Католическая церковь и социальный вопрос 167
Энциклика Льва XIII «Rerum Novarum» (1891 г.) положила начало новой эпохе в отношении католической церкви к социально-экономическим проблемам современности. Существенно новое, что принесла эта энциклика, заключалось не в том, что католическая церковь сочла нужным высказать свое отношение к социально – экономическим проблемам. Как в Средние века, так и в Новое время, католическая церковь выступала как активная сила в разного рода вопросах современной жизни – политических и социальных. Католическая церковь видела недостатки существующего строя, но не замечала или игнорировала социальные вопросы и социальные движения, а иногда даже открыто осуждала последние, поскольку они носили антихристианский и антицерковный характер. Социальные волны как бы разбивались о несокрушимые стены Ватикана. Несмотря на все перемены, которые принесло новое время в социально-политической области, Ватикан оставался оплотом существующего строя. Католическая церковь пыталась исправить недостатки этого строя путем морального воздействия на отдельных людей. Этот индивидуальный путь не только законен, но и необходим. В конечном счете всякий строй зависит от религиозно-морального уровня отдельных его членов. Тем не менее исключительно только индивидуальный путь является недостаточным для решения социально-экономических вопросов. Переход к прямому социальному воздействию диктуется тем, что сам социально-экономический строй может препятствовать моральному возрождению его членов и, что еще серьезнее, даже грозить самой церкви. Католическая церковь на опыте убедилась в том, что социально – политический строй может принять такую форму, что он начинает угрожать самым основам христианской нравственности и препятствует – а частью совсем исключает – религиозно – нравственное воспитание молодежи. Наконец, существует предел социального зла, когда молчание церкви по вопросу о самых началах строя может прозвучать как оправдание церковью зла социальной жизни. Если церковь в таких обстоятельствах обращается к богатым и имущим только с призывом к милосердию как единственному пути христианского действия, то у страждущих невольно может сложиться убеждение, что «призвание милосердия в том, чтобы прикрыть насилие над справедливостью», не только терпимое законодателями, но иногда ими даже узаконенное.
«Rerum Novarum» Льва XIII является свидетельством признания социальной проблемы как задачи, которая должна быть решена на пути не только индивидуально-морального воздействия, но и социальной акции. Решение социально-экономических вопросов признано в «Rerum Novarum» не только лаической, но и церковной задачей. Оставаясь при своем прежнем осуждении социалистов («Quod apostolici numeris», 1878 г.), Лев XIII в «Rerum Novarum» признает необходимость социальных реформ. Папа ставит под особое покровительство католической церкви не богатых и сильных, как это было раньше, а трудящихся и неимущих – то «громадное число рабочих, подавленных бедственной нуждой и тщетно пытавшихся освободиться от тисков, в которых они томились» («Quadragesimo Anno»). Вместе с тем в энциклике открыто декларируется, что «вопиющее неравенство в распределении земных благ не может отвечать Всемудрому Промыслу Творца», и что «закон социальной справедливости не позволяет одному классу исключать другой из участия в распределении выгод» («Quadragesimo Anno»),
Великая хартия социального порядка, как охарактеризовал папа Пий XI энциклику Льва XIII, вызвала весьма значительную социальную католическую акцию. Вместе с тем начинается научная разработка социально-экономических проблем, что приводит к созданию настоящей католической социальной науки. На основе того, что было возвещено католической церковью, возникают разнообразные социальные течения в самом католичестве. Отсутствие признанной и освященной самой церковью единой социально-экономической системы восполняется системами, построенными в личном порядке католическими учеными и деятелями. Будучи сходными в основах, они тем не менее значительно расходятся между собой, а иногда даже выходят за пределы, поставленные церковью. Сама церковь стремится внедрить основы социального учения в массы верующих и подготовить кадры работников – клириков и мирян, способных руководить социальной акцией. Для этой цели вводится преподавание основ католической социологии в католических факультетах, академиях и семинариях и устраиваются социальные съезды, так называемые социальные «недели». По указаниям и под прямым покровительством церкви организуются христианские союзы рабочих, союзы работодателей и т. д. Энциклика Пия XI «Quadragesimo Anno», изданная в 1931 г. к сорокалетнему юбилею «Rerum Novaram», подвела итог всей этой работы. Не уклоняясь от основ, намеченных Львом XIII, она в значительной степени углубила и приспособила их к современным условиям, полнее и точнее определила взгляды Ватикана на основные социально – экономические проблемы. Решение этих задач, естественно, должно было поставить вопрос о христианской оценке существующею строя. С точки зрения христианских принципов социальной жизни решительному осуждению подвергнут не только социализм, но и капитализм. Несколько позднее не менее решительно Пий XI осудил безбожный коммунизм. Не догматизируя ни одной социальной системы, энциклика «Quadragesimo Anno» довольно определенно высказалась за корпоративный строй, как порядок, наиболее отвечающей при современных условиях жизни христианским понятиям социальной жизни.
Последнее время не меньше внимания уделено католической церковью вопросу брачной и семейной жизни, как части социальной проблемы («Casti Commbii», 1930 г.) и христианского воспитания юношества («Divini illius Magistri», 1929).
* * *
«Rerum Novarum» в среде некоторых католиков породила недоумение и сомнение. Новая позиция католической церкви была столь необычайна, что Ватикан счел нужным решительно подчеркнуть обязанность и долг католической церкви намечать пути к решению социально-экономических проблем и способствовать устранению социального зла и несправедливости, господствующих в жизни. На вопрос о том, имеет ли церковь право выступать со своими суждениями и учением в области социально-экономической жизни, – вопрос, который предваряет самую возможность христианской социологии, – Ватикан дает положительный ответ. Хотя социально- экономическая и нравственная область и покоятся каждая на своих собственных основаниях, они тем не менее не настолько разграничены, чтобы быть вполне автономными. Религиозно-нравственный закон имеет приоритет над социально-экономическими законами. Если в социально-экономической жизни должен господствовать религиозно – нравственный закон, который определяет конечную цель человеческой жизни, то церкви принадлежит суждение как об общественном, так и социально – экономическом порядке, так как на церковь «возложен долг распространять, толковать и, вовремя и не вовремя, внедрять законы нравственности» («Quadragesimo Anno»). К такому ответу католическая церковь была подготовлена своей старой традицией, идущей еще из Средних веков и освященной величайшим авторитетом католичества – Фомой Аквинатом. Церковь не вне мира и миру не только онтологически не чужда, но она вершина всей космической иерархии. Влияние Аквината ясно чувствуется на всем социальном учении католической церкви: не случайно, конечно, из всех церковных авторитетов в «Quadragesimo Anno» цитируется только один Фома Аквинат. Недаром в энциклике, посвященной Фоме Аквинату, «Studiorum ducem» (1923 г.) много внимания уделено его социальному учению. Как в прошлом, так и в настоящем католическая церковь считала себя призванной руководить всеми областями человеческой жизни.
Наша Православная церковь разделяет этот общий принцип, но в социальном вопросе она еще никогда не высказывалась с полной определенностью. Тем более интересно нам, православным, ознакомиться с позицией католицизма в данной области.
* * *
Вестник. Орган церковно – общественной жизни. 1938, N9 2, с. 12–15. О названии журнала см. примем, к предыдущей статье. К заглавию публикации было сделано следующее примечание: «Настоящая статья написана по просьбе редакции проф. Η. Н. Афанасьевым и имеет в виду дать изложение и анализ постановки социального вопроса в католической церкви».