Источник

Ислам

Ислам – слово значит послушание, преданность (Богу). Им называется религия, возникшая в VII веке и широко распространенная теперь среди полукультурных народов. Основателем ислама был Магомет. Он родился около 570 г. по P. X., жил в Мекке и здесь приблизительно 40 лет от роду выступил с проповедью. В эпоху Магомета на Арабском полуострове было много евреев, были христиане разных сект, среди коренных арабов, по-видимому, перепутывались два религиозные течения. Все более и более утверждалась вера в единого Бога, но рядом с этим существовал и политеизм: идолы разных богов стояли и в важнейшем святилище Мекки – храме Каабы, и в других городах. Сущность проповеди Магомета в ее первоначальной форме сводилась к следующему. Должно почитать единого Бога – Аллаха, должно избегать гнусности, т. е. идолопоклонства. В Магомете должно видеть посланника Аллаха и в произносимых им повелениях – волю Аллаха. С самого начала своей проповеди Магомет давал нравственные наставления: не должно делать добра с корыстными целями, должно быть терпеливым, милостивым, не должно убивать рождающихся дочерей (обычай убивать лишних дочерей был распространен в Аравии). Проповедь о едином Боге и нравственные требования, предъявлявшиеся Магометом, не вызвали бы против себя движения, но его требование считать его пророком и исполнять его волю, как Божию, вызвали среди его соплеменников озлобление и раздражение. Ему много пришлось претерпеть в Мекке и, наконец, с опасностью для жизни он должен был бежать из нее. Но в это время у него завязались сношения с другим городом – Мединою и там его приняли, как вождя и пророка. Это произошло в 622 году надшей эры, этот год носит у мусульман имя «геджры» (бегства) и с него они ведут свое летосчисление. В течение 10 лет после этого Магомет, как искусный вождь и тонкий дипломат, распространял свою власть и свое учение. Он подчинил себе почти всю Аравию, Мекка была в его руках и в Каабе уже не стояло ни одного идола. Когда он умирал, его взоры были обращены на Персию и Византию и его уже занимала мысль о подчинении исламу всего мира.

Учение Магомета сложилось на почве древнеарабских верований в их наиболее благородной форме и под еврейским и христианским влиянием. Его учение изложено в Коране (слово это значит учение, чтение), его проповеди записывались как лекции (кораны) и, спустя менее 20 лет после его смерти, они были соединены, объединены и навсегда утверждены в одной редакции под именем Корана. В Коране нет системы, но его существенные положения суть следующие. Существует единый Бог – Аллах милостивый и милосердый. Языческое многобожие и христианское учение о троичности должны быть отвергаемы, как нечестие. Иисус Христос, рожденный от Девы Марии, был божественным посланником, но Он не был Богом и на страшном суде явится свидетелем против христиан, усвоивших Ему непринадлежащее имя. Бог создал вселенную, Он создал ангелов, часть их под водительством эблиса (диавола) отпала от Бога и теперь толкает людей, по попущению Аллаха, на путь греха. Первые люди (Адам) были созданы невинными и совершенными, но эблис заставил их поскользнуться и они были изгнаны из рая. Бог заботится о людях. В Коране есть выражения, приводящие к фаталистическому представлению о судьбе людей, но есть также решительные утверждения, что они свободны, и что совершаемое ими зло исходит от них самих. К людям посылались пророки и посланники (Ной, Авраам, Измаил, Моисей, Иосиф, Иисус, Магомет и очень много иных), наставлявшие религиозной истине все народы. Верные, по идее Корана, должны быть лучше других, должны хорошо относиться к своим слугам (Магомет не одобрял слова раб), должны быть снисходительны к женщинам, так как они ниже и слабее мужчины. Магомет освятил и своим примером, и своим учением многоженство, но он разрешил многоженство под условием, если допускающий его чувствует, что он может с равною справедливостью относиться к нескольким женам. Затем, нужно помнить, что, если бы им не было допущено многоженство, продолжало бы существовать дочереубийство. По отношению к иноплеменникам и врагам требуется Кораном милосердие и прощение обид, но по отношению к врагам Аллаха тон его требований более суров и из них можно вывести право священной войны со всеми неправоверными. В конце веков явятся признаки всеобщего суда. С неба сойдет Иисус и поразит деджаля (соответствующего христианскому антихристу). Затем наступит мировая катастрофа и потом все твари (и животные) будут привлечены на суд. Праведники будут награждены вдесятеро, грешники получат возмездие, равное преступлениям. В Коране есть места, из которых как бы выходит, что жены, между прочим, могут получить рай по заслугам мужей. Выражения об иноверных можно толковать различно. Есть места, как бы говорящие, что каждый народ будет судиться но своему откровению (но Пятикнижию, по Евангелию). Рай и ад выражаются в очень чувственных красках, но есть намеки, что эти описания нужно рассматривать как метафорические. Есть в Коране намек на возможность чего-то подобного апокатастасису (Сура 6, 128).

