Слово о Страшном суде
Возлюбленные о Господе братия!
В одной из древних книг, составленной еще в первых веках по Рождестве Христовом, где говорится о жизни и устройстве Христовой Церкви на основе апостольских предписаний, сказано относительно епископов следующее: «Нужно, чтобы епископ был и провозвестником уготованных Богом благ и предвозвестителем имеющего быть на суде гнева» (Апостольские Постановления, 2:17).
Этот епископский долг естественно исполнить сегодня – в день, когда святая Православная Церковь, к которой я принадлежу, совершает напоминание верующим о событии грядущего Страшного суда Христова.
"Человекам положено однажды умереть, а потом суд« (Евр. 9:27) – эта несомненная богооткровенная истина составляет основу христианской эсхатологии, то есть учения о последних временах и событиях в мире, в котором мы живем, как »пришельцы и странники« (1Пет. 2:11), стремящиеся к небесному отечеству (Евр. 11:14, 16).
Никто не знает, в какой день и час придет Сын Человеческий (Мф. 24:36). В последней беседе с учениками пред самым вознесением Своим Господь наш отклонил всякие попытки определять »времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти« (Деян. 1:7). Но запретив эти ненужные изыскания, Он, в то же время, неоднократно внушал Своим апостолам, а в их лице и всем верующим в Него, необходимость всегда быть готовыми к встрече этого неизвестного дня и часа. »Бодрствуйте; ибо не знаете, когда придет хозяин дома, вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, пришед внезапно, не нашел вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте« (Мк. 13:35–37).
Известно, что в первенствующей Церкви часто звучало слово: Мара на фа! – то есть «Господь приближается!» Это делалось с той целью, чтобы всякий верующий постоянно проверял свое внутреннее духовное состояние, спрашивал себя: может ли он непостыдно предстать пред лицом готового придти Судии?
Кто из нас, отвечая на этот вопрос, решился бы, по совести, сказать: я готов встретиться с Судией? Кто имел бы столько самоуверенности, чтоб признать себя одетым в брачную одежду, необходимую для присутствия на брачной вечери Небесного Жениха (Мф. 22:12)? – Не должны ли мы скорее сказать словами песнопения, которое поется в православных храмах в дни страстной седмицы: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь. Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя!»
Но что же такое одеяние нашей души? Что привлекает к нам милостивый и благосклонный взор Божий? И что, напротив, навлекает праведный Его гнев? – Отцы и учители Церкви, как в своих многочисленных наставлениях нравоучительного характера, так и в составленных ими церковных песнопениях, подразумевали под одеждой души тот образ Божий, который дарован каждому нашим Творцом и который раскрывается и становится все более и более явным по мере нашего нравственного усовершенствования и богоуподобления.
Богоуподобление, к которому мы призваны, совершается совместным действием и благодати Божией, и нашей свободы. Мы не можем сами, без помощи благодати Божией, украсить свою душу какими-либо нравственными достоинствами или добродетелями. «Что ты имеешь, чего бы не получил? – говорит св. апостол Павел каждому человеку. – А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1Кор. 4:7). Но и благодать Божия не может соделать нас достойными или украсить добродетелями, если наша воля не пойдет ей навстречу и если мы не приложим к тому необходимых усилий и трудов.
Первозданный человек, свободно и разумно живший в согласии с волей Божией, восходил по лестнице богоуподобления и потому, как выражается св. Иоанн Златоуст, «облечен был небесной благодатью, как светлой одеждой» (На кн. Бытия Бес. 16 и 17). Грехопадение прервало это нравственное совершенствование человека и сделало его почти невозможным до времени пришествия на землю Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Благодаря Его воплощению, учению, страданиям, искупительной смерти и прославлению, мы снова обрели доступ к источникам благодати и истины, при помощи которых можем идти путем богоуподобления, обновляясь по образу Создавшего нас (Кол. 3:10).
Все мы, "во Христа крестившиеся, во Христа облеклись« (Гал. 3:27). Светлая риза Его благодати прикрыла нашу немощь и недостоинство ради нашего покаяния и нашей веры в неизреченное милосердие Божие, ради нашего обещания совлечься ветхого человека с делами его (Кол. 3:9). Но мы всегда должны помнить о том, что благодать, дарованная туне (Рим. 3:24), может и отступить от нас, если наше обращение ко Христу окажется ложью и лицемерием.
Слово Божие, которое живо и действенно (Евр. 4:12), представляет нам много убедительных примеров того, что суд Божий будет во многом расходиться с легкомысленными человеческими представлениями и ожиданиями. Многие из неведомых нам исполнителей правды Божией »придут с востока и запада и возлягут ... в Царстве Небесном«, а из тех, кто по всем видимым признакам относится к сынам Царства, некоторые »извержены будут во тьму внешнюю« (Мф. 8:11–12).
"Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, – нет мне в том никакой пользы» (1Кор. 13:3). Значит и самоотречение, как бы далеко оно не простиралось, не спасет человека в день суда, если совершалось им для себя лично, а не по любви к ближнему. Еще удивительнее слова апостола о том, что и вера – та самая вера, которую мы нередко считаем достаточной для спасения, – также может оказаться бесполезной, несмотря на огромную силу внутреннего убеждения. «Если имею... всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» (1Кор. 13:2).
Ясный ответ на вопрос о том, какова же должна быть одежда души, делающая нас достойными милости Божией, дан Господом нашим Иисусом Христом в тех Его словах, с которыми Он некогда обратится к поставленным по правую руку Судии: »Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. . . Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне« (Мф. 25:35–36, 40). Только истинное милосердие к ближним, нуждающимся в нашей помощи, – милосердие не внешнее, делаемое ради самих себя, а подлинное, то есть проистекающее из глубокого сострадания и любви к людям, как братьям Христовым и нашим собственным во Христе братьям, – может оказаться и действительно окажется брачной одеждой души, в которой можно войти в чертоги Небесного Царства.
Таким образом, хотя и верно, что в крещении и покаянии мы верой получаем благодать оправдания (Рим. 5:1), тем не менее – по слову апостола – »мы спасены в надежде« (Рим. 8:24). Надежда же окажется непостыдной лишь в том случае, если своей порочной и эгоистической волей мы не воспрепятствуем любви Божией излиться в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим. 5:5).
Возлюбленные о Христе братия!
Поистине "не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2:9). И о таком блаженном состоянии Господь не просто дает нам знать, но Сам всячески заботится о том, чтобы сделать нас его участниками. «Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33:11).– Утешаясь этим сознанием милости Божией, мы, в то же время, должны всегда помнить об украшении себя одеждой любви и милосердия, стараясь усвоить себе «чудный Спасов человеколюбивый нрав» (Самогласен на стих, в Нед. 5-ю Вел. поста вечера). Во всей жизни нашей, начиная от домашнего очага и кончая самыми различными видами нашей общественной деятельности, должны мы насаждать мир, умножать правду, делом и словом являть подлинное человеколюбие. И тогда Господь, ради блага и спасения всех, творящий все новое (Откр. 21:5), обновит и нас Своей всесильной благодатью, благословит наш жизненный путь и служение, умножит в нас веру, действующую любовью (Гал. 5:6), – по окончании же нашего земного поприща удостоит нас Своего милостивого призыва: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34).
Аминь.