Адвокат церкви
Адвокат церкви (Advocatus или Defensor Eccleciae) должностное лицо, которому на Западе поручалось заведывание мирскими делами церковных учреждений, в частности защита их – судебная или даже вооруженная. Когда церковь сделалась обладательницей больших имений, то по необходимости должна была втянуться во многие имущественные отношения, которыми самому духовенству невозможно было заниматься, так как по закону оно не имело права предъявлять иски в гражданском суде и нравственно не могло носить оружия. При таких обстоятельствах стало необходимым для церкви или монастыря иметь особого защитника. Должность эта возникла в Африке, в начале V века, и среди германских народов она получила своеобразную форму, вследствие их своеобразных юридических понятий. Согласно с германскими воззрениями, только тот мог владеть собственностью в полном смысле этого слова, кто был человеком свободным, способным носить оружие и в случае необходимости защищать свое право силой. Лица, которые были свободными, но неспособны были носить оружие, как женщины, дети, престарелые и больные люди, нуждались в особом представителе, под попечением которого и состояли (mundium, mundibundium). К этому разряду принадлежало и духовенство, и хотя сначала духовные лица не хотели, чтобы их считали и к ним относились в юридическом смысле как к неправоспособным, но в конце концов приняли это положение, потому что оно давало им защиту против насильственных нападений и изъятие от многих неприятных подробностей германской судебной волокиты. Постановлением 783 года Карл Великий повелел, чтобы каждая церковь или монастырь избирали себе попечителя, который бы действовал в качестве causidicus на суде, принимал от их имени присягу, возвращал им беглых рабов и отчужденную собственность, начальствовал над солдатами, отправляемыми теми или другими церковными учреждениями в войска, и проч. Весьма часто, однако, этот адвокат церкви превращался в тирана, держал церковные учреждения в безусловном своем подчинении, расхищал и грабил их. Он, захватив в свои руки всю власть в администрации, ограничивал власть епископа чисто духовными делами, захватывал десятины и все другие доходы, и уделял духовенству лишь ничтожную часть из них. Иннокентию III, однако, удалось ограничить все более возраставшую власть этих «защитников», и вскоре была упразднена и самая должность. См. R. Hopp. De Advocatia Ecclesiastica, Bonn, 1870 г.