Источник

Принадлежность иерархическая, настоятельство, число и состав братства

Обитель сия со времени своего основания находилась в Крутицкой епархии, а по упразднении оной в 1788 году, поступила сперва в Коломенскую, а потом в 1799 г. во вновь учрежденную Тульскую, в коей и находится поныне. Настоятельство в сей обители от её основания до начала прошедшего столетия было строительское, а в начале XVIII столетия, вместе с восстановлением обители, было учреждено игуменское; во время присоединения обители к Белевскому Спасопреображенскому монастырю в 1723г. и до упразднения в 1764 г., управляли иеремонахи с званием наместников. А с восстановления обители в 1776 г., согласно штатам», 1764 г., положено настоятельство строительское с 7-ю монашествующими.

Число монашествующих в самое цветущее время обители, при игумене Тихоне (1707– 1722) не превышало 40 человек; ныне доходит до 30.

Список настоятелей

Первоначальники обители :. старец Онуфрий и священно-инок Макарий.

1) Старец Онуфрий основатель сей обители, на имя которого, как мы уже видели, в 1585 году, была дана жалованная грамота царя Феодора Иоанновича на Жабынское городище, с правом построить на нем церковь Введения во храм Пресвятые Богородицы. Но построил ли только одну церковь или успел основать при ней и монастырь, – остается не известным.

2) Священно-инок Макарий, называющийся также основателем сего монастыря, был по точному смыслу записи о нем „возградителем“, то есть восстановителем обители, после одного из крымских, или литовских разорений оной. Устные предания, равно и письменные акты XVII столетия согласно именуют его: „преподобным Макарием Белевскимь чудотворцем“. Из обоих источников укажем на рукописные святцы XVII века22, а из местных на монастырский синодик (начала XVII вика), заглавную надпись которого мы Выписали выше.

В челобитной игумена Тихона царю Петру Алексеевичу 1921 г. упоминается, что мощи основателя обители пр. Макария находятся под спудом в сем монастыре.

Память о. Макария местно чтилась в Жабынской пустыни до упразднения оной в 1724 году. Во вкладной книге под 1708 годом читаем: „Окольничий Никита Иванович Акинфиев (даль) образ преподобного Макария Белевского чудоворца во окладе серебреном в киоте писанном красками, на створах образы архангелов Михаила и Гавриила“. Киот цел поныне, а самого образа не сохранилось23. Ныне же место погре

бения сего первоначальника Жабынской пустыни положительно неизвестно; по преданию полагают, что он погребен в Никольской церкви, стоящей на протеке, против. св. врат обители. Накануне дня памяти о. Макария 2 Января, бывает в монастыре всенощное бдение, а в самый сей день после литургии отправляется по нем соборная панихида, кроме того не редко служатся по нем паннихиды по просьбе богомольцев, посещающих св. обитель им лишь воссозданную, а может быть и созданную, ибо память его трудов и богоугодной жизни, сохранившаяся и в живых, преданиях, затмила память о старце Онуфрии, имя коего сохранилось лишь в мертвом акте.

Настоятели XVII столетия

3) Из настоятелей, управлявших Жабынскою пустынью в XVII стол. после о Макария (+ 1623) до её запустения в конце сего столетия, известен лишь один строитель Герасим, о котором в одном из актов прошедшего столетия сказано, что он подавал челобитную о разорении обители Михаилом Киреевским с братьями; по какому же поводу случилось и в чем именно состояло это разорение, известия не сохранилось; так же в синодике XVII столетия из записок рода его: „род Макарьевой пустыни строителя Герасима“. Запись позднейшая первоначальной, очевидно, относится к концу XVIII стол. и потому надобно предполагать, что о. Герасим был последним настоятелем обители перед её запустением в конце сего столетия.

