Исландия
Исландия – сделалась известной норвежцам в 860 году, когда на ее берег выброшен был один норвежский корабль. В 874 г. на острове поселился первый норвежский колонист Ингульф и в следующем году на него переселились многие из его соотечественников. Земля была поделена на участки и исландцы, отказавшись от обычного у них пиратства, занялись торговлей, меняя произведения своего острова на хлеб, лес и другие необходимые им предметы. Установлена была республиканская форма правления, которая и продолжалась в течение 400 лет. Дела решались на национальных (альтинг) и провинциальных собраниях. Главой острова был законник (Lögsögumady), избиравшийся на всю жизнь и бывший, в то же время, и жрецом. Господствующей религией было поклонение Одину, но вообще, по-видимому, допускалась полная свобода религий. Уже первые переселенцы встретили на острове ирландских монахов, которые удалились оттуда после прибытия язычников. Некоторые из самих норвежцев приносили сюда смутные и неполные понятия о христианстве, приобретенные ими в течение своей бродячей и исполненной всяких приключений жизни. Тем не менее, в первом веке истории И. особой христианской общины, признанной государством, здесь не было. Первую попытку заменить старую религию христианством сделал в 981 г. Торвальд Кодрансон Видфöрли, бывший сначала пиратом. Он привез с собою на остров саксонского епископа, по имени Фридрих, которым он был обращен в христианство. Построена была церковь и наставления Фридриха были принимаемы хорошо, хотя большинство его прозелитов и отказывалось от крещения, стыдясь будто бы обнажаться во время самого крещения и носить белую одежду, которую в их стране носили только дети. Грубый способ обращения вооружил исландцев против Торвальда. Через пять лет он был изгнан вместе с Фридрихом и нашел убежище в Норвегии, а затем поступил в какой-то русский (или константинопольский) монастырь, где, по некоторым источникам, по смерти был признан святым. В более широких размерах поставлено было дело обращения исландцев при короле Норвегии Олафе Тригвисоне, который пять лет своего правления (995–1000) посвятил на распространение христианства в Норвегии и соседних странах. Прежде всего он или убедил, или заставил креститься всех исландцев, живших при его дворе. В И. он отправил сначала исландца Стефнира Торгильсона, который разрушал языческие храмы, за что вскоре и был изгнан из И. Вторым миссионером был немецкий священник Трангбранд, посланный в И. в наказание за то, что присвоил в Норвегии имущество язычников. Трангбранд и здесь действовал со своим обычным насилием, убил одного из своих противников и двух скальдов, составивших насмешливые стихи над ним, и был также изгнан. Разгневанный Олаф хотел перебить всех исландцев-язычников, но два туземца острова, Гицур и Гиалт, добились его согласия на употребление более мягких мер для обращения их соотечественников. В 1000 г. они прибыли в И., собрали всех христиан, явились на альтинг и стали требовать принятия христианства. Они встретили сильный отпор, но междоусобная война была предотвращена законником Торгеиром, который в виде компромисса предложил один новый закон. По нему все исландцы должны были принять крещение, храмы подвергнуться разрушению и общественное жертвоприношение прекратиться; но всякому предоставлялось есть конское мясо, бросать детей и приносить домашние жертвы. Предложение стало законом и исландцы крестились. При Олафе в 1016 году языческие обычаи были отменены и в И. был отправлен миссионером английский епископ Бернард.
Церковное устройство И. было своеобразно. Как во время господства язычества о строении храма и его содержании должен был заботиться глава округа и храм был его собственностью, так и теперь постройка и забота о церквах находилась в частных руках. Но тогда как прежде с церковною властью связывалась и гражданская, теперь последняя была совершенно отнята от церкви. Каждый, кто хотел, имел право строить христианский храм. Обыкновенно же, христианский храм строили там, где прежде был языческий. Государство обеспечивало храмам лишь церковный мир, т. е. наказывало всякое посягательство на их неприкосновенность. О содержании духовенства должны были заботиться строители церквей и это обстоятельство неблагоприятно отразилось на достоинстве клира. Строители, чтобы как можно менее тратить на церковь, или сами принимали духовный сан и смотрели на свою должность, как на побочное занятие, отдавая все время торговле и другим занятиям, или нанимали как можно дешевле духовных лиц и делали их своими слугами. Нечто подобное было и у нас в России (см. Духовенство, Энц. V). Кроме того, в первое время духовенство в И., как и у нас, состояло из иностранцев – немцев, англичан, ирландцев. Первые епископы острова были иностранцы; это были странствующие епископы, жившие то в Норвегии, то в И. Только в 1056 г. основана была кафедра Скальгодская. Епископом избран был Ислейф, сын Гицура, который воспитан был в Эрфурте и путешествовал в Рим; по воле папы он был посвящен Адальбертом Бременским во епископа. Сын и преемник Ислейфа, умный и энергичный Гицур, посвященный архиепископом Магдебургским, в 1097 г. внес десятину в пользу духовенства. Взяв за образец Германию, где он воспитывался, Гицур разделил десятину на четыре части, из коих одна шла епископу, другая духовенству, третья на содержание церквей и четвертая на бедных. При нем была учреждена на севере острова и вторая кафедра в г. Голаре. В 1121 г. здесь был основан первый монастырь, и в позднейшее время на острове было семь монастырей для мужчин и два для женщин. Церковь в И. находилась