Коран есть книга принципов, но не правил, или определенных законов. Последователи ислама называются мусульманами (послушными, правоверными). Совокупность мусульманских законов и мусульманское право называется шариатом. Магомет есть шарий (законодатель, – корень слова «шарий» значит начинать, приготовлять путь). Пять обязанностей возлагает закон на мусульманина: 1) Правое содержание веры. 2) Молитва. Мусульманин должен молиться 5 раз в день: при рассвете, в полдень, пред закатом, после заката, на ночь. По пятницам мусульмане должны собираться в полдень для общественной молитвы. Молитвы совершаются по определенным правилам, с определенными телодвижениями и с лицом, обращенным к Мекке. 3) Пост. Ему посвящается месяц рамадан (месяцы у мусульман лунные). С того момента утра, когда черную нитку можно отличить от белой, и до захода солнца мусульманин не должен ни есть, ни пить, ни курить, ни прикасаться к женам и т. д., ночью позволяется все. Пост заканчивается праздником, малым байрамом. Нарушение поста по какой бы то ни было причине должно быть возмещено. Рекомендуется пост и добровольный, по обетам. Затем предписывается постоянное воздержание от вина и азартных игр. 4) Милостыня, регламентированная правилами и добровольная. 5) Хадж-паломничество в Мекку хотя бы один раз в жизни. Рекомендуется паломничество и к другим святым местам, и гробницам святых. Кроме этих пяти установленных обязанностей в исламе существуют еще иные установившиеся обычаи и запрещения. У мусульман существует обрезание. Существует принесение в жертву животных, совершающееся в великий байрам (падающий на время хаджа). Запрещаются живопись и скульптура. Корень запрещения – забота о том, чтобы не было никаких священных изображений, могущих вести к идолопоклонству. Но архитектура у мусульман развилась. Их храмы называются мечетями. Около мечети, обыкновенно, строятся медресе – школы, преподавание в которых носит религиозный характер. Для религиозных надобностей и богослужений существуют священные лица – имамы (предстоятели), муллы (нечто подобное нашим священникам) и др. Источник законов и обычаев мусульмане указывают в сунне (сунна – обычай, предание). Слово это синонимично хадис. Должно поступать так-то, потому что по преданию так поступал Магомет и его первые последователи. Правильность сунны доказывается цепью предания. Доказывающий говорит, от кого он узнал о предании, от кого узнал, тот и так должен возвести предание к современникам и сотрудникам Магомета. Так как не может существовать прямой сунны для всех частных случаев и так как смысл сунны не всегда ясен, то существует еще фик (фыкх) – понимание, толкование предания авторитетами. Одною из важных сунн вольнолюбивых арабов было, что глава общины избирается, а не получает власть по наследству. Персы, привыкшие к наследственной власти, не приняли этой сунны. Они получила имя шиитовпристрастных (к роду пророка), а арабы стали называться суннитами. Это, в сущности, политическое разногласие повело за собою и религиозное разделение. Шиитов часто определяют как принимающих Коран, но не принимающих обязательные предания. Это определение неверно, – они не принимают лишь некоторые из преданий, но в общем они вовсе не протестанты и не либералы. В настоящее время шиитский толк держится в Персии, суннитский – в Турции.