Настоятели XVII столетия

4) Игумен Тихон из постриженников Жабынской пустыни, был в сане иеродиакона в 1692 году ризничим Крутицкого архиерейского дома, при митрополите Иларионе, по благоволению коего в 1707 году и назначен для восстановления сей обители, с посвящением в сан игумена. Для поддержания обители, не имевшей ни вотчин, ни угодьев, ему дозволено перенесть в нее из села Озерска местночтимую чудотворную икону Знамения Божией Матери (в медном позлащенном окладе).

Он создал обитель материально и духовно, собрал в нее до 40 человек братий, установил общежительный порядок; подвиг на помощь обители благотворителей из всякого чину людей, и при помощи их создал в обители каменный соборный храм, украшающий ее и поныне. Хлопотал о заведении близ обители в Ильин день недельной ярманки, с правом беспошлинной торговли на 3 года, и о наделении вверенного ему монастыря землею, хотя на правах приходской церкви, ибо обитель сия издревле состояла приходом окрестных селений.... Эта благотворная для обители деятельность (). Тихона была прервана сперва назначением его в настоятели Белевского Спасопреображенского монастыря, с возведением в сан архимандрита в 1722 году, а потом приписанием сей пустыни к означенному монастырю, с строгим предписанием о немедленном её упразднении. Впрочем, ходатайство о. Тихона спасло любимую – им обитель от конечного запустения, чему способствовали и последовавшие вскоре за сим правительственные распоряжения, и обитель до упразднения её по духовным штатам 1764 г. существовала на правах приписной пустынки.

В 1776 г. обитель сия была опять восстановлена вместо сгоревшего заштатного Успенского Шаровқина монастыря, из коего тогда же перемещен в нее настоятель и братство.

5) Первым настоятелем восстановленной обители был строитель, еромонах Исаакий из причетников села Озерска, постриженник сей обители; по принятии монашеского образа, был чащником в Крутицком архиерейском дом, откуда в 1775 г. назначен настоятелем Успенского Шаровского монастыря, а по сгорении его в 1776 году, переведен из оного в сию пустынь строителем же.

Он управлять ею до 1792 г. и потерпел не мало скорбей от приходского монастырского священника, который, будучи в течение 12 лет (с 1764 по 1776 г.) единственным владельцем упраздненной обители, по восстановлении оной, старался всячески противодействовать её укреплению, надеясь, что, по бедности, она снова придет в запустение и поступит в его владение.

6) На место о. Исаакия, до указу преосв. Афанасия, епископа Коломенского и Тульского, от 25 Июля 1790 года, назначен настоятелем пустыни бывший казначей Белевского Спасопреображенского монастыря монах Серафим, из дворян по фамилии Желябужской. о. Серафим был настоятелем до 1801 г., в нем, за старостию лет, отказался от управления, и, оставшись на покое в той же обители, вскоре скончался. На место его, по указу от 22 декабря 1800 года определен надзирателем обители белый священник Стефан Николаев Щуровский, и управлял ею до 1802 года.

7) В Августе 1802 г. назначен настоятелем обители в звании строителя иеромонах. Саваатий. Он управлял сею пустынью до 1805 года, а в сем году уволен в Тверскую епархию.

8) На место о. Савватия, по указу 16 Февраля 1805 г. назначен настоятелем бывший эконом архиерейского дома иеромонах Сергий, из духовного звания (из вдовых священников); он управлял сею обителью до 1811 года; скончался и погребен в сей же обители.

9) По кончиңе о Сергия, указом от 20 Декабря 1811 г., назначен настоятелем обители исправлявший должность казначея Тульского архиерейского дома иеромонах Михаил; он управлял сею обителью до 1821 г., в коем перемещен в архиерейский дом. В 1816 г. он награжден набедренником Амвросием, епископом Тульским и Белевским.

10) По выбытии о. Михаила назначены 6 июля 1821 года управлять сею обителью Белевского Cuасопреображенского монастыря иеромонах Венедикт, утвержденный в звании строителя в 1822 году.

О. Венедикт настоятельствовал более всех своих предшественников, а именно с 1821 по 1851 год.

