Ионсон
Ионсон (Johnson), Гисле Христиан, – выдающийся норвежский богослов и церковный деятель (1822–1894 г.).
Происходил из семьи инженерного офицера, потомка старинного исландского рода Ионсонов; с ранних лет обнаружил необычную даровитость вместе с образцовым усердием и поведением: университетское образование получил в Христиании (1839–1845 г.); по окончании курса в качестве стипендиата был командирован для подготовки к академ. деятельности в Германию и в течение года (1846–47) слушал лекции в университетах Берлина (Генгстенберга, Неандера, Твестена), Лейпцига (Гарлесса, Каспари), Эрлангена (Томазиуса, Гефлянга, Гофмана, Г. Шмидта), Тюбингена и Гейдельберга; по возвращении из командировки в 1849 г. избран в лекторы богословия при университете, в 1860 г. возведен в звание профессора; в 1875 г. перешел на кафедру церковной истории, в 1879 г. копенгагенским университетом удостоен степени доктора богословия honotis саusa; с 1855 г. по 1874 г. преподавал педагогику в академ. семинариуме. Профессорская деятельность имела особенно важное значение в области богословия. Его лекции отличались «необычайной ясностью и остротою мысли, строгим построением» и вместе с тем носили «яркий отпечаток своеобразной сильной личности», вследствие чего производили на слушателей «неотразимое впечатление». В школе И. воспиталось не одно поколение духовенства норвеж. церкви. По своим догматическим воззрениям И. принадлежал к строго-консервативному лютеранскому направлению; являясь – вместе с Каспари – в норвежском университете «носителем богословской науки в немецком духе и по немецким образцам», он в течение длинного ряда лет стоял «на страже чистого учения и конфессионального правоверия» Главная научная заслуга богословской системы И. заключалась в тщательной обработке им т. н. «христианской пистики» (учения о существе веры), как первой самостоятельной части систематического богословия. Литературная деятельность И. сравнительно незначительна по своим размерам, что объясняется с одной стороны его излишне-боязливой «самокритикой», с другой – крайней скромностью и замкнутостью, составлявшими типичные особенности его характера. Да и оставшееся после него скромное литературное наследство, быть может, обязано своим существованием главн. обр. «сильному давлению» внешних исключительных обстоятельств и ответственной должности профессора. К академическим трудам И. относятся, прежде всего, перевод книги (формулы) Конкордии (1861–66 г., совместно с Каспари) и издание «Символических книг норвежской церкви» (1872, 3 изд. 1884 г.). Из своих академических лекций И. решился издать в свет лишь часть (и притом – анонимно) под заглавием: «Очерк систематического богословия» (1878–9, 2-е изд. в 1885 г., 3-е в 1897 г.); «Лекции по христианской этике» и «Истории догматов» изданы (1896) после его смерти. К категории ученой литерат. деятельности можно отнести его участие в трудах по изданию нового перевода норвежской Библии, продолжавшееся с 1875 г. до его кончины; ему (совместно с Каспари) принадлежит перевод книг Ветх. Завета, изданный в 1891 г. Следует еще упомянуть, что И. с 1846 по 1857 г. состоял соредактором и сотрудником журнала «Theologisk Тidskrift for den norske Kirke», а с 1858 по 1890 г. издавал (вместе с Каспари) Theologisk Tidskrift for den evangelisklutherska Kirke и Norge».
Если справедливо, что «ни одно лицо в отдельности не имело такого громадного значения в церковно-религиозной жизни Норвегии за вторую половину минувшего столетия», как И., то этому в весьма значительной степени способствовала его церковно-практическая деятельность. В 50-х и 60-х годах прошлого столетия норвежская церковь переживала период сильного религиозного возбуждения. Это движение, благодаря влиянию Ламмерса и Киркегорда, увлекло за собою и отзывчивого И.; он самолично выступил в роли проповедника покаяния и духовного обновления, и его «библейские чтения» в Христиании и других местностях производили на слушателей «поразительное, никогда не забываемое впечатление»; И. успел вызвать «движение» среди самого студенчества, принявшее впоследствии, помимо его воли и желания, пиетистический характер. Слабое здоровье не позволило, однако, И. продолжать эту деятельность долгое время. Не желая оставлять начатого дела, И. старался воздействовать на общество чрез посредство основанного им в 1864 г. журнала «Старое и Новое», существовавшего до 1871 г. Когда на почве религиозного движения возникли «грундтвигианские споры» и бывший друг И., предикант Ламмерс, став во главе сепаратистов, задумал основать отдельную от церкви «свободную апостольско-христианскую общину», И. выступил решительным противником догматических идей грундтвигианства и отважился издать (в 1857 г.) свой первый печатный труд – небольшую брошюру («Несколько слов о крещении детей»), посвятив ее разъяснению вопроса об отделении от госуд. церкви и закономерности крещения детей. Написанная в строго-ортодоксальном лютеранском духе, брошюра обратила на себя серьезное внимание не только у себя дома, но и в других скандинавских странах, и много способствовала успокоению умов. Не довольствуясь этим, И. поместил длинный ряд статей в своем еженедельном журнале «Luthersk kirketidende», основанном им в 1863 г. и ставшим главным печатным органом (до 1875 г.) для борьбы с грундтвигианством и его анти-церковными стремлениями. Заботясь о благе своей церкви, И. уделял много внимания делу «внутренней миссии»; по его инициативе в 1854 г. возникло миссионер. общество «Christiania Indremission»; с 1867 по 1891 г. он стоял во главе «Норвежского лютеранского института», а после преобразования его в «Норвежс. лютер. Общество внутренней миссии» оставался в составе его правления до своей кончины. Несмотря на твердое убеждение, что только «право призванные церковью священнослужители полномочны проповедовать Слово Божие в общественных собраниях», И. вынужден был обстоятельствами времени сделать значительные уступки в пользу мирян-проповедников, находя себе оправдание и утешение в том, что «по нужде бывает применение закона» и что «чрезвычайная нужда требует и чрезвычайных мер». Немаловажное значение для норвежс. церкви имело живое и деятельное участие И. в разработке церковных реформ, каковы, напр., вопрос о проведении в жизнь начал религиозной свободы, об организации «правомерного церковного представительства», об учреждении общеепархиальных и окружных съездов и пр. В дополнение к начертанной картине разносторонней и плодотворной церковно-практической деятельности И. добавим еще, что он также много способствовал учреждению «института диаконис» (1868 г.) и «студенческих общежитий» (1871 г.), равно как принимал деятельное участие в комитете по организации «высших народных школ» (1871 г.).
П. Р-в