После смерти Магомета ислам распространился необыкновенно быстро в Азии (в Аравии и Персии), по всей северной Африке и даже в Испании. В сознании последователей ислама учение Магомета понималось и истолковывалось различно, вследствие чего возникали в нем одна за другой секты, их было много и некоторые исчезали очень скоро после своего возникновения. Из сект, возникших в средние века и имевших важное значение, должны быть названы мутазилиты и суффиты. Мутазилиты (отделившиеся от некоторой школы) – рационалисты ислама. Они отрицали безусловное предопределение, защищавшееся большинством суннитов. Они боролись против выработавшейся у суннитов теории несотворенности Корана. Смысл этой теории был, понятно, тот, что богодухновенность Корана безусловна, напротив – мутазилиты находили в нем много человеческих и погрешитильных элементов. В учении о Боге и понимании религиозных требований мутазилиты шли против чувственных представлений суннизма. Они давали духовное учение о Боге и явно предписания естественного нравственного закона стремились поставить выше буквы Корана. Было одно время, когда мутазилиты поддерживались халифами (правителями), но оно продолжалось недолго. Цветущее время мутазилитизма падает на период с половины VIII до половины IX века нашей эры. В XII столетии мутазилиты исчезают совсем. Противоположное рационалистическому, мистическое движение выразилось в суффизме (суфийодетый в шерстяную сермяжную одежду, в рубище; по толкованию суфиев, облеченный в милоть, подобную пророческой). Мистицизм – нередкое явление на той территории, где распространялся ислам. Коран на путь мистицизма толкал своим ужасным описанием ада и его наказаний за грехи. Нужно избавиться от ада и стать достойным рая. Как? Понятно, путем благочестивых упражнений, прежде всего, путем поста и молитвы. Развился аскетизм. Аскетические упражнения приводили к экстатическим состояниям, высшая ступень которых есть сознание блаженного слияния с божеством, чувство личности и обособленности утрачивается, аскет как бы сливается со всем сущим и при этом слиянии ощущает блаженство. Благочестивая жизнь и подвиги аскетов, равно как и слухи об их видениях естественно должны были внушать уважение. Суффии им и пользовались у правоверных. Теософические теории, оправдывавшие практику суффизма, шли в ислам и с востока, и с запада. С востока в Персию шел буддизм и браманизм, и учение суффитов о «фана» – поглощении индивидуального создания абсолютным носит на себе отпечаток индийских влияний. С запада в ислам проник неоплатонизм, и сочинения неоплатоников переводились на арабский язык. Но у Плотина уже была развита теория экстаза, как особого способа богопознания. Всегда у аскетов была теория ступеней восхождения по пути слияния с божеством и отсюда классификация людей на классы. Все это имело место в суффизме. Из выдающихся суффитов должны быть названы философ Гацали (Абу-Гамед-Ибн-Магомет 1038–1111) и поэт Джелаледдин Руми (1207–1263). Гацали защищал правоверие в борьбе с мутазилитами, но по существу он вовсе не правоверный, к экстатическим состояниям он, по-видимому, приближался на практике. Джелаледдина за его стихи прозвали «соловьем созерцательной жизни». Мистицизм требует духовного, аллегорического истолкования чувственных образов и выражений. Но метод духовного понимания всегда заводил очень далеко, и поучительно, что он многих всегда приводил к чистому рационализму. Духовное толкование отрицает историю, предание, нить откровения. Духовное толкование затем дает возможность видеть единое в совершенно различном – влагать такой же смысл в поэмы Гомера, Авесту и Веды, какой давался Корану. Отсюда теория равенства религий и отрицание значения внешней стороны во всех религиях, следовательно, и в исламе. Ко всему этому приходили суффиты.

Как практический отпрыск суффитской теории, являются дервиши (дервиш – персидское слово, значащее порог двери, отсюда – нищий, просящий у порога; ему соответствует арабское – факир от фукр). Это – монахи ислама. Они образуют ордена, которых теперь насчитывается до 70. У них есть монастыри, во главе которых, стоят шейхи. У них особые одежды, знаки-уставы. Они поражают правоверных своими подвигами и упражнениями, часто носящими дикий характер. Они колют себе тело, глотают стекло, воют, вертятся, совершают дикие пляски. Понятно, что им приписываются способность предсказаний, сила исцелений, их молитвы и советы ставятся высоко. В России имеются вертящиеся дервиши в Бахчисарае.

