Жузе
Жузе Пантелеимон Крестович, магистр богословия, араб по происхождению, родился в Иерусалиме в 1871 г.; среднее образование получил отчасти на родине в греческой духовной семинарии (что при Крестном монастыре), отчасти в России в Вифанской духовной семинарии. Проучившись здесь три года, он в 1892 г. поступил в Московскую духовную академию; но, желая познакомиться с противомусульманской литературой, по окончании III курса перешел в Казанскую академию, где, по окончании курса, был оставлен практикантом арабского языка при академии и миссионерских курсах. В 1899 г. назначен лектором французского языка. За свое сочинение под заглавием: «Мутазилиты. Догматико-историческое исследование в области ислама» Ж. удостоен советом Казанской духовной академии степени магистра богословия в 1899 г. (отчет о диспуте см. в «Церковных Ведом.» 1899, стр. 993).
Мутазилиты были рационалисты и моралисты в истории магометанства, появившиеся в конце первого магометанского века, а в IX веке по Р. Хр. захватившие в нем главенствующее положение, потом через 100–150 лет потерявшие свое политическое значение, и вскоре прекратившие и самое свое существование. По отзыву еп. Антония, «Книга автора не узко специальное исследование, но маленькая миссионерская энциклопедия, знакомящая нас с происхождением всех важнейших нравственных и вероучительных положений ислама, из коих мутазилиты не оставили почти не одного без своей смелой рационалистической переработки»; еп. Антоний находит, что «невозможно отрицать серьезного, как миссионерского, так и общебогословского значения его диссертации». Другой критик сочинения Ж. экстраординарный проф. Машанов говорит, что г. Ж. указал почти все пункты для полемики с исламом, но, мало знакомый с противомусульманской полемикой, не мог, к сожалению, указать самого способа, как пользоваться данными его исследования для приложения к делу полемики (отзывы см. в «Прав. Собеседнике» 1901 г., прилож. 9-е). Тому же автору принадлежат: «Положение христиан в мусульманских государствах», «Прав. Собес.» 1897 г., сентябрь; «Ислам и просвещение», «Прав. Собеседн.» 1899 г., ноябрь; «Христианское влияние на мусульманскую литературу», «Прав. Собеседн.» 1904 г., февраль, и др.