Агнец литургический
Агнец литургический. Под именем агнца на языке литургики разумеется четвероугольная частица, вынимаемая на проскомидии из первой просфоры и впоследствии претворяемая в тело Христово. Исторические свидетельства об агнце и его приготовлении не отличаются глубокой древностью. О нем не упоминает даже такой сравнительно поздний памятник, как Барберинов список литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста VIII–IX в. Более раннее свидетельство Софрония Иерусалимского († 641 г.) не может быть принято во внимание, так как подписываемое его именем толкование на литургию, в котором оно встречается, составлено не ранее XIII–XIV в. Отсутствие древних свидетельств об агнце объясняется тем, что проскомидия, на которой он приготовляется, – явление сравнительно позднее. В течение долгого времени она заменялась простым выбором из приносимых народом хлеба и вина лучших элементов. Выбранный хлеб освящался в том целом, нетронутом виде, в котором приносился, и только пред самым приобщением раздроблялся на части. Такой практики держится между прочим литургия Барберинова списка. Свидетельства об агнце и его приготовлении начинают встречаться с IX–X в., хотя в тоже время оказываются далеко не всеобщим явлением. Так, по указанию одного из западных писателей XI в. – Гардуина, Иерусалимская церковь не знала при нем употребления копия и полагала на дискос нетронутое приношение. Справедливость отзыва подтверждается списками Иерусалимской литургии ап. Иакова X–XI в. Первое по времени упоминание об агнце принадлежит Константинопольскому патриарху Герману († 740). В приписываемом ему толковании на литургию, по редакции VIII–Х в., это приготовление описывается следующим образом. Священник, взяв от диакона просфору и копие и начертав на ней изображение креста, говорит: «яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен». Сказав это, он полагает просфору на св. дискос и, показывая на нее пальцем, произносит: «тако не отверзает уст своих» и далее, кончая словами: «яко вземлется от земли живот его». Потом полагает сверху изъятую из средины просфоры великую частицу и, начертывая на ней изображение креста, говорит: «жрется Агнец Божий, вземлющий грехи мира». Большею сложностью отличается приготовление агнца по указанию литургии Иоанна Златоуста конца XI и начала XII в. Священник, говорится в ней, начертывает копием на просфоре изображение креста, произнося: «в воспоминание Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, закланного за живот и спасение мира». Потом, надрезывая по четырем сторонам печать хлеба наподобие креста, говорит следующее: «яко овча... род же его кто исповесть?» И тотчас вынимает эту частицу, т. е. печать с ее внутренностью – мякотью и говорит: «яко вземлется от земли живот его. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». Затем на нижней части печати начертывает копием изображение креста, сопровождая это действие словами: «жрется агнец Божий, вземлющий грехи мира», и тотчас полагает частицу на дискос. Только что описанную практику воспроизводят некоторые списки литургии И. Златоуста XIII и даже XV в. Но для последнего она является уже анахронизмом. Порядок изъятия агнца представлял к этому времени новые действия. Одна часть их указана Николаем Кавасилою (XIV в.), другая Симеоном Солунским (XV в.). По словам первого, после положения агнца на дискос, священник прободает хлеб с правой стороны, выражая этим прободение ребра Спасителя и передавая самое событие словами: «един от воин копием ребра Ему прободе». Второй отмечает ту неизвестную из прежних памятников подробность, что при словах: «яко вземлется от земли живот его», священник влагает копье с боку и изъемлет вместе с печатью четверочастный хлеб. Наконец, судя по замечанию Николая Кавасилы: «священник многократно вонзает копие, потом разрезает хлеб и настолько же частей разделяет и пророческое слово»; изречение пр. Исаии: яко овча на заколение ведеся..., род же его кто исповесть, произносилось в XIV в. не сразу, непрерывно, а, как и ныне, в четыре приема, в соответствие четырекратному погружению копия в хлеб. С присоединением к прежним действиям трех последних, т. е., отмечаемых Кавасилою и Симеоном Солунским, приготовление агнца получает тот самый вид, в котором оно существует в настоящее время. В основной части оно сложилось, таким образом, в X–XII в., остальные добавления были сделаны в XIV и XV вв.
А. Петровский.