священниками. Ионийское правительство обнаружило заботливость и относительно латинского клира, существовавшего на островах, и в 1828 г. вошло с римским папой в соглашение, чтобы только в Керкире был римско-католический епископ, которому было даже назначено некоторое материальное пособие из общественной казны.

Но ионийское правительство сделало большую ошибку, проявив и эту малую заботливость о римско-католическом духовенстве. Такое внимание послужило для последнего лишь поводом к более смелой и решительной миссионерской деятельности среди местного православного населения. С другой стороны политический протекторат Англии открыл путь на острова и протестантам, влияние которых, вместе с воздействием английского правительства, стало отражаться даже и на местном законодательстве. Любопытные сведения о церковной жизни на островах содержатся в двух окружных посланиях знаменитого константинопольского патриарха Григория VI, отличавшегося неутомимою заботливостью о чистоте и неприкосновенной целости церковных догматов и канонов и энергичным противодействием инославной пропаганде на греческом Востоке. Первое послание было отправлено патриархом в ноябре 1838 г. к архиереям Ионийских островов. Из него видно, что, вследствие инославных воздействий и преступной небрежности архиереев и равнодушного их отношения к своим обязанностям, церковные дела пришли здесь в совершенное расстройство. Архиереи не рукополагали для приходов священников, почему на островах не совершались даже и таинства; многие христиане умирали без исповеди и причастия, а дети – без крещения; развились и преступные сожительства, богослужений не было и т. п. Монастырские имущества подверглись расхищению, а монахи, особенно лучшие из них, были изгнаны из монастырей. Вместо православных служителей алтаря, появились какие-то неофиты, надменные и беспорядочные, подозрительные по вере, небрежные в отношении к обычаям и преданиям православной церкви, воспитавшиеся под руководством либеральных учителей. Архиереи не наблюдали за ходом и направлением школьного дела, за учебниками и учителями, среди коих появились лица инославного исповедания; они развращали православную молодежь и распространяли в народе яд отступничества от преданий православия.

Ввиду этого, патриарх подверг ионийских архиереев резкому обличению за небрежность. Вместо защитников православия, они явились его губителями, вместо пастырей – хищными волками. Архиерей ставят на первом плане мирские интересы и нарушают божественные постановления и священные каноны, вопреки назначению и характеру епископского служения, вопреки страшным обещаниям пред Богом и людьми. Они забыли, что нельзя служить двум господам. Господь накажет их, если они не пробудятся от охватившей их летаргии и не поймут, в какую бездну влечет их сатана. Архиереи должны как можно скорее и больше рукоположить приходских священников, избирая их из лиц добродетельных и строго православных, знающих догматы веры; хорошо, если они будут и образованы, однако не следует образованного индифферентиста предпочитать благочестивому, но менее образованному клирику, нравственность и православие которого удостоверено духовенством и знающими его прихожанами: ведь дело идет о клире для сельских приходов. Архиереи должны покровительствовать истинным монахам, этой славе ортодоксии и наиболее страшным для еретиков врагам, а монастырское имущество обязаны защищать от расхищения, как принадлежащее Богу. Учебно-воспитательное дело также должно совершаться под непосредственным руководством архиереев, в духе православия и церковности. Учителя инославные и подозрительные по убеждениям должны быть изгнаны из школ. Всем верным сынам православной церкви архиерей должны оказывать покровительство и любовь, новоявленных иереев-индифферентистов и врагов православия должны открыто облачать, а народ предупредить относительно их преступной деятельности. Архиерей должны избегать всяких нововведений и преобразований в церковно-религиозной области, дабы не оказаться в схизме, и обязаны в точности соблюдать «Пидалион». Наконец, патриарх горячо убеждал ионийских архиереев последовать его вразумляющему слову. Другое послание было отправлено патриархом Григорием 1-го декабря 1838 г. на имя членов ионийского административно-законодательного совета по поводу представленного патриарху нового проекта местного законодательства. Григорий VІ резко осудил это законоположение, направленное против православной церкви. В частности, патриарх указал, что ионийский совет, вопреки церковным канонам, уменьшил на две степени каждый вид родства, препятствующий законному браку, разрешил брак православных с инославными, позволил совершать браки и православному и протестантскому духовенству по их взаимному соглашению, допустил крещение детей по обряду инославному; равным образом, большой опасностью грозит православной молодежи бесплатное ее обучение в правительственных школах, с учителями вольнодумцами, по книгам с враждебным православию направлением; вопреки церковным канонам, миряне захватили монастыри и изгнали монахов, вторглись в чисто-церковные дела, подчинили церковь светской власти и т. п. Вообще, патриарх прямо и авторитетно указал на скрытую цель законопроекта – дать господство протестантству на счет православия, предупредил духовенство и народ относительно этой опасности и убеждал твердо держаться правил и преданий церкви православной.

