Источник

Слово о посте

Возлюбленные о Господе братия!

В послании к Евреям св. апостол Павел говорит верующим: »Наставляйте друг друга ... ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца« (Евр. 3:13–14). »Παρακαλειτε εαυτους« – значит в данном месте: убеждайте друг друга в необходимости сохранить верность Христу, призывайте друг друга неотступно следовать за Ним, просите друг друга не ослабевать в трудах и подвигах ради исполнения Его святых заповедей, – ибо только таким путем возможно для нас действительно облечься »в Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 13:14).

Будучи ныне приглашен взойти на эту кафедру, и я почитаю своим долгом исполнить это апостольское увещание и обращаюсь к вам с наставлением о святом воздержании, как чрезвычайно важном способе возгревать наше усердие в подвиге последования Христу.

Почему я избрал эту тему для моего слова к вам? – Этому есть две главные причины. Одна заключается в том, что для спасительной жизни по духу воздержание столь же необходимо, как и любовь, милосердие и вера (Гал. 5:22–23). Вторая состоит в том, что мы уже вступили или готовимся вступить в период внутренней подготовки к празднику Св. Пасхи, которая, согласно древнейшей церковной традиции, требует от нас поста, усиленной молитвы, духовного очищения и вообще разумного воздержания от всего, что может уводить в сторону от пути следования за Христом.

Событие славного Воскресения Христова открыло нам вход в вечное Его царство (2Пет. 1:11). Слово Божие говорит нам, что «как в Адаме все умирают, так во Христе все Оживут... Христос воскрес из мертвых, Первенец из умерших» (1Кор. 15:22, 20). Но, конечно, невозможно вступить в это царство, не воскреснув духовно, не совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового – по образу Создавшего его (Кол. 3:9–10).

Именно поэтому в самом акте нашего духовного рождения – в таинстве святого крещения – неразрывно сочетаются две вещи: благодатный дар новой жизни во Христе и обещание доброй совести Христу, за нас умершему и воскресшему. «Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились... мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:3–4).

Приняв крещение, человек еще не становится достойным вечной жизни. Правда, в нем восстанавливается расположение души к добру, желание жить для Христа. Богословы называют это изменение человека к лучшему первоначальным оправданием. Но праведность, полученная в крещении, может быть и утрачена человеком. Слишком велик соблазн плотской жизни – по стихиям мира, а не по Христу (Кол. 2:8). И тот, кто внимателен к себе, кто проверяет свои мысли и поступки, подвергая их на суд слова Божия и своей совести, тот часто, к прискорбию своему, видит, как далек он от христианского идеала святости и чистоты. «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас», – говорит св. апостол и евангелист Иоанн Богослов (1Ин. 1:8).

Конечно, в крещении мы освобождаемся от всякой греховной скверны и получаем благодатную помощь для дальнейшей добродетельной и угодной Богу жизни. Но «если нужно получить царствие,– говорит св. Иоанн Златоуст, – то недостаточно освободиться от греха, но еще нужно много упражняться и в добродетелях» (На посл, к Ефес. Бес. 16:1). – «Для сохранения чистоты нам не достаточно только креститься и уверовать: но, если мы желаем приобрести совершенную светлость, то должны вести достойную того жизнь. А это Бог предоставил нам самим» (На Иоан. Бес. 10:3).

"Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим« (Ин. 14:23). Изъясняя это место, известный русский подвижник XIX века епископ Феофан Затворник писал: «Исполнивший все заповеди, благоукрашает свою душу всякими добродетелями и делает сердце свое храмом, достойным быть обителью Господа. Он (Господь) и вселяется в него тогда. Он в нем бывает с минуты святого крещения и еще преискреннее приобщается с ним во святом причастии. Но, помогая ему в жизни святой, все еще не всецело успокаивается в нем, потому что, пока не водворятся в душе все добродетели чрез исполнение заповедей,– в ней все еще остаются следы страстей, – неприятный Господу запах греха. Он и не успокаивается в нем, как бы не доверяя ему и еще только изготовляя Себе покойную в нем обитель. Когда же душа освятится добродетелями, тогда уже Он благонадежно входит в нее, как в дом и обитает спокойно, нетревожимый неприятными Ему движениями греха и страстей» (Письма к одному лицу в Петербурге. СПб., 1881, с. 26–27).

Православная Церковь с древнейших времен приготовляет верующих к достойному празднованию Св. Пасхи посредством продолжительного сорокадневного поста, называемого Великим. Самая продолжительность его имеет целью напомнить о том духовном подвиге и борении, в котором пребывал в пустыне искушаемый от диавола Господь наш Иисус Христос (Мф. 4:2). Строгое воздержание в пище имеет целью то же укрепление духовных сил и достижение внутренней сосредоточенности, которой достиг Он – наш Подвигоположник – Своим полным воздержанием от пищи.

По учению Православной Церкви пост есть Божественное установление (Мф.6:18, 9:15), соблюдавшееся святыми апостолами (2Кор. 6:5) и завещанное Церкви посредством апостольского предания (см. Апостольские Постановления, 5:13: «Да сохраняется у вас пост четыредесятницы, содержащий воспоминание о жительстве и законоположении Господнем»).

Цель поста заключается в создании такого внутреннего настроения души, при котором человек, смиряя себя пред Богом и признавая свою греховность и недостоинство, в то же время делает усилие пресечь свою греховную волю, отрешиться от греховных навыков и решительно пойти навстречу милующей и спасающей благодати Божией.

О целях и значении поста в жизни православного христианина ярко говорят песнопения, исполняемые в дни подготовки к Великому посту и отчасти в дни самого поста.

Еще за три недели до начала св. четыредесятницы поется умилительная молитва: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче! Утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен. Но яко Щедр очисти благоутробною Твоею милостию».

Евангельские чтения о мытаре и фарисее, о блудном сыне – предостерегают верующего от ложного понимания поста и указывают ему путь к посту истинному и полезному для души. Перед самым наступлением четыредесятницы, в так называемое Прощенное воскресенье, совершается трогательный обряд, во время которого верующие испрашивают друг у друга прощение взаимных обид, помня слова Господа: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6:14).

В самые дни поста Церковь напоминает постящимся о том, что истинный пост есть не простое воздержание от пищи, но «злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, отлучение похотей» (Стихира на стих, в понедельник вечера 1-й седмицы) и «от всякия вещественныя страсти отчуждение» (Стихира на стих, во вторник вечера 1-й седм.).

Но с особенной силой раскрывается сущность поста в трогательной, много раз в день повторяемой молитве св. Ефрема Сирина, где Церковь испрашивает, как дары милости Божией, следующие плоды покаянного настроения и воздержания:

«Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми рабу Твоему.

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Возлюбленные о Господе братия!

У каждой церкви есть свои обычаи. Разнообразными способами выражают они благоговение пред величием Божиим и возбуждают в душе молящихся чувства и настроения, приличные христианину. И в дни, предшествующие светлому празднику Воскресения Христова, различным образом совершается подготовка к достойной его встрече. Но за этим многообразием форм скрывается одно и то же – для всех нас общее, святое и обязательное. Это – желание проверить нашу верность своему Господу, испытать свою совесть, вспомнить: не нарушили ли мы в чем-либо обетов, данных при святом крещении. Это – решимость отказаться от греховных пристрастий, от злых и порочных дел, от всякой вражды и неприязни. Это – смиренная мольба о прощении наших падений и о новом очищении душ наших от всякой греховной скверны, удаляющей от Бога. Это – просьба о помощи в нашем повседневном служении Христу, в исполнении Его заповедей, в борьбе с грехом. Это – наконец, смиренное предание себя милосердию Божию в надежде на то, что «Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас» (2Кор. 4:14), если только не пребудем беспечными в исполнении Его воли.

Пусть же эти святые чувства, желания, стремления и надежды наполняют сердца наши в наступающие предпасхальные недели и дни. Пусть возгорится в нас огонь Божественной любви к нашему Искупителю, друг ко другу и ко всем. Пусть оставленный нашим Спасителем мир приносит свои драгоценные плоды в нашей личной, семейной и общественной жизни, в наших церквах, во всем христианском братстве и во всем мире.

Бог же, богатый милостью (Еф. 2:4), да освятит нас (1Сол. 5:23), да поможет нам пребыть пред Ним неоскверненными и непорочными (2Пет. 3:14), соединенными в любви (Кол. 2:2). И мир Божий, который превыше всякого ума, да соблюдет сердца и промышления наши во Христе Иисусе (Фил. 4:7) Господе нашем.

Аминь.


Источник: Воронов Ливерий, прот. Проповеди // Христианское чтение (Спец. вып. памяти прот. Ливерия Воронова). 1996. № 11. С. 5-190.

Комментарии для сайта Cackle