Источник

Августин (Виноградский), архиепископ Московский

Августин (Виноградский), архиепископ Московский. В мире Алексей Васильевич, родился 6 марта 1766 г., сын священника Московской церкви св. Димитрия Солунского на Ильинке. Рано осиротел и остался на попечении брата. Образование получил в Перервинской семинарии и Заиконоспасской Моск. академии. По окончании академии был учителем, сначала грамоты, потом класса риторики в семинарии. Еще в семинарии он снискал к себе благоволение тогдашнего Московского митрополита Платона, который все время следил за его научным развитием н способствовал его занятиям. С 1792 г. проходил должность префекта семинарии и профессора философии, в 1794 г. принял монашество и был рукоположен во иеромонаха, а потом был назначен и ректором семинарии. В 1798 г. назначен архимандритом Можайского Лужецкого монастыря, с половины 1801 г. стал настоятелем Московского Богоявленского монастыря, а с конца этого же года – настоятелем Заиконоспасского монастыря и ректором духовной академии. В бытность ректором семинарии принимал у себя императора Павла I и получил высочайшее одобрение за замеченный во всем порядок. В 1803 г. Августин вызван в Петербург, в начале 1804 г. хиротонисан во епископа Дмитровского и остался викарием у митрополита Платона. Владыка Платон в то время уединился уже в своей келлии и бремя всего епархиального управления лежало на викарие. Однако Августин, по его собственному признанию, «при Платоне ничего сам собою не смел сделать, хотя бы и мог». В 1810 г. Августина предполагалось назначить на воронежскую кафедру, сделавшуюся тогда вакантною за смертию воронежского архиерея, но митрополит Платон упросил государя через обер-прокурора оставить Августина в Москве, «похоронить его кости», и государь, «в изъявление всегдашнего своего благоволения» к митрополиту Платону, удовлетворил эту его просьбу. За блестящее слово по случаю тильзитского мира, сказанное в Успенском соборе, государь пожаловал Августину драгоценную панагию. Ораторский талант Августина с особенною силой проявился в тяжелые времена нашествия двадесяти язык в 1812 году: он благословлял в своей речи государя «на путь бессмертных подвигов и славы», благословлял ратников земского ополчения, выходившего на защиту отечества, и дал им, вместо знамен, две церковные хоругви, издал пастырское наставление народу, приглашающее народ подняться на защиту алтарей, на защиту своего достояния и сокрушить силы врага. При очищении Москвы перед нашествием неприятеля Августин распоряжался относительно сбережения церковных сокровищ и сам выехал из Москвы с Иверской и Владимирской иконами только в полночь накануне того дня (2 сентября), в который французы заняли Москву. По изгнании французов из Москвы Августину выпала задача быть свидетелем и участником восстановления разрушенной и поруганной первопрестольной столицы. Он начал освящение восстановляемого города 1 декабря 1812 года и продолжал это дело почти до конца своей жизни. Хотя московская митрополия и была поручена ему в управление, но он не получил сана митрополита, а имел только сан архиепископа, который был ему дан за «оказанные услуги во время вторжения неприятеля в Москву и за успешное приведение духовной части в порядок». В 1812 г., после своего напутственного слова императору Александру I, он получил от государя орден св. Александра Невского. Скончался 3 марта 1819 г. В ранние годы он писал не мало трактатов и стихов на латинском языке, которые частью были в свое время печатаемы. Из рукописных его трудов остались курсы богословии и толкования нескольких посланий апостольских. Из экзегетических его творений напечатана статья «О псалмах», вошедшая во 2-е издание сочинения митрополита Амвросия: «Краткое руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета». Речи и проповеди свои он часто говорил без подготовки, большею частью лишь накануне диктуя своему секретарю наиболее существенные их части, остальное приписывал сам в день произнесения проповеди. Голос у него был звучный и громкий, характер вспыльчивый, но скоро утихавший, и прямодушный. Москвичи гордились им, как коренным своим москвичом, но он имел и врагов не мало. Жизнь вел простую и благотворительную, но, по отзыву графа Ф. В. Растопчина (Русск. Стар. 1889 г. XII, 657), не аскетическую.

Письма Августина к митрополиту Платону напечатаны в «Православном Обозрении» 1869 г., №№ 5–6 и 1870 г., №№ 6, 8 и 10. Речи и слова изданы в С.-Пб. Кораблевым и Сиряковым с посвящением императору Александру II, которого Августин впервые причащал в 1818 г. в Москве, где родился в Бозе почивающий государь. «Очерки жизни» преосвященного Августина написаны И. Снегиревым по поручению Московского общества любителей российской словесности и изданы в 1841 г. в Москве, 3-м издан., дополненным. «Высокопреосв. Августин, архиепископ Моск. и Колом.», М., 1895 г., биография и три письма к разным лицам. См. также «Русск. биограф. Словарь».

С. Рункевич


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 1: А - Архелая. - 1900. - X, [2] с., 1128 стб., 7 л. карт.

Комментарии для сайта Cackle