Два послания патриарха Григория к архиереям и совету ионийских островов, резко обличавшие их отступление от уставов православия и авторитетно указывавшие коварную цель нового законопроекта, созданного в интересах английской политики, произвели на островах сильное впечатление, но очень не понравились английскому послу в Константинополе Стратфорду Рэдклиффу. Увидев в патриархе Григории VI опасного противника своим дипломатическим проискам на Востоке, Рэдклифф, пользовавшийся в Порте сильным влиянием, вступил с патриархом в борьбу и, опираясь на упадок русского влияния в Турции, прямо стал искать пред Портой низложения Григория VI. В 1840 г. Рэдклифф при участии турецкого правительства, устроив возмутительную комедию суда над патриархом Григорием и незаконно обвинив его во вмешательстве в дела протежируемой Англией ионийской республики, достиг насильственного его низложения, чем навеки и покрыл себя позором 3.

Константинопольские патриархи и по другим поводам заявляли о правах своей духовной юрисдикции в отношении к церкви Ионийских островов. Тот же патриарх Григорий VI в сентябре (21) 1838 г., по поводу прошения чиновника английского посольства в Константинополе Петриди, отправил митрополиту Керкиры Хрисанфу послание, которым запретил впредь хоронить умерших в приходских храмах, так как это вредит здоровью жителей; митрополит должен был еще и разъяснить народу, что погребение в храме не обеспечивает умершим спасения. Погребение должно совершаться на кладбищах вне города, которые, вместе с храмами, будут устроены светской властью островов. Патриарх Герман IV в 1842 г. просил английского посла Стратфорда Рэдклиффа удалить с острова Закинфа иеромонаха Иакова, который принял в Риме католичество, купил священство и занимался пропагандой латинства среди православного населения. Патриарх Анфим VI 30 марта 1854 г. обратился к населению Ионийских островов с увещанием не производить в пасхальную ночь выстрелов из огнестрельных орудий, потому что этот обычай часто сопровождается несчастьями и вызывает вражду со стороны инославных.

В 1864 г. Англия подарила Ионийские острова греческому королю Георгию. Политическое присоединение островов к Греции, естественно, вызвало вопрос и о церковном их соединении. Возникли по этому поводу переговоры между церквами ионийской, элладской и константинопольской. Дело было оформлено в каноническом отношении, и в июле 1866 г. вселенский патриарх Софроний III издал церковный «том» о соединении церкви «Семи островов» с новогреческой. В этом «томе» патриарх и синод постановили, что епархии «Семи ионийских островов», находившиеся прежде под духовной юрисдикцией вселенских патриархов, впредь должны быть, всеми называться и признаваться соединенными с православной автокефальной церковью Эллады, составлять неразрывную ее часть, находиться под юрисдикцией и покровительством синода церкви королевства Греческого, сноситься с ним, к нему иметь отношение и посылать просьбы по всем духовным и церковным вопросам, поминать за богослужением его имя. 7 июля 1866 г. соответствующее послание было отправлено Софронием и синоду элладской церкви, который, в свою очередь, 21 июля послал об этом извещения архиереям островов и обратился с соответствующими посланиями к духовенству и народу. Министр церковных дел в Греции А. Влахос циркуляром от 6 августа 1866 г. уведомил архиереев ионийских епархий об изданных правительством законах касательно церкви и предложил руководиться ими в церковных делах. Наконец, известно послание иерусалимского патриарха Кирилла (от 23 октября 1866 г.) на имя синода элладской церкви, присланное в ответ на извещение о состоявшемся присоединении «Семи островов» к автокефальной церкви греческой. Лишь кефаллинийский митрополит Спиридон протестовал против состоявшегося факта присоединения, признавая его неканоническим, но когда он, немного спустя, обратился к константинопольскому патриарху Григорию VI (1867–1871 г.) с просьбой прислать ему св. мира, последний направил его к синоду греческой церкви, как его законной и канонической власти. В первое время после присоединения в церковной жизни островов были некоторые нестроения, происходившие в силу господствовавших здесь традиций, напр., в избрании епископов, в производстве брачных разводов, но потом все было устроено по образцу церковной жизни в Греции, с историей которой и слилась церковная судьба Семи ионийских островов.