О. Венедикт родом из духовного звания, Сын причетника Алексинского уезда села Симонова; родной брат его, Киево-Печерской лавры иеросхимонах Парфений, духовник лавры и покойного высокопреосвященного Киевского митрополита Филарета, был известен всей России своею благочестиво-подвижническою жизнию и духовными дарованиями. Он скончался в 1855 году. О. Венедикт был послушником в Белевском Спасопреображенском монастыре, где и пострижен в монашество, и посвящен в сан иеромонаха. В 1821 г. 6 Июня назначен управлять Жабынскою пустынью, а 14 Октября 1822 г. утвержден строителем. 1841 г. определен благочинным над женскими монастырями; в 1882 г. награжден набедренником, в 1814, за долговременную и усердную службу, возведен в сан игумена, а в 1845 г. награжден от св. правительствующего Синода наперсным крестом. В 1851 г., когда Жабынская пустынь была отдана в управление поселившемуся в ней на покой преосвящ. Тульскому епискому Дамаскину, о. игумен Венедикт отказался от настоятельской должности, испросив себе увольнение на покой в Белевский Спасопреображенский монастырь, а в 1853 году, поехав в Киев на богомолье, с мыслию поместиться на покое в Киеве-Печерской лавре для купножития с братом о. Парфением, не застал его в живых, и сам вскоре последовал за ним, скончавшись в Киеве 5 Июля того же года; погребен в Китаевой пустыни, которую указал ему для жительства высокопреосвященный митрополит Филарет.

О. игумен Венедикт заслуживает боле всех своих предшественников (управлявших, сею обителью со времени ее восстановления с 1776 г.) благодарность за свою заботливость о благоустройстве обители и о приумножении ее скудных средств».

С 1851 по 1854 год Жабынская пустынь находилась под непосредственным управлением самого высокопреосвященного Дамаскина.

11) А в 1854 году, по представлению преосвященного Дамаскина, назначен исправлять должность строителя Жабынской пустыни иеромонах Hифонт, переведенный в Тульскую епархию из Орловской, а именно: из Коричевского Одрина монастыря, в коем он пострижен в монашество в 1849 году и посвящен в иеродиакона 1850 г., а во иеромонаха в 1852 г. о. Нифонт в 1859 г., согласно его прошению, уволен обратно в Орловскую епархию.

12) На место о. Нифонта, указом 10 Января 1859 года, назначен настоятелем сей пустыни иеромонах Алексий, из Новосильскогo Свято-духова монастыря, в коем он пострижен в монашество из вдовых священников в 1858 г. Он управлял Жабынскою пустынью до Октября месяца 1860 г., а в этом году перемещен настоятелем же в Новосильский Свято-Духов монастырь.

13) На место о. Алексия назначен 30 Сентября 1860 года настоятелем Жабынской пустыни казначей Новосильского Свято-Духова монастыря иеромонах Гамалиил, из духовного звания. Он управлял Жабынскою пустынью один год. Указом от 9 Октября 1861 г., он перемещен в Тульский архиерейский дом.

14) На место о. Гамалиила назначен исправлять должность строителя сей пустыни иеромонах Феодосий, из казначеев Белевского Спасопреображенского монастыря, который управляет ею и поныне.

* * *

22

См. о сем. В «Житиях русских свитых, собраных преосв. Филаретом, архиепископом, Черниговским, под 22 числом Января в статье «Преподобный Макарий, Белевский чудотворец».

23

В церкви упраздненного в 1764 году Козельского девичьего монастыря на четверогранном столпе, поддерживающем свод трапезы в числе изображенных на нем, еще недавно было видно изображение сего пр. Макария Белевского чудотворца. Это показывает, что память его чтилась во всей Крутицкой епархии и подтверждается свидетельством общих рукописных святцев XVII столетия,


Источник: Историко-статистическое описание Белевской Жабынской Введенской мужской общежительной пустыни / Сост. [архимандритом Леонидом (Кавелиным)]. - Тула : В тип. Н.И. Соколова, 1865. - [2], 128 с. (Авт. установлен по изд.: Рус. биогр. Словарь).

Комментарии для сайта Cackle