Цветущее время ислама падает на средние века. Он не только тогда распространялся вовне по разным странам и народам, но процветал и внутри: он дал арабскую поэзию и арабскую философию. Затем духовная жизнь в исламе пошла на убыль. Однако движения в исламе, имеющие целью поднять его, вполне не прекратились. В Индии Акбар предпринял попытку объединить различные религиозные общества в религии Аллаха, которой стремился придать философский характер. Попытка не удалась. Но смешение ислама с индуизмом теперь существует и имеются даже Аллах-упанишады. В XVIII столетии в Аравии возникло движение ваггабитов (по имени вождя Абдал-Ваггаба). Оно поставило своею задачею восстановить ислам Магомета, отвеять из него все приросшее и наносное – почитание святых и святынь, установить строгое исполнение требований Магомета. Движение это имело вначале большой успех и к концу XVIII столетия распространилось на всю Аравию. Но фанатизм ваггабизма, ожесточенное разрушение памятников и куполов над могилами святых вызывали движение и против него. В значительной степени ваггабизм сокрушен Турцией. В Индии, куда он было проник, ему дали отпор английские войска. Теперь всех ваггабитов, может быть, тысячи три (это приблизительное число ваггабитов только в одной Индии, а не на всем земном шаре). Гораздо важнее движение в шиитском исламе в Персии, начавшееся в XIX столетии и значительно разросшееся к настоящему времени. Оно носит имя бабизма. Имам у шиитов рассматривается как гражданский и духовный владыка не по избранию или воле народа, но по воле Божией, и считается наделенным от Бога особыми полномочиями и силами. Но таким имамом может быть лишь имам законный. Цепь таких законных имамов оборвалась на двенадцатом Махди. Он сносился со своими последователями не лично, а через доверенных лиц. Такое лицо носило имя баб (врата знания). Махди не умер, но исчез, т. е. перестал сноситься с верными через бабов. В 1844 некто Мирз-Али-Магомет провозгласил себя пророком, бабом. Его учение представляет смесь каббалистических (мистическое значение числа 19), суффитских и коранических воззрений. Ко всему этому он присоединил нечто гораздо высшее и сильное – гуманность. Он восстал против подчиненности женщины, против ношения ими покрывал, дал им право активной деятельности и, между прочим, пропаганды его учения, чем прославилась девушка Курат-эль-Эйне. Сначала секта не обратила внимания правительства, но когда движение бабидов усилилось, и персы почувствовали, что оно грозит их государственному и социальному строю, бабидов стали преследовать, и сам баб был казнен. Но движение не умерло. Напротив, последователи баба стали устанавливать еще более широкие и либеральные принципы. Они провозгласили «ихтихад» (солидарность) и «иттифак» (единство) всего рода человеческого и отсюда вывели равноправность наций, полов и сословий. К Корану они охотно присоединяют Библию. Число культовых обязанностей сокращено. Сохранено обрезание. Молитва не регламентирована правилами. Но, разумеется, их практика не имеет такого идиллически возвышенного характера, да и в их устных и литературных сказаниях немало фанатического и суеверного. Столкновения шиитов и бабидов нередки и нередко они принимают кровавый характер. Местные кровавые преследования бабидов происходили в 1903 г. Некоторые насчитывают бабидов три миллиона в Персии, два миллиона на Кавказе и склонны видеть в бабизме персидскую религию будущего. Учение о том что Махди (благонаправленный) не умер, соединилось у мусульман с верованием, что он снова явится в конце времен; Лже-Махдиев появилось уже много. Они производили волнения и движение. Последнее такое религиозно-политическое движение возникло в 1881 г. в Донголе (Судане), Махдиом объявил себя дервиш Мохамед-Ахмет. Движение продолжается до настоящих дней.

Число всех мусульман на земном шаре не определено с точностью. Приблизительно считают его равным 214.600 тысяч (из них – в Европе 7600 тысяч, в Азии 121 м., в Африке 69 мил., остальные приходятся на Океанию). Ошибка здесь возможна на десятки миллионов. Замечательно, что ислам совсем не получил распространения в Америке.

При оценке ислама нужно различать мораль Корана и мораль его последователей. Евангелие не ответственно за плеть и кнут, употреблявшиеся у христианских народов, так и Коран не ответственен за многое, практикующееся у мусульман. Коран заслуживает более упрека за свое богословие, чем за свою мораль. Во имя религиозно-благочестивых мотивов возвышая Бога, Коран чрезмерно унизил человека, его нравственное достоинство сводится к нулю, в Коране нет идеи человеческого богоподобия и возможности теснейшего богообщения. Между тем, человек тяготеет к бесконечному и только во внутреннем интимном единении с бесконечным он может найти свое блаженство. Человеку недостаточно, чтобы Бог осыпал его Своими милостями, – для того, чтобы быть блаженным, ему нужно быть в Боге. Христианское учение обещает это верным, оно говорит о боговоплощении. Христианская религия приобщает человека Богу в своем культе и обещает в грядущем вечное единение с Богом. Коран не знает ничего этого. Но, если в сфере нравственной мусульмане ниже Корана, то в сфере религиозной они, начиная с Магомета, нередко оказываются выше его: молитва, культ у них оказываются развитыми. В суффизме и институте дервишей ислам, в противоположность деистической (обособленности человека от Бога), впадает в крайность пантеистическую (теорию отождествления человека с Богом).

См. С. Глаголева, Ислам, 1904 г. (тоже под разными заглавиями в «Богословском Вестнике» за 1903 и 1904 гг.).

С. Глаголев


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle