Приложения. Справочных сведений и таблиц к библейской истории Ветхого Завета
I. Библейское времясчисление
Для более полного уяснения многих событий Библейской истории необходимо некоторое знакомство с библейским времясчислением.
Евреи считали день от одного заката солнца до другого, и такой счет принят в Библии, как это видно из определения протяженности субботнего дня: „от вечера до вечера празднуйте субботу вашу» (Лев. 23:32). Такой счет доселе сохраняется в церковном уставе и в богослужебных книгах Православной церкви. Для обозначения суток, т.е. 24 часов времени, не было особого слова, и в этом случае употреблялось выражение вечер и утро, как это видно из самой истории сотворения мира (Быт. 1:5). День в собственном смысле этого слова разделялся на три части: вечер, утро и полдень (Пс. 54:18), которые в свою очередь делились еще на более мелкие части. Вечеров, собственно, различалось два, из которых один был при самом начале захождения солнца, а другой при окончании его, и позднейшие иудейские секты немало спорили между собой касательно точного различения этого подразделения вечера. Разделения на часы древние иудеи не знали, и самое слово шаа – „час“ впервые встречается у пророка Даниила, и притом скорее в смысле вообще краткого времени, чем часа в собственном смысле этого слова (см. напр. Дан. 5:5). Только уже после Рождества Христова у иудеев вошло в употребление разделение дня на двенадцать часов, считавшихся от восхода солнца до заката, но и это разделение не имело особенной точности, так как часы или удлинялись, или уменьшались в своем протяжении, смотря по долготе или краткости дней в летние или зимние месяцы года. До плена вавилонского иудеи делили ночь на три стражи (Пс. 62:7; 89:5); первая стража продолжалась от заката солнца до 10 ч. ночи (Плач. 2:19), средняя от 10 до 2 часов ночи (Суд. 7:19) и третья или утренняя стража до восхода солнца (Исх. 14:24). После завоевания Палестины римлянами у иудеев вошел в употребление римский обычай разделять ночь на четыре стражи.
Семь дней или суток составляли неделю (Быт. 29:27–28). Седьмой день посвящался Господу – в память покоя Творца по окончании творения мира, откуда и дано ему название суббота, т. е. покой (Быт. 2:2; Исх. 20:11). Отдельные дни не имели особых названий, а обозначались просто числами: первый, второй день и т. далее, начиная от субботы (Мк. 16:2; Лк. 24:1, Ин. 20:1). Иудеи-эллинисты называли пятницу παρασχευή, т.е. приготовление, так как этот день они посвящали приготовлению к празднованию субботы. Суббота имела весьма большое значение в общественной жизни иудеев и строго соблюдалась до позднейшего времени.
Как закатом и восходом солнца определялись дни, так движением луны определялись месяцы (Сир. 43:6–8). Месяцы были совершенно лунные, и, так как вращение Луны вокруг Земли совершается в 29 ½ дней, то и месяцы у евреев попеременно были в 29 и 30 дней, причем первые назывались „недостаточными“ и последние – «полными». Сначала они не имели особых названий и различались лишь по числовому обозначению их – первый, второй месяц и т. д. (Быт. 7:11; 8:4–5), но с течением времени вошли и особые названия, хотя в Пятикнижии такое название носит только один месяц Авив, т. е. месяц новых колосьев, сделавшийся началом священного года и получивший впоследствии название Нисана (Исх. 12:2; 23:15; Втор. 16:1). Во время вавилонского плена иудеи усвоили халдейские названия для месяцев, которые и вошли в окончательное употребление. Вот эти названия в последовательном порядке месяцев священного года, с обозначением соответствующих месяцев по нашему календарю:
1) Нисан, древний Авив (Неем. 2:1), в 30 дней, соответствует марту.
2) Зиф (3Цар. 6:1), месяц цветов, в 29 дней, соответствует апрелю.
3) Сиван (Вар. 1:8), в 30 дней, соответствует маю.
4) Таммуз в 29 дней, соответствует июню.
5) Аб в 30 дней, соответствует июлю.
6) Елул (Неем. 6:15), в 29 дней, соответствует августу.
7) Тисри или Афаним (3Цар. 8:2), в 30 дней, соответствует сентябрю.
8) Бул (3Цар. 6:38), месяц дождей, называемый также Мархесван, в 29 дней, соответствует октябрю.
9 (Хаслев (Зах. 7:1), в 30 дней, соответствует ноябрю.
10) Тебео (Есф. 2:16), в 29 дней, соответствует декабрю.
11) Шеват (Зах. 1:7), в 30 дней, соответствует январю.
12) Адар (Есф. 3:7), в 29 дней, соответствует февралю.
Число месяцев было обыкновенно двенадцать (3Цар. 4:7; 1Пар. 27:1–15), но чрез каждые три года, чтобы уравнять лунный год с солнечным (против которого он на 11 дней короче), иудеи прибавляли к двенадцати обычным месяцам еще один месяц – тринадцатый, который назывался Веадар, т. е. дополнительный Адар; он полагался между Адаром и Нисаном и состоял из 29 дней.
По временам года месяцы распадались на шесть отдельных групп, которыми обозначались периоды различных земледельческих работ, и они шли в следующем порядке:
I. Время посева: Тисри последняя половина, Мархесван и Хаслев первая половина (ранние дожди).
II. Время произрастания: Хаслев последняя половина, Тебео и Шеват первая половина.
III. Холодное время: Шеват последняя половина, Адар и Нисан первая половина (поздние дожди).
IV. Время жатвы: Нисан последняя половина, Зиф и Сиван первая половина (весеннее равноденствие, созревание ячменя и пасха; в Сиване созревание пшеницы, пятидесятница).
V. Лето: Сиван последняя половина, Таммуз и Аб первая половина.
VI. Знойное время: Аб последняя половина, Елул и Тисри первая половина (в последнем собирание плодов).
Таким образом, в общем шесть месяцев, начиная с последней половины Тисри до половины Нисана, проходили в обработке земли, а остальные в жатве и собирании плодов. При этом нужно заметить, что указанное выше соответствие с нашими месяцами имеет лишь приблизительную верность, так как большею частью иудейские месяцы как лунные в точности не совпадали с нашими – солнечными. Поэтому Нисан, напр., нужно полагать где-нибудь между мартом и апрелем, и так далее.
Что касается года, то у иудеев различалось два года – священный и гражданский. Священный год начинался с месяца Нисана. Он установлен был с исхода израильтян из Египта и получил особенное значение в смысле такого года, по которому распределялись все великие праздники и священные торжества, имевшие связь с событием освобождения и законодательства. В обыденной же жизни оставался в употреблении обычный год гражданский, начинавшийся с месяца Тисри – сентября, так как, по иудейскому преданно, мир сотворен был осенью.
II. Библейские весы и деньги
1) Весы. Единицей библейского веса считался сикль, шекель – „вес»; сикль подразделялся на две беки или полусикля (Исх. 30:3; Лев. 27:25; Числ. 18:16), а впоследствии и на трети (Неем. 10:32) и на четверти (1Цар. 9:8). В беке считалось десять гер, так что двадцать гер составляли полный, так называемый, священный сикль. Кроме этих мелких единиц веса были в употреблении и сложный высшие единицы веса. Это так называемая мина, состоявшая из 60 сиклей (Иез. 45:12); 60 мин в свою очередь составляли талант – высшую единицу веса (Исх. 38:24, 26). Талант называется по-еврейски киккар, т.е. круглый, так как самая гиря имела, вероятно, круглую форму. В нем было 3,600 сиклей.
Гири сначала были каменные, и чтобы постоянно иметь узаконенную систему веса, Моисей установил при скинии правильные весы, с которыми народ должен был сверять свои весы и гири и прибегать к ним в случае возникновения каких-либо споров. Вес этот назывался священным (сикль священный – Исх. 30:13; Лев. 27:25), эти весы и гири впоследствии были перенесены в храм и поручены охране священников (1Пар. 23:29). Неизвестно собственно, какую форму имели эти гири. У ассириян и египтян они имели форму различных животных (львов, волов и пр.), как это видно из различных изображений, сохранившихся на памятниках. При обыденных торговых сделках, продавец и покупатель обыкновенно пользовались своими собственными весами, которые постоянно носились за поясом или в особой сумке, причем бывали случаи и обмана, посредством фальшивых гирь (против чего и направлено особое постановление закона – Втор.25:13).
Для определения библейского веса у нас имеются данные лишь из времени Маккавеев, именно серебряные сикли; но можно предполагать, что они того же веса, какой установлен был при Моисее. В таком случае библейскую систему веса можно представить в следующей таблице:
1 гера | …………………………………………………………………………………………… 15.86 долей | |||
10 | 1 бека | ………………………………………………………………….. 1 зол. 65.20 д. | ||
20 | 2 | 1 сикль | ………………………………………. 3 зол. 34.40 д. | |
1200 | 120 | 60 | 1 мина | …………….. 2 ф. 9 з. 48 д. |
72000 | 7200 | 3600 | 60 | 1 талант 3 п. 5 фун. 90 д. |
Но такой вес был только для серебра, как наиболее ходячего и употребительного металла. Для золота вес этот несколько видоизменялся и был больше, как это можно видеть из следующей таблицы:
1 сикль | ………………………………………………………………………………………….. 4 зол. 6 дол. | ||
100 | 1 мина | ………………………………………………………… 4 ф. 22 зол. 23 дол. | |
10000 | 100 | 1 талант | ………………… 10 п. 23 ф. 15 зол. 92 дол. |
При помощи этих таблиц можно сделать вычисление для перевода на наш вес всех встречающихся в Библейской истории весовых единиц. Так, слуга Авраама, Елеазар, подарил невесте Исаака Ревекке при первой встрече с нею „золотую серьгу весом полсикля и два запястья на руки ей, весом в десять сиклей золота». Это значит: серьга весила 2 зол. 3 доли, запястья – 40 золотников и 60 долей.
2) Деньги. Денег в смысле чеканной монеты у израильтян (вероятно) не было до позднейшего времени, именно периода Асмонеев. Купля-продажа большею частью производилась чрез обмен самых предметов, хотя уже рано некоторые предметы, особенно домашние животные, получили значение своего рода меновой монеты, так что стоимость известной вещи определялась известным количеством телят, овец, козлят и так далее 445. Но вместе с тем ценность этих предметов скоро была переведена на драгоценные металлы, которые и стали употребляться в качестве денег, хотя и не имели еще определенной монетной стоимости, которая определялась единственно по весу. Куски серебра или золота, ходившие в виде простых слитков, колец, различных фигур, имели известный вес и по нему не только определялась их стоимость, но и придавалось им самое название. Если кусок весил талант, мину или сикль, то и назывался талантом, миной или сиклем и так далее, так что монетная система первоначально вполне соответствовала системе весовой, как она определена выше. Сикль (или сребреник) в этом смысле упоминается уже в книге Быт. 20:16, причем есть указания и на подразделение его на беки или полусикли и на геры, которых было 20 в сикле (Исх. 30:13). Из крупных денежных единиц в Исх. 37:24 упоминается талант. Но слитки драгоценных металлов не имели точного установившегося веса, а, следовательно, и ценности, и потому для определения их ценности приходилось часто прибегать к весам, как это было и в Египте, где на памятниках можно часто видеть изображение взвешивания слитков. В некоторых местах упоминается особая монета, так называемая кесита (Иаков купил часть поля за сто „монет“, кесита – Быт. 33:19 и др.). Что собственно разумеется под этим названием – неизвестно, но, судя по тому, что у 70 греч. толковников и в Вульгате слово это переведено словом „ягненок“ (άμνϖν – agnis), можно думать, что это были такого рода слитки, которые имели форму ягненка и ходили по известной определенной цене, имея определенный вес.
Библейскую денежную систему можно выразить, таким образом, в соответствующей весу таблице, из которой вместе видно будет, что в этой системе сделаны некоторые отступления от весовой системы. Но чтобы определить ценность того или другого веса металла и прежде всего серебра, мы за норму берем русский серебряный рубль (1889г.). В нем значится 4 золотника 21 доля чистого серебра. Так как на одну копейку приходится 4,05 долей серебра, то след. и гера серебра будет равняться 3,91 коп. (15,86: 4,0 = 3,91). Для круглоты вычисления мы полагаем ценность геры в 4 коп. и тогда вся денежная система выразится в следующей таблице:
1 гера | ………………………………………………………………………………………………….. 4 коп. | |||
10 | 1 бека | ………………………………………………………………………… 40 | ||
20 | 2 | 1 сикль | ……………………………………………… 80 | |
1200 | 120 | 60 | 1 мина | ……………………. 48 руб. |
60000 | 6000 | 3000 | 50 | 1 талант ….……. 2400 |
Чтобы составить подобную же таблицу для золота, нужно принять во внимание сравнительную стоимость этих металлов в библейское время. По наиболее тщательном исследовании оказывается, что в древности в западной Азии золото было в 13 раз дороже серебра (в Афинах в 12, а в настоящее время в 151/2). Рассчитывая по этой норме, мы получим следующую таблицу золотой монеты:
1 сикль | …………………………………………………………………………………… 12 руб. 50 коп. | ||
10 | 1 мина | ………………………………………………………………….. 1,250 руб. | |
20 | 100 | 1 талант | ………………………………………. 125 000 |
После плена Вавилонского между иудеями пошли в употребление персидские червонцы, так называемые дарики, с изображением на лицевой стороне царя с копьем в правой и луком в левой руке и на обороте – неправильного четырехугольника. Эти дарики, или по-еврейски даркмоны, стали впоследствии известны под названием драхм (1Ездр. 2:69 и пр.). Ценность их неизвестна, но приблизительно определяется в 6 рублей 25 коп., следовательно, равнялась полсиклю.
При Маккавеях впервые появляется чеканная монета. Именно Симон Маккавей получал в 140 г. до Р. Хр. от сирийского царя Антиоха VII право чеканить монету (1Мак. 15:6) и от этого времени до нас дошло много монет, которые можно видеть в музеях. На одной лицевой стороне маккавейских сиклей значится „Сикль (или полусикль) Израильский», а на обороте: „Иерусалим святой». При римлянах также чеканились сикли, на которых с лицевой стороны выбивалось изображено того или другого римского императора, а на обороте – женщина под деревом с надписью по сторонам: Judaea capta (плененная Иудея).
III. Меры длины
При измерении длины евреи, как и все древние народы, пользовались самыми естественными средствами, именно различными частями человеческого тела. Отсюда самой обыкновенной мерой был локоть (амма), под которым разумеется нижняя часть руки от локтя до кончика среднего пальца. В Библии нет точного и ясного определения локтя, и потому его приходится определять по частным указаниям и соображениям. Приблизительно его определяют в 21 дюйм, что составит ¾ аршина или 12 вершков. Локоть в свою очередь разделялся на две пяди (зереф, σπιϑαμή), под которыми разумеется пространство от конца большого пальца до кончика мизинца в их растянутом положении (Исх. 28:16; 1Цар. 17:4). Пядень подразделяется на три ладони (тефак), соответствующих естественной ширине ладони (Исх. 25:25 и др.). Ладонь затем разделяется на четыре перста (Иер. 52:21). Из более крупных мер длины известна так называемая у пророка Иезекииля трость (кане) = «шесть полных локтей» (Иез. 41:8). Этим и ограничиваются более или менее определенные меры длины. Их можно представить в следующей таблице:
1 персть | …………………………………………………………………………………………… ½ вершка | |||
4 | 1 ладонь | ………………………………………………………………….. 2 вершка | ||
12 | 3 | 1 пядень | ………………………………………. 6 вершков | |
24 | 6 | 2 | 1 локоть | …………….. 12 вершков |
144 | 36 | 12 | 6 | 1 трость = 1 с. 1 арш. 8 в. |
Для примера перевода этих мер на русские можно взять сообщение в 1Цар. 17:4, где говорится, что „Голиаф был ростом шести локтей и пяди“. На русскую меру это значит, что филистимский исполин был ростом в 4 аршина и 14 вершков, т. е. ровно на 2 аршина выше Петра Великого.
VI. Меры сыпучих и жидких тел
Меры емкости были одинаковы как для сыпучих, так и для жидких тел, с тем лишь различием, что основная единица Меры для сыпучих тел называлась ефа, а для жидких – бат, при одинаковой емкости (Иез. 45:11). Десять еф составляли хомер (Чис. 11:32; Иез. 45:11), который впоследствии назывался также кор (3Цар. 4:22). Затем по нисходящей лиши ефа делилась на саты, составлявшие 1/3 ефы (Быт. 18:6), сата на два гина (Исх. 29:40); гин на три каба (4Цар. 6:25); каб на четыре лога (Лев. 14:10). Кроме этих мер ефа делилась также на десять гоморов (Исх. 16:36). При этом нельзя не заметить, что меры распадаются на две группы, из которых одна имеет десятичный характер (1 хомер = 10 ефам, и ефа = 10 гоморам) и другая – дуодецимальный. т. е. меры идут в прогрессии, определяемой цифрой 12 или ее составными множителями (1 ефа = 3 сатам, и сата = 2 гинам и т. д.). Но для нас важнее определить объем этих мер.
Для точного определения их у нас не имеется твердых данных, по раввинисты, т. е. еврейские ученые более позднего времени, полагали, что содержимое лога равнялось содержимому шести куриных яиц. Опираясь на это свидетельство, ученые вычислили, что шесть куриных яиц могут содержать в себе 14,08 париж. кубических дюйма воды, и в то же время 6,588 зерен ячменя. На основании этих данных можно составить приблизительную таблицу библейских мер.
Так как у нас не имеется одной общей меры для сыпучих и жидких тел, то мы представим перевод библейских мер на соответствующие русские меры как сыпучих, так и жидких тел. При этом вычислении мы выходим из того, более или менее, общепринятая положения, что ефа равнялась 20 французским литрам, что составит для сыпучих тел 6 гарнцев и для жидких тел и ведро, 6 круж. и 2 чарки446. Соответственно этому составляется следующая таблица:
Меры Сыпучих тел | |||||||||||
Меры жидких тел | |||||||||||
Гарн. | Ведр. | Круж. | Чарк. | ||||||||
1 лог …………………………………………………………………………………… | 1/12 | – | – | 2 1/4 | |||||||
4 | 1 каб …………………………………………………………………….. | 1/3 | – | – | 9 | ||||||
7 1/5 | 1 4/5 | 1 гомор …………………………………………………… | 3/5 | – | 1 | 6 1/5 | |||||
12 | 3 | 1 2/3 | 1 гин …………………………………………. | 1 | – | 2 | 7 | ||||
24 | 6 | 3 1/3 | 2 | 1 сата …………………………….. | 2 | – | 5 | 4 | |||
72 | 18 | 10 | 6 | 3 | 1 ефа или бат ………………………. | 6 | 1 | 6 | 2 | ||
720 | 180 | 100 | 60 | 30 | 10 | 1 хомель или кор | 60 | 16 | 2 | – | |
Сообразно с этой таблицей и можно определять объем тех или других библейских мер. Так напр. известно из Исх. 16:16, что манны собиралось ежедневно по гомору на человека. Это значит, что на каждого израильтянина полагалась ежедневно порция в 3/5 гарнца манны. Предполагая, что весь народ числил в себе 2 миллиона душ, надо вместе с тем предположить, что манны ежедневно собиралось – 18,750 четвертей. Одной этой цифры достаточно для опровержения мнения, будто манна, которою питались израильтяне, была не что иное, как естественная тамарисковая манна, так как последней даже в хорошие годы добывается на Синайском полуострове не более 5–6 четвертей в год.
