Источник

Иордань – крещенская прорубь

Иордань – крещенская прорубь, вырубаемая во льду для освящения воды в праздник Крещения, с устраиваемою над нею сенью. Как видно из помещенного в Новгородской или Софиевской Кормчей 1280 г. памятника под заглавием: «о кресте иже на леду и на земли пишют», Иордань имела в ХIII в. форму креста (С. И. Смирнову Водокрещи в «Богослов. Вестнике» 1900 г. № 1, стр. 3). Сообразно с этим другая редакция данного памятника, воспроизводимая в сборнике Импер. Публ. библиотеки (Собрание Погодина № 1590), прямо замечает: «просечем же проруб на четыре части на углы» (ibid., стр. 6). Форму креста имела Иордань и в Москве XVI-ХIII в., причем вблизи нее устраивались места для присутствовавших на водоосвящении царя и патриарха, а все пространство осенялось «ерданскою сенью». Царское место имело вид небольшого круглого храма с пятью главами, сделанными из слюды и украшенными золочеными крестами. Основу места составляли пять раззолоченных и по золоту расписанных виноградными кистями столбов. Вверху шел карниз, по внутренней стороне писанный травами, а снаружи вызолоченный, с сквозной по местам резьбой. Промежутки между столбами загораживались рамами из слюды, на подобие окон, расписанными по золоту и серебру разными цветами Одна из рам делалась створчатой и заменяла дверь, а все они могли задергиваться суконным или тафтяным занавесом. Патриаршее место устроялось точно так же, как «к действу летопровождения», с небольшим только балдахином вверху, на котором утверждался высеребренный крест. Оба места, между которыми к востоку вырубалась во льду крестообразная прорубь, помещались под «ерданскою сенью», поддерживаемою четырьмя колоннами с тумбами и карнизом, расписанным золотом. Снаружи сень украшалась шелковыми и жестяными раскрашенными цветами, зелеными листьями и птицами, вырезанными из дерева и медных листов. По углам с внешней стороны делались изображения четырех Евангелистов, а с внутренней – изображения святых и Богоявления. На небольшом расстоянии от сени ставилась точеная решетка, а пространство между нею и сенью устилалось красным ковром (С. Гр-ский, Праздник Богоявления в России в XVI и XVII ст. в «Руковод. для сельских пастыр.» 1864 г., I т., стр. 44 – 45; архиеп. Димитрий, Месяцеслов святых, 5-ый вып., стр. 73 – 74 по изд. 1896 г.). Подобный вид Иордань имела в тех случаях, когда водоосвящение совершалось патриархом в присутствии государя. Обычно же она устраивалась гораздо проще. Так, по описанию – спутника антиохийского патриарха Макария – алеппского диакона Павла для водоосвящения «на реке Москве была пробита большая яма вроде бассейна, вокруг нее наложили помост из бревен и досок, поверх льда сделали кругом загородку, из предосторожности, чтобы от народной тесноты на льду он не провалился. Поперек ямы положили бревно вроде ступеньки, прочно укрепив его, дабы, когда наш владыка патриарх сойдет к воде для ее освящения, он мог опереться о него коленями... Для нашего владыки патриарха постлали ковер и на ковре поставили кресло» (Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII в., описанное его сыном архидиаконом Павлом алеппским; перевод с арабского проф. Г. А. Муркоса, II, стр. 194). Два известные древности способа устройства Иордани практикуются и до настоящего времени: в одних местах ограничиваются просто помостом, в других на нем сооружают сень в виде часовни.

Свящ. А. Петровский


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., [12] л. ил., портр., план.

Комментарии для сайта Cackle