Иордан (в христианском искусстве)
Иордан (в христианском искусстве). Как место совершения священных событий, Иордан сделался вместе с ними предметом изображения в памятниках древнехристианского искусства. При этом его изображения носят двоякий характер: в одних памятниках он имеет вид широкой реки с утесистыми берегами, в других представлен в олицетворенном виде, – в виде полуобнаженного старца, опирающегося на урну с тростником в руке, или в виде старца, погруженного в воду по грудь. Олицетворенный Иордан встречается 1) в изображении вознесения пр. Илии на небо на саркофаге церкви Ап. Петра в Риме, на саркофаге Луврского музея и в византийской миниатюре парижского кодекса Григория Богослова № 510; 2) в изображении перехода евреев через Иордан в ватиканском кодексе кн. И. Навина (VІ в.) и 3) в изображениях крещения Иисуса Христа на двух равеннских мозаиках V и VІ вв. Вид старца или молодого человека с сосудом в руке Иордан имеет также в византийских и русских изображениях крещения (иверское Евангелие № 5 XII-XIII вв.; угличская псалтирь ХV в; псалтирь Общества любителей древней письменности ХIV в). Символическое изображение Иордана чуть ли не заимствовано христианским искусством у античного: на триумфальной арке Тита, сооруженной по случаю завоевания Иерусалима, Иордан представлен в виде полуобнаженного старца.
Свящ. А. Петровский