V. Синхронистическая таблица важнейших событий от исхода израильтян из Египта
Избранный народ | Египет | Азиатские народы | Европейские | ||
Годы до Р. Хр. 1496 Исход. | XVIII династия. Тотмес IV | Основание Тира. | Кекропс, основатель Афин. | ||
1456 Вступление в землю обетованную. | XIX династия. | ||||
1100 Помазание Саула на царство. | XXI династия. Рамзес III. | Навуходоносор I вавилоиский (1150). | Взятие Трои (1180). | ||
1060 Воцарение Давида. | Хирам Тирский. | ||||
1020 Воцарение Соломона. | Пинотем и Писевхан | фараоны | |||
980 Разделение царства. | XXII династия. Сусаким I. | Основание Дамаскского царства. | Доряне в Пелопонесе. | ||
923 Ахав израильский. | Узаркон (Зарай) I. | Ефваал, царь тирский и сидонский. | Илиада Гомера. | ||
835 Воцарение Ииуя и истребление дома Ахавова. | Узаркон II. | Салманассар II ассирийский. | Ликург в Спарте (776). Основание Рима (750). | ||
722 Взятие Самарии и гибель царства Израильского. | XXIV династия. | Салманассар. IV ассирийский. Саргон ассирийский. | Конец первой мессенской войны (723). Иума-Помпилий (715 –672). | ||
700 Осада Иерусалима ассириянами при Езекии. | XXV династия. Тиргак. | Сенпахирим ассирийский. Сарданапал (Сарак) и падение Ниневии (625). | Основание Македонского царства. | ||
640 Иосия и его преобразования. | XXVI династия. Псамметих I. | Нехо. Набополассар, основатель Вавилонской мопархии (625). | Вторая мессенская война. Драконово законодательство в Афинах (624) | ||
609 Иоахаз. | Нехо | ||||
588 Разрушение Иерусалима и падение царства иудейского. | XXVI династия. | Навуходоносор II в Вавилоне. | Солон в Афинах (594). | ||
539 Падение Вавилона. | Амозис. | Валтасар в Вавилоне и взятие его Киром | Пизистрат в Афинах, Крез в Лидии, Тарквиний Гордый в Риме. | ||
536 Указ Кира об освобождении иудеев из плена | Псаммевит. Камбиз в Египте (525). | Дарий. Ксеркс (485–465) | Поликрат, тиран Самосский (532–522). | ||
474 Есфирь и Мардохей. | XXVII династия персидская | Артаксеркс I. | Конец персидских войн в Греции | ||
457 Деятельность Ездры. | Афиняне в Египте. | Геродот (484–407). | Перикл (444). Законы XII табл. в Риме. | ||
332 Иудеи под греческим владычеством | Покорение Египта македонянами. Основание Александрии (332). | Покорение Азии македонянами | Александр, Македонский (336–323). | ||
312 Иудеи под властью египетских царей. | Птоломеи в Египте (с 323 г.). | Селевкиды в Азии | Кассандр в Македонии. | ||
203 Иудеи под сирийским владычеством. | Птоломей V Епифан (205–181) | Антиох Великий (223-и87). | Вторая пуническая война римлян с карфагенянами (218–201). | ||
167 Независимость иудеев при Асмонеях | Птоломей Евергет II (146–117) | Антиох Епифан (175–164). Митридат Великий (120–63). | Завоевание римлянами Македонии (168). | ||
63 Иудеи под Римским владычеством. | Птоломей XI (80–51). | Триумвират Цезаря, Красса и Помпея (60). | |||
37 Ирод Великий. | Клеопатра. Обращение Египта в римскую провинцию (30 г.). | Фраат IV парфянский | Октавиан Август, основывает Рим. имп. (27 г.) | ||
* * *
Совершенно то же, что и в первобытной (гомерический) эпохе греческого народа, когда вещи оценивались числом телят, как это видно из известного места Илиады:
В оное время у Главка рассудок восхитил Кронион:
Он Диомеду герою доспех златой свой на медный,
Во сто ценимый тельцов, обменял на стоящий девять. Ил. VI, 234–6.
В науке доселе не установилось определенного взгляда на действительный объем библейских мер, и такая норма предлагается как наиболее вероятная. Она составлена на основании показаний еврейских ученых раввинов. По другому взгляду, основывающемуся на свидетельстве! И. Флавия, эту норму нужно увеличить почти вдвое (ефа=39,39 литров); но эту норму труднее примирить с частными данными и она ясно обнаруживает свою недостоверность.