На Ионийских островах, вследствие политических их сношений с Венецией, где была одна из выдающихся по культурности, богатству и благоустройству греческих общин за границей, никогда не оскудевало духовное просвещение. В эпоху венецианского господства, на острове Керкире были две академии, одна из коих была открыта в 1656 г. и закрыта в 1716 г., а вторая восстановлена в 1732 году. В этих академиях изучалось и греческое богословие. На других островах также были правительственные школы, преимущественно элементарного типа, но с преподаванием и греческого языка; кроме того, обучением молодежи занимались латинские монахи. Однако греки неохотно посещали латинские школы, в виду миссионерского их направления, и предпочитали им школы греческие, которые устраивались и содержались частными дидаскалами из греков, любителей просвещения. Вообще, греческое образование никогда не оскудевало на «Семи островах», где были и выдающиеся по своим познаниям ученые греческие мужи. Под английским протекторатом греки по-прежнему больше рассчитывали на свои частные школы, чем на правительственные. Любопытные сведения сохранились о дидаскале Самуиле, который в 1811 г. основал свою школу на о. Итаке, приобрел для нее дом, собрал библиотеку и пожертвовал 6.000 гросиев на жалованье учителю – своему племяннику Антонию. Школа была посвящена Богу Слову – и назначена для общей пользы жителей Итаки, должна была оставаться навсегда свободной и независимой от всякого вмешательства духовной и светской власти. Все имущество, пожертвованное школе Самуилом и Антонием, должно принадлежать ей неотъемлемо и никто из их родственников не имеет права предъявлять к ней никаких требований. Процент с капитала, в сумме 600 гросиев, должен идти на жалованье учителю. Высший надзор за школой и управление принадлежат Антонию до конца его жизни, причем он имеет право, по своему усмотрению, приглашать епитропов для заботы об улучшении школы, в интересах общественной пользы. Если, по смерти Антония, в среде родственников Самуила окажется лицо, достойное стать во главе школы, епитропы приглашают его на должность схоларха, в противном же случае схоларх избирается из посторонних лиц, по усмотрению епитропов. Община острова и никто из светских и духовных лиц не имеют права лишать школу принадлежащих ей прономий свободы и самостоятельности, но лишь родственники Самуила и епитропы управляют ею по завещанию ктитора. Если же кто пожелает сделать новое пожертвование в пользу школы, деньгами или имуществом, то и оно считается неотчуждаемым, а епитропы обязаны по совести употреблять на нужды школы всякие доходы от ее владений. Все отмеченные условия существования и деятельности греческой школы Самуила на Итаке были, по его просьбе, утверждены вселенским патриархом Иеремией IV и получили обязательное для всех значение, причем патриарх со своей стороны увещевал жителей острова заботиться о школе, ввиду важного ее назначения. Подобные частные школы греков были и на других островах во все продолжение английского здесь господства. В 1823 году на Керкире была восстановлена англичанами прежняя академия, где преподавалось и богословие. Выдающимися его профессорами здесь были Фармакид, Вамва и Типалд. Из других греческих ученых новейшего времени, живших на островах, следует отметить керкирского митрополита Афанасия, мужа не только высокого образования, но и весьма добродетельного, много потрудившегося в пользу церковного соединения островов с Элладой, – епископа кифирского Стратули, который много писал в духовном журнале «Евангельский Вестник», – закинфского митрополита Дионисия Латас, известного церковного оратора, – керкирского Евстафия, занимавшегося изучением византийской церковной литературы. Вследствие сношений островов с Италией, здесь получила распространение итальянская церковная музыка. Из местных церковных композиторов и знатоков церковного пения известен Манцарос с о. Керкирьи. Наконец, и церковная живопись на островах подверглась влиянию итальянских школ, как это и теперь можно наблюдать на многих школах в греческих храмах всех Семи ионийских островов.

И. И. Соколов

* * *

3

Подробности протестантско-мусульманского суда над православным вселенским патриархом Григорием VI можно читать в нашей книге: Константинопольская церковь в XIX веке, т. I (Спб. 1904), стр. 258–268.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., [12] л. ил., портр., план.

Комментарии для сайта Cackle