Источник

Дю-Плесси Морней

Дю-Плесси Морней или, собственно, Филипп де-Морней (род. в Буги, в Нормандии, 1549; ум. в Лафорете на Севре, 1623), один из самых выдающихся вождей французского протестантизма в один из наиболее критических периодов его истории. Получив тщательное воспитание, он должен был поступить в протестантское войско при Конде (1567), но, вследствие падения с лошади, слег в постель. В 1568 он отправился в большое путешествие по Европе, побывал в Италии, Австрии, Богемии, Германии, Нидерландах и возвратился в Париж в июне 1572. Написанные им памфлеты об испанском владычестве в Нидерландах обратили внимание принца Оранского, а другие, касательно выгодности для Франции поддержать Нидерланды, доставили ему знакомство с Колиньи. Только с большим трудом избег он побоища 24 авг. 1572. Он бежал в Англию, и провел много лет в бурной и непостоянной жизни, то участвуя в битвах, то занимаясь писательством, то принимая участие в дипломатических переговорах. В 1576 он женился на серьезной, благочестивой женщине, которая выразила ему пожелание, чтобы он, в качестве брачного подарка, подарил ей какое-нибудь религиозное сочинение; вследствие этого, он написал для нее «Рассуждение о жизни и смерти» (Лозанна 1576, Париж 1580; англ. изд. Лондон 1576; лат. Франкфурт 1585). Среди его сочинений от этого времени известны: «Рассуждение о церкви» (Лондон 1578; англ. изд. 1579; нем. 1589; итальян. 1591; лат. 1594) и «Рассуждение об истине христианской религии» (Париж 1582; Лейден 1583; Лион 1597 и друг.). Благодаря дружбе с Генрихом Наваррским, он получил должность губернатора в Сомюре, который сделался местом цветущей протестантской академии. Когда Генрих IV переменил свою веру, с целью обеспечить за собой корону Франции, дружба между ним и Монеем, конечно, охладела; но последний и продолжал, с неослабевающей энергией трудиться в пользу протестантства, и много содействовал как его внутренней организации, так и надлежащему применению эдиктов касательно его. В 1598 он издал сочинение под заглавием: «Об установлении, употреблении и учении о св. таинстве евхаристии», и книга эта произвела большую сенсацию; но она же сделалась орудием глубокого унижения для ее автора. Морней всегда имел слабость к религиозным диспутам и охотно принял предложение вступить в большой спор с Дюперроном в Фонтенебло в присутствии короля и двора (1600). Между тем, оказалось, что этот спор был просто ловушкой, в которую хотели заманить Дю-Плесси Морнея. Убедившись в этом, он с неудовольствием возвратился в Сомюр, где издал еще несколько назидательных сочинений и знаменитую «Тайну нечестия», представляющую собою резкое обличение папства.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle