Иордан, готский историк
Иордан или Иорданис, или (неправильно) Иорнанд, готский историк, † около 560 г. Сведения о его жизни очень скудны. Он причисляет себя к готам, хотя сам, по-видимому, был аланского происхождения – из знатной семьи, находившейся в свойстве с готским королевским родом Амалов. Дед его был нотариусом (канцлером) аланского короля Андака в Мизии. И сам Иордан был нотариусом, но у кого – неизвестно. Слово «соnversio», которое он применяет к себе, позволяет думать, что он принял монашество, в связи с чем стоит и перемена им воинственного имени Иорнанд (храбрый кабан) на римско-греческое Иордан. Многие рукописи называют его епископом и, вероятно, его разумеет папа Вигилий (Mansi IX, 60) в 551 г. под епископом Иорданом кротонским в нижней Италии, а «брат Вигилий», которому Иордан посвящает одно свое сочинение, есть, вероятно, этот папа Вигилий (540–555 г.). Если оба эти предположения справедливы, то отсюда следует, что Иордан сопровождал Вигилия во время его изгнания (547–554 г.) и в 551 г. был в Константинополе. Иордан говорит, что не получил высшего образования; тем не менее он хорошо был знаком и с греческой, и с римской литературой. От него осталось два сочинения. Одно озаглавленное «De origine actibusque Getarum», излагает историю готов или – вернее – мизийцев. Другое представляет из себя очерк всемирной истории и носит заглавие «De regnorum ac temporum vel origine actibusque gentis Romanorum» или «De breviatione chronicorum» или, наконец, «De summa temporum vel origine actibusque gentis Romanorum» (Моммсен). Первое посвящено Вигилию, второе неизвестному «другу Кастулу». История готов составлена, очевидно, в Константинополе в 551 г., до какого времени она доведена, или в Халкидоне, куда Вигилий бежал в Рождество 550 г. и где он оставался до весны 553 г. Второе сочинение Иордан начал между апрелем 550 г. и апрелем 551 г., продолжал его в 552 г. и кончил уже после первого. Предполагают, что еще до истории готов он составил космографию, которою пользовался географ Равенна. История готов не самостоятельна; это выдержки из истории готов Кассиодора с прибавлением заимствований из Марцеллина Комеса и некоторых других авторов, к которым Иордан своего прибавляет очень мало. Но так как это сочинение Кассиодора потеряно, труд Иордана имеет значение незаменимого источника для истории готов. Подобно Кассиодору, Иордан видит возможность счастливой будущности для готов только в мирном союзе с римским государством, носителем православия и культуры. Основная мысль сочинения о тожестве древних гетов с готами, очевидно, заимствована у Кассиодора же, который этим путем пытался доказать, что для римлян нет ничего позорного подчиняться готу Теодориху, так как готы имеют столь же древнюю и славную историю, как и римляне. Особенные надежды возлагает Иордан на Германа младшего, сына Матазуинфы, внучки Теодориха, и Германа, брата Юстиниана, соединившего в себе род Амалов с родом римского императора. Менее значения имеет второй труд Иордана – всемирная хроника. Он состоит из выдержек из многих писателей (Орозия, Евтропия, Марцеллина Комеса, хроники Евсевия-Иеронима, Ямвлиха, Сократа, книги de оrigine Romae), связанных между собою чисто механически. История Рима почти совпадает – с точки зрения Иордана – с историей мира и занимает здесь главное место.
С. Троищкий