всецело во власти государства. Епископа выбирала местная община, который и был потом посвящаем папой или архиепископом (до 1106 Бременским, а с этого года Лундским), а выбор священников зависел от местных строителей церквей. Эта зависимость духовенства от государства и частых лиц неблагоприятно отражалась на ее нравственном уровне. В этом отношении исландская церковь коренным образом отличалась от других западных церквей: здесь вовсе не было целибата, повсюду был патронат мирян, церковь не имела никакой законодательной власти, а наоборот духовенство было подчинено светскому законодательству и даже не освобождено от податей. Но когда И. была подчинена новому Нидарскому (Drontheim) архиепископству, архиепископы ее употребили все усилия, чтобы отделить в И. церковь от государства и отстоять самостоятельность клира И. Большинство епископов И. держало сторону своих митрополитов, но население И. было слишком консервативно, чтобы отказаться от местного права в пользу р.-католического. Началась ожесточенная борьба между церковью и государством. Эта борьба вынудила Нидарского архиепископа навязать И. норвежских епископов (1238), которые с удвоенною энергиею стали бороться за р.– католическое право и против патроната мирян. Борьба пошла успешнее, когда И. и в политическом отношении подпала под власть Норвегии (1262–1264). В 1275 г. епископ Скалголта Арни Торлаксон попытался провести в альтинге новые церковные законы, выработанные по принципам р.-католического права. Несмотря на сильное противодействие, Арни провел новые законы в своей епархии, а спустя около 60 лет король Магнус Эйриксон ввел их и в Голаре. Через эти законы духовенство И. получило такое же могущество, как и на всем Западе. Но, вместе с тем, иссяк и национальный интерес духовенства, до сих пор стоявшего во главе оживленного умственного движения страны. Суеверия и безнравственность сделались достоянием и мирян, и клира. В половине XIII века здесь был введен целибат, но одновременно с этим пышным цветом расцвел и конкубинат, и безбрачные священники, имевшие до полсотни детей, стали нередкостью. Как христианство, так и реформация в И. были введены силою светской власти.
С XIV века остров вместе с Норвегией подпал под власть Дании. Христиан III, введший учение Лютера в 1536 г. в своей стране, задумал ввести его и в И. Но, хотя здесь и было много защитников нового учения, познакомившихся с ним в Германии, Норвегии или Дании, тем не менее, эта попытка вызвала сильное противодействие как народа, так и духовенства. Во главе p.-католической партии стоял престарелый Огмундр, епископ Скалголта. Чувствуя себя слишком слабым для борьбы, он отдал епархию своему воспитаннику Гицуру, который учился в Виттемберге, но не высказывал своих симпатий Лютеру. Вопреки ожиданиям p.-католической партии, Гицур, сделавшись епископом, стал на сторону нового учения и начал вводить реформы. В то же время, в альтинге был прочитан указ Христиана III о новой религии. Напрасно пытался Огмундр вернуть епархию: он был схвачен датчанами и умер в копенгагенской тюрьме. Епископ Голара Ион Арасон протестовал вместе с северянами против королевского указа, и по смерти Гицура изгнал силою оружия его преемника протестанта, завладел Скалголтской епархией и восстановил во всей стране р.-католичество. Но скоро он был своими личными врагами выдан датскому правительству и казнен (1550). Теперь противодействие было сломлено и на альтинге 1551 г. новый церковный порядок был принят. Насильственный религиозный переворот был причиною лишь внешнего принятия протестантства жителями И., а хищничество королевских чиновников еще более вооружало их против новой веры. Большинство церковных имений поступило в собственность короля, так же, как и десятина, и другие церковные доходы. Новому духовенству правительство уделяло слишком скромную часть церковных доходов. Отсюда явилась необходимость слить несколько приходов в один. Новое духовенство с ожесточенным фанатизмом уничтожало следы прежней религии: монастыри были разрушены, церкви разграблены, причем погибло много литературных сокровищ. Таким образом, введение реформации было национальным бедствием для И., что сознают даже протестанты. Только после распространения книгопечатания (введено в 1550 г.) и основания латинских школ в Голаре (1552 г.) и Скалголте (1553) духовная жизнь здесь снова пробудилась. Много способствовал ее оживлению епископ Голарский Гудбрандур Торлаксон, обнародовавший в 1584 г. полный перевод Библии на исландский язык и издавший много собраний духовных песен. В конце XVIII века епископская кафедра из Скалголта была перенесена в главный город Рейкьявик, епископ которого ныне стоит во главе всей исландской церкви, так как Голарская епархия была уничтожена еще в 1801 году. Епархия делится на 20 пробств. Пробсту подчинены все приходы его округа, которых насчитывается 141 с 299 церквами. В Рейкьявике существует школа для духовенства, с трехлетним курсом, куда поступают окончившие курс гимназии. Весь церковный бюджет И. равняется 30 т. крон (крона – 52 копейки) и главным источником содержания духовенства служат земельные наделы. Жителей в И. около 70, 000.
Литература. Finnur Iohannaeus, «Historia ecclesiastica Islandiae», 4 тома, Копенгаген 1772–1778; Petur Peturson, «Historia ecclesiastica Isl.», Копенгаген 1841 (продолжение предыдущей); Espólin, «Islands Arbaecur», в 12 t., Koп. 1821–55; Munch, «Det norske Folks Historie», в 6 т., Христиания 1852–63; Sars, «Udsigt over den norske Historie», в 4 том., Христ. 1873–91; Робертсон и Герцог, «Ист. хр. ц.», том I, стр. 979–982.
С. В.