Источник

Слово в четверток 1-й седмицы великого поста

Вот и закончились ныне так называемые «Мефимоны», т. е. распределенные на четыре дня чтения Великого покаянного канона иже во свв. отца нашего Андрея, архиепископа Критского.

Сколько дивных примеров истинного покаяния, сердечного сокрушения, жития чистого и богоугодного прошло пред нашими духовными очами. Сколько трогательных призывов, благостных уведаний и грозно-правдивых обличений услышали мы за эти четыре дня.

Скажу словами великого подвижника и молитвенника земли Русской приснопамятного о. Иоанна Кронштадтского:

«Вы слышали Великий канон Андрея Критского? Слышали молитву св. Ефрема? Какой дух покаяния в них! Какое умиление! Какая жажда спасения и помилования от Бога! Вот и учитесь у Св. Церкви покаянию и умилостивлению Господа. Вслушивайтесь, вдумывайтесь, поминайте грехи свои, сокрушайтесь, кайтесь, не превозноситесь. ..»

Многие из вас завтра вечером соберутся сюда для того, чтобы у ног Спасителя, нас ради Распятого на древе Крестном, сложить свое тяжкое бремя греховное. Многие принесут Ему, нашему Владыце и Благодетелю, самый драгоценный из драгоценнейших даров: слезы сокрушения о грехах своих, воздыхания мытаревы, мольбу разбойника благоразумнаго...

А в субботу, за первой в посту полной Божественной Литургией, со дерзновением и страхом Божиим приступят они к Животворящей Трапезе Тела и Крови Христовых, напитаются Манной Небесной, внидут в радость Господа своего...

В преддверии исповедания грехов ваших, хочу обратить ваше благочестивое внимание на те слова, которыми Св. Церковь зовет вас ко Св. Причастию:

«Вкусите, – говорит она вместе с псалмопевцем пророком Давидом,– вкусите, и видите, яко благ Господь».

Вкусите, и познайте все необъятное величие Любви Божией, всю силу Благости, Милосердия и Долготерпения, явленного нам во Христе Иисусе Господе нашем.

И в самом деле, где можно увидеть и познать всю благость Господню с такой полнотой как не на Святейшей Трапезе Тела и Крови Христовых? Большего и очевиднейшего доказательства благости Божией немыслимо и представить себе.

"Нет большей той любви, – говорил Сам Спаситель, – как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).

А кем были мы по отношению к Богу, когда Его Единородный Сын полагал за нас душу Свою на Кресте?

Были грешниками, следовательно, врагами Божиими и притом такими врагами, которые вовсе и не думали о примирении. И за этих-то врагов непримиримых Христос положил душу Свою. Разве это не верх любви, какой «невозможно найти в целом мире?»

Но Бог, «богатый в милости», превзошел и этот предел любви. Он изобрел в премудрости Своей средство полагать за нас душу Свою не однажды только, но как бы многажды.

В пречистых Тайнах Христос снова приносится за нас в жертву, и не только образно и в воспоминание Голгофы, но, как учит Св. Церковь, – с полной силой и действием.

То самое Тело Христово, которое было распято некогда на Кресте и погребено Иосифом, которое седит ныне одесную Отца на престоле славы, является непреложно и несомненно и на наших Престолах и Жертвенниках. Разве это не величайший преизбыток любви и милости Божией к нам грешным.

Но и это не все. Сын Божий предлагает Себя, под видом хлеба и вина, на вкушение всем желающим чтобы даровать им радость богообщения и жизнь вечную. Предлагает Себя не одним лишь избранникам, не пророкам и апостолам, не мученикам и подвижникам, не постникам и девственникам только, а всем нам, последним и непотребным грешникам, предлагает за одну только слезу покаяния, за одно только исповедание грехов наших, за одно только обещание впредь не грешить.

О бездна премудрости, благости, снисхождения и любви Божией!

Дерзайте же, возлюбленные, и помните всегда, во все дни жизни вашей, наипаче же в минуты покаяния подвигов, что дело спасения вашего в надежных руках.

Если «Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками», то »тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева« (Рим. 5:8–9).

Господь как бы так говорит каждому из нас, со слезами припадающих к подножию Креста и молящих Его о помиловании:

– Я так любил тебя. Я так страдал за твое спасение, когда ты еще не родился, когда еще не согрешил, когда еще не просил о своем спасении и помиловании.

Ужели не спасу теперь, когда слышу, что ты молишься о своем спасении?

Ужели не помилую, когда ты просишь себе помилования? Ужели ты все еще можешь сомневаться в Моем милосердии?

Ради Меня, ради Моей любви к тебе, ради Моих страданий за тебя не отчаивайся в своем спасении. Не бойся просить прощения. Никогда не бойся, как бы ни были велики и тяжки грехи твои.

"Вкусите и видите, яко благ Господь» (Пс. 33:9). Но прежде приступите к Нему со страхом и сокрушением сердечным. Приступите – и просветитесь, и лица ваша не постыдятся (Пс. 33:6).

Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и Отца и причастие Св. Духа буди со всеми вами.

Аминь.


Источник: Воронов Ливерий, прот. Проповеди // Христианское чтение (Спец. вып. памяти прот. Ливерия Воронова). 1996. № 11. С. 5-190.

Комментарии для сайта Cackle